Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ________________________________________________________________________
ПРИНЯТА Педагогическим советом ________________________ ________________________ ________________________ Протокол №___ от __________ | | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № ___ от ___________ ___________________________ ________________ __________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
По курсу: Непростые вопросы обществознания
Класс: 9
Учитель: Карманов Владимир Юрьевич
г. Санкт-Петербург
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе Федерального Закона №272 – ФЗ от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерством образования России.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, планирующих сдавать экзамен по обществознанию в формате ОГЭ. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности и рассчитана на 34 часа.
Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации. Обществознание относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 8-9-х классов к ОГЭ.
1.1. Цель реализации программы:
Использование данной программы направлено на формирование более глубокие представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ.
Программа по подготовке к сдаче ОГЭ по обществознанию имеет следующие развивающие и воспитательные задачи:
развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена;
развитие познавательной активности учащихся;
развитие компенсаторной компетенции;
воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.
1.2. Задачи реализации программы учебного предмета:
способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в новой форме;
стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях;
ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
развивать гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
1.3. Ожидаемые результаты обучения:
По итогам прохождения курса учащиеся должны:
Знать и понимать:
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной; самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
характерные черты социального объекта, элементы его описания.
Уметь:
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
овладение навыками компьютерных технологий;
решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
определять основания и способы своих и чужих действий;
определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
оперировать с абстракциями различной степени сложности;
выдвигать гипотезы;
Текстовые:
уметь освещать материал логически, последовательно;
при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
Содержание учебного предмета
1. Структура и особенности ОГЭ по обществознанию – 2 час.
2. Человек и общество - 4 часа.
3. Духовная сфера - 4 часа.
4. Экономика – 4 часа.
5. Социальная сфера – 4 часа.
6. Политика – 4 часа.
7. Право – 4 часа
8. Итоговый контроль – 2 час.
Содержание программы
Введение (2 часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы для проведения итоговой аттестации. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. Характеристика заданий, используемых для проведения итоговой аттестации.
Тема 1. «Человек и общество» (4 часа)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 2. «Духовная сфера общества» (4 часа)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Тема 3. «Экономическая сфера общества» (4 часа)
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.
Тема 4. «Социальная сфера общества» (4 часа)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Тема 5. «Политическая сфера обществ» (4 часа)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. «Право» (4 часа)
Право и его роль в жизни общества. Международное гуманитарное право.
Отрасли права. Конституция РФ, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.
Итоговая зачетная работа в форме ОГЭ (2 часа)
Каждая тема сопровождается выполнением практической части по изученному материалу:
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия;
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту;
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста;
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте;
Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса;
Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Кол-во часов | Форма организации учебных занятий |
1. | Введение | 2 часа | Групповая |
2. | «Человек и общество» | 4 часа | Групповая, индивидуальная |
3. | «Экономическая сфера общества» | 4 часа | Групповая, индивидуальная |
4. | Промежуточный контроль | 1 час | Индивидуальная |
5. | «Политическая сфера общества» | 4 часа | Групповая, индивидуальная |
6. | «Духовная сфера общества» | 4 часа | Групповая, индивидуальная |
7. | Промежуточный контроль | 1 час | Индивидуальная |
8. | «Социальная сфера общества» | 4 часа | Групповая, индивидуальная |
9. | «Право» | 4 часа | Групповая, индивидуальная |
10. | Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ОГЭ, по решению КИМов | 1 час | Групповая, парная |
11. | Итоговая диагностическая работа | 2 часа | Индивидуальная |
12 | Анализ диагностической работы, ликвидация пробелов в знаниях | 3 часа | Групповая, индивидуальная |
| Итого | 34 часа | |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
№ п\п | Дата проведения | Название темы | Кол-во часов | Используемое оборудование и ЦОР |
План | Факт |
Введение |
1. | | | Характеристика структуры экзаменационной работы. Заполнение бланков | 1 ч. | |
2. | | | Характеристика заданий, используемых для проведения ОГЭ | 1 ч. | |
«Человек и общество» |
3. | | | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами | 1 ч. | |
4. | | | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме | 1 ч. | |
5. | | | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | |
6. | | | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Человек и общество» | 1 ч. | |
«Экономическая сфера общества» |
7. | | | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами | 1 ч. | |
8. | | | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме | 1 ч. | |
9. | | | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | |
10. | | | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Экономическая сфера общества» | 1 ч. | |
11. | | | Промежуточный контроль | 1 ч. | |
«Политическая сфера общества» |
12. | | | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме | 1 ч. | |
13. | | | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | |
14. | | | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами | 1 ч. | |
15. | | | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Политическая сфера общества» | 1 ч. | |
«Духовная сфера общества» |
16. | | | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами | 1 ч. | |
17. | | | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | |
18. | | | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме | 1 ч. | |
19. | | | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Духовная сфера общества» | 1 ч. | |
20. | | | Промежуточный контроль | 1 ч. | |
«Социальная сфера общества» |
21. | | | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами | 1 ч. | |
22. | | | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме | 1 ч. | |
23. | | | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | |
24. | | | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Социальная сфера общества» | 1 ч. | |
«Право» |
25. | | | Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами | 1 ч. | |
26. | | | Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме | 1 ч. | |
27. | | | Работа с текстом и обществоведческими источниками | 1 ч. | |
28. | | | Тестирование в форме ОГЭ по теме «Право» | 1 ч. | |
29. | | | Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ОГЭ, по решению КИМов | 1 ч. | |
30-31. | | | Итоговая диагностическая работа | 2 ч. | |
32-34. | | | Анализ диагностической работы, ликвидация пробелов в знаниях | 3 ч. | |
| | | Итого | 34 часа | |
Литература:
1. Бабленкова И.И., В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо
2. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г
3. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г
4. Конституция РФ.- М.,2014
5. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
6. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
7. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
справочники,
учебники,
распечатки с заданиями,
компьютер и проектор,
видеоматериалы.