Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мы снимаем кино (литературные кинопроекты)»
Составила
учитель русского языка и литературы
Якушенкова Н.М.
Программа внеурочной деятельности «Мы снимаем кино (литературные кинопроекты)» разработана на основе кинопедагогики и является внеурочной предметной деятельностью по литературе.
Кинопедагогика — это инновационная отрасль науки о формах и методах воспитания человека экранными искусствами и медиа-инструментами.
Кинопедагогика — это отрасль науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами, это диалог учителя и ученика. Сегодня кинопедагогика является полезным инструментом для воспитания думающего и рассуждающего ученика.
Кинопедагогика в отношении детей включает в себя два основных раздела:
-воспитание на уже готовом кино,;
-создание кино детьми и их воспитание в этом процессе.
Как показывает опыт, кино обладает большими возможностями для детского развития. Воспитательные особенности киноискусства настолько широки, что можно говорить о его универсальности для учреждений общего и дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение искусства экрана с детьми направлено прежде всего на то, чтобы сформировать у них навыки восприятия аудиовизуальных произведений, уметь их анализировать, развить способность адекватно понимать экранный текст.
Наступление эры цифрового кино привело к возможности для зрителя стать создателем.
Целью внеурочной деятельности «Мы снимаем кино (литературные кинопроекты)» является:
- способствовать глубокому пониманию, осмысленной интерпретации художественных произведений, которые станут основой для сценария;
-раскрыть творческий потенциал школьников, предоставить им возможность для реализовать свои творческие способности;
- прививать нравственные, духовные и культурные ценности;
- научить детей проектной деятельности на основе создания кинопроектов;
- совершенствовать их знания и практическую деятельность в использовании ИКТ, в работе с мультимедиа ресурсами;
- формирование у воспитанников студии целостного, системного мировоззрения на основе осознания взаимосвязи между явлениями окружающей действительности.
Сроки реализации программы
В основной школе курс внеурочной деятельности изучается в 8-9 классах. Учебный план составляет 68 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание курса:
- Проект: планирование, организация и реализация.
Мультимедиа ресурсы, используемые при создании кино. Замысел и его реализация. Основные принципы создания сценария.
- 1.Вводная часть. (3ч)
Знакомство с целями и задачами работы . Проектная деятельность: планирование и реализация. Правила безопасного труда. Знакомство с историей кино. Знакомство с кинопрофессиями.
3. Анимация. (5ч)
Понятие «анимация». Анимационное искусство и его составляющее. Изобразительная деятельность в анимации. Виды и приёмы анимации, технология изготовления фильмов. Последовательность создания мультфильма. Фазы движения персонажа. Технология одушевления.
Основные материалы: бумага, пластилин, сыпучая фактура.
Значение цвета в мультипликации. Фон. Архитектура и ее элементы. Архитектор – главный строитель. Декорации. Виды декораций. Понятие «интерьер». Интерьер в мультипликации. Приемы и особенности съемки перекладного мультфильма. Основы драматургии. Композиция литературного сценария и требования к нему.
Песочная анимация. Приемы работы с песком.
2. Игровое кино. (10ч)
Этапы развития кинематографа. Немое кино, история создания первых звуковых и цветных фильмов. Жанры игрового кино. Основы драматургии. Построение литературного произведения. Раскрыть понятия: замысел, идея, фабула, сюжет, конфликт, эпизод, сцена, кадр. Работы над собственным сценарием. Режиссерская раскадровка сценария. Этапы создания кинофильма: подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочный период, заключительный этап.
3. Создание сценария (3 )
Виды сценариев. Основные правила создания сценария.
Выбор литературного произведения. Композиционное построение сценария.
3. Основы работы с видеокамерой. (4ч)
Основы безопасной работы с видеотехникой. Знакомство с видеокамерой. Обычная съемка. Выбор режима видеосъемки. Использование различных программ съемки. Запись звука. Ручная фокусировка. Установка баланса белого. Ракурс. Особенности изображения персонажа в различных ракурсах. Понятия: кадр, ракурс, план, монтаж. Композиция кадра. Информационная ёмкость кадра. Видеопробы в павильоне (студии). Съёмка общих, средних, крупных планов. Портреты.
4. Монтаж фильма. (3 часа)
Работа с основными видеоредакторами. Основные правила монтажа.
5. Работа со звуком. (4ч)
Звуковое решение фильма. Речевая звукозапись. Музыка и шумы. Звукозаписывающая аппаратура.
