СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа патриотической направленности для начальных классов кадетской направленности. Воспитание патриотических чувств через песни и музыку времен Великой Отечественной войны, песен о родине, гимн, военные марши

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка Хабаровского края района имени Лазо













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

ОТЕЧЕСТВА»

3-4 класс











Учитель Герцен Л.И.













2021-2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная образовательная программа «Музыкальная история Отечества» является модифицированной и разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

2. Федеральным законом «Об образовании» № 273 -ФЗ 2019 (последняя действующая версия);

3. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.;

4. «Всеобщая декларация прав человека»;

5. Гражданский кодекс РФ;

6. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р);

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008);

8. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания и детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В последние годы в силу разных причин – экономических и социальных, мало уделялось должного внимания организации свободного времени. В российском обществе значительно усилились националистические настроения, нигилизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла молодежная и подростковая преступность. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития гармоничной личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. С целью реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей патриотической программы заключается в развитии у воспитанников активного гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к культуре, к себе как к здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и защите интересов Отечества.


Актуальность программы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.

     Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.

      Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну.

  Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

    Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и ценить памятники культуры.


Данная программа направлена на достижение следующих целей:

˗  возрождение национального самосознания;

˗  развитие личности воспитанника;

˗  сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей;

˗  идей преемственности поколений и исторической памяти.


Для достижения данных целей сформулированы следующие задачи:

• формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военноисторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества;

• формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны;

• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитание патриотизма и формирование гражданственности;

• профилактику асоциального поведения;

• воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших. Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа, 9 – 10 лет (3-4 классы).


Описание места программы в плане внеурочной деятельности:


Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 34 часа в год. Режим занятий: 1академический часа в неделю. Ведущей формой организации обучения является групповая.

Основной формой работы с учащимися является групповые занятия. Занятия могут проводиться в учебном кабинете, музее. Духовно-нравственная деятельность включает проведение экскурсий, викторин. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.


Общая характеристика


Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.

     Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.

     Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.

      Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.

    Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствует воспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детям познакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природе родного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своей стране.

     Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся начальной ступени общего образования.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельного, компетентного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.)

Личностные результаты:

˗  осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

˗  осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

˗  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

˗  уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

˗   способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

˗  способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

˗  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

˗  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).

˗  способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

˗  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

˗  совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Предметные результаты:

˗  усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

˗  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;

˗  знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.


Формами контроля и подведения итогов реализации данной программы являются:

• Фронтальная и индивидуальная проверка усвоения знаний

• выступления .

• викторины

Методическое обеспечение программы:


Материально-техническое оснащение занятий:

  1. Компьютер.

  2. Экран / интерактивная доска

  3. DVD-видео, телевизор


Дидактический материал представлен:

1. презентации о ВОВ.

2. видеофрагменты фильмов о войне, видеохроника.

3. фотографии с изображением исторических памятников, героев.

4. аудиозаписи песен и музыки


Содержание занятий


Рассказ о начале Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики. «Весь народ, как один…». История песен войны и о войне. Гимн, его история.

Что такое оккупационный режим и как жили взрослые и дети  на тех территориях, которые были завоеваны немцами. Дети-герои войны. Фильмы о войне.

Страшные голодные годы. Воспоминания «блокадников», «Дневник Тани Савичевой», «Дорога жизни». Битва за Москву. Моряки- герои.

Моя малая родина в годы войны. Освобождение и память. Бессмертный полк. Поэты и композиторы – о войне. Артисты – фронту. Золотые голоса для победы.

Проявление творческих способностей обучающихся. Рефлексия пройденного материала.


Список литературы:


  1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.

  4. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2001.

  5. Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010

  6. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

  7. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).

  8. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2001.

  9. .Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб.: Каро, 2004. - 224 с



Календарно-тематическое планирование:

№ п\п

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Тема занятия

Теоретич.

часть

Практич.

часть



1

Гимны. Гимн России

Беседа, презент-я,

видео

Разучивание,

исполнение



1

Канты. Солдатская песня. Солдатушки

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Александр Невский.

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Святые русской земли

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Священная война

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

В землянке

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Синий платочек

Беседа, презент-я,

видео

Разучивание,

исполнение



1

Прощание славянки

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Смуглянка

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Эх, дороги

Беседа, презент-я

видео

Разучивание,

исполнение



1

Темная ночь

Беседа, презент-я,

видео

Разучивание,

исполнение



1

Моя Москва

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Казаки в Берлине

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

День Победы

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Журавли

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

На безымянной высоте

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Алёша

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Катюша

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Памятник. В селе под тополями

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Сережка с Малой Бронной

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Дети- герои В.О.войны

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Дети- герои В.О.войны

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Бессмертный полк

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Шуми, Амур

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Амурские волны

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Песни о Родине. Сторонка

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Песни о Родине.

Россия

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Символы России. Флаг.

Три цвета

Беседа, презент-я, видео

Разучивание,

исполнение



1

Служу России. Моряки.

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Служу России. Марш десантников.

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Варяг. Фрегат «Паллада»

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Солдат молоденький

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Наша армия сильная

Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение



1

Викторина по военным песням

Презент-я

исполнение

Итого : 34 часа

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!