СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя-логопеда «Преодоление речевых нарушений у детей 5-6 лет»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная «Рабочая программа учителя – логопеда старшей группы  для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет  предназначена для работы учителя-логопеда дошкольной организации, в которой воспитываются дети с нарушениями речи  5 – 6 летнего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда «Преодоление речевых нарушений у детей 5-6 лет»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя – логопеда


«Преодоление речевых нарушений у детей 5-6 лет»


Срок реализации 1 год.
















Составитель: учитель-логопед

Осипова Н.А.




п. Первомайский

2019 г.





Оглавление

Содержание рабочей программы

Страница

I Целевой раздел

3

1.1 Пояснительная записка

3

      1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Цель и задачи реализации рабочей программы.

5

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей

6

1.2.1 Психолого-педагогическая характеристика особенностей нормально развивающихся детей старшей группы (5 – 6 лет)

6

1.2.2 Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи

6

1.2.3 Характеристика речевых расстройств воспитанников, поступающих в группы для детей с ТНР

7

1.3 Целевые ориентиры образовательной деятельности, планируемые результаты освоения рабочей программы.

9

1.3.1 Целевые ориентиры дошкольного образования.

9

1.3.2 Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие»

10

1.4 Планируемые промежуточные результаты освоения рабочей программы и система мониторинга достижения планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

11

1.4.1 Мониторинг динамики развития детей

12

1.5 Региональный компонент программы

12

II Содержательный раздел

14

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Содержание образовательной области «Речевое развитие»

14

2.1.1 Содержание для включения в программу регионального компонента

15

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП

15

2.2.1 Модель образовательной деятельности

15

2.2.2 Календарь тематических недель старшей группе для детей с ТНР на 2019 – 2020 учебный год

16

2.3 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР в условиях образовательного процесс

17

2.4 Интеграция усилий субъектов коррекционно-образовательной деятельности

18

2.4.1 Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей группы

18

2.4.2 Взаимодействие учителя – логопеда и специалистов ДОУ

19

2.4.3 Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников

20

III Организационный раздел

23

3.1 Оформление предметно-пространственной среды. Оснащение кабинета учителя-логопеда

23

3.2 Организация режима пребывания детей

27

3.2.1 Учебный план МБДОУ «Д/с № 4» на 2019-2020 учебный год

28

3.2.2 Регламент НОД МБДОУ «Д/с № 4» на 2019 – 2020 учебный год

29

3.2.3 Регламент реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий (циклограмма рабочей деятельности учителя-логопеда)

29

IV Приложения

30

V Литература

31

I Целевой раздел

1. 1 Пояснительная записка


В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены тяжелыми речевыми нарушениями.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

-освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей».

Как отмечено в Стандарте, содержание коррекционной работы реализуется через создание специальных условий для получения образования, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса, включает:

- психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей;

- мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-планирование коррекционно-образовательного процесса на основе взаимодействия специалистов.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником ООП ДОУ из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционно-образовательного процесса формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО; в основе данной модели лежит взаимодействие всех участников образовательного процесса, совместная работа учителя – логопеда с педагогами групп по образовательной области «Речевое развитие».

Все вышесказанное вызывает необходимость разработки содержания рабочей Программы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда в условиях образовательной организации.

Данная рабочая Программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательной деятельности.

Все разделы рабочей Программы учителя – логопеда рассматриваются с позиций особенностей развития нормально развивающихся сверстников, но с обязательным указанием специфики требований к организации коррекционно-развивающего процесса в зависимости от категории детей с нарушенным развитием.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда составляют:

  1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4». Принята на заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2019г.

  2. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/[Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина; авт.-сост.сб. Г.В. Чиркина].6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 205 с.

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.

  5. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (ред. от 20.07.2015).

  8. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК). 

  9. Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

  10. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

  11. Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 № 1063-р «Социальные нормы и нормативы (о наполняемости специальных групп, специальных классов)» (ред. от 23.06.2014).

  12. Должностная инструкция (обязанности) учителя-логопеда.

  13. Приказ о зачислении детей в логопедическую группу.

  14. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4». Утвержден приказом управления образования администрации Коркинского муниципального района от 07.12.2017 № 615

  15. Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 08.02.2018 № 14080, выдана Министерством образования и науки Челябинской области, бессрочно.


      1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Цель и задачи реализации рабочей программы.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

- Учет ведущей деятельности дошкольников.

- Принцип индивидуального подхода.

- Принцип социального взаимодействия.

- Принцип создания равных условий образования детей дошкольного возраста, независимо от языковой и культурной среды в семье.

- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации).

- Принцип междисциплинарного подхода.

- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

- Принцип партнерского взаимодействия с семьей.


