СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный филолог»  (подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах и написанию ВПР по русскому языку)  (общеинтеллектуальное направление) расчитана на два года, 7-8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный филолог"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа

«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»



УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

РАССМОТРЕНО

Директор школы

________________________

Кудрявцев Е.А.

на заседании МО учителей

филологического цикла

Приказ №

Протокол № 1

Протокол №

«_____»______________2020г.

«_ _»__сентября__2020 г.

№_1 от _ - августа_2020г



Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный филолог»

(подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах и написанию ВПР

по русскому языку)

(общеинтеллектуальное направление)


класс (классы) 7-8


Уварово

2020



  1. Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана Рабочая программа.

  1. Федеральный закон № 273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации./Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р. - http://www.consultant.ru/law/hotdocs/46226.html/

  3. Система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней общего образования.

  4. Примерная основная образовательная программа (ПООП) для всех уровней общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения и подписанная Председателем Правительства РФ.

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 о Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ всех уровней общего образования. – (http://минобрнауки.рф/).

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019043-5. – http://www.prosv.ru/attachment.aspx?id=23395.

  7. Образовательная программа Уваровского кадетского корпуса.

  8. Программа воспитания Уваровского кадетского корпуса.


Актуальность. Современная модель образования предполагает качественно новые подходы к отбору содержания, разработке форм и методов обучения. Учебный процесс проектируется как система совместной деятельности учителя и учеников. В данном контексте предлагается внеурочный курс «Юный филолог» (подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах и написанию ВПР по русскому языку)»

Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.

Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.

Курс «Юный филолог» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, она позволяет проводить специальную работу и с мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта учащимися с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей, так и учащихся средних способностей с целью развития интереса к предмету.

Курс внеурочной деятельности «Юный филолог» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного и воспитательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание информационно-коммуникационной образовательной среды как условия социализации учащихся и взаимодействия учителя и ученика в образовательном и воспитательном процессе».

Цели программы внеурочной деятельности:

  • пробудить интерес к речевым явлениям, обогащать активный и потенциальный словарный запас, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.

  • Повышать уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.

  • Совершенствовать способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • Развивать логическое мышление, воображение, навыки решения проблемных заданий по лингвистике, навыки работы с художественными и публицистическими текстами.

  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку, культурному наследию человечества.

Задачи:

  • углубление знаний, умений, навыков по основным разделам русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • воспитания любви и уважения к родному языку;

  • развитие смекалки и сообразительности;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности;

  • усвоение навыков чтения и анализа художественных и публицистических текстов.


Сведения о программе. Примерная (типовая). Программа внеурочной деятельности, общеинтеллектуального направления

Вклад курса в общее образование. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» направлена на расширение содержания программ общего образования, подготовку школьников к участию в предметных олимпиадах и написанию ВПР по русскому языку

Особенности программы внеурочной деятельности «Юный филолог». Программа является комплексной, ориентирована на УМК под редакцией В.В.Бабайцевой (русский язык) и УМК Коровина (литература) в 8 классе, УМК Сухих в 7 классе.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

Работа курса основывается на общедидактических принципах, среди которых следует прежде всего назвать:

- принцип научности (соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний);

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала (1 раз в неделю);

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности (от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;)

- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными упражнениями;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности;

- принцип наглядности: использование иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Приоритетные формы и методы работы с учащимися.

Методы, активизирующие самостоятельность и творчество учеников:

  • эвристический метод, позволяющий научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения;

  • метод гипотез, заключающийся в том, что школьникам предлагается сконструировать версии ответов на вопрос учителя по предлагаемому заданию или проблеме и обосновать справедливость предложенной гипотезы. (например, «Что произойдёт, если исчезнут знаки препинания?»);

  • метод вживания, в ходе применения которого ученику предлагается путём чувственно-образных и мысленных представлений «переселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри дать словесное описание

  • метод образного видения, побуждающий учеников создавать образную картину объекта: облака, города, дерева и т.д.;

  • метод создания учениками оригинальных текстов на основе предложенных учителем заданий «Я вижу…», «Я слышу…»;

  • метод обучения в диалоге, в ходе которого учитель организует учащихся на совместный поиск знаний;

  • метод выработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов;

  • метод подачи и оценивания качества усвоения учебного материала в виде тематических блоков.


