СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Домисолька»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа предназначена для музыкально-эстетического самовыражения, воспитания и вокально-технического развития детей начальных классов, проявляющими интерес к музыке. Составлена на основе стандартов второго поколения примерной основной образовательной программы образовательного учреждения под редакцией А.О. Кондакова  «Просвещение» 2011г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Домисолька»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 имени героя Российской Федерации

М. Г. Ефремова г. Вязьмы Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения МБОУ СОШ № 5

г. Вязьмы Смоленской области,

Протокол от______________

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета МБОУ СОШ № 5 г. Вязьмы

Смоленской области,

протокол от______________

УТВЕРЖДАЮ

Приказом

Директора

МБОУ СОШ № 5

г. Вязьмы

Смоленской области,

от______________

№ _____________




Рабочая программа

внеурочной деятельности «Домисолька»

для 1-4 классов

на 2019/2020 учебный год

классы 1 б, 4 а, 4 б, 4 в

Учитель: Байрамова Марина Владимировна








Соответствует Федеральному

Государственному образовательному стандарту

Начального общего образования



1.Пояснительная записка

Предлагаемая программа предназначена для музыкально-эстетического самовыражения, воспитания и вокально-технического развития детей начальных классов, проявляющими интерес к музыке. Составлена на основе стандартов второго поколения примерной основной образовательной программы образовательного учреждения под редакцией А.О. Кондакова «Просвещение» 2011г.

Актуальность: Хоровое пение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для   музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит ансамблю вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В ансамбле вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, занятия проходят с группой (12 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

В основу ансамблевого обучения положен синтез трех начал:

-игровой метод обучения 

-эмоционально- насыщенное общение

-предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся  ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой  деятельности.

Целью образовательной программы является развитие у  детей начальной школы способностей к  коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе  интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.

• Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

• Научить каждого ребенка владеть певческим голосом.

Предполагаемая программа внеурочной деятельности начальной школы ориентируется на решение следующих задач:

Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

• Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

• Привить навыки сценического поведения;
• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

•Развить музыкально-эстетический вкус;

• Развить музыкальные способности детей;

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи внеурочной деятельности учащихся начальной школы в художественно-эстетическом направлении, основными принципами при форми­ровании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудни­чества, деятельностный подход, интенсификация и оптимиза­ция, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе вы­ражается в максимальном рас­крытии вокальных способностей детей, построении преподавания на ос­нове использования широких и гибких методов и средств обу­чения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключа­ется в учёте индивидуальных способностей личности каждо­го ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разно­уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики со­трудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопони­манием и проникновением в духовный мир друг друга, совмест­ным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на развитии познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах вокальной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации заня­тий музыкой, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследо­вательские, сопряжённого развития кондиционных и коорди­национных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики програм­мно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленно­сти изучаемых явлений и процессов в сфере музыки учитель реализует на основе расширения межпредмет­ных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, психологии и др.

На реализацию программы выделяется 168 часов. В 1 классе 66 ч. (2 часа в неделю), а во 2-4 класса по 34ч (1 час в неделю).

В программу ансамбля вокального пения входит индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа ансамбля направлена, прежде всего, на подготовку исполнителей хорового исполнения и солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении ребят готовятся для школьных мероприятий.

Занятия могут проводиться как в отдельном классе, актовом зале, так и в свободных одновозрастных объединениях младших школьников, в классной комнате или рекреациях школы.

Перед началом занятий, каждый ребёнок должен посоветоваться с родителями и школьным врачом о целесообразности тех или иных вокальных нагрузок.

Известно, что результаты занятий в объединениях художественно эстетического профиля зависят не только от музыкальных способностей детей, природных задатков, но и от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.


2. Учебно - тематический план


№ п/п

Темы

Кол-во час.

Характеристика основной деятельности учащихся

1-й год обучения

1

Вводное занятие

1

Знакомство с целями и задачами обучения в ансамбле. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

2

Правила пения

19

Знакомство с певческим дыханием, дирижерским жестом. Унисон. Певческие попевки. Знакомство с музыкальной грамотой. Натуральный звукоряд.

Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса.

Разучивание песен на школьную тематику. Игровые танцевальные движения.

разучивание песен на новогоднюю тематику.

3

Музыкальная грамота

18

Разучивание длительностей нот. Разучивание песен к Новому году. Танцевальные элементы к песням. Разучивание и исполнение новогодних хороводов. Работа с солистами.

