СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 6 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 6 класса»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO);

  • на основании программы курса информатики для 5-6 классов Л.Л. Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности;

  • учебного плана ГБОУ СШ № 7 на 2019-2020 учебный год;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основныых подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Занятия кружка проводятся во внеурочное время на базе ГБОУ СШ № 7. Курс рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю) для учащихся 6 классов. Продолжительность каждого занятия – 45 мин. В соответствии с годовым учебным календарным графиком ГБОУ СШ № 7 им. М.К. Янгеля на 2019/2020 учебный год количество часов составляет всего 35 часов.


Обшая характеристика учебного предмета


Изучение информационных технологий в 6 классах является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.

Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на занятиях.


Изучение курса внеурочной деятельности «Компьютер и Я» в 6 классе основной школе направлено на достижение следующей цели:

  • формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;          

  • подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;

  • раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации разной структуры с помощью офисных программ.


Задачи внеурочной деятельности:

  • формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;

  • формирование знаний об основных принципах работы компьютера;

  • формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;

  • формирование умений моделирования и применения компьютера в разных предметных областях;

  • формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;

  • формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные.


Формы проведения занятий:

  • игра;

  • исследование;

  • творческий практикум;

  • соревнование;

  • презентация проекта.


Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.


Особенности проведения занятий:

  • теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;

  • для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применять рефлексивные интерактивные упражнения;

  • практические задания составлять так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;

  • работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.


Способы проверки результатов: тесты, викторины, графические диктанты, дидактические игры.

Формы подведения итогов: Выполнение итогового мини-проекта. Создание слайд- шоу по изученному курсу.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные результаты:

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Предметные результаты:

Обучающиеся научится:

  • понимать смысл понятий «объект», «модель», «алгоритм»;

  • выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графы с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • понимать термин «исполнитель», «формальный исполнитель», «система команд исполнителя»;

  • записывать алгоритмы для конкретного исполнителя;

  • исполнять линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением, циклические алгоритмы.


Обучающиеся получит возможность научиться:

  • использовать графы, деревья, списки при описании реальных объектов;

  • составлять и записывать алгоритмы для конкретного исполнителя;

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд.


Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Количество часов

общее

практика

1

Объекты и системы

4

4

2

Информационные моделирование

17

15

3

Алгоритмика

10

7

4

Повторение

3


Итого:

35

26



Содержание курса внеурочной деятельности.


Раздел 1. Объекты и системы

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.


Раздел 3. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.


Раздел 4. Алгоритмика

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

Раздел 4. Повторение.


Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения курса внеурочной деятельности


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Информатика и ИКТ. 5–7 классы: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  5. Босова Л. Л., Босова А. Ю., Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.




Календарно-тематическое планирование для 6 класса


п/п

Тема занятия

Планируемое результаты


Универсальное учебное действия

Форма проведения занятия

Дата проведения

план

факт

Объекты и системы – 5 часа

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты ОС Windows».



Познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; получить представление о предмете изучения.

Научиться оформлять рабочий стол. Уметь правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью;

Уметь классифицировать объекты; определять виды систем и их свойства.




Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность вовзаимодействии для решения коммуникативных задач; обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения

Беседа, практическая работа



2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы».

Беседа, практическая работа



3

Состав объектов. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов».

Беседа, практическая работа



4

Системы объектов. Практическая работа №4 «Создание смешанных объектов».

Беседа, практическая работа



5

Система и окружающая среда. Практическая работа №5 «Создание текстовых объектов».

Беседа, практическая работа



Раздел 2. Информационное моделирование – 17 часов

6

Модели объектов и их назначение. Практическая работа №6 «Создание словесных моделей».

уметь:

  • создавать, изменять размер и положение текстового поля;

  • форматировать символы и слова;

  • форматировать абзацы (использования выравнивания, маркированных и нумерованных ссылок, буквицу);

  • вставлять страницы.

  • копировать, вставлять тексты из других источников;

  • размещать текст в имеющемся поле;

  • использовать автозамещение текста.

  • связывать текстовые рамки;

  • вставлять элементы «продолжение на странице» и «начало на странице»;

  • использовать варианты сохранения;



Предметные. Знание основных устройств компьютера, приемов работы с текстовыми документами, умение форматировать и редактировать несложные тексты, умения вставлять различные объекты в текстовый документ.

Метапредметные. ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе , умение вводить текст с клавиатуры); уверенное оперирование понятиями: редактирование, форматирование текста.