Формы организации деятельности учащихся на занятиях внеурочной деятельности по курсу «Юный филолог» могут быть разнообразными:
1) групповые (работа в больших и малых группах, дискуссия, собеседование, ролевые игры);
2) индивидуальные
Виды деятельности:
1) теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
2) практические (тематические конкурсы, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов);
3) индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

4) самостоятельная работа: поиск информации, написание сообщений и рефератов, создание презентаций, выполнение творческих заданий.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия, проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
Приоритетные виды и формы контроля

Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества.

Виды контроля по функциям в учебном процессе:

  • проект (групповой, индивидуальный)

  • публичное выступление

Формы подведения итогов программ. В процессе оценки достижения результатов планируется использование следующих диагностических материалов:

  • выставки творческих или проектных работ учащихся;

  • защита зачётных работ по изучаемым темам, индивидуальных и групповых проектов;

  • выставки работ учащихся;

  • успешное участие в творческих конкурсах, олимпиадах по русскому языку.

Основной инструментарий для оценивания результатов.

Оценка личностных результатов не персонифицирована. Её осуществляют школьный психолог и социальный педагог. Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе являются диагностики.

Личностные результаты рассматриваются как достижения обучающихся в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

Оценка метапредметных результатов персонифицирована. Её осуществляет учитель. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для продолжения обучения. К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий, отнесения к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:

1) Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

2) Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных УУД.

3) Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения: в 7 и 8-м классах. 34 учебные недели по 1 часу в неделю (68 часов за курс).


II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности, для данного курса выбрано, общеинтеллектуальное направление. Программа рассчитана на учеников 7-8 классов, которые выбирают участие в данном внеклассном образовании по желанию из списка курсов предложенным им на выбор Уваровским кадетским корпусом. Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий во внеурочной деятельности учащиеся меньше пишут и больше говорят.

Также данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Программа рассчитана на изучение её в течение 2 учебных лет. Состоит из отдельных разделов (модулей). Практическая направленность курса обуславливает успешное применение деятельностного подхода в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 2 учебных года обучения в 7 и 8 классах: в 7 классе - 34 часа в год, 1 час в неделю, в классе - 34 часа в год, 1 час в неделю. Итого 68 часов за два учебных года. Занятия по программе проводятся во внеурочное время, во второй половине дня. Продолжительность проведения занятий- 40 минут.

IV. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса.

Основные ценностные ориентиры программы. Программа внеурочной деятельности тесно связана с преподаванием русского языка и литературы в 7-8 классах, а также с программой воспитательной деятельности принятой в кадетском корпусе, так как она способствует социализации учеников, развитию чувства патриотизма, воспитанию любви и уважения к родному языку, приобщает школьников к самостоятельной исследовательской работе. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала ориентировано на достижение таких ценностей как приобщение к ценностям мировой культуры, целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность, любовь к Родине и малой Родине.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Ожидаемые результаты выполнения программы

  • Повышение уровня языкового развития школьников, формирование лингвистической компетенции.

  • Повышение речевой культуры учащихся, формирование коммуникативной компетенции, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • Совершенствование навыков лингвистического анализа.

  • Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам языка.

  • Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

  • Формирование социальной активности и коммуникабельности, приобретение навыков в умении договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

V. Содержание тем курса внеурочной деятельности «Юный филолог»

1 год, 7 класс

Введение. Русский язык как неотъемлемая часть культуры народа.

Модуль 1. «Может каждый грамотей делать слово из частей!»

Из истории образования слов. Способы словообразования . Чередующиеся гласные в корне слова. Приставка как значимая единица слова. Образование слов приставочным способом. Правописание приставок на з и с. Правописание приставки с.

Строители слова – суффиксы. Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Словообразовательный турнир. Решение словообразовательных уравнений. Составление словообразовательных гнѐзд – «словесных» деревьев, корнями которых являются слова солнце, друг, море, дом, радость, мир.

Модуль 2. В гостях у морфологической семейки».

История происхождения и развития существительных.

Происхождение имен собственных.

Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.

Секреты географических названий. Склонение географических названий. Род географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, горы, населенные пункты - деревни, города, поселки.)

Переход собственных имѐн существительных в нарицательные.

