СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности с использованием оборудование "Точки Роста" "Основы проектной деятельности" для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса "Основы проектной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности с использованием оборудование "Точки Роста" "Основы проектной деятельности" для 6 класса»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Воронежской области‌‌ 

Лискинский муниципальный район‌

МКОУ " Бодеевская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО


МО учителей-предметников

Зам. директора по УВР

Директор


__________Волкова О.В. О.В.

___________Воронина И.Н.

___________Кузнецова Е.А.

Протокол №_1_

Протокол №_1_

Приказ №_149_

от "_21_" 08.2023 г.

от "21" 08.2023 г.

от "21" 08.2023 г.


ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Основы проектной деятельности»

(ФГОС ООО)

для обучающихся 6 класса









Разработана и реализуется

учителем химии

Зайчиковым В.В.


с. Бодеевка,‌ 2023‌


Образовательная программа «Основы проектной деятельности ».

Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021

№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022

№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).

6.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

7. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;

8. Методического пособия Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова О.В. «Метод проектов – технология компетентностного -ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы» под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самапа: Издательство «Учебная литература», 2010.

Общая характеристика курса:

Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.

Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена необходимостью воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности обучающихся и доведении её до уровня проекто-исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.


Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.

Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Принципы реализации программы:
  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).



Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для индивидуального развития личности, творческой инициации, выработки навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формированию у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели –установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе.

Задачи программы:
  • выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

  • приобретение учащимися знаний о структуре проектной деятельности;

  • обучение способам поиска необходимой для проекта информации; способам обработки результатов и их презентации;

  • разработка системы проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;


  • разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

  • создание системы критериев оценки работ;

  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.


Курс рассчитан на учащихся 6 класса. Занятия по курсу проводятся 1 раз в неделю по одному занятию. Реализация данной программы курса рассчитана на один год (34 часа)


Особенности содержания курса, форм, выбираемых для работы с детьми

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.


Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные – регулятивные, коммуникативные, познавательные)
  1. Личностные

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира


  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной

жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных особенностей

  1. Метапредметные:

А) Регулятивные

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Б) Познавательные

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • Смысловое чтение.

В) Коммуникативные

  • Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

  1. Предметные:
  • Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

  • В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

  • Получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.


Мониторинг эффективности реализации программы

Текущий контроль: выполнения практических работ, тестирования, резюме, эссе, сообщения, собеседование, консультации, рефлексивный.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентация творческих работ, участие мини-конференциях, научно-практической конференции, конкурс, выставка и др.

Наиболее эффективными методами контроля во внеурочной деятельности являются:

    • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать);

    • анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития):

    • беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием «слушателе» в обмене мнениями);

    • изучение документации;

    • хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнения повторяющихся операций);

    • устная или письменная проверка знаний.

Учебно-тематический план.



Основные разделы, темы

Кол-во часов всего:

Из них:

теория

практика


1.


Введение

2

2


2.



Этапы работы над проектом.

16

10

6

3.


Как работать в команде.


7

5

2

4.

Создание индивидуального проекта.

9

2

7































Содержание программы

Тема/количество часов

Содержание

Формы деятельности

Виды деятельности

1

Введение, 2ч.

Что такое проект и проектная деятельность. Проектный продукт. История

проектирования. Проекты в современном мире.

Лекция. Беседа. Мозговой штурм. Круглый стол.

Выполнение практических заданий и упражнений.

Создание групповых и индивидуальных проектов. Публичное выступление.

Дискуссия.

Учебно- исследовательск ая, проектная, информационно- познавательная,

практическая (прикладная)

2

Этапы работы над проектом, 16 ч.

Виды проектов и их характеристика. Особенности структуры проекта. Выбор темы проекта. Постановка проблемы. Определение

актуальности. Планирование проекта. Гипотеза. Как создаются гипотезы. Цель. Способы достижения цели. Задачи проекта. Определение задач. Виды ресурсов. Определение ресурсов. Работа со справочной литературой. Работа с интернет-источниками. Оформление библиографического списка. Выбор способа сбора данных. Опросы и интервью. Правила оформления проекта. Подготовка проекта к защите. Основы риторики. Умение вести дискуссию. Публичное выступление. Самооценка и критерии оценивания проекта.

3

Как работать в команде,

7 ч.

Что такое команда. Командные роли. Конфликтные ситуации. Групповое взаимодействие. Создание группового мини-проекта «Биология в жизни

каждого». Презентация мини-проекта

4

Создание индивидуального проекта, 9ч.

Работа над индивидуальным проектом «История моей семьи». Анализ собственной проектной деятельности. Планирование выступления.

Презентация и защита проектов. Обсуждение результатов работы и самоанализ.








Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Контрольные работы


Практические работы


Дата

план

Дата

факт

1

Что такое проект и проектная деятельность. Проектный продукт.



07.09


2

История проектирования. Проекты в современном мире.



14.09


3

Виды проектов и их характеристика.



21.09


4

Особенности структуры проекта.



28.09


5

Выбор темы проекта. Постановка проблемы. Определение актуальности.



05.10


6

Планирование проекта.



12.10


7

Гипотеза. Как создаются гипотезы.



1.10


8

Цель. Способы достижения цели.



26.10


9

Задачи проекта. Определение задач.



09.11


10

Виды ресурсов. Определение ресурсов.



16.11


11

Работа со справочной литературой.



23.11


12

Работа с интернет-источниками.



01.12


13

Оформление библиографического списка.



08.12


14

Выбор способа сбора данных. Опросы и интервью.



15.12


15

Правила оформления проекта.



22.12


16

Подготовка проекта к защите.



29.12


17

Основы риторики. Умение вести дискуссию. Публичное выступление.



12.01


18

Самооценка и критерии оценивания проекта.



19.01


19

Что такое команда. Командные роли.



26.01


20

Конфликтные ситуации.



02.02


21

Групповое взаимодействие.



09.02


22

Создание группового мини-проекта «География в жизни каждого».



16.02


23

Работа над групповым мини-проектом.



02.03


24

Работа над групповым мини-проектом.



09.03


25

Презентация мини-проекта.



16.03


26

Работа над индивидуальным проектом.



23.03


27

Работа над индивидуальным проектом.



06.04


28

Работа над индивидуальным проектом.



13.04


29

Анализ собственной проектной деятельности.



20.04


30

Анализ собственной проектной деятельности.



27.04


31

Планирование выступления.



04.05


32

Презентация и защита проектов.



11.05


33

Презентация и защита проектов.



18.05


34

Обсуждение результатов работы и самоанализ.



25.05












Источники информации:
  1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. – 2000. - №4.

  2. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автор-составитель С.В. Третьякова, -

издательства Москва «Просвещение», 2014 г.

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!