СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа « Эрудит. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» — интегрированный     курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51» г.КУРСКА




«Рассмотрено» «Принято»

на заседании МО учителей на заседании

математики, физики и педагогического совета

информатики

Руководитель МО Председатель ПС

_________О.В.Мишина _________ Н.Г.Седых

Протокол № 1 Протокол № 1

от « » _________ 20 г. от « »______ 20 г.




«Утверждено»


Директор МБОУ

«Средняя

общеобразовательная

школа №51»

__________Г.В.Соколова

Приказ №

от « » _________20 г.









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Эрудит»

5-6 классы














Учителя(ь):

Мишина О.В.















Курск, 2022 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена на основе

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния, утверждённого приказом Министерства образова­ния и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897 (в действующей редакции);

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 08 апреля 2015 г. № 1/15.

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2015 г. N 40154).


Программа « Эрудит. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» — интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.

Программа« Эрудит. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание». направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 Актуальность программы внеурочной деятельности « Эрудит. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» определена следующими факторами: у обучающихся слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Реализация данной программы позволит обучающимся развивать познавательные интересы, творческое мышление и творческие способности, формировать и развивать общеучебные умения и навыки, применять полученные знания при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности. Обучающиеся смогут ознакомиться со многими интересными вопросами естествознания на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Более глубокое изучение естествознания закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Программа « Эрудит. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» должна расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального и общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи, формируются и совершенствуются навыки исследовательской и проектной деятельности на каждом возрастном этапе.







Цель и задачи программы

Цели:

- пропедевтика основ физики и химии;

- получение учащимися представлений о методах научного познания природы;

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного

лабораторного эксперимента (исследования);

- формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно - научного

цикла (в частности, к физике и химии).

Задачи:

- обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для

высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера

по поводу взаимодействия человека и природы;

- уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие)

и утилитарные ценности;

- использовать все возможности для становления привычек следовать научным и

нравственным принципам и нормам общения и деятельности.


МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа реализуется из расчета 1 часа в неделю: в 5-6 классах по 35 часов.



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

      •  формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;

      •  воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

      • формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Патриотическое воспитание:

        • отношение к физике и химии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;

  • понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

  • понимание роли физики и химии в формировании эстетической культуры личности.



Ценности научного познания:

  • ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

  • развитие научной любознательности, интереса к естественным наукам, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) физической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой и химией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение физических и химических знаний при решении задач в области окружающей среды;

  • осознание экологических проблем и путей их решения;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • адекватная оценка изменяющихся условий;

  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

  • планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.



Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

  • формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).



Предметными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

  • освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

  • формирование элементарных исследовательских умений;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования. Эти знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной поисковой творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умением переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3)  организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Регулятивные УУД.

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:


    • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

    • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

    • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

    • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

    • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.


2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

    • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

    • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

    • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

    • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

    • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

    • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

    • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

    • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

    • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.


3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:


    • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

    • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

    • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

    • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

    • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

    • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

    • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

    • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:


    • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

    • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

    • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

    • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

    • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

    • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.


5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:


    • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

    • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

    • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

    • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

    • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

    • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

    • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

    • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

    • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

    • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

    • выделять явление из общего ряда других явлений;

    • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

    • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

    • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

    • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

    • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

    • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

    • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

    • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

    • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:


    • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

    • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

    • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

    • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

    • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

    • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

    • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

    • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

    • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

    • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


    • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

    • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

    • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

    • резюмировать главную идею текста;

    • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

    • критически оценивать содержание и форму текста.


9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:


    • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

    • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

    • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

    • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД.

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:


  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.


12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:


    • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

    • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

    • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

    • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

    • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

    • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

    • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

    • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

    • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

    • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:


    • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

    • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

    • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

    • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

    • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

    • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.



  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса.  


 Введение

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика.

Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Тела и вещества

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева .Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Воздух — смесь газов. Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Плотность вещества.

Взаимодействие тел

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы. Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.


Физические и химические явления

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике. Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация. Теплопередача.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток. Напряжение. Вольтметр. Вольт  — единица измерения напряжения. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения. Действия тока. Тепловое действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала. Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка. Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).Глаз и очки. Разложение белого света в спектр. Радуга.

ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Химические реакции, их признаки и условия их протекания. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции соединения и разложения. Горение как реакция соединения. Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц); нахождение в природе, физические и химические свойства; применение Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства; применение. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей. Наиболее известные органические вещества  — углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки. Человек и природа

ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года. Луна — спутник Земли. Фазы Луны. Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астролябия, телескоп. Исследования космического пространства. К.  Э.  Циолковский, С.  П.  Королев  — основатели советской космонавтики. Ю.  А.  Гагарин  — первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

ЗЕМЛЯ — МЕСТО ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр. Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.

ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ

Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.Механизмы  — помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение. Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль  — единица измерения работы. Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции. Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы. Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы. Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца. Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра). Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы. Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Лабораторные работы и опыты

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерение объема жидкости.

Измерение объема твердого тела.

Сравнение характеристик тел.

Наблюдение различных состояний вещества.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

Наблюдение горения.

Обнаружение кислорода в составе воздуха.

Приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли.

Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

Измерение плотности вещества.

Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

Наблюдение различных видов деформации.

Исследование зависимости силы упругости от деформации.

Измерение силы трения.

Наблюдение зависимости инертности от массы тела.

Изучение различных видов трения.

Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.

Наблюдение магнитного взаимодействия.

Определение давления тела на опору.

Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.

Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

Измерение выталкивающей силы.

От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?

Выяснение условия плавания тел.

Измерение пути и времени движения.

Вычисление скорости движения бруска.

Наблюдение относительности движения.

Наблюдение источников звука.

Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении.

Нагревание стеклянной трубки.

Отливка игрушечного солдатика.

Наблюдение за плавлением снега.

Наблюдение испарения и конденсации воды.

Растворение соли и выпаривание ее из раствора.

От чего зависит скорость испарения жидкости.

Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.

Наблюдение кипения воды.

Разметка шкалы термометра.

Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

Последовательное соединение.

Параллельное соединение.

Наблюдение различных действий тока.

Сборка простейшего электромагнита.

Действие на проводник с током.

Свет и тень.

Отражение света зеркалом.

Наблюдение отражения света в зеркале.

Получение изображения в плоском зеркале.

Наблюдение за преломлением света.

Наблюдение изображений в линзе.

Наблюдение спектра солнечного света.

Наблюдение физических и химических явлений.

Действие кислот и оснований на индикаторы.

Выяснение растворимости солей в воде.

Распознавание крахмала.

Наблюдение звездного неба.

Наблюдение Луны в телескоп.

Определение азимута Солнца с помощью компаса.

Изготовление астролябии и определение с ее помощью высоты звезд.

Измерение атмосферного давления барометром.

Изготовление гигрометра.

Изучение действия рычага.

Изучение действия простых механизмов.

Вычисление механической работы.Выращивание кристалла.

Знакомство с коллекцией пластмасс.

Знакомство с коллекцией волокон.

Распознавание природных и химических волокон.

Изменение формы полиэтилена при нагревании.

Изучение действия телеграфного аппарата.







IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс



Наименование раздела

Количество часов

(всего)

Примечание

Введение

4


Тела и вещества

13


Взаимодействие тел

10


Механические явления

3


Тепловые явления

3


РЕЗЕРВ

2


ИТОГО

35




6 класс



Наименование раздела

Количество часов

(всего)

Примечание

Электромагнитные явления

6


Световые явления

5


Химические явления

8


Человек и природа

15


РЕЗЕРВ

1


ИТОГО

35









Поурочное планирование

5 класс

п/п

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Примечания

1



Введение. Природа. Человек — часть природы





2



Тела и вещества. Что изучает физика. Что изучает химия.





3



Методы исследования природы. Лабораторное оборудование. Измерения. Измерительные приборы.





4



Простейшие измерения Л/р №1 «Определение размеров

физического тела», Л/р №2 «Измерение объема жидкости»,

Л/р №3 «Измерение объема твердого тела»





5



Характеристики тел и веществ Л/р № 4 «Сравнение

характеристик тел».

Состояние вещества





6



Масса Измерение массы Л/р №5 «Измерение массы тела на

рычажных весах»





7



Температура Л/р №6 «Измерение температуры воды и

воздуха».





8



Строение вещества: молекулы, атомы, ионы Л/р №7 «Наблюдение делимости вещества».









Движение частиц вещества Л/р №8 «Наблюдение явлений диффузии».





