СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса "Юный математик"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса "Юный математик"»









Рабочая программа

внеурочного курса

“Юный математик”





Автор: Сахаутдинова

Алия Маратовна

учитель математики

МБОУ СОШ №146












Пояснительная записка.


В конце XX века некоторые из традиционных форм внеклассной и внешкольной работы по математике: клубы веселых математиков, вечерние математические школы, слеты юных математиков, внеклассное чтение и некоторые другие практически исчезли. А популярность других форм внеклассной и внешкольной работы по математике: стенной печати, факультативов, кружков, олимпиад, школ при вузах и т.п. во многих регионах России стало снижаться. В тоже время появилось много новых популярных как у учителей, так и у учеников новых форм внеклассной и внешкольной работы по математике: математические бои, регаты, турниры, нестандартные олимпиады, международный конкурс – игра “Кенгуру – математика для всех” и др.

Предлагаемая программа предназначена для проведения кружковой работы по математике с наиболее способными учащимися 6 – 7 классов. Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируется в соответствующих учебных программах по математике, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

В связи с этим настоящая программа для учащихся, желающих больше узнать о сущности предмета математика. Данная программа направлена на достижение следующих целей:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;

  2. Углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  3. Развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений учащихся;

  4. Воспитание настойчивости, инициативы, подготовка учащихся к олимпиадам, научно - практическим конференциям.

Частично данные цели реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия. В первую очередь на кружки.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Разработанная в соответствии с обязательным минимум содержания образования в области математики и минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся средней школы по математике, предлагаемая учебная программа характеризуется:

  • Направленностью на усиление познавательного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включение в содержание программы материалов о разнообразных методах и приемах, используемых в решении различных заданий;

  • Направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержания занятий учебного материала с учетом интереса и способности учащихся;

  • Направленностью на соблюдение дидактических правил “от простого к сложному”, “от освоенного к неосвоенному” и “от известного к неизвестному”, задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;

  • Направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области математики, всесторонне открытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.


Основными формами организации учебно-познавательной деятельности на кружке являются лекция, практикум и соревнования.

Программа кружка составлена на два года обучения и предусматривает занятия с учащимися 5-7 классов в объеме 70 часов. Занятия планируется проводить 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Содержание занятий

Тема 1. История возникновения математики.

Математика в Древней Руси, происхождение чисел. Кто был первым математиком. Математика Древнего Египта. История возникновения алгебры, создание алгебраических символик.


Тема 2. Числа и действия с ними.

Перестановка, зачеркивание и восстановление цифр в натуральном числе, четные и нечетные числа. Решение задач с целыми числами.


Тема 3. Геометрические задачи.

Решение задач на разрезания различных фигур. Работа с циркулем и линейкой.


Тема 4. Текстовые задачи.

Понятие текстовой и сюжетной задачи. Основные типы сюжетных задач. Решение задач решаемых с конца, на переливания, движение, взвешивания.

Решение олимпиадных задач.


Тема 5. Задачи на логику.

Математические и числовые ребусы. Задачи и упражнения, развивающие логику и смекалку.


Тема 6.Числовые преобразования.

Инварианты. Принцип Дирихле. «Привилегии» числу 7.


Тема 7. Системы счисления.

Представления чисел в различных системах счисления.


Тема 8. Магические квадраты.

История магических квадратов. Определение и виды магических квадратов.

Примеры построения магических квадратов, головоломки и задачи.


Тема 9. Задачи на делимость.

Признаки делимости. Задачи на делимость, связанные с теоремой Ферма.

Деление с остатком. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.


Тема 10. Степень с натуральным показателем.

Определение степени с целым показателем. Уравнения первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Точный квадрат, точный куб.


Тема 11. Проценты на все случаи жизни.

Определение процента, его обозначение, выражение процента в виде десятичной дроби, нахождение процентов от данного числа, нахождение числа по его процентам, процентное соотношение двух чисел. Решение задач на процентный прирост, концентрацию и процентное содержание.


Основные знания и умения


В результате кружковых занятий учащиеся:

должны знать:

  • Основные действия с натуральными числами;

  • Основные типы текстовых и сюжетных задач и приемы их решения;

  • Числовые преобразования;

должны уметь:

  • Применять изученные методы и приемы при решении геометрических, текстовых и сюжетных задач различных типов;

  • Решать задачи на делимость и на проценты;

  • Применять свои знания при решении олимпиадных заданий.