Рождественские колядки.

Освоение длительностей нот.

4

Вокально-хоровая работа

20

Техника ансамблевого пения

Разучивание исполнительского материала. Разучивание песен к школьным праздникам

Культура концертных исполнений

Динамические оттенки.

Пение по нотам

5

Разучивание патриотических песен

6

Посещение районного музея к празднику Победы.

Исполнение патриотических песен. Песни ко дню Победы

Песни о Родине. Итоговое занятие-концерт.

6

Отчетные занятия

2

Концертные выступления. Участие в конкурсах. Выступления на мероприятиях учреждения.

ИТОГО

66


2-й год обучения

1

Вводное занятие

1

Экскурс в историю музыки и вокально-хорового искусства.

Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования. Прослушивание и угадывание знакомых мелодий.

2

Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса

6

Свойства голосового аппарата. Отличительные особенности певческого голоса. Охрана голоса и здоровье сберегающие технологии. Инструктирование в распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру

Определение природных музыкальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты интонирования.

Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции.

Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными

Формирование культуры восприятия, слушания музыки, в том числе в процессе работы над разучиваемыми с ансамблем произведениями

3

Вокально-хоровая работа


14

Формирование элементарных исполнительских навыков. Выработка кантиленны в хоровом пении. Фразировка музыки в движениях. Музыкальные акценты. Обучение умению петь в ансамбле, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя ансамбля.

4

Музыкальная грамота


4

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения учащимися умением читать ноты. Ознакомление с двумя видами минора и мажора.

Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами 2, 3, 4, 6, с простейшими жанрами: песней, танцем и маршем.

5

Импровизация

3

В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности.

6

Азбука музыкального движения

2

Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения.

7

Отчетное занятие


4

Концертные выступления. Участие в конкурсах. Выступления на мероприятиях учреждения.

ИТОГО:

34




3-й год обучения

1.

Вводное занятие

1

Беседы о новинках в мире музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство задачами в текущем году. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования.

2.

Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса

6

Развивать певческий диапазон голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Формировать чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений, распеваний и работе над вокально-хоровыми произведениями. Формировать певческое дыхание, дикцию и артикуляцию. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями.

3.

Вокально-хоровая работа


15

Работа над исполнительским мастерством. Знакомство с вокальными средствами выразительности. Воспитание умения следить за дирижерским жестом, показом одновременного вступления и окончания пения. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку при работе над репертуаром. Соблюдать певческую установку на занятиях; спокойный вдох, правильное звукообразование, пение естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильное формирование гласных, четкое и короткое произношение согласных. Выработка чистого унисона Обучение пению без сопровождения, умению слушать себя и своих товарищей при пении. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся Напевность. Формирование правильной артикуляции, дикции.

4.

Музыкальная грамота


5

Ознакомление учащихся с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Обучение пению по нотам с показом направления движения, транспонирование попевок и упражнений во всех тональностях.

5.

Импровизация

2

Пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стихотворения (Т).Пение на двух нотах (Д – Т, III – Т).

Пение в поступенном движении вниз (Д – Т).Пение в поступенном движении вверх (Д – Т).Пение с мелодическим движением по желанию.

Развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности.

6.

Азбука музыкального движения

2

Разучивание музыкальных игр и движений под музыку. Показ определенных движений (марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца). Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.

7.

Отчетное занятие


3

Концерты. Конкурсы. Урок-игра. Урок-зачет. Выступления на родительских собраниях и мероприятиях.

ИТОГО

34


4-й год обучения

1.

Вводное занятие

1

Повторение некоторых музыкальных упражнений и игр предыдущего года обучения.

Обзор современного состояния вокально-хорового искусства.

Знакомство с основными задачами. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования.

2.

Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса

6

Техника охраны голоса.

Формировать музыкальный слух и постановку певческого голоса посредством упражнений и распевания. Работа над постановкой дыхания. Работа над вокально-голосовым аппаратом. Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Формировать эмоционально – осознанное восприятие музыкального произведения..

Воспитывать и развивать мелодический, ритмический и динамический слух учащихся

3.

Вокально-хоровая работа


15

Воспитывать гармонический слух на основе пения простых канонов и двухголосия в упражнениях. Формировать навыки пения без сопровождения и с сопровождением, умение слушать себя и своих товарищей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков. Формировать ансамблевое звучание и строй.

