СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для учащихся 3-4 классов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по информатике для учащихся 3-4 классов "Занимательная информатика"

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для учащихся 3-4 классов"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования Оренбургской области


Муниципальное образование г. Медногорск


МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Медногорска"



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО Цее Л.Ю. завуч по УР Мягкова Ю.К. директор Кочубей Е.П.

Протокол №1 Протокол №1 Приказ №1

от "29" 082022 г. от "29" 082022 г от "29" 082022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по информатике

для учащихся 3-4 классов

«Занимательная информатика»

на 2022-2023 учебный год



Составитель: Пацук Татьяна Анатольевна

учитель информатики








Медногорск 2022




  1. Пояснительная записка

Данная программа для внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы "Информатика 2-4 классы" Н.В. Матвеевой и др., издательство Москва "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2016 г.

МК входят:

1) учебники для 3 и 4 классов:

учебник "Информатика" 3 класс, в 2-х частях, Н.В. Матвеева и

др., издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2014 г.

2) учебник "Информатика" 4 класс, в 2-х частях, Н.В. Матвеева

и др., издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2014 г.

3) методическое пособие для учителя "Информатика", УМК для

начальной школы, О.А. Полежаева;

4) книга для дополнительного чтения «Расширь свой кругозор»;

4) электронное приложение к УМК.


Цели изучения курса информатики в начальной школе

Информатика рассматривается в начальной в двух аспектах. Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и

средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах

работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).

Данная программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.



  1. Результаты освоения курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-я группа требований: личностные результаты. Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:

1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

1.3) социальные компетенции;

1.4) личностные качества

2-я группа требований: метапредметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:

2.1) познавательных;

2.2) регулятивных;

2.3) коммуникативных;

2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)

3-я группа требований: предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.

С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;

- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;

- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;

- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);

- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?»,

«Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;

- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;

- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…» и давать

элементарное обоснование высказанного суждения;

- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений— путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);

- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «A какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;

- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Какой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;

- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.

  1. Содержание курса

Информация, человек и компьютер.

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.

Знакомство с персональным компьютером

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практические работы.

«Знакомство с основными устройствами компьютера» «Освоение работы с мышкой. Разукрашка»

Действия с информацией

Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.

Освоение клавиатурного тренажёра

Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв. Практическая работа «Клавиатурный тренажёр»

Изучение простейшего графического редактора

Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов. Практические работы:

Освоение среды графического редактора Paint.

Инструменты для рисования.

Сохранение рисунка.

абота с фрагментами рисунков.

Создание изображения в Painte.

Создание своего рисунка.

Мини-проект Рaint

Знакомство с текстовым процессором MS Office Word

Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку. Практические работы:

Освоение среды графического редактора Word.

Набор текста

Редактирование документа Форматирование документа Работа с фрагментами текста» Панель рисования Создание документа Мини-проект word

Виды деятельности обучающихся:

  • чтение текста

  • выполнение заданий и упражнений

  • наблюдение за объектом изучения (компьютером)

  • компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

  • Опрос

  • Тестирование

  • эвристическая беседа

  • разбор задания

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.

4 класс

Повторение изученного в 3 классе

Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.

Основные понятия, изученные в 3 классе. Проверка сформированности навыков работы с ПК, с программами Word, Paint.

Практические работы: «Организация рабочего места» «Создание рисунка в Painte» «Создание документа в Worde»

Мир объектов

Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.

Компьютер, системы и сети

Компьютер - это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.

Создание презентаций в Power Point

Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MS Office PowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над мини-проектом. Практические работы: Освоение среды Power Point.

« Создание и макет слайдов»,

«Работа с текстом в презентации»,

«Вставка готовых фигур и рисунков»,

«Панель рисования»

Настройка анимации.

«Работа с анимациями.»

«Дизайн слайда»

«Работа со звуком»

«Вставка гиперссылок»

«Создание презентации»

Виды деятельности обучающихся:

  • чтение текста

  • выполнение заданий и упражнений

  • наблюдение за объектом изучения (компьютером)

  • компьютерный практикум (работа с электронным пособием)

  • опрос

  • тестирование

  • эвристическая беседа

  • разбор задания

  • физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.


Основные виды учебной деятельности


Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

• выделение и называние объекта окружающей действи­тельности, в том числе в терминах информатики (источ­ник информации, приемник, канал связи, носитель ин­формации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управ­ления и др.);

• называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называ­ние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, испол­нителя алгоритма и других объектов информатики;

• выделение и называние свойств объекта (системы), кото­рые отражены в той или иной его модели;

• сравнение между собой объектов, в том числе абстракт­ных объектов информатики (например, сравнение про­цесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделиро­вания и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);

• формулирование суждения и умозаключения.

Практическая деятельность учащихся начальной шко­лы на уроках информатики:

• преобразование одной формы представления информа­ции в другую (текста в схему, текста в числовое выраже­ние, таблицы в текст или схему и т. д.);

• описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, от­ношения;

• создание текстовой, математической и графической мо­делей объекта окружающего мира;

• создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;

• сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов переда­чи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.)!

• обмен письменными сообщениями и файлами по элек­тронной почте;

• осуществление коммуникативного процесса с помощью программы Skyре;

• поиск данных в сети Интернет (но ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является внеурочное занятие. В первой части занятия проводиться объяснение нового материала, а в конце занятия планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в начальных классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.



Название темы

Характеристика видов деятельности учащихся


Повторение: информация, человек и компьютер


Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Действия с информацией

.

Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Мир объектов

.

Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Компьютер, системы и сети

.