Цель реализации рабочей программы.

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.


Задачи реализации рабочей программы

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, учет образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей 1.2.1 Психолого-педагогическая характеристика особенностей нормально развивающихся детей старшей группы (5-6 лет)



Работа по речевому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении строится с учетом возрастных особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы и приоритетных линий развития разных сторон детской речи на конкретном возрастном этапе.

У детей 5-6 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

1.2.2 Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи


Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, тревожность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Дети с нарушениями речи в большинстве случаев интеллектуально сохранны, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Поэтому у таких дошкольников игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта.

Речевой дефект приводит к изменению в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, тревожность, депрессивные состояния, негативизм и прочее.

Нарушение звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - всё это, в разной степени выраженное у данных детей, влияет и на их игровую деятельность, порождает особенности поведения в игре.


1.2.3 Характеристика речевых расстройств воспитанников, поступающих в группы для детей с ТНР

Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)

В теории и практике логопедии ОНР рассматривается в двух значениях:

1.ОНР как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи. В данном случае симптоматика ОНР наблюдается при различных по механизмам формах речевых нарушений: дизартрии (R 47.1), ринолалии (R 49.2)

2.ОНР как самостоятельная форма расстройства речи.

Второй уровень (ОНР II уровень речевого развития) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.

Третий уровень (ОНР III уровень речевого развития) характеризуется развернутой фразовой речью с элемента ми недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница III уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;

  • трудностями различения звуков;

  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика речи детей в патологии.


Характеристика детей старшей группы на 2019 – 2020 учебный год (Приложение № 1)




1.3 Целевые ориентиры образовательного процесса, планируемые результаты освоения рабочей программы.

В связи с введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования возникает необходимость выделения в Рабочей программе целевых ориентиров дошкольного образования, которые необходимо знать специалистам (учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатели) групп компенсирующей направленности.

«Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: формирования Программы;

анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 5 до 7 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

В связи с введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования возникает необходимость выделения в Рабочей программе целевых ориентиров дошкольного образования, которые необходимо знать специалистам (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатели) групп комбинированной и компенсирующей направленности.


1.3.1 Целевые ориентиры дошкольного образования


К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»


1.3.2 Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы.

Коррекционные задачи

Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализуется через решение следующих коррекционных задач.

  1. Устранение дефектов звукопроизношения.

  2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОВЗ.

  4. Формирование грамматического строя речи.

  5. Развитие связной речи старших дошкольников.

  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

  7. Расширение и активизация словарного запаса детей, путём расширения семантических полей.

Также сопутствующими задачами программы является развитие познавательных процессов и мелкой моторики.


1.4 Планируемые промежуточные результаты освоения рабочей программы и система мониторинга достижения планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

5 – 6 лет

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

-свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

-в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

-использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

-использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

-способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

-составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

-дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;

-умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Развитие литературной речи:

-способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;

-способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

-эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

-называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;

-способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;

-знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров;

-знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

-способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

-способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

-правильно употребляет соответствующие термины.




1.4.1 Мониторинг динамики развития детей



Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет учитель-логопед. Он проводится по итогам полугодия, учебного года.

Мониторинговая деятельность предполагает:

- отслеживание динамики развития детей с ТНР и эффективности:

плана индивидуальной логокоррекционной работы;

- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

Логопед анализирует выполнение индивидуального плана логокоррекционной работы и коррекционно – развивающей работы в целом с детьми с ТНР, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка с ТНР. Данные о результатах мониторинга заносятся в протокол логопедического обследования.


Качественно-количественная оценка результатов логопедической коррекции (памятка логопеда по заполнению речевой карты) (Приложение № 2)


1.5 Региональный компонент программы


Национально-культурные, демографические, климатические и т.д. особенности Челябинской области определяют содержание психолого-педагогической деятельности МБДОУ.

Цель образовательной деятельности: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи образовательной деятельности:

  1. способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

  2. формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;

  3. развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

  4. знакомить детей с историческим прошлым родного края, города;

  5. дать представления о национальных праздниках (Троица, Сабантуй, яблочный, медовый Спас и т.д.);

  6. продолжать знакомить детей с профессиями, распространенными на Урале: сталевары, металлурги, строители и т.д.;

  7. приобщать воспитанников к народным промыслам (каслинское литье, златоустовская гравюра, уральская роспись и т.д.);

  8. продолжать знакомить детей с произведениями писателей и поэтов Южного Урала (Н. Пикулева, П. Бажов, Д. Мамин-Сибиряк и др.);

  9. знакомить детей с национальными подвижными играми (башкирскими, татарскими).

Содержание образовательной деятельности строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики, включено в образовательный процесс в соответствии с поставленными задачами.