4.

Музыкальная грамота


4

Продолжить знакомство с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой.

5.

Импровизация

2

Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов.

6.

Азбука музыкального движения

2

Работа над развитием выразительности исполнения. Развитие координации движений и компонентов пластики в соответствии с сенсорной деятельностью. Работа над образным воплощением песни.

7.

Отчетное занятие


4

Концерты. Конкурсы. Урок-игра. Урок-зачет. Выступления на праздниках

ИТОГО

34


ИТОГО

135



3. Содержание курса «Домисолька». 1 год обучения. (33 ч.)

1. Вводное занятие. (1ч.) Знакомство с целями и задачами обучения в кружке.

2. Правила пения (19ч.) Певческое дыхание, дирижерский жест. Унисон. Певческие попевки. Разучивание песен об осени. Знакомство с музыкальной грамотой. Натуральный звукоряд. Песни об осени. Праздник осени.

Осенние мотивы. Слушание музыки осени русских композиторов. Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса. Разучивание песен на школьную тематику. Игровые . танцевальные движения. Певческое дыхание разучивание песен на новогоднюю тематику.

3. Музыкальная грамота (18ч.) Длительности нот. Разучивание песен к Новому году. Танцевальные элементы к песням. Разучивание и исполнение новогодних хороводов. Работа с солистами. Разучивание рождественских песен. Выступление на новогодних утренниках. Исполнение рождественских песен. Рождественские колядки. Освоение длительностей нот.

4. Вокально-хоровая работа (20ч.).

Техника ансамблевого пения. Разучивание исполнительского материала

Разучивание песен ко дню 8 марта. Разучивание песен о весне. Культура концертных исполнений. Повторение песен к 8 марту. Проведения праздника посвященного 8 марта. Песни о весне. Динамические оттенки.

Пение по нотам

5. Разучивание патриотических песен (6ч.). Посещение районного музея к празднику Победы. Исполнение патриотических песен. Песни к дню Победы. Песни о Родине. Итоговое занятие-концерт.

6. Отчетные занятия (2ч.). Концертные выступления. Участие в конкурсах. Выступления на мероприятиях учреждения.

2 год обучения (34ч.).

1. Вводное занятие (1ч.).

Теория: Экскурс в историю музыки и вокально-хорового искусства.

Знакомство с перспективой занятий в ДО «Карусель мелодий». Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования.

Практика: Прослушивание и угадывание знакомых мелодий.

2. Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса (6ч.).

Теория:Голосовой аппарат. Свойства голосового аппарата. Отличительные особенности певческого голоса. Охрана голоса и здоровье сберегающие технологии. Образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков. Инструктирование в распеваниях и специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т. д.Рассказ об особенностях музыкально – выразительных средств. Периодические прослушивания (небольшими дозами) музыкальных произведений.

Практика: Определение природных музыкальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, чистоты интонирования.

Формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений и распевания. Дыхание и его значение в вокальном искусстве.

Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос.

Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Пение учебно-тренировочного материала. Инструктирование - образное доступное раскрытие каждого нового упражнения и его роли для музыкально – певческого развития каждого ребенка.

Показы: а) стабильной группы упражнений, б) периодически обновляющейся группы, в которую включают новые упражнения в зависимости от учебных задач.

Разучивание и «впевание» упражнений.

Формирование основ умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

Формирование культуры восприятия, слушания музыки, в том числе в процессе работы над разучиваемыми с хором произведениями.

3. Вокально-хоровая работа (14ч.).

Теория. Рассказ о песне, как об одном из видов музыкального искусства в интересной для детей форме. Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной для младших школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств.

Песня и ее особенности. Отличие песни, танца, марша.

Народная песня. Раскрытие ее значения как выразительницы прошлого народа, его труда, быта, дум, чаяний. Обратить внимание на то, что русские народные песни воспитывают уважение к прошлому народа, к его характерным чертам, к русскому языку (музыкальному и вербальному), русской культуре в целом. Использовать народный материал для формирования у воспитанников хора патриотизма и интернационализма.

Современная детская песня. Сообщение о композиторе, об авторе слов (биография, творческий портрет). Раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально – выразительных и исполнительских средств, разбор замысла интерпретации исполнения песни. Классика. Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор – классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве в пределах, доступных данному возрасту. Сообщение об авторе поэтического текста. Анализ произведения и его интерпретация. Раскрытие многообразия и богатства певческой деятельности народов России и других стран в яркой, доступной для младших школьников форме с опорой на их опыт. Продолжить знакомство с правилами пения и охраны голоса.

