Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Умники и умницы» предназначена для обучающихся начального общего образования. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Рабочая программа к курсу составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учётом авторской программы Холодовой О. (Юным умникам и умницам: методическое пособие для 1-4 классов. – М.: Росткнига, 2016), программы развития познавательных способностей учащихся младших классов «Учимся учиться» Н.А.Криволаповой, Ю.И. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О.Холодовой «Юным умникам и умницам», - М.: Росткнига, 2016г.
Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: в 2-х частях для 3 класса. – М.: РОСТ книга, 2017
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Данный курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и включает 34 занятия, по 1 занятию в неделю.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
Задачи:
Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
Создание условий для развития логического мышления младшего школьника.
формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
создание условий для развития у детей познавательных интересов;
формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Программа включает в себя разделы:
Задания на развитие внимания; Задания на развитие памяти; Задания на совершенствование воображения; Задания на развитие логического мышления.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Всего | Теория | практика |
раздел: Задания на развитие внимания – 8 часов |
Выявление уровня развития внимания | 2 | | 2 |
Развитие концентрации внимания | 3 | 1 | 2 |
Тренировка внимания | 3 | 1 | 2 |
2 раздел: Задания на развитие памяти - 8 часов |
Выявление уровня развития памяти | 2 | | 2 |
Тренировка зрительной памяти | 3 | 1 | 2 |
Тренировка слуховой памяти | 3 | 1 | 2 |
3 раздел: Задания на совершенствование воображения – 8 часов |
Выявление уровня развития восприятия, воображения | 2 | | 2 |
Совершенствование воображения | 6 | 2 | 4 |
4 раздел: Задания на развитие логического мышления – 9 часов |
Выявление уровня развития мышления | 2 | | 2 |
Развитие мышления | 4 | 1 | 3 |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
| |
| | |
| | | |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Предлагаемые в 4 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно). Задания на развитие внимания Лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей. Упражнения, направленные на развитие объёма внимания. Упражнения, направленные на развитие устойчивости, переключения и распределения внимания. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Практическая работа: участие детей в школьной олимпиаде.
Задания, развивающие память
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти.
Упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти.
Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Практическая работа: тренинги, тестирование, участие в конкурсах.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо I начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну 1и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью взяты упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся:
сравнивать различные объекты,
выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Практическая работа: участие в «Интеллектуальных играх»
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений. Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объёма материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности. Таким образом достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Планируемые результаты освоения курса
В результате прохождения программы, у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания.
Формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
2. Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнера;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Формы и режим занятий
Режим занятий: занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю.
Реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться диктует применение методов, приёмов активного обучения и современных образовательных технологий. Информационно-коммуникативные, проектные, диалоговые, тренинговые, игровые технологии диктуют формы занятий.
Формы занятий: групповая, парная, коллективная, индивидуальная (самостоятельная), экскурсии, олимпиады, конкурсы.
Методическое обеспечение
Основной формой организации учебного процесса по программе является учебное занятие. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только практические задания, но упражнения для профилактики нарушений зрения, осанки и т.д. Возрастные особенности обучающихся требуют обязательного использования игровых приемов, художественного слова, наглядности, практического применения детских работ. Большую часть занятия отводить активной работе обучающихся. Работа по программе носит преимущественно продуктивный характер. Значительная часть времени отводится коллективной работе. Так как коллективная работа учат воспитанников взаимопомощи друг другу, учат работать сообща. Необходимым условием в учебной деятельности является создание ситуации успеха. Каждое занятие заканчивать свободными упражнениями, цель которых помочь воспитаннику поверить свои силы, почувствовать себя успешным. Обязательно включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Использовать технологии В. Ф. Базарного, В. И. Ковалько, практические методы И.В. Чупаха, методические рекомендации М. М. Безруких и разработки психологических упражнений Н. В. Самоукиной. На занятиях следует придерживаться принципов здоровьесбережения обучающихся:
принцип двигательной активности (разработка занятий в режиме двигательной активности - проведение большей части занятия в свободной форме);
принципа оздоровительного режима (организация обучения в режиме динамических поз: чередования сидения, стояния и передвижения по кабинету);
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания (включить упражнения физкультминутки);
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности обучающегося.
Для реализации данных принципов применять методы и формы обучения, в основе которых лежит личностно-ориентированный подход.
Структура занятия
Вводная часть:
каждое занятие начинается с игр, способствующих созданию благоприятной психолого-социальной обстановки для работы в группе.
Основная часть:
упражнения на развитие мелкой моторики руки;
изучение, анализ наглядности;
показ и объяснение процесса выполнения задания;
физкультминутка на развитие мелких мышц пальцев рук и координацию движений;
практическая деятельность детей;
Заключительная часть: завершение работы – просмотр и анализ детских работ, подведение итогов и планирование дальнейшей работы, самооценка
Типы проводимых занятий
Занятие изучения новых знаний;
Занятие закрепление;
Занятие получения практических навыков;
Разбиение учебного процесса на занятия разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации занятий разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между педагогом и обучающимся.
Список литературы:
Асмолов А.Г. и др.; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
Демидова М.Ю. и др.; Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А.Криволапова, И.Ю.Цибаева. – Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: в 2-х частях для 4 класса. – 6-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2018
Холодова О. Юным умникам и умницам: методическое пособие для 1-4 классов. – М.: Росткнига, 2011
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
№ | Тема, тип урока, форма проведения | Планируемые результаты | Виды деятельности | Дата проведения |
Предметные результаты | Личностные УУД | Познавательные УУД | план | факт |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. | -Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | 05.09. 12.09. 19.09. 26.09. 03.10. 10.10. 17.10. 24.10. 31.10. 14.11. 21.11. 28.11 05.12. 12.12. 19.12. 26.12. 16.01. 2020г. 23.01. 30.01. 06.02. 13.02. 20.02. 27.02. 05.03. 12.03. 19.03. 02.04. 09.04. 16.04. 23.04. 30.04. 07.05. 14.05 21.05. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
6 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
8 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
9 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
10 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
12 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
13 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
15 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
16 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Излагать свои мысли ясно и последовательно. |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
21 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
22 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
25 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
26 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
27 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
28 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
31 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант |
33-34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | |
Мониторинговая карта личностных результатов освоения программы ВД
№ п\п | Критерии | Показатели | Диагностические средства | Сроки проведения |
| | | | |
1. | - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - запоминать и воспроизводить изучаемый материал | - уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Диагностические задания «Внимание, восприятие, память, мышление» | 14.09 |
2. | - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - запоминать и воспроизводить изучаемый материал | -выявлять закономерности; -решать нестандартные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения | Задания Всероссийской олимпиады (Ростконкурс) | |
3. | -умение владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; -решать нестандартные логические задачи. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Заключительное занятие: «Турнир знатоков». | 25.05 |