СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии 8 кл

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа может использоваться на факультативах, внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по химии 8 кл»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР приказом директора

МБОУ СОШ №2 г.Амурска МБОУ СОШ №2 г.Амурска

Горбунова О.В.__________ от «31» августа 2018 года № 206-Д

От «31» августа 2018 года








Рабочая программа

по индивидуально-групповым занятиям в рамках внеурочной деятельности «Химия для любознательных»

8 класс

на 2018 - 2019 учебный год




Разработал учитель химии, географии

Понкратова Анна Сергеевна



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол от 30.08.2018 №1




г. Амурск

2018

Программа индивидуально-групповых занятий в 8 классе

«Химия для любознательных»

Пояснительная записка

Курс «Химия для любознательных» пред­назначен для индивидуально-групповых занятий учащихся 8 классов основной школы, факультативов, как курс внеурочной деятельности. Он ориентирован на расширение знаний учащихся, на разви­тие любознательности, интереса к химии, выявления одаренных детей по предмету «химия», а также подготовка к олимпиадам. Курс рассчитан на 34 часа, т.е. 1 раз в неделю.

Цели курса:

Расширение кругозора школьников, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи курса:

- развитие и укрепление интереса к предмету;

- совершенствование экспериментальных умений;

- развитие мыслительных процессов, склонностей, спо­собностей учащихся;

- развитие умения самостоятельно получать знания.

Содержание данного курса представлено тремя темами-модулями: «Вещества и материалы в нашем доме», «Геохимические циклы в природе: вечное движение химических элементов на Земле», «Химия — наука экспе­риментальная».

Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире; информация об истории открытий, о необычных свойствах известных веществ; описание исследовательского химического прак­тикума.

Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся, семи­нарские занятия, дискуссии и т. д. Важную роль играет химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный), который будет и источником знаний, и ос­новой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в усвоении материала курса.

Требования к результатам обучения:

После изучения «Химия для любознательных» учащиеся должны:

-знать физические свойства воды, виды воды, отличия в их составе и применении, способы предупреждения загрязнения воды бытовыми отходами, правила хране­ния и применения некоторых солей в домашних условиях, наиболее часто используемые строительные мате­риалы в домашних условиях, их состав и назначение, условия горения и тушения горящих веществ, правила техники безопасности в работе с веществами, исполь­зуемыми в быту, CMC, чистящие средства, пятновыво­дители, клеи, используемые дома, понятие «круговорот веществ в природе», или геохимический цикл; оболоч­ки Земли (сферы), примеры горных пород или минера­лов; биогенные элементы; схемы круговоротов кисло­рода, углерода, азота, углекислого газа, воды; сущность фотосинтеза, значение геохимических циклов, понятие электролит и неэлектролит, катион и анион, способы вы­ражения концентрации (молярная и нормальная), способы очистки веществ (перегонка, фильтрование, адсорбция), понятие о рН растворов;

- уметь вычислять массовую долю растворенного ве­щества в растворе; объяснять роль воды в жизни жи­вых организмов; характеризовать свойства солей, на ос­нове которых их применяют в быту, различать их по внешнему виду; характеризовать природные и искусст­венные строительные материалы, готовить раствор цемен­та; объяснять различие свойств мыла и CMC, подбирать подходящие CMC с учетом ткани и вида загрязнения, применять простейшие чистящие средства, пятновыво­дители и клеи, используя справочные таблицы и сопро­вождающие их инструкции; распознавать натрий, калий в соединениях, карбонат-, хлорид-, сульфат-ионы, опре­делять рН растворов, пользоваться необходимым обору­дованием, проводить различные лабораторные операции (нагревание, растворение, измельчение и очистка ве­ществ).

Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготов­ка слайд-презентации предусматривает приобретение умений и навыков работы с данной программой. Учащиеся выполняют задания индивидуально, под руководством учителя. Работа над про­ектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личност­ного знания, собственного мнения, своего стиля де­ятельности. Учащиеся включены в реальную твор­ческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновремен­но занятия в кружке способствуют развитию у учащихся выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. Успешные результаты на олимпиадах и конкурсах по химии.

Срок реализации программы: 1 год

Формы работы:

  1. индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).

  2. парная (выполнение более сложных практических работ).

  3. коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр демонстраций химических опытов).

Виды и формы контроля:

Вид контроля

Форма контроля

устный

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

письменный

тест


практический

практическая работа, расчетные задачи


графический

таблица

наблюдение

самоотчет

самоконтроль

Защита работы, проекта



Учебно – тематический план:

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теоретические занятия

Лабораторно – практические занятия

1.

Вещества и материалы в нашем доме

15

10

5



2.

Химия - наука экспериментальная. Практикум.

19

7

12

Итого:

34

17

17


Содержание курса

Тема 1: Вещества и материалы в нашем доме (15 ч)

История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве. Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Стро­ительные материалы и их использование при ремонте жи­лых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

Канцелярские принадлежности глазами химика. Исто­рия создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски.

