Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20 г. Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
«Согласовано» Заместитель директора по ВР __________ Миронова О.В. от «___ » августа 2021 г. «Рассмотрено» Руководитель школьного методического объединения __________ Протокол №____ «____ » августа 2021 г. | | «Утверждено» Директор МОБУ СОШ № 20 __________ Сатаров В. И. Приказ №____ от «____ » августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по английскому языку «EnglishOK» в 7 В классе
(интеллектуальное направление)
Байковой Анны Игоревны
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Данный курс создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры.
Программа предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 35 уроков. Каждое занятие имеет свое название, подчиненное общей тематике курса - изучение страноведческого материала и культурологии Великобритании. Программа построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история, география.
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования) и нетрадиционного урока – ролевой игры, викторины, проекта, составление коллажа. Занятия ориентированы на проведение различных форм работы – индивидуальной, парной, групповой. Все задания на уроках информационно-ориентированные, призванные вызывать интерес к изучению темы. Контроль осуществляется в форме проведения викторины, защиты проектов.
Данная программа направлена на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями основной программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цели:
Развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;
Расширение страноведческих и культуроведческих знаний учащихся и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся;
Дать представление о социокультурном портрете страны изучаемого языка, прививать интерес к иноязычной культуре, традициям; достопримечательностям англоязычных стран, расширить лингвострановедческий кругозор учащихся.
Задачи:
Дать представление о социокультурном портрете Великобритании: территория, население, географические условия, государственный флаг, государственный герб, столица, крупные города.
Дать представление о культурном наследии: всемирноизвестных национальных центрах и памятниках.
Находить, сравнивать и обобщать страноведческую информацию, получаемую из разных источников.
Составить представление о роли английского языка в современном мире как средстве международного общения.
Эффективно использовать полученную информацию для составления собственных устных и письменных текстов.
Узнать о традициях и обычаях страны изучаемого языка.
Повысить мотивацию к изучению английского языка.
Развить навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видов работы.
Расширить и углубить знания учащихся в различных видах речевой деятельности.
Расширить общеобразовательный кругозор учащихся.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Виды деятельности:
- речевые и фонетические разминки;
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- проектная деятельность;
- диалоги;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
-добровольность участия и желание проявить себя;
-сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
-сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
-эстетичность всех проводимых мероприятий;
-четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
-наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность -участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
-широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
-гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
-привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
2. Общая характеристика программы по английскому языку
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на французском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Описание места программы в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Результаты освоения программы
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».
Метапредметными результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».
Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 7 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «EnglishOK»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
-особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
-имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
-наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
-названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
-применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
-составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-понимать на слух речь учителя, одноклассников;
-понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
-выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
-расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
-инсценировать изученные сказки;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
-толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
-познавательная, творческая, общественная активность;
-самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
-умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
-коммуникабельность;
-уважение к себе и другим;
-личная и взаимная ответственность;
-готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов:
Выставки проектных работ, рисунков, презентации, коллажи.
Содержание изучаемого курса
№ | Тема | Количество часов | Работы учащихся, практическая часть |
Теория | Практика | Всего |
1 | Введение. Изучение английского языка – это здорово! | 1 | | 1 | |
2 | Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Географические особенности. | 4 | 1 | 5 | Игра-соревнование на тему «Великобритания» |
3 | Символы Соединенного королевства (флаг, герб, гимн, флористические символы) | 2 | 2 | 4 | Коллаж «Символы Соединенного Королевства» |
4 | Достопримечательности Великобритании | 4 | 1 | 5 | Конкурс рисунков |
