СОГЛАСОВАНО «Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
_______/Умарова Х.Х./ « СОШ №1 с.Чечен-Аул»
«___»______2016 г. _______/Абдурзакова М.Я./
« __» ____ 2016 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно - нравственное направление
на тему:
«Мастерская общения»
для обучающихся 1-А класса
на 2016-2017 уч.год
Руководитель: Абумуслимова Х.А.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа на тему «Мастерская общения» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3 с.Чечен-Аул» на 2013 – 2014 учебный год.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Объем нагрузки:
Участники образовательной программы: учащиеся 1 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.
Цель курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи:
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Учебно-тематический план на год
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Я среди людей | 6 | 3 | 3 |
3. | Речевой этикет | 6 | 2 | 4 |
4. | Культура поведения | 12 | 6 | 6 |
5. | В мире сказок. | 6 | - | 6 |
6. | Заключительное занятие | 2 | - | 2 |
| Итого: | 33 | 12 | 21 |
Содержание курса:
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Тематическое планирование курса.
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вводное занятие (1ч) | 1 | Давайте познакомимся. | Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» | 1 | 02.09 |
Я среди людей (6 ч) | 2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 1 | 09.09 |
3 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 1 | 16.09 |
4 | Плохо одному. | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 1 | 23.09 |
5 | Товарищи и друзья. | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях чеченского народа. | 1 | 30.09. |
6 | Как завоевывать друзей. | Правила общения с товарищами и друзьями. | 1 | 07.10. |
7 | Бескорыстие в дружбе. | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | 14.10 |
Речевой этикет (6 ч) | 8 | Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении. | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | 21.10 |
9-10 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 2 | 28.10 11.11 |
11 | Правила знакомства, представления и обращения. | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 18.11 |
12 | Правила приветствия и прощания. | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 1 | 25.11. |
13 | Правила извинения и просьбы. | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 02.12. |
14 | Правила благодарности и отказа. | Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. | 1 | 09.12. |
Культура поведения (12 ч) | 15 | Отношение к старшим. | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | 16.12. |
16 | Отношение к учителю. | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | 23.12. |
17 | Отношение к малышам. | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | 13.01. |
18 | Как вести себя в школе, на переменах. | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | 20.01. |
19 | Правила поведения в столовой, за столом. | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | 27.01. |
20 | Правила поведения с гостями, в гостях. приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | 03.02. |
21 | Искусство делать подарки. | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | 10.02. |
22 | Как правильно разговаривать по телефону. | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | 17.02. |
23 | Правила поведения в общественном тттттттранспорте. | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | 24.02. |
24 | Как вести себя в общественных местах. | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | 03.03. |
25 | Правила поведения в театре и кино. | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | 10.03. |
26 | Поведение в библиотеке и музее. | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 17.03. |
В мире сказок (6 ч) | 27 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | 24.03. |
28 | Добро и зло в сказках. | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | 07.04 |
29 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | 14.04 |
30 | Сказки – волшебство, чудо и правда. | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | 21.04. |
31 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | 28.04. |
| 32 | Сказка – ложь, да в ней намек. | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | 05.05 |
| 33 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 | 12.05. |
Итоговые занятия | 34 | Что мы узнали и чему научились. | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят. | 1 | 19.26/05 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ИТОГО: 33 часа
Учебно – методическое обеспечение.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.