Задачи образовательной деятельности с детьми 5-6 лет:

          1. Стимулировать знания детей об особенностях природы Южного Урала.

          2. дать сведения о названиях некоторых природных объектов (гор, рек, озер).

          3. Расширять знания о растительном и животном мире Челябинской области.

          4. Расширять познавательный интерес к истории развития Челябинской области, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям, обычаям среди народов, распространенных на Урале.

          5. Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: совершенствовать исполнительские умения, развивать творческие способности, чувство юмора, воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, способствовать самостоятельному исполнению детьми малых фольклорных форм.

          6. Познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала.

          7. Познакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, литьем, камнерезным искусством, чеканкой и т.д.

          8. Развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.

          9. Расширять представления детей о малой родине, городе Челябинске: гербе, гимне, его достопримечательностях.



































II Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Содержание образовательной области «Речевое развитие».


Образовательная область «Речевое развитие» направлена на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цели и задачи раздела:

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

    1. Владение речью как средством общения и культуры;

    2. Обогащение активного словаря

    3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

    4. Развитие речевого творчества

    5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

    6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

    7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные направления работы по развитию речи детей:

  • Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение);

  • Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношение);

  • Формирование грамматического строя (морфология – изменение слов по родам, числам, падежам; синтаксис – освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование);

  • Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание));

  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове);

  • Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Коррекционные задачи:

    1. Развитие и совершенствование общей моторики.

    2. Развитие и совершенствование ручной моторики.

    3. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статистической, динамической организации движений, переключение движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации).

    4. Развитие слухового восприятия, внимания.

    5. Развитие зрительного восприятия, памяти.

    6. Развития ритма.

    7. Формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.

    8. Совершенствование лексических и грамматических средств языка.

    9. Развитие навыков связной речи.

    10. Развитие грамматического строя речи.

    11. Обогащение коммуникативного опыта.


2.1.1 Содержание для включения в Программу регионального компонента (вариативная часть)


1. Природа (географические, климатические особенности), животный и растительный мир Уральского региона.

2. Культура и быт народов Уральского региона (быт, национальные праздники, игры).

3. Произведения устного народного творчества коренных народов Уральского региона, проживающих на Южном Урале (сказки, малые фольклорные формы)

Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственно образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачи различных образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» - природа, животный мир, культура и быт народов Южного Урала; «Речевое развитие» - произведения устного народного творчества Южного Урала; «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества Южного Урала; «Физическое развитие» -игры народов Южного Урала, спортивная жизнь Урала.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.


Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в разных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

- для детей дошкольного возраста (3-7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

При определении структуры образовательного процесса мы опираемся на положения концепции Л. С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка», и взгляды Д. Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности».


2.2.1 Модель образовательной деятельности



В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. В логопедической группе набор тем определяет учитель – логопед, и это придает систематичность всей коррекционно - образовательной деятельности


2.2.2 Календарь тематических недель в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на 2019-2020 учебный год.

Календарь тематических недель должен отражать специфику дошкольной образовательной организации. Поэтому в Календарь включаются темы с учетом образовательных возможностей детей с ОВЗ, выбранных педагогическим коллективом и примерного календаря тематических недель, который приводится ниже.

Месяц

Неделя

Темы

Сроки

Сентябрь

1 неделя МОНИТОРИНГ «До свиданья лето. Здравствуй детский сад. День знаний»

02.09. – 06.09.

2 неделя МОНИТОРИНГ «Мой дом, мой поселок. Моя страна» (Южный Урал)

09.09. – 13.09.

3 неделя

«Урожай. Овощи. Ягоды. Фрукты» (Южный Урал)

16.09. – 20.09.

4 неделя

«Животный мир. Домашние животные, птицы и их детеныши»

23.09. – 27.09.

Октябрь

1 неделя

«Краски осени. Деревья, листья. Природа Южного Урала»

30.09. – 04.10.

2 неделя

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

07.10. – 11.10.

3 неделя

«Перелетные птицы» ( Южный Урал)

14.10. – 18.10.

4 неделя

«Я – человек. Части тела. Быть здоровыми хотим»

21.10. – 25.10.

5 неделя

«День народного единства. Дружба. Народы Южного Урала»

28.10. – 01.11.

Ноябрь

1 неделя

«Транспорт. Правила дорожного движения»

05.11. – 08.11.

2 неделя

«Мебель»

11.11. – 15.11.

3 неделя

«Дикие животные Урала и их детеныши. Кто как готовится к зиме»

18.11. – 22.11.

4 неделя

«Азбука безопасности. Основы безопасности жизни»

25.11. – 29.11.