9



Взаимодействие частиц вещества. Строение твердых тел,

жидкостей, газов с молекулярной точки зрения . Строение атома

Атомы и ионы .





10



Химические элементы. Периодическая таблица химических

элементов Д. И. Менделеева .

Простые и сложные вещества





11



Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.





12



Кислород Л/р №9 «Наблюдение горения». Водород . Вода Л/р №10 «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием» . Растворы и взвеси





13



Плотность





14



Решение задач





15



Решение задач





16



Лабораторная работа № 11 «Измерение плотности вещества»





17



К чему приводит действие одного тела на другое? Силы





18



Действие рождает противодействие.

Всемирное тяготение





19



Деформация





20



Сила упругости Л/р №12 «Наблюдение возникновения силы

упругости при деформации».

Условие равновесия тел





21



Измерение силы. Трение Л/р №13 «Измерение силы трения». Трение





22



Электрические силы Л/р№14 «Наблюдение взаимодействия

наэлектризованных тел».





23



Магнитное взаимодействие Л/р №15 «Наблюдение

магнитного взаимодействия».





24



Давление . Л/р №16 «Определение давления тела на

опору». Давление в жидкостях и газах





25



Давление в жидкостях и газах.

Давление на глубине жидкости.

Сообщающиеся сосуды .





26



Выталкивающая сила Л/р №17 «Измерение выталкивающей

силы». Лабораторная работа №18 «От чего зависит выталкивающая

(архимедова) сила?»

Изучение архимедовой силы Л/р №19 «Выяснение условия плавания тел».





27



Механическое движение.Скорость движения Л/р№20 «Вычисление скорости движения бруска»





28



Решение задач типа: 1. Рассчитать время, за которое легкоподвижная тележка проедет длину стола. 2.Рассчитать путь, который пройдет тележка за 20 с. Относительность механического движения Л/р №21

«Наблюдение относительности движения».





29



Звук Л/р №22 «Наблюдение источников звука». Распространение звука





30



Тепловое расширение Л/р№23 «Наблюдение изменения

объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении»

Учет и использование теплового расширения Л/р№24

«Наблюдение

изменения длины тела при нагревании и охлаждении».





31



Плавление и отвердевание Л/р №25 «Отливка игрушечного

солдатика». Л/р №26 «Нагревание стеклянной трубки». Л/р№27 «Наблюдение за плавлением снега».





32



Испарение и конденсация .

Изучение процесса испарения жидкостей





33



Повторение курса 5 класса





34



Подведение итогов





6 класс

п/п

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Примечания

1


Электрический ток. Напряжение .

Сила тока. Источники тока.



2


Проводники и диэлектрики. Электрические цепи.



3


Последовательное и параллельное соединение



4


Последовательное соединение проводников Л/р №1

«Последовательное соединение»



5


Параллельное соединение проводников Л/р

№2Параллельное соединение».



6


Действия электрического тока Л/р№3 «Наблюдение

теплового действия тока». Л/р №4 «Наблюдение

магнитного действия тока». Действия электрического тока Л/р №5 «Наблюдение

химического действия тока».



7


Свет. Источники света. Свет и тень Л/р №6 «Свет и тень».



8


Отражение света Л/р №7«Отражение света зеркалом». Зеркала и их применение Л/р №8 «Получение изображения в плоском зеркале»



9


Преломление Л/р №9 «Наблюдение за преломлением

света».



10


Линза. Наблюдение изображений в линзе Л/р №10

«Наблюдение изображений в линзе»..



11


Оптические приборы.

Глаз и очки. Цвет



12


Химические явления Л/р №12 «Наблюдение физических и

химических явлений». Закон сохранения массы



13


Реакции соединения и разложения



14


Оксиды



15


Кислоты



16


Основания . Л/р №13 «Действие кислот и оснований на индикаторы»



17


Соли Л/р №14 «Выяснение растворимости солей в воде»



18


Белки, жиры и углеводы.

Л/р №15 «Распознавание крахмала»



19


Природный газ и нефть



20


Древняя наука астрономия. В мире звезд



21


Карта звездного неба. Азимут и высота светил



22


Солнце. Солнечная система



23


Годичное и суточное движение Земли. Луна — естественный спутник Земли . Космические исследования.



24


Строение земного шара.

Атмосфера



25


Измерение атмосферного давления. Барометры



26


Влажность .Атмосферные явления



27


Из истории развития авиации.