Оценка—выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела. Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере). Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах. Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Тематическое планирование


3 класс


Темы раздела

Количество часов всего

Теория

Практика

Информация, человек и

5

5


компьютер.




Знакомство с

3

1

2

Персональным




Компьютером




Действия с информацией

7

7


Освоение клавиатурного

2

1

1

Тренажера




Изучение простейшего

8

2

6

графического редактора




Знакомство с текстовым

9

2

7

процессором MS Office Word




Всего

34

17

16


4 класс

Темы раздела

Количество часов всего

теория

практика

Повторение изучен-

3


3

ного в 3 классе.




Мир объектов

9

9


Компьютерные

6

6


системы и сети




Учимся создавать

16

2

14

презентации в MS




Office Power Point




Всего

34

17

17



4. Календарно-тематическое планирование

для внеурочной деятельности по информатике

«Увлекательный мир информатики»

для 3 класса



Тема урока

Кол.часов

Дата проведения: план/факт

1

Техника безопасности Человек и информация.

1 ч


2

Практическая работа №1

«Знакомство с основными устройствами компьютера»

1 ч


3

Источники и приемники информации.

1 ч


4

Человек и компьютер.

1 ч


5

Компьютер

1 ч


6

Практическая работа №2

«Освоение работы с мышкой. Разукрашка»

1 ч


7

Носители информации.

1 ч


8

Клавиатура

1 ч


9

Практическая работа №3 «Клавиатурный тренажёр»

1 ч


10

Графического редактор Paint.

1 ч


11

Практическая работа № 5«Освоение среды графического редактора Paint.»

1 ч


12

Практическая работа № 6 Инструменты для рисования

1 ч


13

Практическая работа №7 «Сохранение рисунка»

1 ч


14

Практическая работа №8 «Работа с фрагментами рисунков»

1 ч


15

Практическая работа №9 «Создание изображения в Painte»

1 ч


16

Практическая работа №10 «Создание своего рисунка»

1 ч


17

Мини-проект Рaint

1 ч


18

Обобщение по теме «Информация, человек и компьютер»

1 ч


19

Получение информации.

1 ч


20.

Текстовый редактор Word

1 ч


21.

Практическая работа № 11«Освоение среды текстового редактора Word.»

1 ч


22.

Представление информации.

1 ч


23.

Практическая работа № 12 «Набор текста»

1 ч


24.

Кодирование информации.

1 ч


25.

Практическая работа № 13 «Редактирование документа»

1 ч


26.

Кодирование и шифрование данных

1 ч


27.

Практическая работа № 14 «Форматирование документа»

1 ч


28.

Хранение информации.

1 ч


29.

Практическая работа № 15 ««Работа с фрагментами текста»

1 ч


30.

Обработка информации

1 ч


31

Практическая работа № 16 «Панель рисования»

1 ч


32

Практическая работа № 17 «Создание документа»

1 ч


33

Обобщение по теме «Действия с информацией»

1 ч


34

Мини-проект word

1 ч



4 класс


1

Правила техники безопасности. Повторение основных понятий . Практическая работа №1 «Организация рабочего места»

1 ч


2

Практическая работа №2«Создание рисунка в Painte»

1 ч


3

Практическая работа №3«Создание документа в Worde»

1 ч


4

Объект, его имя и свойства.

1 ч


5

Знакомство с MS Office PowerPoint

1 ч


6

Объект и его свойства

1 ч


7

Практическая работа №4 « Освоение среды Power Point.»

1 ч


8

Функции объекта

1 ч


9

Практическая работа №5 «Создание и макет слайда»

1 ч


10

Отношения между объектами

1 ч


11

Практическая работа № 6 «Работа с текстом в презентации» Вставка готовых фигур и рисунков.

1 ч


12

Отношения между объектами

1 ч


13

Практическая работа №7 « Вставка

готовых фигур и рисунков.»

1 ч


14

Характеристика объекта

1 ч


15

Практическая работа №8 «Панель рисования»

1 ч


16

Характеристика объекта

1 ч


17

Практическая работа №9 «Дизайн слайда»

1 ч


18

Документ и данные об объекте

1 ч


19

Практическая работа №10 «Настройка анимации.»

1 ч


20

Обобщение по теме« Мир объектов»

1 ч


21

Практическая работа № 11«Работа с анимациями.»

1 ч


22

Компьютер – это система

1 ч


23

Практическая работа № 12 «Работа со звуком»

1 ч


24

Системные программы и операционная система

1 ч


25

Практическая работа №13 «Вставка гиперссылок»

1 ч


26

Файловая система

1 ч


27

Практическая работа №14 «Создание презентации.»

1 ч


28

Компьютерные сети

1 ч


29

Практическая работа №15 «Создание презентации.»

1 ч


30

Информационные системы

1 ч


31

Практическая работа №16 «Создание презентации.»

1 ч


32

Практическая работа № 17

«Создание презентации»

1 ч


33

Обобщение по теме

«Компьютер, системы и сети»

«Мир объектов».

1 ч


34

Мини-проект

1 ч



5. Материально-техническое обеспечение


• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс;

• учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 4 класс;

• методическое пособие для учителя;

• Электронное сопровождение УМК:

• ЭОР Единой коллекции (http://school-collection.edu. ги/) к учебнику Н. В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс;

• ЭОР Единой коллекции «Системы виртуальных лабора­торий но информатике: задачник 2—6»;

• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь учени­ка), 3 класс, Н. В. Матвеева и др.;

• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь учени­ка), 4 класс, Н. В. Матвеева и др.;

• авторская мастерская Н. В. Матвеевой (http://metodist. lbz .ru/authors/informatika/4/);

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!