Декабрь

1 неделя

«Здравствуй, зимушка-зима!».Зимующие птицы» (Южный Урал

02.12. – 06.12.

2 неделя

«Животные Севера и Юга»

09.12. – 13.12.

3 неделя

«Моя семья»

16.12. – 20.12.

4 неделя

«Новогодний калейдоскоп (Хвойные деревья. Новый год)»

23.12. – 27.12.

Январь

1неделя КАНИКУЛЫ

30.12. – 03.01.

2 неделя КАНИКУЛЫ

06.01. – 10.01.

3 неделя

«Этикет. Посуда.»

13.01. – 17.01.

4 неделя

«Этикет. Наша пища, продукты питания»

20.01. – 24.01.

5 неделя

(«В гостях у сказки. Писатели Южного Урала»)

27.01. – 31.01.

Февраль




































аль

1 неделя

«Профессии. Инструменты. Умельцы Южного Урала»»

03.02. – 07.02.

3 неделя

«Мир природы» «Комнатные растения»

10.02. – 14.02.

3 неделя

«Наша Родина. День Защитника Отечества. Военные профессии»

17.02. – 21.02.

4 неделя

«Зима (обобщение). Природа Южного Урала»

25.02. – 28.02.

Март

1 неделя

«8 марта. Женские профессии»

02.03. – 06.03.

2 неделя

«Быть здоровыми хотим. Спорт на Южном Урале»

10.03. – 13.03.

3 неделя

«Весна шагает по планете» (Южный Урал)

16.03. – 20.03.

4 неделя

«Волшебница вода. Водоемы. Рыбы» (Южный Урал)

23.03. – 27.03.

Апрель

1 неделя

«День смеха». «Цирк. Театр»

30.03. – 03.04.

2 неделя

«Космос. Приведем в порядок планету»

06.04. – 10.04.

3 неделя

«Встречаем птиц. Перелетные птицы. Насекомые» (Южный Урал)

13.04. – 17.04.

4 неделя

«Сельскохозяйственные работы. Откуда хлеб пришел?»

20.04. – 24.04.

5 неделя

«Праздник весны и труда»

27.04. – 30.04.

Май

1 неделя

«Наша Родина. День Победы. Труженики тыла» (Южный Урал)

06.05. – 08.05.

2 неделя

«Насекомые» (Южный Урал)

12.05. – 15.05.

3 неделя МОНИТОРИНГ «Вот мы какие стали большие». «До свиданья детский сад. Здравствуй школа. Школьные принадлежности»

18.05. – 22.05.

4 неделя МОНИТОРИНГ

25.05. – 29.05.




2.3 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР в условиях образовательной деятельности


В дошкольной образовательной организации коррекционной направленности работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Это постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями коллектив специалистов, деятельность которых направлена на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе Положения о ПМПк МБДОУ «Д/с № 4». В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и перечень необходимой документации.

Согласно данному документу для реализации рекомендаций назначается ведущий специалист (учитель-дефектолог или учитель-логопед, или воспитатель ДОУ, или другой специалист), проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу.

Ведущий специалист проводит психолого-педагогическое обследование детей с ТНР с целью выявления их особых образовательных потребностей, проводит коррекционно-развивающую работу и отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи.

Комплексное диагностическое изучение детей учитель – логопед проводит в начале учебного года.

Цель: выявить уровень сформированности речевого развития ребенка, его индивидуальные особенности в зависимости от первичного нарушения.

Речевая карта является основным диагностическим материалом для изучения детей, а также мониторинга коррекционно-логопедической работы в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи ДОУ. Предлагаемая форма речевой карты может использоваться как протокол обследования ребенка. (Приложение № 3)

После обследования, на основе полученных результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут по педагогической коррекции. (Приложение № 4)

Для успешной реализации коррекционной работы и отслеживания динамики речевого развития каждого ребёнка был разработан «Мониторинг сформированности компонентов речи воспитанника логопедической группы ДОУ» (Приложение № 5)

Программа диагностики ребенка учителем-логопедом.

1.Обследование состояния органов артикуляционного аппарата

А) Состояние мимической мускулатуры в покое

Б) Анатомическое строение артикуляционного аппарата

2. Речевая моторика

А) Состояние артикуляционной моторики

Б) Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата

В) Состояние мимической мускулатуры

3. Обследование фонетической стороны речи

А) Состояние звукопроизношения

Б) Состояние просодики

4.Обследование слоговой структуры слова

5. Обследование состояния функций фонематического слуха (фонематического восприятия)

6.Обследование звукового анализа слова

7. Обследование понимания речи

А) Понимание обращённой речи

Б) Пассивный словарь

В) Дифференциация форм словообразования

8. Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Активный словарь

9. Грамматический строй речи

А) Состояние словоизменения

10. Состояние связной речи



2.4 Интеграция усилий субъектов коррекционно-образовательной деятельности



Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и всех участников образовательного процесса. Работа всех специалистов скоординирована.