Практика. Формирование элементарных исполнительских навыков. Выработка кантиленны в хоровом пении. Фразировка музыки в движениях. Музыкальные акценты. Обучение умению петь в хоре: петь в ансамбле, строить, петь без сопровождения, понимать дирижерские жесты и следовать указаниям руководителя хора.

Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально – певческого развития каждого участника хора. Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого первого занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному вдоху, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно – активному, экономному выдоху. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения с вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого участника хора индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Развитие диапазона голоса ми 1 – си 1, «опевание» этой зоны в аспекте формирования смешанного звучания, выравнивания по тембру и силе голоса на основе чистого звуковысотного интонирования от «центрального» звука ля1 вверх и вниз. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приемов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава хора. Обучение умению петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, в мечте со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и завершать произведение. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному хоровому исполнительству. Пение: народных песен, современных детских песен, классических. Показ – исполнение песен. Разбор содержания. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления. Проверка исполнения с помощью магнитофонной записи.

Примеры народных песен с сопровождением: «Ходила младешенька по борочку». Русская народная песня; «Добрый мельник». Литовская народная песня; «Наша песня». Словацкая народная песня.

Примеры современных детских песен: Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя»; Р. Бойко «На лошадке»; М. Красев. «Четырнадцать утят».

Примеры классических произведений: Калинников. Одиннадцать песен для детей (цикл); П.И. Чайковский «Травка зеленеет»; М.И. Глинка «Жаворонок»; И.С. Бах «За рекою старый дом».

4. Музыкальная грамота (4ч.).

Теория. Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения учащимися умением читать ноты. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. Расширение слухового опыта одновременно в разных тональностях с учетом абсолютной высоты звуков, но без названия конкретных знаков, дающих представление о тональности. Возможно использование элементов релятивной системы. Контрастное сопоставление одноименных ладов. Постепенное формирование музыкально – слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности, устойчивости и неустойчивости звуков, ладогармонических функций и связей в определенном порядке: (V-I, II – I, VII – I, III –II – I, III – II – I, VI – V – I, V – III, IV – II – I и т.д.).

Ознакомление учащихся с основными средствами музыкальной выразительности (мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями), с размерами 2, 3, 4, 6, с простейшими жанрами: песней, танцем и маршем.

Практика. Овладение учащимися означенным выше материалом в теоретическом и практическом плане. Пение на основе приобретенных знаний и умений по нотам.

5. Импровизация (3ч.).

Теория. В доступной форме раскрывается сущность импровизации, вокальной импровизации в частности.

Практика. Показываются и объясняются различные задания.

Показ для каждого задания возможных вариантов певческих мелодических импровизаций (ответ на вопрос «как тебя зовут?», «музыкальный разговор», игра во фразы – догадки», в «мелодические прятки», ритмические вариации), сочинение подголосков к теме и др. Даются также импровизации на короткие стихотворные тексты. Дети обучаются различным видам импровизаций.

6. Азбука музыкального движения (2ч.).

Теория. Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения

Практика. Музыкальная игра и движения под музыку для развития чувства ритма и сценической выразительности пластики действий в предлагаемых обстоятельствах песни. Объяснение условий игры или показ определенных движений (марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения. Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.

7. Отчетные занятия (4ч.).

Теория. Беседы о сценической этике и требованиях к концертному выступлению.

Практика.Концертные выступления. Участие в конкурсах. Урок-игра. Урок-зачет. Отслеживание образовательных результатов. Выступления на родительских собраниях и мероприятиях учреждения.

3 год обучения (34ч.)

  1. Вводное занятие (1ч.).

Теория. Беседы о новинках в мире музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство задачами в текущем году. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования.

Практика. Урок – игра «Угадай мелодию». Повторение песенного материала, пройденного в предыдущий год обучения.

  1. Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса (6ч.).

Теория. Охрана голоса и здоровье сберегающие технологии. Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Рассказы о новых упражнениях на развитие голосового диапазона, на звуковедение. Беседы об особенностях музыкально – выразительных средств разучиваемых произведений. Дыхание и его значение в вокальном искусстве. Слушание музыки.

