ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Учитель иностранного языка
высшей квалификационной категории
МАОУ АСОШ
Ваганова Ж. В.
2020-21 уч. г.
Пояснительная записка
Программа «В мире английской литературы» для учащихся МАОУ АСОШ является авторской и разработана для учеников 7 классов.
Рабочая программа составлена на основаниитребований следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993);
письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 года № 03-2960;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Учебный план МОУ АСОШ на 2020-2021 учебный год.
Времени для изучения иностранной литературы на уроках английского языка времени отводится мало, но подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования мировоззрения. В этот период происходит изменения характера мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, с их профессиональным самоопределением. В условиях глобализации и широкого распространения англоязычной культуры знакомство с английской литературой является неотъемлемой чертой образованного человека.
Цель курса:
развитие достаточной для послешкольной социализации учащихся социокультурной компетенции посредством англоязычной художественной литературы; ознакомление учащихся с образцами художественной литературы – произведениями английских писателей; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного. Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Чтение художественной литературы может оказать существенное влияние на общее психическое, интеллектуальное развитие детей, в частности их речемыслительные способности, на духовное и эстетическое обогащение личности ученика, на умение критически ориентироваться в художественном материале, помогает развить художественный вкус, выработать активное, эмоционально-осмысленное восприятие литературы.
Общение через художественную литературу способствует достижению гармонии между миром «я» и миром «мы», вызывает у учащихся потребность сравнить свой жизненный опыт с тем, что происходит с героями книги, осознать свои собственные устремления, чувства, мысли. Чтение приобретает форму сопереживания и сопричастности.
Задачи курса:
- формировать устойчивый интерес к изучению предмета «Английский язык», гуманитарному образованию;
-воспитывать средствами художественной литературы духовно-нравственную личность;
- формировать общекультурную, читательскую и речевую компетенции;
- расширение страноведческого кругозора учащихся и их общей эрудиции;
- развивать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников и метапредметные компетенции учащихся.
Развивающие задачи:
совершенствовать навыки чтения, разговорной речи;
формировать потребность самовыражения в разных видах деятельности;
развивать творческие способности;
развивать социальные и культурные навыки, формировать социокультурную сторону личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Учебные задачи:
познакомить с английской литературой и c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
расширять и закреплять лексический запас слов, активно использовать полученные знания на практике;
знакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
систематизировать лексические и грамматические средства, усвоенные ранее; формировать лексические навыки чтения, говорения;
обучать решению коммуникативных задач, необходимых для ведения диалогов типов.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное, уважительное отношения к культуре англоязычных стран;
формировать терпимое отношение и уважение мнения другого человека;
формировать потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе;
формировать сознательное отношения к этическим нормам поведения.
Авторская программа строится на следующих принципах:
- Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
- Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
-Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Курс внеурочной деятельности «По страницам английских произведений» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Курс основывается на принципах осмысления и систематизации полученных знаний. Практическая направленность занятий позволяет обеспечить коммуникативную подготовку учащихся к грамотному и эффективному владению идиоматическими выражениями в английском языке.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Приемы и методы, используемые при реализации программы курса:
Метод case-study – это анализ конкретной ситуации, основанный на обучении путем анализа конкретных задач-ситуаций.
Цель метода – анализ ситуации учащимися с поиском возможных путей решения. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации) и обучающие(искусственно созданные, содержащие значительный элемент условности при отражении в них жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством метода моделирования).
При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой и командной работы, определяется их роль в решении проблемы.
Метод конкретных ситуаций подразделяется на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый. Вовлечение в дискуссию имеет очень важное значение для успешного обучения.
Эмоционально-смысловой метод
Относится к наиболее востребованным в плане обучения школьников, он основан на специфике восприятия информации детьми и подростками.
Структура занятий.
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
-комбинированное (включает освоение теоретического материала по теме, знакомство с небольшими отрывками произведений английской художественной литературы и презентацию результатов исследовательско-поисковой деятельности, обсуждения произведений и т.п.);
-практическое (предполагает непосредственное знакомство с художественным произведением);
-творческий проект (подготовка и проведение презентаний творческой деятельности на тему изученного материала);
-индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.
Основные формы работы.