2.4.1 Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей группы



Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, ежедневные задания учителя – логопеда воспитателям.

Ежедневные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

  • артикуляционная гимнастика;

  • упражнения на развитие речевого дыхания;

  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

  • «логопедические пятиминутки»;

  • индивидуальная работа.

Артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие речевого дыхания способствуют формированию правильного звукопроизношения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика используются воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

«Логопедические пятиминутки» служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, фонематических представлений и неречевых психических функций, грамматики, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Задания даются ежедневно и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует педагогам занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы ДОУ (Приложение № 6)


2.4.2 Взаимодействие учителя – логопеда и специалистов ДОУ


Коррекционно-образовательный процесс осуществляется на основе тесного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, но особое значение имеет совместная работа с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями развития детей с ТНР.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1.Коррекционно-развивающее; 2. Информационно-консультативное.

Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.


Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.


При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед: -постановка диафрагмально-речевого дыхания; - укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

-коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; -развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; -совершенствование лексико-грамматической стороны речи; -обучение умению связно выражать свои мысли; - обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии; - развитие психологической базы речи; - совершенствование мелкой моторики; - логопедизация занятий и режимных моментов. Музыкальный руководитель: Развитие и формирование: - слухового внимания и слуховой памяти; - оптико-пространственных представлений; - зрительной ориентировки на собеседника; - координации движений; - умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Воспитание: темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; просодики; фонематического слуха.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико – грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.


Список примерных консультаций для педагогов
  1. Особенности психоречевого развития детей с нарушениями речи.

  2. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи.

  3. Характеристика речевых расстройств детей, поступающих в группы компенсирующего вида.

  4. Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребёнка.

  5. Артикуляционная гимнастика и работа над дыханием.


Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя (Приложение№ 7)

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и физкультурного инструктора (Приложение№ 8)



2.4.3 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников



Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

В программе запланированы такие традиционные формы работы логопеда с семьей, как: беседы и консультации. Темы бесед и консультаций исходят из актуальности развития ребенка. Также практикуются общие и групповые родительские собрания, педагогические тренинги, презентации, наглядная пропаганда: стенды, папки – передвижки, буклеты и т.д.

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей деятельности осуществляется через систему методических рекомендаций, предлагаемых в индивидуальных тетрадях. Это и задания на формирование правильной, фонетически и грамматически оформленной речи, развития мелкой моторики пальцев рук, закрепление навыков звукового анализа и синтеза..

Так же методические рекомендации родители получают в устной форме на индивидуальных консультациях и ежедневно.

Рекомендации родителям по организации работы с детьми для закрепления полученных знаний, необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в индивидуальных тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания для индивидуальных тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.

Формы работы с родителями по реализации образовательной области

«Речевое развитие»


Организационная форма

Цель

Темы (примерные):

Педагогические беседы.

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста.

Как научить ребенка общаться.

Практикумы.

Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления.

Учимся правильно произносить все звуки.

Вместе придумываем сказки.

Дни открытых дверей.

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития детей.

Развиваем речь детей.

Играем в речевые игры.

Тематические консультации.

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в условиях семьи.

Разговариваем правильно.


Родительские собрания.

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.

Технологии развития речи детей.

Исправляем речевые ошибки правильно.

Родительские чтения.

Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами речевого развития детей.

Развиваем речь детей.

Если ребенок плохо говорит.

Проектная деятельность.

Вовлечение родителей в совместную речевую деятельность.

Придумаем загадку вместе

Давай придумаем сказку.


Список примерных консультаций для родителей


  1. Советы родителям по заучиванию стихов с детьми.

  2. Что необходимо знать для закрепления результата логопедической работы.

  3. Говорим на языке игры.

  4. Развиваем внимание, память, восприятие у детей 5 - 6 лет.

  5. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы.

  6. Развитие речи ребёнка в семье.

  7. Учимся составлять схемы предложений.

  8. Рекомендации для профилактики дисграфии.

  9. Звуковая культура и грамматический строй речи.

  10. Развивающая речевая среда.

  11. Формирование словаря.

  12. Развитие связной речи.

  13. Упражнения с гласными звуками.

  14. Подготовим руку к письму.


Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями старшей группе для детей с ТНР на 2018 – 2019 учебный год (Приложение № 9)







































III Организационный раздел

3.1. Оформление предметно-пространственной среды.

Оснащение кабинета учителя-логопеда.

Методические материалы и технические средства, перечисленные в данном разделе должны обеспечивать выполнение Рабочей Программы и соответствовать принципам полноты и достаточности.