Практика. Продолжить формирование чувства ритма и музыкального слуха посредством упражнений, распеваний и работе над вокально-хоровыми произведениями. Формирование певческого дыхания, дикции и артикуляции. Певческий голос. Пение учебно – тренировочного материала. Слушание музыки: вокально-хоровых и инструментальных произведений. Формирование эмоционально – осознанного восприятия музыкального произведения, и эмоциональной отзывчивости на музыку. Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация. Прослушивание произведения.

Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями. Показ упражнений, разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

  1. Вокально-хоровая работа (15ч.).

Теория. Знакомство с новыми музыкальными терминами. Углубление темы «Народная песня». Рассказ или беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального языка. Современная детская песня. Классика

Практика. Усложнение образного содержания музыкально-хорового материала. Разучивание и исполнение песенных произведений. Работа над исполнительским мастерством. Знакомство с вокальными средствами выразительности. Показ – исполнение песни. Воспитание умения следить за дирижерским жестом, показом одновременного вступления и окончания пения. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку при работе над репертуаром. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми 1 – си1). Выравнивание хорового звучания от звуков соль1 – ля1 вверх и вниз, выработка чистого унисона. Начало воспитания гармонического слуха на основе пения простых канонов и двухголосия в упражнениях. Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умению слушать себя и своих товарищей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков. Напевность. Формирование правильной артикуляции, дикции. Разучивание: народных песен разных стран, современных детских песен, классических песен. При условии достижения чистого унисона возможно пение песни или отдельного ее мотива каноном. Краткий рассказ о композиторе с указанием других его произведений для детей. Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Краткое сообщение об авторе слов. Ансамбль и строй. Динамическая одноплановость. Интонационная слаженность. Работа над единообразием манеры звукообразования. Ритмический момент и темповая слаженность. Значение мелочей в работе. Чистота интонировании. Способность петь в разных темпах.

  1. Музыкальная грамота (5ч.).

Ознакомление учащихся с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях с названием звуков, но без указания знаков тональности. Ознакомление с тремя видами минора и мажора. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций. Изучение и пение тонико – доминантовых тяготений: Д – Т, II – Т, VII – Т, III – II – Т, VI –V –Т. Обучение пению по нотам с показом направления движения, транспонирование попевок и упражнений во всех тональностях.

5. Импровизация (2ч.).

Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в вопросы и ответы (Как тебя зовут? Что ты любишь читать? Какие песни ты любишь? Что мы видим за окном?); сюжетные импровизации: «Прогулка в лес», «Любимая сказка»; импровизации на короткое стихотворение. (Материалом для такого вида импровизаций могут служить детские стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова) В качестве подготовительных упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение можно использовать:

Пение песенки на одной ноте с четким соблюдением ритма стихотворения (Т).

Пение на двух нотах (Д – Т, III – Т).

Пение в поступенном движении вниз (Д – Т).

Пение в поступенном движении вверх (Д – Т).

Пение с мелодическим движением по желанию.

Развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности.

  1. Азбука музыкального движения (2ч.).

Теория. Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Объяснение условий игр. Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.

Практика. Продолжить музыкальные игры и движения под музыку. Показ определенных движений (марш, элементы народного танца, хоровод или позиции и упражнения классического танца). Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.

  1. Отчетные занятия (3ч.).

Концерты. Конкурсы. Урок-игра. Урок-зачет. Выступления на родительских собраниях и мероприятиях.

4 год обучения (34ч.)

  1. Вводное занятие (1ч.).

Проверка усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущем году обучения. Повторение некоторых музыкальных упражнений и игр предыдущего года обучения. Обзор современного состояния вокально-хорового искусства. Знакомство с основными задачами. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования.

2. Техника постановки музыкального слуха и певческого голоса (6ч.).

Теория. Продолжить знакомство с техникой охраны голоса.

Рассказы о музыкальных произведениях и их авторах.

Практика. Продолжить формирование музыкального слуха и постановку певческого голоса посредством упражнений и распевания. Работа над постановкой дыхания. Работа над вокально-голосовым аппаратом.

Развитие певческого диапазона голоса в соответствии с индивидуальными природными данными. Распевание. Пение учебно – тренировочного материала. Слушание музыки: вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально – эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоционально – осознанного восприятия музыкального произведения. Прослушивание произведений. Разговор об особенностях музыкально – выразительных средств данных произведений. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями. Показ упражнений, разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

  1. Вокально-хоровая работа (15ч.).