5 | Знаменитые люди Великобритании | 2 | 3 | 5 | Проект «Знаменитые люди Великобритании» |
6 | Выдающиеся изобретения Британии | 1 | 3 | 4 | Проект «Лучшее изобретение» |
7 | Национальные традиции | 2 | 1 | 3 | Презентации |
8 | Национальные праздники | 2 | 1 | 3 | Урок-праздник |
9 | Немного обо всем | 3 | | 3 | |
10 | Обобщение усвоенных знаний | | 2 | 2 | Викторина для учащихся Защита проектов по теме «Великобритания» |
Итого: | 23 | 12 | 35 | |
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
Дата | № п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во часов |
Unit 1. English is fun – 1час | | 1 | |
| | Введение. English is fun! | Формируют умение диалогического общения | |
Unit 2. The Geographical Position of Great Britain – 5 часов | | 5 | |
| | Географическое положение и особенности Великобритании. Климат. | Развивают умения во всех видах речевой деятельности на основе изученного материала | |
| | Англия и Шотландия | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| | Уэльс и Северная Ирландия | Развивают умения во всех видах речевой деятельности на основе изученного материала | |
| | Природа. Реки и озера Великобритании | Развивают умения во всех видах речевой деятельности на основе изученного материала | |
| | Игра-соревнование на тему «Великобритания» | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 3. Symbols of The UK – 4 часа | | 4 | |
| | Символы Соединенного Королевства. Флаг, герб, гимн | Развивают умения монологической речи на основе пройденного материала | |
| | Флористические символы | формируют социокультурную компетенцию | |
| | Составление коллажа по теме «Символы Соединенного Королевства» | Обобщают теоретический и практический материал | |
| | Составление коллажа по теме «Символы Соединенного Королевства» | Контролируют уровень владения материалом | |
Unit 4. Sightseeing in London – 5 часа | | 5 | |
| | Сады и парки Лондона | Формируют лексические, языковые и речевые навыки | |
| | Музеи и театры | Формируют лексические, языковые и речевые навыки на основе междисциплинарного материала | |
| | Букингемский дворец и другие резиденции королевской семьи | Формируют лексические, языковые и речевые навыки | |
| | Стоунхендж | Формируют социокультурную компетенцию | |
| | Биг Бен и здание парламента, Вестминстерское аббатство, Собор св. Павла, Лондонский Тауэр Конкурс рисунков. | Формируют лексические, языковые и речевые навыки на основе междисциплинарного материала | |
Unit 5. Famous People of Great Britain – 5 часов | | 5 | |
| | Уильям Шекспир | Формируют социокультурную компетенцию | |
| | Роберт Бернс | Формируют социокультурную компетенцию | |
| | Группа «Битлз» | Развивают умения в речевой деятельности на основе обсуждения популярной музыки Великобритании | |
| | Проекты учащихся о знаменитых людях Великобритании | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| | Проекты учащихся о знаменитых людях Великобритании | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 6. What was invented in Great Britain? - 4 часа | | 4 | |
| | Лучшие изобретения в Великобритании, которые потрясли мир | Развивают умения речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал | |
| | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | Формируют умения ведения проектной деятельности | |
| | Проекты учащихся «Лучшие изобретения» | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 7. National Traditions – 3 часа | | 3 | |
| | Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech | Формируют социокультурную компетенцию | |
| | Английский завтрак, английский чай | Обобщают теоретический и практический материал | |
| | Английское садоводство | Обобщают теоретический и практический материал | |
Unit 8. National Holidays – 3 часа | | 3 | |
| | Рождество, Пасха, День святого Валентина | Соотносят правила поведения в своей стране и в англоязычных странах | |
| | Хеллоуин, Guy Fawkes Night, Spring and Summer Bank Holidays | Сообщают сведения о праздниках, традициях и обычаях англоязычных стран | |
| | Урок-праздник | Формируют умения диалогического общения | |
Unit 9. About everything – 3 часа | | 3 | |
| | Спорт в Великобритании | Обобщают теоретический материал | |
| | Характер англичан, манеры | Формируют умения диалогического общения с учетом национальных особенностей характера | |
| | Английские пословицы и их значение | Тренируют употребление пословиц в речи/ситуациях | |
Unit 10. Check up your knowledge – 2 часа | | 2 | |
| | Контроль и обобщение усвоенных знаний | Обобщают теоретический материал и практический материал по изученным темам | |
| | Защита проектов учащихся по теме «Великобритания» | Контролируют уровень владения пройденным материалом | |
7. Список литературы
Балк Е.А.,Леменев М.М.Английский язык. Занимательный урок. Сборник дополнительных материалов 6-7 классы.- Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г
Васильев К.Б. The English Tutor. Учебное пособие по английскому языку. Британская литература.- Москва: Интеллект-центр, 2002г
Васильев М.В. Достопримечательности Великобритании.- Москва: издательство «Айрис-пресс», 2008
Васильев М.В. Достопримечательности Лондона.- Москва: издательство «Айрис-пресс», 2008
Голицынский Ю.Б. Великобритания.- Санкт-Петербург: издательство «Каро», 2002г
Зайкова О.А. Увлекательный английский.3-9классы:внеклассные мероприятия.- Волгоград: издательство «Учитель», 2010г
Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Страницы британской истории: Книга для чтения по английскому языку в 7-11 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2013 г
Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания. – Москва: издательство «Рольф», 2000г
Музланова Е.С., Кисунько Е.И. Устные темы, диалоги и упражнения по английскому языку.- Москва: издательство «Экзамен», 2004г
Тисленкова И.А. Английская литература. Элективный курс.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г
Ханс-Гюнтер Путеводитель-Англия.- Москва: «Аякс-пресс», 2000г