Написание Н и НН в разных частях речи. Слитное, дефисное и раздельное написание сложных существительных и прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Устный журнал «Ты и твоё имя»

Модуль 3. «Секреты пунктуации»

Грамматическая основа в простых и сложных предложениях. Синтаксический разбор простого осложнённого предложения. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (обособление причастных и деепричастных оборотов). Уместное употребление деепричастных оборотов. Пунктуация в предложениях с деепричастными оборотами.

Модуль 4. Комплексный анализ текста.

Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста. Текст как смысловое и структурное единство. Художественный стиль речи: особенности языка. Публицистический стиль. Анализ текстов разных стилей речи. Практика письма текстов разных стилей речи.

Итоговое занятие за год. Защита проекта.


2 год, 8 класс

Введение.

Модуль 1. «Зри в корень!»

Исторические изменения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение, переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем). Этимология как раздел языкознания. Этимологический словарь; строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями.

Словообразовательный словарь, строение словарной статьи. Словообразовательные гнёзда слов.

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Модуль 2. В чудесном мире слова: лексика русского языка.

Многозначные слова, их свойства, строение словарной статьи толкового словаря.

Отличительные признаки многозначности и омонимии. способы и причины образования нескольких значений.

Омонимы в русском языке и их роль. Омонимы в художественном тексте (рассказы И.Туричина «Есть», Н.Сладкова «Овсянка» и др.)

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Синонимы, различия слов-синонимов. Синонимический ряд слов. Словари синонимов, строение словарной статьи. Правильное употребление синонимов в речи.

Антонимы и их роль в речи. Случаи употребления антонимов в русском языке. Словари антонимов, строение словарной статьи.

Заимствованные слова. Приметы заимствованных слов в русском языке. Слова иностранных слов, строение словарной статьи.

Индивидуальный проект «Латинизмы в русском языке», «Англицизмы в русском языке» и т.п.

Окказионализмы и их роль в языке. Маяковский как «создатель» новых слов.

Модуль 3. «Маска, я тебя знаю!»: русская фразеология.

Типы фразеологизмов и их происхождение. Функции фразеологизмов в разных стилях речи. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы с именами числительными. Строение статьи фразеологического словаря.

Модуль 4. Это непростое простое предложение.

Тайны словосочетания: строение, значение. Примыкай, управляй, согласуй (виды подчинительной связи в словосочетании) Грамматическая основа. Типы сказуемого. Подлежащее и способы его выражения. Тире внутри грамматической основы.

Творческая мастерская: Разные типы сказуемого в повести Пушкина «Капитанская дочка».

Виды односоставных предложений, структурно-грамматические особенности разных видов односоставных предложений. Инфинитивные и вокативные односоставные предложения. Именительный темы как особый вид назывного предложения, его функция в художественном и публицистическом тексте.

Творческая мастерская: Односоставные предложения как особенность языка комедии Гоголя «Ревизор».

Модуль 5. «Секреты пунктуации»

Пунктуация в простом предложении с обособленными членами. Синтаксический разбор простого осложнённого предложения.

Однородные члены в простом предложении. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. Однородные члены как средство выразительности речи: восходящая и нисходящая градация, многосоюзие и бессоюзие при однородных членах.

Вводные слова и обращения в текстах разных стилей речи. Особенности пунктуации при вводных словах и обращениях. Риторическое обращение и его изобразительно-выразительная роль в тексте.

Творческая мастерская: Обращения в поэтическом тексте.

Итоговое занятие за год. Защита проекта.








VI. Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Юный филолог»


Раздел (Тема)


Характеристика деятельности учащихся


7 класс



1

Введение. Русский язык как неотъемлемая часть культуры народа.

1

формировать мотивацию к обучению, развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

развивать критическое и творческое мышление.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату

развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

овладевать основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2

Модуль 1. «Может каждый грамотей делать слово из частей!»

11

3

Модуль 2. В гостях у морфологической семейки».

11

4

Модуль 3. «Секреты пунктуации»

7

5

Модуль 4. «Комплексный анализ текста»

4

6

Итоговое занятие

1


Итого:

34


Раздел (Тема)


Характеристика деятельности учащихся


8 класс



1

Введение. Учись учиться

1

формировать мотивацию к обучению, развивать умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

развивать критическое и творческое мышление.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату

развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

овладевать основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2

Модуль 1. «Зри в корень!»

5

3

Модуль 2. В чудесном мире слова: лексика русского языка.

9

4

Модуль 3. «Маска, я тебя знаю!»: русская фразеология»

6

5

Модуль 4. Это непростое простое предложение.