Теория. Продолжить более углубленное знакомство с различными жанрами вокально-хорового искусства. Рассказы о разучиваемых песнях. Рассказ или беседа о содержании произведения, о роли песен в жизни народа, о характерных особенностях музыкального языка. Беседа о классической музыке и тексте разучиваемой классической песни.

Практика. Воспитание гармонического слуха на основе пения простых канонов и двухголосия в упражнениях. Формировать навыки пения без сопровождения и с сопровождением, умение слушать себя и своих товарищей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения. Пение аккордов, партий. Исполнение песни или отдельного ее мотива каноном. Работа над двухголосием. На песенном материале продолжить обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона. Выравнивание хорового звучания. Работа над чистым унисоном и двухголосием.

Пение произведений. Русская народная песня. Современная детская песня. Классика. Продолжить формирование вокально-хоровых навыков: музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, в работе над репертуаром. Продолжить разучивать и работать над формированием музыкальности, исполнительских навыков народных в работе над формированием репертуара: современных детских, патриотических, классических песенных произведений. Краткий рассказ о композиторе с указанием и прослушиванием других его произведений для детей. Знакомство с музыкальными стилями различных композиторов. Беседа о музыке и тексте песни, раскрытие их художественного содержания. Краткое сообщение об авторе слов.

Продолжить формирование ансамблевого звучания и строя. Работа над динамической одноплановостью и слитностью голосов. Пение аккордов, партий. Работа над формированием навыков двухголосного пения. Интонационная слаженность. Работа над единообразием манеры звукообразования. Ритмический момент и темповая слаженность. Значение мелочей в работе. Чистота интонирования. Темпо - ритм. Формирование способности петь в разных темпах.

  1. Музыкальная грамота (4ч.).

Теория.

Продолжить знакомство с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, гармонией, ладом, темпом, ритмом, размером, динамикой. Связь музыкальной грамоты с пением учебно – тренировочного материала (попевок и упражнений) во всех тональностях с названием звуков, с указанием знаков тональности. Ознакомление с тремя видами минора и мажора. Постепенное формирование слуховых представлений, связанных с ощущением лада, устойчивых ступеней, гармонических функций.

Пение тонико – доминантовых тяготений: Д – Т, II – Т, VII – Т, III – II – Т, VI –V –Т. Пению по нотам с показом направления движения, транспонирование попевок и упражнений во всех тональностях.

5. Импровизация (2ч.).

Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях.

Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Продолжить развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности.

6. Азбука музыкального движения (2ч.).

Теория. Беседа «Проявление образа исполнителя в песне». Драматургический материал песни, как канва для выбора логики действий.

Практика. Работа над развитием выразительности исполнения. Развитие координации движений и компонентов пластики в соответствии с сенсорной деятельностью. Упражнения на развитие выразительной мимики и жестов. Упражнения на поиски подтекста. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.Работа над образным воплощением песни.

7.Отчетные занятия (4ч.).

Концерты. Конкурсы. Урок-игра. Урок-зачет. Выступления на праздниках.

4.Планируемые результаты

Личностные результаты

• формирование чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

• формирование уважительного отношения к культуре дру­гих народов;

• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива­ния чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрос­лыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нор­мах, социальной справедливости и свободе;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные:

Первый год обучения

Вокальные навыки: (проверяют в середине и в конце года строго индивидуально). Петь в диапазоне ре1(до1) – до2. Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отводя плечи назад. Руки опустить или положить на колени (при пении сидя). Петь только с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь на звуке ля1 правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса; правильно и ясно выговаривать слова песни.

К концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в ансамбле простую песню, соблюдая пройденные в течение года правила пения. Правильно дышать: уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В более подвижных песнях уметь делать быстро активно – спокойно вдох.

Уметь точно повторять звук в гармоническом интервале и в аккорде.

Ансамблевые навыки: Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон, с сопровождением и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.

Второй год обучения

Вокальные навыки: Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым, естественным звуком, легко, нежно – звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и произносить согласные.

Ансамблевые навыки: Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны. В упражнениях слышать трехголосные аккорды, определять простейшие функции, петь в аккорде различные голоса (по заданию). Без сопровождения уверенно петь нетрудные, протяжные, одноголосные песни.

