СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ктп внеурочной деятельности для 2 класса социальной направленности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса

«Доноведение »

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Доноведение» разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, на основе авторской программы Сухаревской Е.Ю. издательство «БАРО-ПРЕСС», 2014 года издания.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у обучающихся уровня начального общего образования целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные:

  1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

  2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях.

Воспитательные:

  1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека.

  2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации.

Содержание курса

2 КЛАСС (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.


Природа Донского края (18ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).


Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.


Жизнь на Дону (6ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (2ч)

Экскурсии1

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Результаты освоения курса:

В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;



уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

могут научиться:

1.личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно- смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях;

- оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;

- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2.регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимися своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;

- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.

- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения и вид деят-ти обучающихся

Дата

план

факт


Я и окружающий мир




1.


С чего начинается Родина…



1

Форма:практикум,проект.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

6.09


2.

Школа – светлая гавань детства

1

Форма:познавательные и ролевые игры,конкурсы.

Виды деят-ти: игровая, познавательная,туристко-краеведческая, художественное тв-во.

13.09



Жизнь на Дону.




3.


С днём рождения, родной город (село)

(экскурсия по родному городу (селу)



1


Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

20.09




Я и окружающий мир



4.

Дорога от дома до школы (экскурсия)

1

Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,художественное тв-во.

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

27.09



Природа Донского края



5.

Природа (экскурсия)


1

Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть.

4.10


6.

Викторина «Живая и неживая природа родного края»

1

Форма:познавательные и ролевые игры,конкурсы.

Виды деят-ти: игровая, познавательная,туристко-краеведческая, художественное тв-во.

11.10


7.

Город и природа (экскурсия)

1

Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть. Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

18.10


8-9.

Что за дерево такое?

2

Форма:практикум,проект.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

25.10-8.11


10.

Кустарники (экскурсия)

1

15.11


11-12.

Травушка-муравушка

2

22.11-29.11


13.

Растения и мы.

1

Форма:практикум,.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

6.12


14.

Краски Тихого Дона.

1

Форма:практикум,прект.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

Досугово-развлекательная.

13.12




Я и окружающий мир



15.

Мои имя, фамилия, отчество…

1

Форма:практикум,проект.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

20.12


16.

Что ты знаешь о роде своём…

1

27.12





Жизнь на Дону



17-19.

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

3

Форма:познавательные и ролевые игры,конкурсы.

Виды деят-ти: игровая, познавательная,туристко-краеведческая, художественное тв-во.

17.01-31.01



Природа Донского края




20.

Животный мир Ростовской области (экскурсия)


1

Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть.

7.02


21.

Домашняя мохнатая азбука

1

Форма:практикум,проект.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

14.02


22.

Мой домашний милый друг

1

Форма:практикум,литературная гостиная.

Виды деят-ти: познавательная,проблемно-ценностное общение.

21.01


23.

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

Форма:практикум,конкурс.

Виды деят-ти: познавательная,художественное тв-во.

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

28.02


24.

Родные просторы (экскурсия)

1

Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть.

7.03


25.

Чем богаты наши недра?

1

Форма:практикум.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

14.03


26.

Что такое почва?

1

Форма:практикум.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

21.03


27.

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

1

Форма:практикум,прект.

Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая.

4.04



Человек и природа



28.

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)


1

Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть.

11.04


29.

Человек – хозяин природы?

1

Форма:практикум,диспут.

Виды деят-ти: познавательная,проблемно-ценностное общение, туристко-краеведческая.

18.04


30.

Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы)

1

Форма:фестиваль.

Виды деят-ти: познавательная,игровая,досугово-развлекательная.

25.04




Жизнь на Дону



31.

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

1

Форма:экскурсия.

Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть.

10.05


32.

Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие)

1

Форма:фестиваль.

Виды деят-ти: познавательная,игровая,досугово-развлекательная.

16.05


33-34.


Итоговые уроки

2

Форма:практикум,конкурсы.

Виды деят-ти: познавательная, досугово-развлекательная.

23.05-25.05



Итого:

34








1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!