СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Магия математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Магия математики»»
















Рабочая программа внеурочной деятельности «Магия математики»







Класс: 5

Учитель: Анисимова Айыына Алексеевна

Срок реализации программы:

Количество часов по учебному плану: 34 часа (1 час в неделю)


Рабочую программу составила________________________/Анисимова А.А./

подпись расшифровка подписи




Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;



Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания деятельности. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Данная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), на учащихся 5-го класса. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью интеллектуально – познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.


Цель:

Привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике


Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание настойчивости, инициативы.


В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:


• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «Магия математики»

Основное содержание курса математики составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном курсе отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Такие задания содержатся в разделе “Логические задачи”. В разделе “Мир чисел” начинается изучение новой содержательной линии “Анализ данных”. Здесь предлагается естественный и доступный детям этого возраста метод решения комбинаторных задач, заключающийся в непосредственном переборе возможных вариантов (комбинаций). Этот материал нашел отражение в разделах “Задачи на разрезание” и “Дележи в затруднительных обстоятельствах”. Большую роль при обучении математики играет геометрический материал, поэтому на занятиях кружка он отражен в разделе “Задачи на разрезание”, где развивается представление о симметрии фигур, и в разделе “Олимпиадные задачи”. Материал темы “Обыкновенные дроби и действия с ними” рассматривается в разделе “Мир дробей”, где развиваются навыки решения задач с дробями. Решение примеров и задач на смекалку. Использование занимательной математики. Углубление учебного материала. Сообщение сведений из истории математики.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в сентябре, а заканчивается в мае. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Методы работы:

  • упражнения,

  • беседа

Формы работы:

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия



Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

МЕСТО КУРСА кружка «Магия математики» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Уроки по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.

В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.

Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие. «Точка, точка, запятая, «..»-с параллельным изображением на доске всего того, о чем говорится, а затем еще раз выделяются и демонстрируются все те же геометрические фигуры, которые были названы и нарисованы. Можно привести много примеров.

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Название темы

Кол-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум

1.Числа и вычисления


8 часов

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.


2.Геометрические фигуры

5 часов

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.



3.Ребусы. Кроссворды

5часов

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.


4.Логические задачи


8часов

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.


5.Решение задач
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.


9часов

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.




Учебно - тематический план

п/п


Тема урока

Планируемые результаты


Материально- техническое обеспечение


Дата

Количество часов

личностные

метапредметные

предметные

I.

Числа  и  вычисления.






8

1

Греческая и римская нумерация.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;


Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков;

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов


Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


ПК

5.09


2

Индийская и арабская система исчисления.

ПК

12.09


3

Древнерусская система исчисления.

ПК

19.09


4

Правила и приемы быстрого счета.


26.09


5

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».


3.10


6

Знакомство с числовыми ребусами.


10.10


7

Решение и составление числовых ребусов.


17.10


8

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».


24.10


II.

Геометрические фигуры.






5

1

Треугольник, задачи с  треугольниками.

Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков,

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

установление причинно-следственных связей

моделирование


различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры;

применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки;

измерять площадь области, используя различные методы

ПК

31.10


2

Четырехугольники. Геометрические головоломки.


14.11


3

Знакомство с пространственными фигурами.

ПК

21.11


4

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.


28.11


5

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».


5.12


III.

Ребусы. Кроссворды.






5

1

Знакомство с принципами их составления.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

установление причинно-следственных связей,

моделирование

выделение из множества один или несколько предметов, обла­дающих или не обладающих указанным свойством;

умение слушать и вступать в диалог


Решение разных видовребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения.



12.12


2

Решение и составление ребусов.


19.12


3

Знакомство с кроссвордами.


26.12


4

Составление и решение кроссвордов.


16.01


5

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

ПК

23.01


IV

Логические задачи.






8

1

Знакомство с  числовыми мозаиками.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.


понимают причины неуспеха,– делают предположения об информации, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению

Решение нестандартных методов решения различных математических задач;

логические приемы, применяемые при решении задач.



30.01


2

Составление и решение числовых мозаик.


6.02


3

Решение и составление задач со спичками.


13.02


4

Головоломки со спичками.


20.02


5

Знакомство с принципом Дирихле.

ПК

27.02


6

Решение задач на принцип Дирихле.


6.03


7

Решение задач на принцип Дирихле.


13.03


8

Заключительное занятие    «Математический  КВН».


20.03


V

Решение задач.






8

1

Решение занимательных задач.

Проявляют устойчивый интерес к способам решения познава­тельных задач; дают положи­тельную самооценку и оценку результатов УД; осознают и принимают социальную роль ученика

работают по составленному плану, используют дополнительную литературу, строят предполо­жения об информа­ции, необходимой для решения предметной задачи, умеют слушать других; прини­мать точку зрения другого

Исследуют ситуации, требующие сравнения, их упорядо­чения, используют разные приемы проверки правильности ответа,

действуют по само­стоятельно выбран­ному алгоритму ре­шения задач


10.04


2

Решение шутливых задач.


17.04


3

Задачи от противного.


24.04


4

Задачи  на движение.


1.05


5

Задачи  на движение по реке.


8.05


6

Задачи на бассейны.


15.05


7

Старинные задачи.


22.05


8

Вечер «Занимательная математика».


29.05



Итого






34















Требования к уровню подготовки учащихся


По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач




















Литература:

  1. Депман И.Я. Мир чисел

  2. Фарков А.В. Математические кружки в школе

  3. Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер

  4. Ванцян А.Г. Математика5

  5. Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.

  6. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.

  7. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

  8. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.

  9. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.

  10. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.

  11. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.

  12. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.

  13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

  14. Интернет-ресурсы:

  15. - http://pedsovet.su/load/18

  16. - http://planuroka.ru/

  17. - http://schoolthree.ru/

  18. - http://www.proshkolu.ru/

  19. - http://nsportal.ru/

  20. - http://www.openlesson.ru/

  21. - http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!