Основной формой работы является занятие одного из приведенных типов. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-результативный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице:
№ п-п | Основные группы методов | Основные подгруппы методов | Отдельные методы обучения |
1 | Методы орга-низации и осуществления учебно- познава-тельной деятель-ности | 1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала | |
Словесные методы | Рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, диспут, дискуссия |
Наглядные методы | Иллюстрации, схемы, таблицы |
Практические | Упражнения: воспроизводящие, творческие, устные, письменные |
Аудиовизуальные | Сочетание словесных и наглядных методов |
1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) | Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала |
| 1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций) | Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог) |
1.4.Методы самоуп-равления учебными действиями | Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка |
2. | Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познавательной деятельности | 2.1.Методы эмоцио-нального стимулиро-вания | Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности |
2.2.Методы форми-рования познаватель-ного интереса | Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала |
2.3.Методы формирования ответственности и обязательности | Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль |
3 | Методы контро-ля и диагностики учебно-познава-тельной деятель-ности, социаль-ного и психоло-гического разви-тия учащихся | 3.1.Методы контроля | Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий |
3.2.Методы самоконтроля | Методы самоконтроля, взаимопроверка работ |
4 | Методы орга-низации и взаи-модействия уча-щихся и накоп-ления социаль-ного опыта | | Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов |
5 | Методы разви-тия психических функций, твор-ческих способ-ностей личност-ных качеств учащихся | | Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень |
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На занятиях применяются следующие упражнения:
разработка и защита проектов, публичное выступление.
На занятиях планируется использовать элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Контроль осуществляется в форме викторин, защиты проектов, игр, тестов, анализа результатов проведенных исследовательских методик, письменных докладов учащихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В мире английской литературы»
Программа предполагает достижение следующих результатов:
личностные (ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
метапредметные: (регулятивные- формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; составлять план и последовательность действий; познавательные- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; осуществлять смысловое чтение; интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности); коммуникативные-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
-получить знания об основных эпохах в истории англоязычной литературы;
сформировать представление о развитии английского языка в различные исторические периоды; познакомиться с самыми значительными произведениями англоязычной литературы; расширить словарный запас.
Учащиеся смогут проявлять положительное отношение учащихся к культуре и обычаям англоязычных стран; умение читать, понимать литературу Великобритании в оригинале; умение анализировать прочитанное, составлять монологические высказывания по прочитанному тексту. Умение применять полученные знания на практике. Заинтересованность учащихся в дальнейшем изучении английской и американской литературы.
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся получат возможность понимать:
особенности культуры и литературы отдельной страны;
особенности образа жизни представителей англоговорящих стран.
Получат возможность:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы в оригинале;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы курса внеурочной деятельности (учебно-тематический план)
№ | Тема. Автор. Произведения. Виды деятельности учащихся |
1 | Введение в курс. Древние Британцы и их язык |
2 | Литература германских племен. Эпическая поэма Беовульф. Новая жизнь поэмы |
3 | Фольклор и баллады. Баллады о Робин Гуде и фильмы о нем. |
4 | Сказки и легенды. Легенды о Короле Артуре и рыцарях круглого стола. |
5 | Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард» |
6 | В. Шекспир. Вклад Шекспира в мировую литературу |
7 | Шекспир: современные исследования. Версии |
8 | Комедии первого периода. «12 ночь» |
9 | Литературная гостиная. Сонеты Шекспира |
10 | «Ромео и Джульетта»: вечная любовь |
11 | Второй и третий периоды творчества Шекспира (1601-1608; 1608-1612) |
12 | Трагедии. «Гамлет». Образ Гамлета в кино |
13 | «Король Лир». «Макбет». Обсуждение пьес |
14 | Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» |
15 | Джонатан Свифт. «Приключения Гулливера» |
16 | Роберт Бёрнс. Его литературный вклад. Поэтический вечер «Моё сердце в горах». |
17 | Чарльз Диккенс. «Оливер Твист», «Рождественская песнь в прозе» |
18 | Оскар Уайльд. Сказки «Великан – эгоист», «Преданный друг», «Кентервильское привидение». «Портрет Дориана Грея» |
19 | Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Черная стрела» |
20 | Сказки Льюиса Кэрролла. "Алиса в Стране чудес", "Алиса в Зазеркалье" |
21 | Редьярд Киплинг. «Книга джунглей» («Маугли»). Рикки-Тикки-Тави. |
22 | Джеймс Барри. "Питер Пен" |
23 | Памела Трэверс. «Мэри Поппинс» |
24 | Алан Милн и Майкл Бонд. «Винни-Пух» и «Медвежонок Паддингтон» |
25 | Дональд Биссет. Сказки |
26 | Литературный театр. Ставим мини-спектакль; разыгрываем сценки из сказок |
27 | Роальд Даль. "Чарли и шоколадная фабрика" |
28 | Творчество Джона Толкиена. «Хоббит». «Властелин колец». |
29 | Клайв Льюис. «Хроники Нарнии» |
30 | Творчество Джоанны Роулинг. «Гарри Поттер» |
31 | Артур Конан Дойль и Агата Кристи. Детективы. Шерлок Холмс |
32 | Портреты главных героев произведений английской литературы. Проектное занятие. Защита творческих проектов. Организация выставки рисунков «По страницам любимых книг» |
33 | Герои английских сказок и книг на киноэкране. Просмотр и обсуждение отрывков кинофильмов. Рефлексия. |
34 | Итоговое занятие. Обобщение по курсу. Читательская конференция. Доклады «Моя любимая книга / писатель» |
Календарно-тематическое планирование курса «В мире английской литературы» на 2020-2021 учебный год.