6. Съемочный процесс. (15ч) Реализация кинопроекта
Подготовительный период
Замысел. Написание сценария. Распределение ролей. Чтение сценария, обсуждение замысла, внутренней логики поступков героев Режиссерская раскадровка сценария. Поиск и выбор места натурной съемки.
Репетиционный период.
Съемка.
Монтажно-тонировочный период. Звуковое решение работы.
7. Кинопоказ.
-
| Наименование разделов/ модулей, тем | Всего часов | Количество часов |
Теория | Практика |
| Вводная часть | | | |
1 | Знакомство с целями и задачами работы . Правила безопасного труда. | 1 | | |
2 | Проектная деятельность: планирование и реализация. | 1 | | |
3 | Знакомство с историей кино. Знакомство с кинопрофессиями. | 1 | | |
| 2. Игровое кино. (10ч) | | | |
4 | Этапы развития кинематографа. Немое кино, история создания первых звуковых и цветных фильмов. Жанры игрового кино. | 1 | | |
5 | Основы драматургии. Построение литературного произведения. Раскрыть понятия: замысел, идея, фабула, сюжет, конфликт, эпизод, сцена, кадр. | 1 | | |
6 | Работы над собственным сценарием. | 1 | | 1 |
7-8 | Режиссерская раскадровка сценария. | 2 | | 1 |
9-10 | Этапы создания кинофильма: подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочный период, заключительный этап. | 2 | | |
11-12 | Подготовительный период | 2 | | |
13-14 | Съемочный период | 2 | | |
15 | Монтажно-тонировочный период заключительный этап | 1 | | |
| Создание сценария (3 ) | | | |
16 | Виды сценариев. Основные правила создания сценария. | 1 | | |
17 | Выбор литературного произведения. | 1 | | 1 |
18 | Композиционное построение сценария. | 1 | | 1 |
| Основы работы с видеокамерой. (7ч) | | | |
19 | Основы безопасной работы с видеотехникой. Знакомство с видеокамерой. Обычная съемка. Выбор режима видеосъемки. | 1 | | 1 |
20 | Использование различных программ съемки. Запись звука. Ручная фокусировка. | 1 | | 1 |
21 | Установка баланса белого. Ракурс. Особенности изображения персонажа в различных ракурсах. | 1 | | 1 |
22 | Понятия: кадр, ракурс, план, монтаж. Композиция кадра. Информационная ёмкость кадра. | 1 | | |
23 | 10 заповедей оператора. | 1 | | |
24 | Видеопробы в павильоне (студии). Съёмка общих, средних, крупных планов. | 1 | | 1 |
25 | Портрет | 1 | | 1 |
| Монтаж фильма. (3 часа) | | | |
26 | Основные правила монтажа. | 1 | | |
27-28 | Работа с основными видеоредакторами. | 2 | | 2 |
| Работа со звуком. (4ч) | | | |
29 | Звуковое решение фильма. | 1 | | |
30 | Речевая звукозапись. | 1 | | 1 |
31 | Музыка и шумы. | 1 | | |
32 | Звукозаписывающая аппаратура. | 1 | | |
| Съемочный процесс. Реализация кинопроекта (17ч) | | | |
33 | Замысел. | 1 | | |
34 | Подготовительный период | 1 | | |
35 | Написание сценария. | 1 | | 1 |
36 | Распределение ролей. | 1 | | 1 |
37 | Чтение сценария, обсуждение замысла, внутренней логики поступков героев | 1 | | 1 |
38-39 | Режиссерская раскадровка сценария. | 2 | | 2 |
41 | Поиск и выбор места натурной съемки. | 1 | | 1 |
42 | Репетиционный период. | 1 | | 1 |
43-45 | Съемка. | 3 | | 3 |
46-48 | Монтажно-тонировочный период. | 3 | | 3 |
49-50 | Звуковое решение работы. | 2 | | 2 |
51 | Кинопоказ. | 1 | | |
| Съемочный процесс. Реализация кинопроекта (17ч) | | | |
52 | Замысел. | 1 | | |
53 | Подготовительный период | 1 | | |
54 | Написание сценария. | 1 | | 1 |
55 | Распределение ролей. | 1 | | 1 |
56 | Чтение сценария, обсуждение замысла, внутренней логики поступков героев | 1 | | 1 |
57-58 | Режиссерская раскадровка сценария. | 2 | | 2 |
59 | Поиск и выбор места натурной съемки. | 1 | | 1 |
60 | Репетиционный период. | 1 | | 1 |
61-63 | Съемка. | 3 | | 3 |
64-66 | Монтажно-тонировочный период. | 3 | | 3 |
67-68 | Звуковое решение работы. | 2 | | 2 |
69 | Кинопоказ. | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |