Рабочая программа
внеурочной деятельности по английскому языку
для 7 класса
«Грамматика на пять».
Пояснительная записка
Рабочая программа «Грамматика на пять » для 7 класса составлена на основе
- федерального государственного образовательного стандарта второго поколения,
- внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Она становится важным звеном, обеспечивающим полноту и цельность начального и основного общего образования. В процессе внеурочной деятельности происходит развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся , осуществляется системно - деятельностная, коммуникативная и социокультурная направленность обучения английскому языку.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
При составлении программы были учтены следующие принципы организации внеурочной учебной деятельности: преемственность дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности общего образования в целом. Учебный материал организован в соответствии с предметным содержанием речи, рекомендованным для освоения в 7 классе. Настоящая программа дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности "Грамматика на пять" составлена в соответствии с общекультурным направлением внеурочной деятельности. Данная программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей.
Настоящая программа предназначена для обучающихся 7 го класса. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная активность. Активность возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Ученик охотно изучает предмет, проявляет активность во внеклассных мероприятиях, если он понимает его социальную (знание английского языка является в определенной степени показателем культуры, интеллигентности) и личную значимость.
Часто школьники при изучении иностранного языка испытывают затруднения, обусловленные психологическими барьерами, возникающими при освоении новой языковой действительности. Они связаны с психологическими и индивидуальными особенностями обучаемых, а также с трудностями языкового и социокультурного плана, возникающими в процессе непосредственной работы над изучаемым материалом. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности
В процессе организации внеурочного учебного процесса создаются специальные условия для активного освоения новой инокультурной социальной действительности. На практике это обеспечивает достижение состояния внутреннего комфорта, спокойствия учащихся при овладении английским языком и становится существенным мотивационным фактором, благодаря которому возрастает заинтересованность учащихся в углублении знаний в области английского языка. Кроме того, реализация учебного процесса в рамках предлагаемой программы ориентирована на развитие таких качеств личности, как активность, самостоятельность, ответственность, а также умения адаптироваться к новым ситуациям, изменять их и при необходимости активизировать собственное развитие. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в течение одного года обучения в объеме 34часа. Длительность занятий - 40 минут.
Программа авторская, вариативная: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Цель программы:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся посредством расширения и углубления знаний английской грамматики. Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Задачи программы:
активизировать и систематизировать уже имеющиеся грамматические знания обучающихся;
расширить и углубить знания английской грамматики дать учащимся возможность практического использования грамматических правил;
обогатить словарный запас;
начать подготовку обучающихся к экзаменам в формате ГИА;
развивать социокультурную компетенцию обучающихся;
создание условий для поддержания внутреннего комфорта при овладении английским языком;
развитие мотивации к изучению английского языка.
В результате достижения данных задач обеспечивается коммуникативная адаптация шестиклассников к английскому языку; снимается тревожность и напряженность. Расширяются познавательные возможности учащихся в области английского языка; систематизируются знания, умения и навыки, полученные в ходе основного образовательного процесса.
Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера. Кроме того, создаются благоприятные условия для проявления активности, самостоятельности, ответственности. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. При подведении итогов необходимо учитывать особенности школьников. Предполагается преимущественное использование устных форм общения, а так же лексические и ролевые игры, составление словариков, чтение стишков,скороговорок, выполнение краткосрочных проектов, составление творческой копилки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса:
Личностные УУД:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Регулятивные УУД:
– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД:
– синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры;
– осознанное и произвольное построение диалогического речевого высказывания с использованием плана;
– свободная ориентация и восприятие текста.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь учителя;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
– владение монологической речью.
Метапредметные результаты:
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке
Предметные результаты:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
чтении:
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
- читать и выполнять различные задания к текстам;
- уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
- понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
1 | 1.09 | Местоимения |
2 | 3.09 | Притяжательные местоимения |
3 | 8.09 | Объектные местоимения |
4 | 10.09 | Возвратные местоимения |
5 | 15.09 | Косвенная речь |
6 | 17.09 | Косвенная речь |
7 | 22.09 | Косвенная речь |
8 | 24.09 | Простое настоящее время |
9 | 29.09 | Простое настоящее время. Отрицательные и вопросительные предложения. |
10 | 1.10 | Настоящее длительное время. |
11 | 6.10 | Настоящее длительное время. Отрицательные и вопросительные предложения. |
12 | 8.10 | Настоящее завершенное время. |
13 | 13.10 | Настоящее завершенное время. Отрицательные и вопросительные предложения. |
14 | 15.10 | Простое прошедшее время |
15 | 20.10 | Простое прошедшее время Отрицательные и вопросительные предложения. |
16 | 22.10 | Прошедшее длительное время. |
17 | 5.11 | Прошедшее длительное время. Отрицательные и вопросительные предложения. |
18 | 10.11 | Предложения с when и while. |
19 | 12.11 | Сложное дополнение |
20 | 17.11 | Сложное дополнение |
21 | 19.11 | Сложное дополнение |
22 | 24.11 | Сложное дополнение |
23 | 26.11 | Степени сравнения прилагательных |
24 | 1.12 | Степени сравнения прилагательных |
25 | 3.12 | Степени сравнения наречий |
26 | 8.12 | Страдательный залог в простом настоящем времени |
27 | 10.12 | Страдательный залог в простом настоящем времени |
28 | 15.12 | Страдательный залог в простом настоящем времени |
29 | 17.12 | Страдательный залог в простом прошедшем времени |
30 | 22.12. | Страдательный залог в простом прошедшем времени |
31 | 24.12 | Страдательный залог в простом будущем времени |
32 | 29.12 | Страдательный залог в простом будущем времени |
33 | 12.01 | Придаточные определительные с союзными словами (который, которая) в качестве подлежащих |
34 | 14.01 | Придаточные определительные с союзными словами (который, которая) в качестве подлежащих |
35 | 19.01 | Придаточные определительные с союзными словами (который, которая) в качестве дополнения |
36 | 21.01 | Придаточные определительные с союзными словами (который, которая) в качестве дополнения |
37 | 26.01 | Глагол have/have got, отличие и сходство. |
38 | 28.01 | Количественные числительные |
39 | 2.02 | Порядковые числительные |
40 | 4.02 | Даты |
41 | 9.02 | Неопределенный артикль |
42 | 11.02 | Определенный артикль |
43 | 16.02 | Артикли с именами собственными |
44 | 18.02 | Артикли с географическими названиями |
45 | 25.02 | Артикли с существительными, обозначающими профессию |
46 | 2.03 | Начальная форма глагола в качестве определения |
47 | 4.03 | Начальная форма глагола в качестве определения |
48 | 9.03 | Придаточные определительные с союзным словом whose |
49 | 11.03 | Придаточные определительные с союзным словом whose |
50 | 16.03 | Прилагательные, оканчивающиеся на –ing и -ed |
51 | 18.03 | Прилагательные, оканчивающиеся на –ing и -ed |
52 | 30.03 | Способы выражения будущего времени. Present Simple |
53 | 1.04 | Способы выражения будущего времени. Present Progressive |
54 | 6.04 | Способы выражения будущего времени. To be going to |
55 | 8.04 | Способы выражения будущего времени. Future Simple. |
56 | 13.04 | Условные предложения. |
57 | 15.04 | Условные предложения. |
58 | 20.04 | Условные предложения. |
59 | 22.04 | Форма глагола с окончанием –ing |
60 | 27.04 | Форма глагола с окончанием –ing |
61 | 29.04 | Форма глагола с окончанием –ing |
62 | 4.05 | Модальные глаголы |
63 | 6.05 | Модальные глаголы |
64 | 11.05 | Модальные глаголы |
65 | 13.05 | Модальные глаголы |
66 | 18.05 | Модальные глаголы |
67 | 20.05 | Типы вопросов |
68 | 25.05 | Типы вопросов |
69 | 27.05 | Тест «Грамматика на пять». |