Личностные. Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни. понимание значения логического мышления при обработке текстовых документов.

Беседа, практическая работа



7

Информационные модели. Практическая работа №7 «Графические модели».

Беседа, практическая работа



8

Словесные информационные модели. Практическая работа №8 «Создание словесных моделей».

Беседа, практическая работа



9

Многоуровневые списки. Практическая работа №9 «Многоуровневые списки».

Беседа, практическая работа



10

Математические модели.

Беседа, решение задач



11

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №10 «Создание табличных моделей»

Беседа, практическая работа



12


Простые и сложные таблицы. Практическая работа №11 «Создание табличных моделей».

Беседа, практическая работа



13

Сложные таблицы. Практическая работа №12 «Создание табличных моделей».

Беседа, практическая работа



14

Табличное решение логических задач. Практическая работа №13 «Создание табличных моделей».

Беседа, решение задач,



15

Вычислительные таблицы. Практическая работа №14 «Создание вычислительных таблиц в Word».

Беседа, практическая работа



16

Электронные таблицы. Практическая работа №15 «Знакомство с электронными таблицами Excel».

Научиться правильно оформлять таблицу;

решать логические задач с помощью нескольких таблиц;

Научиться строить графики и диаграммы.

Уметь различать схемы

Регулятивные: – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. Познаватель ные: – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Коммуникативные: – строить для партнера понятные высказывания; формулировать собственное мнение и позицию

Беседа, практическая работа



17

Графики и диаграммы. Практическая работа №16 «Создание диаграмм и графиков».

Беседа, практическая работа



18

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №17 «Создание диаграмм и графиков»

Беседа, практическая работа



19

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №18 «Создание диаграмм и графиков».

Беседа, практическая работа



20

Многообразие схем. Практическая работа №19 «Схемы, графы и деревья».

Научиться различать схемы.

Уметь использовать графы при решении задач

Регулятивные:– преобразовы вать практическую задачу в образовательную; использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:– выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: – формулировать собственное мнение и позицию

Беседа, практическая работа



21

Информационные модели на графах. Практическая работа №20 «Схемы, графы и деревья».

Беседа, практическая работа



22

Деревья. Практическая работа №21 «Графические модели».


Беседа, практическая работа



Раздел 3. Алгоритмика – 10 часов

23

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Научиться составлять простейшие алгоритмы на естественном языке и с помощью блок схем.

Уметь определять виды исполнителей.

Научиться составлять линейные алгоритмы

Научиться составлять алгоритмы с ветвлением

Научиться составлять и выполнять алгоритмы с повторением. Уметь я писать простейшие программы в среде Чертежник

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: – формулировать собственное мнение и позицию; формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

Беседа, решение задач



24

Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов

Беседа, решение задач



25

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.

Беседа, решение задач



26

Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.

Беседа, практическая работа



27

Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».

Беседа, решение задач



28

Исполнитель Робот. Управление Роботом.

Беседа, решение задач



29

Исполнитель Робот. Цикл «пока».


Беседа, решение задач



30

Исполнитель Робот. Ветвление.

Беседа, решение задач



31

Исполнитель Робот. Ветвление.

Беседа, решение задач



32

Систематизация информации.

Беседа, решение задач



Повторение – 3 часа

33

Повторение по теме «Объекты и системы»

Научиться классифицировать компьютерные объекты

Уметь определять виды систем и их свойства Уметь определять выходящую информацию на основании входящей.

Регулятивные:– различать способ и результат действия; Познавательные:– ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. Коммуникативные: – формулировать собственное мнение, слушать собеседника;– разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников

Беседа, решение задач



34

Повторение по теме «Информационные моделирование»

Уметь решать логические задач с помощью нескольких таблиц.

Научиться строить графики и диаграммы.

Уметь использовать графы при решении задачи и различать схемы

Регулятивные: – формировать и удерживать учебную задачу; предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные:– выбирать наиболее эффективные способы решения задач, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные:– формулиро вать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

Беседа, решение задач



35

Повторение по теме «Алгоритмика»

Уметь составлять простейшие алгоритмы на естественном языке. Уметь составлять алгоритмы с помощью блок схем.

Научиться составлять и выполнять алгоритмы линейный, алгоритм с ветвлением и алгоритм с повторением

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; соответствии с содержанием учебного предмета; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: – формулировать собственное мнение и позицию; формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

Беседа, решение задач



Итого по плану – 35 часов фактически -









































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!