9

6

Модуль 5. «Секреты пунктуации»

7

7

Итоговое занятие

1


Итого:

34







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий по курсу внеурочной деятельности «Юный филолог»

для 7 и 8 классов на 2021-2022 учебный год


п/п

Тема урока


(тип урока)

Кол-во часов


Домашнее задание

Дата

План

Фактически

7 класс



1

Введение в курс. Цель изучения курса. Русский язык как неотъемлемая часть культуры народа.

беседа с элементами исследования

1

.



Модуль 1. «Может каждый грамотей делать слово из частей!» - 11ч.

2

Из истории образования слов. Способы словообразования

беседа с элементами исследования

1




3-4

Такие непостоянные чередующиеся гласные в корне .

Комбинированное занятие.

2

Карточка с текстом



5

Новые друзья корней: приставки. Образование слов приставочным способом.

Комбинированное занятие.

1

Интерактивное упр.



6-7

Подружки пре и при – как с ними подружиться?

Комплексное применение знаний.

2

Карточка с текстом



8

Здравствуйте, здесь ли здание «здоровье»? (правописание приставок на з и неизменяемой приставки с. Комбинированное занятие.

1

Интерактивное упр.



9

Строители слова – суффиксы. Образование слов суффиксальным способом

Комбинированное занятие.

1




10

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Комбинированное занятие.

1

Облако слов-профессий



11

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

Занятие «открытия» нового знания и его первичное закрепление

1

Устный ответ «Что я знаю о им. сущ?»



12

Словообразовательный турнир. Проверка, оценка и коррекция знаний

1




Модуль 2. В гостях у морфологической семейки» - 11 ч

13

Прошлое и настоящее имени существительного.

беседа с элементами исследования

1




14-15

Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища.

Занятие «открытия» нового знания.

2

История имени



16

Грамматика собственных имен. Комбинированное занятие.

1




17

Русские фамилии и прозвища.

Занятие «открытия» нового знания.

1

Происхождение своей фамилии (произвища)



18

Секреты географических названий. Правильно склоняем географические названия и определяем их род. Комбинированное занятие.

1

Интерактивное упр



19

Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. беседа с элементами исследования

1

Происхождение топонимов



20

Переход собственных имѐн существительных в нарицательные

Занятие «открытия» нового знания.

1

Презентация по теме занятия



21

Н+Н=НН. Проверка, оценка и коррекция знаний .

1

Карточка с текстом



22

Слитно, раздельно иль через дефис? Комбинированное занятие.

1

Интерактивное упр



23

Устный журнал «Ты и твоѐ имя».

1




Модуль 3. «Секреты пунктуации» - 4 ч.

24

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое.

Комбинированное занятие.

1

Устный ответ «Что я знаю о причастном обороте?»



25

Мы найдем тебя, Причастный оборот!

Комбинированное занятие.

1

Устный ответ «Что я знаю о дееприч. обороте»



26

Дружим с деепричастием: всегда ли уместен деепричастный оборот?

Комбинированное занятие.

1

Карточка с текстом



27

Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом

Комбинированное занятие.

1

Интерактивное упр



Модуль 4. «Комплексный анализ текста» - 7 ч.

28

Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста. Текст как смысловое и структурное единство.

Проверка, оценка и коррекция знаний

1




29

Художественный стиль речи: особенности языка

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Анализ текста



30

Учимся понимать текст художественного стиля.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Анализ текста



31

Учимся понимать текст публицистического стиля

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Анализ текста



32-33

Сочиняем сами.

Развитие речи

2

Творческие работы



34

Итоговое занятие за год. Рефлексия

1





Итого

34




8 класс





1

Введение. Учимся учиться.

1




Модуль 1. «Зри в корень!» - 5 ч.

2

Исторические изменения в структуре слова

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1




3

«Откуда катится каракатица?» (этимология и этимологические словари)

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Выбор слова для иллюстрирования



4

Групповой проект «Иллюстрируем этимоло­гический словарь».

1




5

Наш помощник - словообразовательный словарь

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Работа со словарём



6

Словообразовательные гнёзда слов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Работа со словарём



Модуль 2. В чудесном мире слова: лексика русского языка – 9 ч.

7

Слово одно, а значений много. (О многозначных словах)

Комбинированное занятие.

1

Устный ответ «Что я знаю об омрнимах?»



