Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 ( классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
углубления базовых знаний по теории текста;
использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему-либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу?(Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
прочитайте аннотацию;
обратите внимание на условные обозначения;
выделите заголовки и рубрики;
представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
просмотрите первую и последнюю страницы.
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
прочитайте, кто автор текста;
прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать?Чего жду от этой главы, параграфа?
найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работав малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал».Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома учащимся:
заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
самостоятельное чтение текста и выявление информации,
совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?
заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Источники информации |
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
Географические последствия землетрясений (отражает тему);
Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
Золотые пески Египта (рекламная функция);
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).
Проблемныйвопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовыев опросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
подбор заглавий,
характеризующих тему;
характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
указывающих на событие, время, действующее лицо;
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:
Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
Что вам уже известно по этой теме?
Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
Аукцион «Кто больше?»
Игра «Правда ли, что .?.»
Реши задачу
В поисках слова
Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipcdia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);
выделять существенные признаки слова (например: для слова квадрат из слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термомет риз слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).
«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
«Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам).
Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» (Дидактический материал: к занятию 11.);
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; вспомогательная информация; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
определите границы известной/неизвестной информации;
выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.).
Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации,совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
«О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ несплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с несплошными текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.
Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:
определите вид текста;
выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
определите основное содержание;
вопросы при изучающем чтении
проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста;
найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?
Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными
Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
Каким типом речи является данный текст? Докажите.
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
Объясните деление текста на абзацы?
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
Определите средства связи между … и …предложениями.
Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографов о возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
«Угадай слово»
«Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»:творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»; «Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
выясните значение незнакомых слов, терминов;
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
запишите главную мысль абзаца кратко;
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:
определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида несплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры несплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);
реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой несплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов несплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
Что нового и полезного вы узнали из текста?
Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?
Возможны ли другие пути решения вопроса?
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
Где можно применить полученные знания?
Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
учащиеся научатся
осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметные результаты:
учащиеся овладеют
элементарными навыками работы с книгой;
умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
прогнозировать содержание текста;
находить скрытую информацию в тексте;
использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности
№п/п | Тематические блоки, темы | Количество часов | Форма проведения занятий | Электронные (цифровые) образ. ресурсы | Реализация воспитательного потенциала учебного занятия с учётом направлений рабочей программы воспитания |
1 | Виды чтения | 7 | Практикум тренинг | Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru Википедия https://ru.wikipedia.org Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru | Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; - Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
2 | Учимся читать учебный текст | 6 | Практикум-исследование | Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru Википедия https://ru.wikipedia.org Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru | -Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной (знаковой) основой: систематизация учебного материала |
3 | Строение текстов разных типов речи | 5 | Практикум Ролевая игра | Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru Википедия https://ru.wikipedia.org Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru | Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; - Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока |
4 | Погружение в текст | 16 | Диспут тренинг | Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru Библиотека http://lib.ru Википедия https://ru.wikipedia.org Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru | -Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной (знаковой) основой: систематизация учебного материала |
Поурочное планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося | Дата |
По плану | По факту |
| Умеем ли мы читать? (Виды чтения) | 1 | Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы | | |
| Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок | 1 | Извлечение нужной информации из текста; составление памятки, работа в группах | | |
| Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал») | 1 | Освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП | | |
| Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) | 1 | Подготовка к конкурсу чтецов по выбранной теме: | | |
| С чего начинается текст? (Роль заглавия) | 1 | Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста | | |
| Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | 1 | Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. | | |
| Внимание к слову. | 1 | Лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения | | |
| Тематический конкурс чтецов | 1 | Участие в конкурсе чтецов | | |
| Наши друзья и помощники (Словари и справочники) | 1 | Знакомство с словарями | | |
| Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) | 1 | Решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: | | |
| Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 1 | Находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения | | |
| Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) | 1 | Поиск информации и понимание прочитанного | | |
| Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) | 1 | Выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. | | |
| Как читать несплошной текст?. | 1 | Поиск и обработка информации в несплошных текстах | | |
| Шифровка и дешифровка текста. | 1 | Поиск и нахождение информации в несплошных текстах | | |
| Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) | 1 | Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи | | |
| Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов» | 1 | Ролевая игра | | |
| «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) | 1 | Развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения | | |
| Погружение в текст. | 1 | Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи | | |
| Погружение в текст | 1 | Выделение тезиса и аргументов/ примеров в тексте учебно-научного стиля речи | | |
| Воображение и прогнозирование. | 1 | Изучение приёмов прогнозирования | | |
| Воображение и прогнозирование. | 1 | Прогнозирование содержания | | |
| Диалог с текстом. | 1 | Составление вопросов к тексту | | |
| Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) | 1 | Составление вопросов к тексту | | |
| Диалог с текстом (Выделение главной мысли) | 1 | Составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой | | |
| Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» | 1 | Участие в командной игре | | |
| Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) | 1 | Осмысление информации, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации | | |
| Что помогает понять текст? (План текста) | 1 | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана | | |
| Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) | 1 | Структурирование информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана | | |
| Шифровка и дешифровка текста. | 1 | Обработка и перекодирование информации | | |
| Когда текст прочитан. | 1 | Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) | | |
| Когда текст прочитан(Оценка информации) | 1 | Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. | | |
| Практикум-диагностика | 1 | Работа с тестом | | |
| Чему я научился | 1 | Создание памятки | | |
| Итого: | 34 | | | |
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учащихся
Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс.— М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Литература для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
Библиотека http://lib.ru
Википедия https://ru.wikipedia.org
Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ;http://school-collection.edu.ru