Мыла и синтетические моющие средства (CMC). Чис­тящие препараты и пятновыводители.

Клеи, их состав и действие на разные материалы.

Средства бытовой химии в доме и техника безопаснос­ти при работе с ними.

Расчетные задачи. Вычисление массовой доли рас­творенного вещества в растворе.

Демонстрации. 1.Физические свойства солей, ис­пользуемые в быту (KMnO4, CaCO3, Na2CO3, NaHCO3, NaCl и др.). 2. Фильтрование загрязненной воды и показ ее прозрачности. 3. Образцы природных и искусственных строительных материалов. 4. Различные виды спичек. 5. Чернила для тайнописи. 6. Получение мыла. 7. Чистя­щие средства, пятновыводители и клеи.

Лабораторные опыты. 1. Жесткость воды и спо­собы ее устранения в домашних условиях. Удаление на­кипи с внутренней поверхности эмалированной посуды. 2. Рассмотрение кристаллов солей с помощью лупы.

3. Распознавание солей (KMnO4, NaCl, CuSO4*5H2O, СаСО3 — мел в виде порошка и др.) по характерным фи­зическим свойствам. 4. Затвердевание цемента (или гип­са) при смешивании с водой. 5. Сравнение мыла и CMC по образованию пены. Подбор CMC, подходящих для оп­ределенного вида ткани и загрязнения. 6. Подбор средств для выведения пятен жира, ржавчины, фруктового сока с тканей. 7. Подбор клеев по справочной таблице для скле­ивания различных материалов (древесины, металлов, ко­жи, фарфора и др.).

Практические работы. 1. Как подобрать необходи­мые CMC для стирки в домашних условиях. 2. Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств. 3. Приготовление клея и склеивание двух одина­ковых и двух разных материалов.

Тема 2.Химия — наука экспериментальная. Практикум (19 ч)

Техника лабораторных работ. Простейшие стеклодув­ные работы. Качественный анализ. Очистка воды пере­гонкой. Почвенная вытяжка и определение ее рН. Опре­деление наличия ионов в почвенной вытяжке..

Количественный анализ. Определение загрязненнос­ти продукта (поваренной соли). Количественное опре­деление масс продуктов реакции (при разложении мала­хита).

Определение концентрации хлора в сосуде иодометри-ческим методом. Получение, собирание и идентифика­ция газов, монтаж приборов.

Практические работы. 1. Обращение со стеклом (сгибание стеклянной трубки, изготовление: пипетки; ка­пилляров; простейших узлов; простейших приборов). 2. Очистка воды перегонкой. 3. Очистка воды от загрязне­ний. 4. Приготовление почвенной вытяжки и определе­ние ее рН. 5. Определение степени засоленности почвы. 6. Определение иона кальция, хлорид-, сульфат-, нитрат-ионов в почвенной вытяжке. 7. Решение эксперименталь­ных задач на распознавание катионов и анионов; прове­дение качественных реакций на аналитические группы катионов и анионов. 8. Количественное определение за­грязненности вещества. 9. Определение массы оксида меди (II), обнаружение оксида углерода (IV) и воды, по­лучаемых при разложении основного карбоната меди (малахита). 10. Определение концентраций хлора в возду­хе иодометрическим методом. 11. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекисло­го газа, аммиака), монтаж соответствующих приборов. 12. Разделение смеси веществ с помощью бумажной хро­матографии.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Химия для любознательных» 8 класс.

Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение своего здоровья, а также близких людей и окружающих.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения являются следующие умения:

- различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений;

- исследовать свойства изучаемых веществ;

- проводить простейшие операции с веществом;

- определять тип среды у различных веществ;

- работать с лабораторным оборудованием;

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

- знать значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

- уметь обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания;

- уметь использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности.

Средства обучения

1. Ноутбук, ПК

2. Классная доска

3. Проекционный экран

4. Принтер

5. Звуковоспроизводящие колонки

6. Демонстрационное оборудование

7. Лабораторное (химическое) оборудование



Литература

1. Александровская Е. И. Историческая геохимия ок­ружающей среды // Химия в школе. — 2001. — № 1. — С. 3.

2. Боровский Е. Э. Парниковый эффект и его по­следствия // Химия в школе. — 2002. — № 1. — С. 7.

3. Боровский Е. Э. Вода на Земле // Химия в шко­ле. - 2002. - № 5. - С. 4.

4. Боровский Е. Э. Озоновый слой Земли: проблемы и прогнозы // Химия в школе. — 2000. — № 5. — С. 4.

5. Груздева Н. В., Лаврова В. Н., Муравьев А. Г. Занимательные опыты с веществами вокруг нас. — СПб.: Крисмас, 2003.

6.Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для лю­бознательных, или О чем не узнаешь на уроке. — Яро­славль: Академия К0, 2000.

7. Зуева М. В., Гара Н. Н. Школьный практикум по химии. 8—9 кл. — М.: Дрофа, 1999.

