СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Непростые вопросы обществознания» для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Непростые вопросы обществознания» для 9 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ________________________________________________________________________



ПРИНЯТА

Педагогическим советом

________________________

________________________

________________________

Протокол №___ от __________




«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № ___ от ___________

___________________________

________________ __________








Рабочая программа внеурочной деятельности


По курсу: Непростые вопросы обществознания


Класс: 9








Учитель: Карманов Владимир Юрьевич










г. Санкт-Петербург


2022 - 2023 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе Федерального Закона №272 – ФЗ от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерством образования России.

Предлагаемая программа предназначена для учащихся основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на учащихся 9-х классов, планирующих сдавать экзамен по обществознанию в формате ОГЭ. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности и рассчитана на 34 часа.

Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации. Обществознание относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 8-9-х классов к ОГЭ.


1.1. Цель реализации программы:

Использование данной программы направлено на формирование более глубокие представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ.


Программа по подготовке к сдаче ОГЭ по обществознанию имеет следующие развивающие и воспитательные задачи:

  • развитие навыков и умений, необходимых для успешной сдачи экзамена;

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • развитие компенсаторной компетенции;

  • воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.


1.2. Задачи реализации программы учебного предмета:

  • способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в новой форме;

  • стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

  • отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

  • содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях;

  • ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;

  • развивать гибкость, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий;

  • научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.


1.3. Ожидаемые результаты обучения:

По итогам прохождения курса учащиеся должны:

Знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека;

  • основные этапы и факторы социализации личности;

  • место и роль человека в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной; самоорганизующейся системы;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • основные социальные институты и процессы;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

  • различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

  • сопоставлять различные научные подходы;

  • различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.


Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

К окончанию года обучения обучающиеся должны:

Знать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

  • существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

  • термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

  • характерные черты социального объекта, элементы его описания.

Уметь:

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  • приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

  • осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

  • применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

  • применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

  • работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

  • овладение навыками компьютерных технологий;

  • решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.


В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

  • соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

  • определять основания и способы своих и чужих действий;

  • определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

  • сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

  • оперировать с абстракциями различной степени сложности;

  • выдвигать гипотезы;

Текстовые:

  • уметь освещать материал логически, последовательно;

  • при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

  • определять основания чужой точки зрения;

  • вести дискуссию;

  • проявлять толерантность.


Содержание учебного предмета


1. Структура и особенности ОГЭ по обществознанию – 2 час.

2. Человек и общество - 4 часа.

3. Духовная сфера - 4 часа.

4. Экономика – 4 часа.

5. Социальная сфера – 4 часа.

6. Политика – 4 часа.

7. Право – 4 часа

8. Итоговый контроль – 2 час.


Содержание программы


Введение (2 часа)

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы для проведения итоговой аттестации. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена. Характеристика заданий, используемых для проведения итоговой аттестации.


Тема 1. «Человек и общество» (4 часа)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.


Тема 2. «Духовная сфера общества» (4 часа)

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.


Тема 3. «Экономическая сфера общества» (4 часа)

Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.


Тема 4. «Социальная сфера общества» (4 часа)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.


Тема 5. «Политическая сфера обществ» (4 часа)

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство.


Тема 6. «Право» (4 часа)

Право и его роль в жизни общества. Международное гуманитарное право.

Отрасли права. Конституция РФ, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс.


Итоговая зачетная работа в форме ОГЭ (2 часа)


Каждая тема сопровождается выполнением практической части по изученному материалу:

  • Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия;

  • Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту;

  • Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста;

  • Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте;

  • Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

  • Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса;

  • Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.


Тематическое планирование

№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Форма организации учебных занятий

1.

Введение

2 часа

Групповая

2.

«Человек и общество»

4 часа

Групповая, индивидуальная

3.

«Экономическая сфера общества»

4 часа

Групповая, индивидуальная

4.

Промежуточный контроль

1 час

Индивидуальная

5.

«Политическая сфера общества»

4 часа

Групповая, индивидуальная

6.

«Духовная сфера общества»

4 часа

Групповая, индивидуальная

7.

Промежуточный контроль

1 час

Индивидуальная

8.

«Социальная сфера общества»

4 часа

Групповая, индивидуальная

9.

«Право»

4 часа

Групповая, индивидуальная

10.

Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ОГЭ, по решению КИМов

1 час

Групповая, парная

11.

Итоговая диагностическая работа


2 часа

Индивидуальная

12

Анализ диагностической работы, ликвидация пробелов в знаниях

3 часа

Групповая, индивидуальная


Итого

34 часа




Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Практическое обществознание»

№ п\п

Дата проведения

Название темы

Кол-во часов

Используемое оборудование и ЦОР

План

Факт

Введение

1.



Характеристика структуры экзаменационной работы. Заполнение бланков

1 ч.


2.



Характеристика заданий, используемых для проведения ОГЭ

1 ч.


«Человек и общество»

3.



Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами

1 ч.


4.



Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме

1 ч.


5.



Работа с текстом и обществоведческими источниками

1 ч.


6.



Тестирование в форме ОГЭ по теме «Человек и общество»

1 ч.


«Экономическая сфера общества»

7.



Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами

1 ч.


8.



Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме

1 ч.


9.



Работа с текстом и обществоведческими источниками

1 ч.


10.



Тестирование в форме ОГЭ по теме «Экономическая сфера общества»

1 ч.


11.



Промежуточный контроль

1 ч.


«Политическая сфера общества»

12.



Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме

1 ч.


13.



Работа с текстом и обществоведческими источниками

1 ч.


14.



Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами

1 ч.


15.



Тестирование в форме ОГЭ по теме «Политическая сфера общества»

1 ч.


«Духовная сфера общества»

16.



Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами

1 ч.


17.



Работа с текстом и обществоведческими источниками

1 ч.


18.



Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме

1 ч.


19.



Тестирование в форме ОГЭ по теме «Духовная сфера общества»

1 ч.


20.



Промежуточный контроль

1 ч.


«Социальная сфера общества»

21.



Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами

1 ч.


22.



Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме

1 ч.


23.



Работа с текстом и обществоведческими источниками

1 ч.


24.



Тестирование в форме ОГЭ по теме «Социальная сфера общества»

1 ч.


«Право»

25.



Работа с обществоведческими терминами, схемами, таблицами

1 ч.


26.



Повторение ключевых тем раздела, работа с заданиями повышенной сложности по теме

1 ч.


27.



Работа с текстом и обществоведческими источниками

1 ч.


28.



Тестирование в форме ОГЭ по теме «Право»

1 ч.


29.



Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ОГЭ, по решению КИМов

1 ч.


30-31.



Итоговая диагностическая работа


2 ч.


32-34.



Анализ диагностической работы, ликвидация пробелов в знаниях

3 ч.





Итого

34 часа




Литература:

1. Бабленкова И.И., В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо

2. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г

3. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г

4. Конституция РФ.- М.,2014

5. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/

6. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

7. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/

8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/

9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • справочники,

  • учебники,

  • распечатки с заданиями,

  • компьютер и проектор,

  • видеоматериалы.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!