МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация МР Уфимский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
лицей с. Булгаково муниципального района
Уфимский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на методическом совете Протокол №____ от «___»___________2023г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ «___»_____________2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор лицея ___________Н.А. Полищук Приказ №____ от «___»___________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
естественнонаучной направленности
«Школьный медиацентр»
для обучающихся 8,9 классов
Срок реализации: 2023-2024 учебный год
с. Булгаково 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у учащихся медиакультуры и ключевых информационных и телекоммуникационных компетентностей современного общества. Учащиеся получат возможность познакомиться и поработать с различными видами информации, представленными в разных форматах. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает непрерывность обучения и возможность привлечения учащихся разных классов и возрастов.
Актуальность данного курса заключается в следующем: 21 век – век информационных технологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все сферы деятельности человека. Средства массовой информации стремительно переходят на цифровые платформы. Это позволяет передать необходимую информацию большому количеству читателей (слушателей) в значительно небольшой промежуток времени. Учащиеся-подростки являются основным каналом получения информации из электронных СМИ. Задача школы – не только научить подростка вычленять из любого источника информации ту, которая будет для него полезна и актуальна, но и научить самому создавать то, что будет полезно ему и окружающим. Специфика информационно – коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений в использовании интернет-технологий.
Работа в школьном медиацентре позволит учащимся развить свои навыки в сфере журналистики, попробовать себя в роли оператора, журналиста, корреспондента, ведущего и сценариста. Работа над страничкой школы в социальных сетях позволит сконцентрировать в одном месте полезную, актуальную, необходимую информацию для учащихся и учителей школы.
Рабочая программа учебного курса «Школьный медиацентр», разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Рабочей программы воспитания МОБУ лицей с. Булгаково
Рабочая программа рассчитана на обучающихся 8,9 классов. Количество занятий - 34 (1 час в неделю). Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и творческими выступлениями.
Цель программы: создание и развитие единого информационного пространства школы, а также создание условий для развития творческого потенциала школьников.
Задачи:
Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся;
Развивать речевые навыки обучающихся;
Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др.
Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений.
Создать живую, активно работающую информационную среду;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, приходить к компромиссу;
Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать их тому, чему уже они научились.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ (34 часа)
Раздел 1 (1 час) Вводное занятие
Теория: правила техники безопасности при работе в классе, на выездных занятиях и экскурсиях. Закрепление знаний об основах ведения странички школы в социальной сети ВКонтакте.
Практика: распределение обязанностей и ролей участников медиацентра.
Раздел 2 (5 часов) Обзор программ для создания контента
Теория: обзор бесплатных версий программ для создания картинок, плакатов, видеороликов и др., обзор новых программ, доступных для использования.
Практика: изучение инструментария основных программ для создания контента, поиск и изучение новых программ, доступных для использования.
Раздел 3 (3 часа) Разработка контент-плана
Теория: анализ контент-плана школьных СМИ с целью выявления плюсов и минусов организации интернет-пространства. Определение своего вектора работы медиацентра.
Практика: разработка постоянных рубрик для социальных сетей, обоснование необходимости и полезности каждой из рубрик для учащихся и педагогов школы.
Раздел 4 (7 часов) Создание новостных выпусков
Теория: Стиль и отбор новостей, ведение новостей, телевизионный репортаж.
Практика: Запись выпусков новостей и репортажей. Монтаж видеоновостей.
Раздел 5 (5 часов) Интервью
Теория: структура и виды интервью, изучение вопросов интервьюера. Практика: поиск героя, создание интервью. Промежуточная аттестация: творческая работа
Раздел 6 (6 часов) Операторское мастерство
Теория: Ракурсы. Планы. Виды видеороликов. Структура видео. Фотомастерство.
Практика: Идея и сценарий видеофильма. Монтаж видео Обсуждение просмотренного на «круглом столе».
Раздел 7 (6 часов) Работа с программами
Теория: изучение основ видеомонтажа и обработки фотографий.
Практика: работа с программами Movavi Video, VivaCut, PowerDirector, CapCut, Filmora, InShot . Монтаж видео. Обработка фотографии в программе Remini, BeCoco. Итоговая аттестация: творческая работа
Раздел 8 (1 час)Итоговое занятие.
Подведение итогов работы медиацентра за год Практика: Анализ просмотров и охватов странички школы, выявление удачных и неудачных моментов работы медиацентра в конкретном учебном году.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр»
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности ровесников.
Познавательные УУД:
умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях;
умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики;
умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиаконтента, умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
развитие и совершенствование речевых и публицистических навыков;
развитие критического анализа;
формирование навыка работы в группе, а также формирование взаимопомощи и взаимовыручки;
формирование навыка обработки и фильтрации большого объема информации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8,9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | https://vk.com/goodnews_fest |
2 | Обзор программ для создания контента | 5 | 1 | 4 | |
3 | Разработка контент-плана | 3 | 0,5 | 2,5 | |
4 | Создание новостных выпусков | 7 | 2,5 | 4,5 | https://stepik.org/course/81/promo |
5 | Интервью | 5 | 1 | 4 | https://saumk.ru/kursy-zurnalistiki.html |
6 | Операторское мастерство | 6 | 2 | 4 | |
7 | Работа с программами | 6 | 1 | 5 | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 10 | 24 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное пособие «Настольная книга журналиста». А.В. Колесниченко. Издательство Аспект Пресс, 2013 г. 334 с.
Учебное пособие по специальному курсу «Журналистика и медиа» И.Б. Александрова, А.В. Колесниченко., «Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова», Москва, 2022 г. 153 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Название пособия | Автор, издательство, год |
Школа журналистики: учебно-методическое пособие. | А. Б. Венецкая. – Магнитогорск, 2008. – 96 с. |
Учебное пособие по специальному курсу «ЖУРНАЛИСТИКА И МЕДИА» | Е. Л. Вартанова.- Москва, 2022– 153с. |
Учебное пособие «Мастерство журналиста. Практики обучения». | Под ред. С.К.Шайхитдиновой. – Казань., изд-во Казанского ун-та, 37 с. |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Название ЭОР | Активная ссылка на ЭОР (если ресурсы сети Интернет) |
Пособие для начинающих журналистов | http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm |
Портал для журналистов «Живое слово» | https://web.archive.org/web/20151007160148/http://zhivoeslovo.ru/index .php?option=com_content&task=view&id=116&Itemid=108 |
Портал медиа для журналистов. Теория и практика | http://www.mediasprut.ru/jour/index.shtml |
Журналистика и медиаграмотность. Обучающий курс для начинающих журналистов | https://stepik.org/course/81/promo |
Интернет-ресурсы | https://ifiyak.sfu-kras.ru/poleznye-ssylki/item/184/ |