№ | Тема. Автор. Произведения | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Введение в курс. Древние Британцы и их язык | 10.09 | |
2 | Литература германских племен. Эпическая поэма Беовульф. Новая жизнь поэмы | 17.09 | |
3 | Фольклор и баллады. Баллады о Робин Гуде | 24.09 | |
4 | Сказки и легенды. Легенды о Короле Артуре | 1.10 | |
5 | Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард» | 8.10 | |
6 | В. Шекспир. Вклад Шекспира в мировую литературу | 15.10 | |
7 | Шекспир: современные исследования. Версии | 22.10 | |
8 | Комедии первого периода. «12 ночь» | 5.11 | |
9 | Литературная гостиная. Сонеты Шекспира | 12.11 | |
10 | «Ромео и Джульетта»: вечная любовь | 19.11 | |
11 | Второй и третий периоды творчества Шекспира (1601-1608; 1608-1612) | 26.11 | |
12 | Трагедии. «Гамлет». Образ Гамлета в кино | 3.12 | |
13 | «Король Лир». «Макбет» | 10.12 | |
14 | Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» | 17.12 | |
15 | Джонатан Свифт. «Приключения Гулливера» | 24.12 | |
16 | Чарльз Диккенс. «Оливер Твист», «Рождественская песнь в прозе». Рождество в английской прозе. | 29.12 | |
17 | Роберт Бёрнс. Его литературный вклад. Поэтический вечер «Моё сердце в горах». | 14.01 | |
18 | Оскар Уайльд. Сказки «Великан – эгоист», «Преданный друг», «Кентервильское привидение». «Портрет Дориана Грея» | 21.01 | |
19 | Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Черная стрела» | 28.01 | |
20 | Сказки Льюиса Кэрролла. "Алиса в Стране чудес", "Алиса в Зазеркалье" | 4.02 | |
21 | Редьярд Киплинг. «Книга джунглей» («Маугли»). Рикки-Тикки-Тави. | 11.02 | |
22 | Джеймс Барри. "Питер Пен" | 18.02 | |
23 | Памела Трэверс. «Мэри Поппинс» | 25.02 | |
24 | Алан Милн и Майкл Бонд. «Винни-Пух» и «Медвежонок Паддингтон» | 4.03 | |
25 | Дональд Биссет. Сказки | 11.03 | |
26 | Литературный театр. Ставим мини-спектакль; разыгрываем сценки из сказок | 18.03 | |
27 | Роальд Даль. "Чарли и шоколадная фабрика" | 8.04 | |
28 | Творчество Джона Толкиена. «Хоббит». «Властелин колец». | 15.04 | |
29 | Клайв Льюис. «Хроники Нарнии» | 22.04 | |
30 | Творчество Джоанны Роулинг. «Гарри Поттер» | 29.04 | |
31 | Артур Конан Дойль и Агата Кристи. Детективы. Шерлок Холмс | 6.05 | |
32 | Портреты главных героев произведений английской литературы. Проектное занятие. Защита творческих проектов. Организация выставки рисунков «По страницам любимых книг» | 13.05 | |
33 | Герои английских сказок и книг на киноэкране. Просмотр и обсуждение отрывков кинофильмов. Рефлексия. | 20.05 | |
34 | Итоговое занятие. Обобщение по курсу. Читательская конференция. Доклады «Моя любимая книга / писатель» | 26.05 | |
Литература для учителя и учащихся:
Утевская Н.Л. Английская и американская литература. Курс лекций для школьников старших классов и студентов. СПб.: КОРОНА принт; Учитель и ученик, 2002.
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru – «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества
http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=164- портал информационной поддержки учителей иностранного языка в области ИКТ
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=7833- портал информационной поддержки учителей «Информационные технологии в преподавании иностранных языков»
http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей
http://www.enjoyenglish.ru/ – официальный портал поддержки УМК «Enjoy English» (Биболетова М.З., Денисенко О.А., Добрынина Н.В., Ленская Е.А., Трубанева Н.Н.)
http://school-collection.edu.ru/единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по английскому языку
http://eng.1september.ru/- издательство «Первое сентября. Английский язык»
http://www.longman.ru/ -сайт издательства «Лонгман»
http://www.macmillan.ru/ - сайт издательства «Макмиллан»
Утевская Н.Л. Английская и американская литература. Курс лекций для школьников старших классов и студентов. СПб.: КОРОНА принт; Учитель и ученик, 2002.
Мифология Британских островов. Энцикопедия - М.:
Эксмо; СПб.:Terra Fantastica, 2004.