Цель: реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помещение кабинета условно поделено на зоны:

  • Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.          

Она представлена книжным  шкафом и содержит следующие разделы:

  • материалы по обследованию речи детей;

  • методическая литература и пособия по коррекции звукопроизношения (игры на развитие речевого дыхания, игры для автоматизации звуков);

  • методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи)

  • учебно – методическая литература по обучению грамоте;

  • учебно – методические планы (в папках с файлами);

  • пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.

  • Информационная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах:

в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

  • Зона индивидуальной коррекции речи. 

Здесь располагаются большое зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений.

  • Зона подгрупповых занятий. 

Оборудовано доской, учебными таблицами, двумя учебными столами, одним складным столом, детскими стульями.


Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете

  • логопедическое обследование;

  • составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов подгрупповой работы;

  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;

  • консультирование педагогов и родителей;

  • ведение документации.


Учебно-дидактическое обеспечение

  • Перспективный план занятий по старшей группе.

  • Консультации для родителей.

  • Консультации для педагогов.

  • Конспекты по старшей группе и группе.

  • Дидактические материалы по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста.


Материал для обследования детей.

Дидактические материалы по формированию лексико-грамматического строя речи.

-  Папки по словарным темам:

«Овощи»                                                           «Фрукты»

«Ягоды» «Животные Севера. Юга»

«Домашние животные»                                 «Деревья»

«Семья»                                                             «Ягоды»

«Любимые сказки»                                         «Транспорт»

«Зимующие птицы»                                       «Перелетные птицы»

«Весна»                                                             «Зима»

«Осень» «Лето»

«Продукты питания»                                         «Дикие животные»

«Мебель»                                                       «Одежда»

«Посуда»                                                         «Обувь»

«Современные профессии»                        «Насекомые»

«Домашние животные»                               «Рыбы»

-  Картинки  «Многозначные слова».

-  Картинки на подбор слов – антонимов   «Скажи  наоборот».

-  «Исключи лишнее»

-  Пособия на падежные формы существительного в единственном и множественном числе (в том числе несклоняемых существительных).

-   Пособия на предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами).

Дидактические материалы по формированию звукопроизношения.

Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики.

Папка с профилями артикуляции звуков.

-   Предметные картинки на все изучаемые звуки.

-  Тексты на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

-  Речевой материал для автоматизации шипящих звуков.

-  Речевой материал для автоматизации свистящих звуков.

-  Речевой материал по автоматизации сонорных звуков.

Дидактический материал по развитию связной речи:

-   Картинки по развитию речи детей старшей группы.

-   Мнемотаблицы. Схемы для составления рассказов.

-  Наборы предметных картинок  и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов.

-  Серии сюжетных картинок.

-  Тексты для пересказа.

Дидактический материал по обучению грамоте.

-  «На что похожа буква».                                        -   «Найди звуки и буквы».

-    Ребусы.                                           -    Веселая азбука.

-    Касса букв (демонстрационная и раздаточные).

-   Экраны  для письма.

-   Палочки, шнурки, проволока для выкладывания букв.

-   Семена, фасоль, манная крупа для написания букв.

-   Карточки со слогами, со словами, предложениями, рассказами.

Материалы для развития мелкой моторики и речевого дыхания.

Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.

«Театр пальчиков и язычка».

«Волшебные шнурки».

Мозаики, кубики, конструкторы.

Трафареты, картинки для раскрашивания и штрихования, карандаши.

Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.

Пластилин.

Су-джок. Массажные мячи и колечки.

Флаконы, султанчики, ветрячки.

Счетные палочки.

Материалы для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

-  Символы звуков.

-  Схемы – слияния.

-  Схемы предложений.

-  Пособия для определения позиции звука в слове.

-  Схемы звуко-слогового состава слова.

Пособия для развития внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений.

-  Мозаики, пирамидки, матрёшка, счётные палочки…

-  Дидактические игры типа  «Чудесный мешочек», «Чем отличаются картинки»,  «Что перепутал художник», «Подбери картинку к слову»..

-  Разрезные картинки.

Физкультминутки на логопедических занятиях.

Пальчиковые гимнастики.

Зрительные гимнастики


Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда МДОУ (Приложение № 10)


Документация учителя-логопеда


№ п/п

Наименование

1

Нормативно-правовая база. Законы РФ.

2

Годовой план организационно-педагогической работы учителя-логопеда.

3

Перспективный план коррекционно-педагогической работы.        

Образцы ведения документации учителем-логопедом ОУ.

4

Календарно-тематический план фронтальных  занятий.

5

Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых), индивидуальных занятий.

6

Циклограмма деятельности.

7

График работы учителя-логопеда.

