Рабочая программа внеурочной деятельности «Магия математики»
Класс: 5
Учитель: Анисимова Айыына Алексеевна
Срок реализации программы:
Количество часов по учебному плану: 34 часа (1 час в неделю)
Рабочую программу составила________________________/Анисимова А.А./
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания деятельности. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Данная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), на учащихся 5-го класса. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью интеллектуально – познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Цель:
Привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы.
В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Магия математики»
Основное содержание курса математики составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном курсе отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Такие задания содержатся в разделе “Логические задачи”. В разделе “Мир чисел” начинается изучение новой содержательной линии “Анализ данных”. Здесь предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Этот материал нашел отражение в разделах “Задачи на разрезание” и “Дележи в затруднительных обстоятельствах”. Большую роль при обучении математики играет геометрический материал, поэтому на занятиях кружка он отражен в разделе “Задачи на разрезание”, где развивается представление о симметрии фигур, и в разделе “Олимпиадные задачи”. Материал темы “Обыкновенные дроби и действия с ними” рассматривается в разделе “Мир дробей”, где развиваются навыки решения задач с дробями. Решение примеров и задач на смекалку. Использование занимательной математики. Углубление учебного материала. Сообщение сведений из истории математики.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Методы работы:
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия
Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
МЕСТО КУРСА кружка «Магия математики» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.
В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.
Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие. «Точка, точка, запятая, «..»-с параллельным изображением на доске всего того, о чем говорится, а затем еще раз выделяются и демонстрируются все те же геометрические фигуры, которые были названы и нарисованы. Можно привести много примеров.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название темы | Кол-во часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум |
1.Числа и вычисления | 8 часов | Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты. | |
2.Геометрические фигуры | 5 часов | Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры. | |
3.Ребусы. Кроссворды | 5часов | Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды. | |
4.Логические задачи | 8часов | Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле. | |
5.Решение задач Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение. | 9часов | Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение. | |
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Материально- техническое обеспечение | Дата | Количество часов |
личностные | метапредметные | предметные |
I. | Числа и вычисления. | | | | | | 8 |
1 | Греческая и римская нумерация. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | ПК | 5.09 | |
2 | Индийская и арабская система исчисления. | ПК | 12.09 | |
3 | Древнерусская система исчисления. | ПК | 19.09 | |
4 | Правила и приемы быстрого счета. | | 26.09 | |
5 | Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | | 3.10 | |
6 | Знакомство с числовыми ребусами. | | 10.10 | |
7 | Решение и составление числовых ребусов. | | 17.10 | |
8 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». | | 24.10 | |
II. | Геометрические фигуры. | | | | | | 5 |
1 | Треугольник, задачи с треугольниками. | Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта). выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения | Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей моделирование | различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений; измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки; измерять площадь области, используя различные методы | ПК | 31.10 | |
2 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | | 14.11 | |
3 | Знакомство с пространственными фигурами. | ПК | 21.11 | |
4 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. | | 28.11 | |
5 | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | | 5.12 | |
III. | Ребусы. Кроссворды. | | | | | | 5 |
1 | Знакомство с принципами их составления. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог | Решение разных видовребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения. | | 12.12 | |
2 | Решение и составление ребусов. | | 19.12 | |
3 | Знакомство с кроссвордами. | | 26.12 | |
4 | Составление и решение кроссвордов. | | 16.01 | |
5 | Конкурс на лучший ребус и кроссворд. | ПК | 23.01 | |
IV | Логические задачи. | | | | | | 8 |
1 | Знакомство с числовыми мозаиками. | развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | понимают причины неуспеха,– делают предположения об информации, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению | Решение нестандартных методов решения различных математических задач; логические приемы, применяемые при решении задач. | | 30.01 | |
2 | Составление и решение числовых мозаик. | | 6.02 | |
3 | Решение и составление задач со спичками. | | 13.02 | |
4 | Головоломки со спичками. | | 20.02 | |
5 | Знакомство с принципом Дирихле. | ПК | 27.02 | |
6 | Решение задач на принцип Дирихле. | | 6.03 | |
7 | Решение задач на принцип Дирихле. | | 13.03 | |
8 | Заключительное занятие «Математический КВН». | | 20.03 | |
V | Решение задач. | | | | | | 8 |
1 | Решение занимательных задач. | Проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач; дают положительную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика | работают по составленному плану, используют дополнительную литературу, строят предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи, умеют слушать других; принимать точку зрения другого | Исследуют ситуации, требующие сравнения, их упорядочения, используют разные приемы проверки правильности ответа, действуют по самостоятельно выбранному алгоритму решения задач | | 10.04 | |
2 | Решение шутливых задач. | | 17.04 | |
3 | Задачи от противного. | | 24.04 | |
4 | Задачи на движение. | | 1.05 | |
5 | Задачи на движение по реке. | | 8.05 | |
6 | Задачи на бассейны. | | 15.05 | |
7 | Старинные задачи. | | 22.05 | |
8 | Вечер «Занимательная математика». | | 29.05 | |
| Итого | | | | | | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач
Литература:
Депман И.Я. Мир чисел
Фарков А.В. Математические кружки в школе
Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
Ванцян А.Г. Математика5
Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.
В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.
Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.su/load/18
- http://planuroka.ru/
- http://schoolthree.ru/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.openlesson.ru/
- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/