8

Слова – тезки. (Омонимы). Комплексное применение знаний.

1

Работа со словарём



9

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Проверка, оценка и коррекция знаний

1

Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка»



10

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы)

Комбинированное занятие.

1

Работа со словарём



11

Коллективный проект «Какого слова не хвата­ет?» (редактирование текстов школьных сочинений).

1

Устный ответ «Что я знаю об антонимах?»



12

Слова с противоположным значением. (Антонимы)

Комбинированное занятие.

1

пословицы и поговорки с антонимами



13

Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Приметы заимствованных слов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Работа над проектом «Латинизмы в русском языке», «Англицизмы в русском языке» и т.п.



14

Окказионализмы и их роль в языке. Маяковский как «создатель» новых слов.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1



15

Защита мини-проекта «Латинизмы в русском языке», «Англицизмы в русском языке»

1

Устный ответ «Что я знаю о фразеологизмах?»



Модуль 3. «Маска, я тебя знаю!»: русская фразеология» - 3 ч.

16

Типы фразеологизмов и их происхождение. Функции фразеологизмов в разных стилях речи

Комбинированное занятие.

1

фразеологизмы со значе-нием цвета, именем собственным, числител.



17

Практическая работа: фразеологизмы со значением цвета, с именем собственным, с именами числительными.

1

Подготовка к лингвистической игре



18

Лингвистическая игра «Фразеология русского языка»

Проверка, оценка и коррекция знаний

1




Модуль 4. Это непростое простое предложение – 9 ч.

19

Тайны словосочетания: строение, значение

Комбинированное занятие.

1




20

Примыкай, управляй, согласуй (виды подчинительной связи в словосочетании)

Комбинированное занятие.

1

Перфокарты по теме



21

Грамматическая основа. «Множество обличий подлежащего».

Проверка, оценка и коррекция знаний

1




22

«Не совсем простое глагольное и совсем не простое, а составное сказуемое»

Проверка, оценка и коррекция знаний

1

Предложения с разнообразной основой из «Капитанской дочки»



23

Творческая мастерская: Разные типы сказуемого в повести Пушкина «Капитанская дочка».

1




24

Если подлежащего или сказуемого нет (структурно-грамматические особенности разных видов односоставных предложений)

беседа с элементами исследования

1

односоставные предложения из стихов поэтов Тамбовщины



25

Практическая работа: односоставные предложения в поэтическом тексте

Проверка, оценка и коррекция знаний

1




26

«Кто на новенького?» (инфинитивные и вокативные односоставные предложения)

Изучение и первичное закрепление новых знаний

1

Записи в тетради



27

Творческая мастерская: Начни красиво! (Именительный темы как особый вид назывного предложения, его функция в художественном и публицистическом тексте)

1

Небольшой текст (-ы) с именительным темы



Модуль 5. «Секреты пунктуации» - 8ч.

28

Обособим мы тебя. ( Пунктуация в простом предложении с обособленными членами) Комплексное применение знаний.

1




29

Родных соединю и разделю (Однородные члены в простом предложении)

Комплексное применение знаний.

1

Работа с географической картой атласом



30

Практическая работа: употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

1

Работа со словарём, атласом



31

Сочетай, конструируй и вставляй. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте). Комплексное применение знаний.

1

Интерактивное упр. в



32

«Что в имени тебе моём?» (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений) Комплексное применение знаний.

1

Найти предложения с обращениями



33

Творческая мастерская: Обращения в поэтическом тексте.

1




34

Итоговое занятие за год. Рефлексия

1





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995

  2. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

  3. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл. М., Просвещение, 2009 г.

  4. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

  5. Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.

  6. Лебедев Н.М., Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

  7. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.

  8. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.

  9. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5-7 класс.- М.: ВАКО, 2011

  10. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.

  11. Шпаковская, С.В. Лингвистические и литературные игры. 5-11 классы.- Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. – 168с.

  12. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.


Литература для учащихся

  1. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.

  2. Граник Г.Г., Бондпренко С.М. Секреты пунктуации: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

  3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991

  4. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.

  5. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984

  6. Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с.

  7. Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.

  8. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.

  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.

  10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000.

  11. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,2016.


Интернет-ресурсы:

1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

2. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

3. Мир слова русского http://www.rusword.org

4. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

5. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

6. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

7. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71187190/#ixzz5cr7gRkC0

16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!