8

Протоколы обследования ПМПК, коллегиальные заключения.

9

Речевые карты.

10

Паспорт логопедического кабинета.

11

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

12

Журнал профилактической работы.

13

Журнал движения детей.

14

Журнал консультаций.

15

Папка с печатными материалами по темам консультаций.

16

Тетрадь взаимодействия с другими специалистами.

17

Индивидуальные тетради детей.

18

Тетрадь по самообразованию (повышение профессионального мастерства).

19

Динамика речевого развития ребёнка (мониторинг коррекции речевых нарушений).

20

План  работы с семьёй.

21

Отчёт  о профилактической роботе.

22

Отчёт об эффективности работы.

23

Годовой отчёт (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана организационно-педагогической деятельности учителя-логопеда).

№ п/п

Наименование

1

Нормативно-правовая база. Законы РФ.

2

Годовой план организационно-педагогической работы учителя-логопеда.

3

Перспективный план коррекционно-педагогической работы.        

Образцы ведения документации учителем-логопедом ОУ.

4

Календарно-тематический план фронтальных  занятий.

5

Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых), индивидуальных занятий.

6

Циклограмма деятельности.

7

График работы учителя-логопеда.

8

Протоколы обследования ПМПК, коллегиальные заключения.

9

Речевые карты.

10

Паспорт логопедического кабинета.

11

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

12

Журнал профилактической работы.

13

Журнал движения детей.

14

Журнал консультаций.

15

Папка с печатными материалами по темам консультаций.

16

Тетрадь взаимодействия с другими специалистами.

17

Индивидуальные тетради детей.

18

Тетрадь по самообразованию (повышение профессионального мастерства).

19

Динамика речевого развития ребёнка (мониторинг коррекции речевых нарушений).

20

План  работы с семьёй.

21

Отчёт  о профилактической роботе.

22

Отчёт об эффективности работы.

23

Годовой отчёт (с анализом выполненной работы по пунктам годового плана организационно-педагогической деятельности учителя-логопеда).


Материалы для логопедического обследования


№ п/п

Наименование

1

Материалы для логопедического обследования.

2

Карта логопедического обследования.

3

Диагностика мелкой моторики детей.

4

Мониторинг коррекционно-логопедической работы.

5

Мониторинг развития устной речи обучающихся.

6

Структура протокола обследования речи обучающихся.

7

Мониторинг развития устной речи обучающихся.

8

Наглядные материалы для логопедического обследования:

«Обследование произношения».

«Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений».

«Обследование слоговой структуры слова».

«Обследование словаря».

«Обследование грамматического строя речи».

«Самостоятельная речь».


Основные направления работы, проводимой в логопедическом кабинете

  • логопедическое обследование;

  • составление индивидуальных программ логопедического сопровождения и планов подгрупповой работы;

  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;

  • консультирование педагогов и родителей;

  • ведение документации.

График занятости логопедического кабинета


День недели

Поне-дельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница


Непосредственная образовательная деятельность

8.00-12.00

15.00-17.00

8.00-12.00

15.00-17.00

8.00-12.00

15.00-17.00

8.00-12.00

15.00-17.00

8.00-12.00

15.00-17.00

Консультации для родителей

16.30-17.00

16.30-17.00

16.30-17.00

16.30-17.00

16.30-17.00



3.2 Организация режима пребывания детей.


Режим дня установлен дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:

- климатических условий

-времени пребывания детей в группе;

- действующих Санитарно – эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1.3049 – 13).

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Челябинская область – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. Д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. Д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. Холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. Теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.


Режим дня на холодный период года для детей 5-6 лет


Прием детей, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игры, подготовка к организованной образовательной деятельности 

8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность (включая перерыв)

9.00-11.00

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

11.00-12.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, игры

12.30-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

13.00-15.05

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.05-15.20

Организованная образовательная деятельность

15.20-15.45

Подготовка к полднику, полдник

15.45-16.00

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-17.30

Уход домой

17.30




3.2.1 Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» на 2019-2020 учебный год


Образовательная

область/наименование НОД

Старшая группа комбинированной направленности для детей с ОВЗ и здоровых детей (№ 7)

ОВЗ

З.д

Кол-во в неделю

Продолж. в минутах

Кол-во в неделю

Продолж. в минутах

1

Физическое развитие



Физическая культура

2+1

75

2+1

75

2

Познавательное развитие






Ознакомление с окружающим

1

20

1

20


Формирование элементарных математических представлений

1

20

1

20


Сенсорика






Конструктивная деятельность

1

20

1

20

3

Речевое развитие



Развитие речи




3




60

2

40


Обучение грамоте




Логопедическое (по реализации программы ФиличевойТ.Б.,ЧиркинойГ.В)




Чтение художественной литературы

1

20

4

Художественно-эстетическое развитие



Рисование

1

20

1

20


Лепка

0,5

20

0,5

20


Аппликация

0,5

0,5



Музыка

2

50

2

50

5

Социально-коммуникативное развитие

с/д


с/д



Итого в неделю:

15

335м/

5,6 часа

15

335м

/5,6 часа


Дополнительное образование

2

50

2

50



3.2.2 Регламент непосредственно образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4»

на 2019-2020 учебный год


Общий объем нагрузки учебной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН. Ежедневный объём НОД определяется регламентом этой деятельности, который ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.