28


Простые механизмы

46 Л/р №16 «Изучение действия простых механизмов»

Л/р №17 «Изучение действия простых механизмов»



29


Механическая работа Л/р №18 «Вычисление механической

работы». Энергия



30


Источники энергии. Тепловые двигатели



31


Двигатель внутреннего сгорания.

Электростанции .

Автоматика в нашей жизни



32


Средства связи Л/р №19 «Сборка и испытание телеграфного аппарата». Наука в жизни общества



33


Полимеры и химические волокна Л/р №20 «Изменение формы полиэтилена при нагревании».

Каучук и резина Л/р №21 «Распознавание природных и

химических волокон».



34


Загрязнение окружающей среды.

Экономия ресурсов. Использование новых технологий. Повторение курса 6 класса.

Подведение итогов



35


Повторение курса 6 класса.

Подведение итогов














5 класс.


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Воспитательный компонент

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы





Всего

Контрольные работы

Лабораторные, практические работы









1

Введение



4





Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика.

Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).



Устный опрос

Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя.

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися).

Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосфера.

Инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу, получаемой на уроке социально значимой информации.

Троить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов.

Анализировать реальное состояние дел в учебном классе/группе.

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активации познавательной деятельности обучающихся.

Организовать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу, получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение.

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

Создавать в учебных группах (классах, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их на учебно-познавательную деятельность.

Организовывать экскурсии, походы и экспедиции и т.п.

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.



Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/

2

Тела и вещества

13



11

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометры. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д. И. Менделеева .Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).Кислород. Горение в кислороде. Фотосинтез. Водород. Воздух — смесь газов.Растворы и взвеси. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Плотность вещества.



Устный опрос, лабораторные и практические работы



Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/

3

Взаимодействие тел



10



8

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы. Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.




Устный опрос, письменный контроль, лабораторные и практические работы.



Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/

4

Механические явления

3



3

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.



Устный опрос, лабораторные и практические работы



Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/

5

Тепловые явления

3



5

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике. Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация. Теплопередача.



Устный опрос, лабораторные и практические работы



Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/



Резервное время

3















ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35



27
































6 класс



п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Воспитательный компонент

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Лабораторные, практические работы

1

Электромагнитные явления

6


5

Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр.Ампер — единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.Напряжение. Вольтметр. Вольт  — единица измерения напряжения. Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединения. Действия тока. Тепловое действие тока. Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели. Химическое действие тока.


Устный опрос

Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя.

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися)

Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосфера.

Инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу, получаемой на уроке социально значимой информации.

Троить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов.

Анализировать реальное состояние дел в учебном классе/группе.

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активации познавательной деятельности обучающихся.

Организовать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу, получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение.

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

Создавать в учебных группах (классах, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их на учебно-познавательную деятельность.

Организовывать экскурсии, походы и экспедиции и т.п.

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.


Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/

2

Световые явления

5


5

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала. Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).Глаз и очки. Разложение белого света в спектр. Радуга.

Устный опрос, лабораторные и практические работы

Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/

3

Химические явления


8


4

Химические реакции, их признаки и условия их протекания. Сохранение массы вещества при химических реакциях. Реакции соединения и разложения. Горение как реакция соединения. Оксиды (углекислый газ, негашеная известь, кварц); нахождение в природе, физические и химические свойства; применение Кислоты, правила работы с кислотами, их применение. Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства; применение. Соли (поваренная соль, сода, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей. Наиболее известные органические вещества  — углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение; белки, их роль в жизни человека, искусственная пища; жиры, их роль в жизни человека, использование в технике; природный газ и нефть, продукты их переработки. Человек и природа

Устный опрос, письменный контроль, лабораторные и практические работы.

Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/

4

Человек и природа

15


6

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года. Луна — спутник Земли. Фазы Луны. Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астролябия, телескоп. Исследования космического пространства. К.  Э.  Циолковский, С.  П.  Королев  — основатели советской космонавтики. Ю.  А.  Гагарин  — первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные. Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр. Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы. Механизмы  — помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение. Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль  — единица измерения работы. Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции. Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы. Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение. Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы. Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца. Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра). Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы. Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Устный опрос, лабораторные и практические работы

Физика и химия. 5-6 класс.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Издательство «Дрофа», 2020 г. изд., ЭФУ

РЭШ https://resh.edu.ru/

ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/


Резервное время

1








ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35


21







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!