Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса
«Доноведение »
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Доноведение» разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, на основе авторской программы Сухаревской Е.Ю. издательство «БАРО-ПРЕСС», 2014 года издания.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у обучающихся уровня начального общего образования целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях.
Воспитательные:
Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека.
Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации.
Содержание курса
2 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч)
Экскурсии1
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Результаты освоения курса:
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
могут научиться:
1.личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно- смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях;
- оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2.регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимися своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;
- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края.
- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения и вид деят-ти обучающихся | Дата |
план | факт |
| Я и окружающий мир | | |
1. | С чего начинается Родина… | 1 | Форма:практикум,проект. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» | 6.09 | |
2. | Школа – светлая гавань детства | 1 | Форма:познавательные и ролевые игры,конкурсы. Виды деят-ти: игровая, познавательная,туристко-краеведческая, художественное тв-во. | 13.09 | |
| Жизнь на Дону. | | |
3. | С днём рождения, родной город (село) (экскурсия по родному городу (селу) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. | 20.09 | |
| Я и окружающий мир | | |
4. | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,художественное тв-во. Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. | 27.09 | |
| Природа Донского края | | |
5. | Природа (экскурсия) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть. | 4.10 | |
6. | Викторина «Живая и неживая природа родного края» | 1 | Форма:познавательные и ролевые игры,конкурсы. Виды деят-ти: игровая, познавательная,туристко-краеведческая, художественное тв-во. | 11.10 | |
7. | Город и природа (экскурсия) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть. Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)» | 18.10 | |
8-9. | Что за дерево такое? | 2 | Форма:практикум,проект. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края» | 25.10-8.11 | |
10. | Кустарники (экскурсия) | 1 | 15.11 | |
11-12. | Травушка-муравушка | 2 | 22.11-29.11 | |
13. | Растения и мы. | 1 | Форма:практикум,. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. | 6.12 | |
14. | Краски Тихого Дона. | 1 | Форма:практикум,прект. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. Досугово-развлекательная. | 13.12 | |
| Я и окружающий мир | | |
15. | Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | Форма:практикум,проект. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» | 20.12 | |
16. | Что ты знаешь о роде своём… | 1 | 27.12 | |
| Жизнь на Дону | | |
17-19. | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 3 | Форма:познавательные и ролевые игры,конкурсы. Виды деят-ти: игровая, познавательная,туристко-краеведческая, художественное тв-во. | 17.01-31.01 | |
| Природа Донского края | | |
20. | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть. | 7.02 | |
21. | Домашняя мохнатая азбука | 1 | Форма:практикум,проект. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» | 14.02 | |
22. | Мой домашний милый друг | 1 | Форма:практикум,литературная гостиная. Виды деят-ти: познавательная,проблемно-ценностное общение. | 21.01 | |
23. | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | Форма:практикум,конкурс. Виды деят-ти: познавательная,художественное тв-во. Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» | 28.02 | |
24. | Родные просторы (экскурсия) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть. | 7.03 | |
25. | Чем богаты наши недра? | 1 | Форма:практикум. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. | 14.03 | |
26. | Что такое почва? | 1 | Форма:практикум. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. | 21.03 | |
27. | Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 1 | Форма:практикум,прект. Виды деят-ти: познавательная,туристко-краеведческая. | 4.04 | |
| Человек и природа | | |
28. | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть. | 11.04 | |
29. | Человек – хозяин природы? | 1 | Форма:практикум,диспут. Виды деят-ти: познавательная,проблемно-ценностное общение, туристко-краеведческая. | 18.04 | |
30. | Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) | 1 | Форма:фестиваль. Виды деят-ти: познавательная,игровая,досугово-развлекательная. | 25.04 | |
| Жизнь на Дону | | |
31. | День освобождения! (экскурсия в исторический музей) | 1 | Форма:экскурсия. Виды деят-ти: познавательная,туристско-краеведческая деят-ть. | 10.05 | |
32. | Вместе дружная семья (праздничное мероприятие) | 1 | Форма:фестиваль. Виды деят-ти: познавательная,игровая,досугово-развлекательная. | 16.05 | |
33-34. | Итоговые уроки | 2 | Форма:практикум,конкурсы. Виды деят-ти: познавательная, досугово-развлекательная. | 23.05-25.05 | |
| Итого: | 34 | | | |
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.