8. Иванова Р. Г. Химия. 8—9 класс: учеб. для обще-образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2002. — С. 129-135.

9. Иванова Р. Г. Химия. 8—9 класс: учеб. для обще-образоват, учреждений. — М.: Просвещение, 2002. — С. 140-141.

10. Иванова Р. Г. Химия. 8—9 класс: учеб. для об-щеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2003. — С. 270-274.

11. Колтун М. М. Земля. Экспериментальное учеб­ное пособие. — М.: МИРОС, 1994.

12. Кузнецов В. И. Химия на пороге нового тысяче­летия // Химия в школе. — 1999. № 1. — С. 5.

ХЪ.Леенсон И. А. Занимательная химия. — М.: Рос-мэн,2000.

14. Малышкина В. Занимательная химия. — СПб.: Тригун,1998.

15. Мартыненко Б. В., Михалева М. В. Химия планетарных процессов // Химия в школе.— 2001.— № 7. - С. 3.

16. Муравьев А. Г., Пугал Н. А., Лаврова В. Н. Эко­логический практикум. — СПб.: Крисмас плюс, 2003.

17. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь че­ловека. — М.: Дрофа, 2004.

18. Турлакова Е. В. Определение показателей каче­ства воды // Химия в школе. -- 2001. — № 7. — С. 64.

19. Харлампович Г. Д., Семенов А. С, Попов В. А. Многоликая химия. — М.: Просвещение, 1992.

20. Харьковская Н. Л., Асеева 3. Г. Анализ воды из природных источников // Химия в школе.— 1997.— №3. -С. 61.

21. Шаброва Е. В. Современные экологические про­блемы с точки зрения химика // Химия в школе. — 1997. - № 1.-С. 14.

22. Шпгремплер Д. И. Химия на досуге. — М.: Про­свещение, 1996.

23. Энциклопедический словарь юного химика. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.















Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий «Химия для любознательных»

34 часа

п/п

Название занятия

Количество часов

Дата проведения

Тема 1: Вещества и материалы в нашем доме (15 часов)

1.





История развития бытовой химии. Удивительные свойства воды. Вода в природе, быту, производстве.

Лабораторные опыты:

  1. Жесткость воды и спо­собы ее устранения в домашних условиях. Удаление на­кипи с внутренней поверхности эмалированной посуды.


2


2.

Соли в быту, их многообразие, свойства, применение. Стро­ительные материалы и их использование при ремонте жи­лых помещений. История создания спичек, виды спичек, вещества в их составе.

2


3

Лабораторные опыты: 1.Распознавание солей (KMnO4, NaCl, CuSO4*5H2O, СаСО3 — мел в виде порошка и др.) по характерным фи­зическим свойствам.


1


4.





Канцелярские принадлежности глазами химика. Исто­рия создания материалов для письма: папирус, пергамент, бумага. Графитовые карандаши, чернила, краски.

2


5.

Мыла и синтетические моющие средства (CMC). Чис­тящие препараты и пятновыводители. Средства бытовой химии в доме и техника безопаснос­ти при работе с ними.

2


6.

Лабораторные опыты: 1. Сравнение мыла и CMC по образованию пены. Подбор CMC, подходящих для оп­ределенного вида ткани и загрязнения.

1


7.

Решение расчетных задач.

Вычисление массовой доли рас­творенного вещества в растворе.


3


8.

Практическая работа №1. Как подобрать необходи­мые CMC для стирки в домашних условиях.

1


9.

Практическая работа №2. Удаление пятен с ткани с помощью предложенных чистящих средств.

1


Тема 2: Химия — наука экспериментальная. Практикум. (19 ч)

10.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием.

1


11.

Чистые вещества и смеси.

Практическая работа №4. Очистка поваренной соли.

1


11.

Практическая работа №5. Выращивание кристаллов соли, «водорослей»

1


12.

Практическая работа №7. Получение, собирание и идентификация газов (водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака) .

1


13.

Практическая работа №8. Анализ прохладительных напитков (определение углекислого газа, наличие кислот, красителя)

3


14.

Экскурсия в Амурский колледж на ярмарку профессий – специальность: Лаборант химического анализа.

2


15.

Практическая работа №9. Изучение процесса коррозии железа.

1


16.

Практическая работа №10. Выделение кофеина из чая. Изготовление тайных чернил.

1


17.

Практическая работа №11. Опыты с солями металлов: «Кровь без раны», «Фараоновы змеи».

2


18.

Признаки реакций обмена, идущих до конца. Решение химических уравнений.

2


19.

Практическая работа №12. Опыты, показывающие удивительные свойства неорганических веществ «Хамелеоны».

1


20.

Интерактивная игра «Мир химии вокруг нас»

1


21.

Практическая работа №13. Опыты, показывающие признаки химических реакций, идущих до конца.

1


22.

Заключительное занятие - игра «Звездный час»

1


ИТОГО:

34 ч











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!