Третий год обучения

Вокальные навыки: Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук. Видеть свои недостатки и стремиться избавиться от них. Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню. Импровизировать в «вопросах – ответах», в «музыкальном разговоре» и т.д.

Ансамблевые навыки: Петь по нотам песни, написанные в медленном темпе, имеющие простую по строению мелодию, в основной тональности и в близких к ней без абсолютных названий звуков и с абсолютными. Понимать и следовать дирижерским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром.

Знать средства музыкальной выразительности.

Четвертый год обучения

Вокальные навыки: Петь в диапазоне: первые голоса – до1 – ре2 (ми2); вторые – си – си1 (до1). Соблюдать при пении певческую установку. Петь только с мягкой атакой, естественно, легко, нежно – звонко, мягко, стремясь сохранять индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя их произношение. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы и петь на «цепном» дыхании. Уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато. Уметь самостоятельно спеть выразительно – осмысленно несложную, напевную песню, импровизировать, выполняя несложные задания.

Ансамблевые навыки. Уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни. В упражнениях слышать трех – четырехголосные аккорды, пропевать в них любые звуки по заданию. Уметь петь чисто и слаженно одноголосие, подголосочное двухголосие с сопровождением и без него; следовать за дирижерскими указаниями во всех произведениях из репертуара хора.

Петь по нотам наиболее простые песни и произведения.

Метапредметные результаты

• овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи спортивно-игровой деятельности, поиска средств её осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест­ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Подведение итогов работы организуется как правило в дни зимних, весенних и в начале летних каникул в форме школьных праздников

  1. Формы и виды контроля

Для успешного обучения вокально-хоровому пению по программе педагог проводит глубокую диагностику развития способностей, интересов и возможностей каждого воспитанника на всех этапах образовательной программы.

Планирование обучения начинается с первого прослушивания, которое позволяет определить индивидуальные музыкальные способности и их уровень, природные данные детей, на основании которых приспосабливает образовательную программу к хоровому коллективу. Обучение детей происходит на основе дифференцированного подхода, учитывая различную степень музыкальной одаренности участников творческого коллектива.

Основные параметры, позволяющие контролировать усвоение программы и по которым можно охарактеризовать каждого из учащихся:

- слух,

- ритм,

- музыкальная память,

- эмоциональность,

- логическое мышление (умение вычленить структуру произведения).

Программа корректируется с учетом стиля усвоения знаний.

Для фиксирования полученных данных могут быть использованы следующие способы:

- Папки индивидуального развития и творческого роста воспитанников

- Диагностические карты

- Оценочные таблицы

- Педагогом могут использоваться самые разнообразные формы контроля:

- Итоговые занятия

- Творческие отчеты

- Тесты и анкеты

- Творческие игры на отслеживание уровня ЗУН

- Конкурсы

- Фестивали

6. Методические рекомендации

Организационная работа.

Комплектование ансамбля может происходить по ряду признаков. Это могут быть отдельные хоры младших школьников (6,5 -8 лет, 9-10 лет и смешанные). Пение солиста в ансамбле является обязательным условием. Лучше, чтобы через сольные группы проходило возможно большее количество детей. Это необходимо и потому, что солирование – всегда значительная нервная нагрузка, которая не должна постоянно падать на одного и того же ребенка, как бы хорошо он ни пел.

Основные принципы набора детей - добровольность и доступность для всех. Для прослушивания рекомендуется детям предъявлять очень простые задания. Занятия следует проводить в помещении с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией.

Учебно-воспитательная работа

Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника ансамбля, обучение его умению петь, формирование его певческой культуры.

7.Материально - техническое обеспечение

1. Литература

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М. 2000.

Антология русской и зарубежной музыки 10 – 21 вв. / сост. Ю. А. Зверев Комплект компакт-дисков. – М. 2005.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б, В. Асафьев. – М, - Л., 1973.

Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. – М. 1999.

Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / автор-сост. С. И. Гугулина. Вып. 1. – М. 2004.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. 2005.

Музыка и живопись для детей CD-ROM. – М., 2002.

Великие музыканты 20 века. – М., 2003.

Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.

  1. Таблицы в соответствии с программой обучения

  2. Музыкальный центр

  3. Мультимедийный проектор,

  4. Интерактивная школьная доска,

  5. Фортепиано

  6. Набор шумовых инструментов

  7. Аудиозаписи

  8. Видеозаписи

  9. Микрофоны

  10. Аудиоаппаратура



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!