День недели

Время

НОД

Понедельник

9.00-9.20

Познавательное развитие (озн. с окр.)

9.40-10.05

Физическое развитие (на воздухе)

15.20-15.40

Худ.-эстетическое развитие (рисование)

Вторник

9.00 – 9.20

Познавательное развитие (ФЭМП)

10.10-10.35

Физическое развитие

Среда

9.00 – 9.20

Логопедическое/ Развитие речи

10.20 – 10.45

Худ.-эстетическое развитие (музыка)

15.20 – 15.40

Худ.-эстетическое развитие (лепка/аппликация)

Четверг

9.00 – 9.20

Логопедическое/ Развитие речи

9.40– 10.05

Физическое развитие

Пятница

9.00 – 9.20

Логопедическое/чтение художественной литературы

9.50-10.15

Худ.-эстетическое развитие (музыка)

15.20 – 15.40

Познавательное (конструктивная деятельность)



3.2.3 Регламент реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

Регламент реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими программы дошкольного образования разрабатывается на основе полученных результатов диагностического изучения детей, рекомендаций ПМПк дошкольной образовательной организации.

Циклограмма рабочей деятельности учителя-логопеда старшей группы МБДОУ «Д/с № 4» Осиповой Н.А. на 2019 – 2020 учебный год (Приложение № 11)









IV Приложения


Приложение №1. Характеристика детей старшей группы на 2019 – 2020 учебный год.

Приложение №2. Качественно – количественная оценка результатов логопедической коррекции (памятка учителя-логопеда по заполнению речевой карты).

Приложение №3. Речевая карта комплексной диагностики детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Приложение №4. Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребёнка.

Приложение №5. Мониторинг сформированности компонентов речи воспитанника логопедической группы ДОУ.

Приложение №6. Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР.

Приложение №7. Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя старшей группы для детей с ТНР.

Приложение №8. Тетрадь взаимодействия учителя – логопеда и физкультурного инструктора старшей группы для детей с ТНР.

Приложение №9. Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями в старшей группе для детей с ТНР на 2019 – 2020 учебный год.

Приложение №10. Нормативно – правовое обеспечение деятельности учителя – логопеда МДОУ

Приложение №11. Циклограмма рабочей деятельности учителя – логопеда старшей группы МБДОУ «Д/с № 4» Осиповой Н.А. на 2019-2020 учебный год.

Приложение № 12. Перспективное планирование работы учителя – логопеда в старшей группе МБДОУ «Д/с № 4» Осиповой Н.А. на 2019-2020 уч. год.

Приложение № 13. Календарный план занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма в подготовительной к школе группы для детей с ТНР учителя-логопеда МБДОУ «Д/с № 4» Осиповой Н. А. на 2019-20209 уч. г.

Приложение № 14. Календарно-тематический план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР учителя-логопеда МБДОУ «Д/с № 4» Осиповой Н. А. на 2019-2020 уч. г.





















V Литература


  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО. Методические рекомендации. П/ред. Лавровой Г. Н., Яковлевой Г. В. Челябинск: Цицеро, 2014 – 124 с.

  2. Документация педагогов дошкольной образовательной организации компенсирующего вида в условиях внедрения ФГОС ДО. Методические рекомендации. П/ред. Лавровой Г. Н., Яковлевой Г. В. Челябинск: Цицеро, 2014 – 163 с.

  3. Дошкольное образование как ступень общего образования: Научная концепция/под ред. В.И. Слободчикова /В.И.Слободчиков, Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л.Кириллов.- М.: Институт развития дошкольного образования РАО,2005.-28с.

  4. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой. М., ЗАО "Элти-Кудиц", 2003. - 160 с.

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

  7. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

  9. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ/авт.-сост.И.Б.Едакова, И.В.Колосова и др. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104с.

  10. Управление проектированием и реализацией персонифицированных программ педагогов ДОУ: методическое пособие/сост. Литвиненко Н.В., Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2013. 56с.

  11. Яковлева Г. В., Солодкова М. И. и др. Адаптированные образовательные программы для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2014. 147 с.





32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!