Тематический план


№ п/п

Тема

Всего часов

Лекция

Практикум

Соревнование

1.История возникновения математики

1

Математика в древности

1

1



2

Математика в Древней Руси

2

1

1


3

Первые математики

2

1

1


4

Периоды истории математики

1

1



5

Несколько слов об алгебре

1

1



7

Создание алгебраических символик

1

1



8

Арифметические задачи

1


1


9

Математическая игра «Поле чудес»

1



1

2.Числа и действия с ними

10

Восстановление цифр натуральных чисел

1


1


11

Четные и нечетные числа

1


1


12

Перестановка и зачеркивание цифр в натуральном числе

1


1


13

Последние цифры натурального числа

1


1


14

Разные задачи с целыми числами

1


1


15

Математические регаты

1



1

3.Геометрические задачи

16

Геометрические задачи -1 (разрезания)

1


1


17

Геометрические задачи - 2

1


1


18

Геометрические задачи со спичками

1


1


4.Текстовые задачи

19

Задачи, решаемые с конца

1


1


20

Переливания

1


1


21

Математические игры, выигрышные ситуации

1


1


22

Задачи на движение

1


1


23

Взвешивания

1


1


24

Повторение

1


1


25

Математическая карусель

1



1

26

Решение олимпиадных задач

2


2


5. Задачи на логику

27

Математические ребусы

1


1


28

Числовые ребусы

1


1


29

Логические задачи

1


1


30

Задачи и упражнения, развивающие логику

1


1


31

Математическая лапта

1



1

32

Задачи на смекалку

1


1


33

Повторение

1


1


34

Математическое соревнование (математическая драка)

1



1

6. Числовые преобразования

35

Инварианты

1


1


36

Принцип Дирихле

1


1


37

«Привилегии» числу 7

3

1

2


38

Математический бой

1



1

7. Системы счисления

39

Экономичность систем счисления

1

1



40

Задачи на взвешивания

1

1



41

Системы счисления и множество Кантора

1

1



42

Решение задач

1


1


43

Математическая игра «Ключ к победе»

1



1

8. Магические квадраты

44

История магических квадратов

1

1



45

Определение и виды магических квадратов

1

1



46

Условия существования магических квадратов 3х3 и их свойства

1

1



47

Примеры построения магических квадратов

1

1



48

Головоломки и задачи

1


1


49

Нестандартная олимпиада «Конкурс тяжеловесов»

1



1

9. Задачи на делимость

50

Признаки делимости

1


1


51

Задачи на делимость, связанные с теоремой Ферма

1


1


52

Разные задачи на делимость

1


1


53

Деление с остатком

1


1


54

Наибольший общий делитель

1


1


55

Наименьшее общее кратное

1


1


10. Степень с натуральным показателем

56

Степень с натуральным показателем

1


1


57

Уравнения первой степени с двумя неизвестными в целых числах

1


1


58

Игра «Счастливый случай»

1



1

11. Проценты на все случаи жизни

59

Знаете ли вы проценты?

1


1


60

Олимпиадные задачи на проценты

1


1


61

Задачи на процентный прирост и вычисление «сложных процентов»

1,5

0,5

1


62

Задачи на концентрацию и процентное содержание

1,5

0,5

1


63

Что значит жить на проценты

1,5

0,5

1


64

Итоговое занятие (устная олимпиада)

1,5



1,5

65

Всего часов

70

15,5

44

10,5


































Литература для учителя


  1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. – Челябинск: Взгляд, 2005.

  2. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Журнал: Математика в школе №4, 1996.

  4. Журнал: Математика в школе №2, 1999.

  5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984.

  6. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.

  7. Крутецкая В.А. Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: «Литера», 2007.

  8. Образовательные ресурсы в сети Интернет:

    • Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

http: // tasks. ceemat. ru

    • Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

http: // www. math – on – line. com

    • Логические задачи и головоломки

http: // smekalka. pp. ru

    • Математическая гимнастика: задачи разных типов

http: // mat – game. narod. ru

    • Математические олимпиады и олимпиадные задачи

http: // www. zaba. ru

    • Материалы для математических кружков, факультативов, спецкурсов

http: // www. mathematic. boom. ru

    • Международный математический конкурс «Кенгуру»

http: // www. kenguru. sp. ru

    • Портал : библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики

http: // www. math. ru

  1. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни: Учеб. пособие для учащихся, абитуриентов и учителей. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996

  2. Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 класс. – М.: УЦ «Перспектива», 2004.

  3. Трошин В.В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками в средней школе на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель, 2006.

  4. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. – М.: Айрис - пресс, 2006.

  5. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.: Айрис - пресс, 2006.

  6. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. – М.: Айрис - пресс, 2006.


Литература для учащихся

  1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. – Челябинск: Взгляд, 2005.

  2. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Крутецкая В.А. Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: «Литера», 2007.


  1. Образовательные ресурсы в сети Интернет:

  • Виртуальная школа юного математика

http: // math. ourent. md

  • Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

http: // tasks. ceemat. ru

  • Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

http: // www. math – on – line. com

  • Логические задачи и головоломки

http: // smekalka. pp. ru

  • Математическая гимнастика: задачи разных типов

http: // mat – game. narod. ru

  • Математические олимпиады и олимпиадные задачи

http: // www. zaba. ru

  1. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни: Учеб. пособие для учащихся, абитуриентов и учителей. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!