СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА "Коррекция речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя-логопеда, представленная перед Вами соответствует следующим требованиям:

  • программа не содержит элементов рассуждния, размышления;
  • программа не дублирует, но опирается на положения АООП для ТНР;
  • программа конкретна, лаконична (неоспоримый "+" для работы специалиста);
  • перспективное и календарное планирование размещается в ПРИЛОЖЕНИЯХ.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА "Коррекция речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста"»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1»



Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на методическом объединении зам. директора по УВР директор школы-интерната

учителей Иванова М.С. ______________ Сидорова К.В.______________

Протокол №_1___

« »_____________20 г. « « 20 г. «__ __» 20 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекция речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи

младшего дошкольного возраста

разработана на основе адаптированной основной образовательной программы

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

дошкольного отделения краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения,

реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1»



Срок реализации: 2018-2019 учебный год (1 год)

Учитель-логопед: Гольмакова Олеся Николаевна, высшая квалификационная категория



г. Хабаровск, 20018


1. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК………………………………………………………………………………………………………………….. 3

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………….…...3

1.2. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………..………..4

1.3. Характеристика группы ……………………………………………………………………………………..…………………4

1.4. Характеристика речевых нарушений ………………………………………………………………………………………….5

1.5. Общая характеристика детей по результатам первичной диагностики …………………………………………………...6

1.6. Цель и задачи программы ……………………………………………………………………………………………………....8

1.7. Планируемые результаты ………………………………………………………………………………………………………8


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ………………………………………………………………………………………………....….10

2.1. Общедидактические и специфические принципы ……………………………………………………………………..….....10

2.2. Методы реализации принципов……………………………………………………………………………………………......10

2.3. Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями …………………..12

2.4. Тематическое планирование …………………………………………………………………………………………….….....13

2.5. Содержание коррекционно-развивающей работы …………………………………..…………………………………..…..14

2.6. Работа с родителями ……………………………………………………………………………………………………….......14


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК………………………………………………………………………………………………......16

3.1. Форма и режим занятий……………………………………………………………………………………….…………….....16

3.2. Структура занятий…………………………………………………………………………….…………………………………19

3.3. Система оценки достижения планируемых результатов……………………….……………………………………...……19

3.3.1. Диагностика ……………………………………………………….…………………………………………………………..20

3.3.2. Диагностические технологии…………………………………………………………………………….……………..…....21

3.3.3. Речевые карты………………………………………………………………………………………………………………….21

3.3.4. Рабочие тетради…………………………………………………………………………………..………………………........21

3.4. Условия для реализации программы…………………………………………………………………………………………....21

3.4.1. Нормативно-правовые условия ……………………………………………………………………….……………………....21

3.4.2. Предметно-развивающая среда……………………………………………………………………………..…...……….….22

3.4.3. Учебно-методические условия ………………………………………………………………………………………………..25

Приложения …………………………………………………………………………………………………………………………...26

Приложение 1. Развёрнутое перспективное планирование НОД

Приложение 2. Календарно-тематическое планирование НОД

Приложение 3. Речевые карты

1. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК


1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекция речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста» (далее программа) представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с детьми 3-4 лет с I, II уровнем общего недоразвития речи (далее I, II уровень ОНР), которая обеспечивает коррекцию фонетической стороны речи, развитие фонематического восприятия, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной фразовой речи. Программа предназначена для учителя-логопеда в условиях группы компенсирующего вида дошкольного отделения краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1».

Предлагаемая программа состоит из 3-х блоков – целевой, содержательный, организационный. Целевой блок программы содержит пояснительную записку, возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, список детей группы, краткое описание их речевых нарушений, общую характеристику детей по результатам первичной диагностики. Целевой блок определяет цель и задачи программы, а также планируемые результаты ее освоения.

Содержательный блок программы включает описание общедидактических и специфических принципов, методов реализации программы и содержание коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с I, II уровнем ОНР, которое отражено в перспективном (приложение 1) и календарно-тематическом (приложение 2) планах.

В организационном блоке программы представлены форма и режим логопедических занятий, их структура и направления. Также данный блок содержит систему оценки достижений планируемых результатов, условия для реализации программы.

Программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного отделения КГБОУ ШИ 1.

Методологическая основа программы:

  • Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.


Срок реализации программы составляет 1 год (младший дошкольный возраст).

Программа реализуется учителем-логопедом.


1.2. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

– ребенок интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует; знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия);

– стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

– проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями, подражает им;

– понимает речь, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

– участвует в элементарном диалоге, используя слова, простые предложения, состоящие из 2-х, 3-х слов;

– любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, вступает в контакт с детьми и взрослыми;

– понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной жизни;

– различает лексические значения слов и элементарные грамматические формы слова;

– произносит простые по артикуляции звуки;

– может заниматься, не отвлекаясь в течение 3-4-х минут;

– охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

– показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и одну-две формы;

– выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

– прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

– с помощью взрослого и самостоятельно выполняет элементарные музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;

– реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

– с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивает, лазает, перешагивает и пр.);

– стремится принимать активное участие в подвижных играх;

– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий;

– владеет простейшими навыками самообслуживания.

1.3. Характеристика группы

В группе всего: 13 детей. Из них 9 детей имеют I уровень ОНР, 5 детей имеют II уровень ОНР.


Фамилия, имя ребёнка

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13



1.4. Характеристика речевых нарушений

Первый уровень речевого недоразвития (I уровень ОНР) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.

Второй уровень речевого недоразвития (II уровень ОНР) характеризуется появлением в речи детей простых предложений из 2-х, 3-х слов, которые ограничиваются перечислением предметов и действий. Словарный запас беден (действия, признаки, качество и состояние предметов), значение многих слов детям незнакомо. Самостоятельные высказывания сопровождаются выраженным аграмматизмом. Обычными ошибками являются замены падежных окончаний и неправильное употребление форм числа и рода глаголов. Союзы, частицы и предлоги употребляются очень редко. Фонетическая и фонематическая сторона речи данной категории характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений. Звуки в изолированной позиции дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении. Нарушены слоговая структура и звуконаполняемость слов.

1.5. Общая характеристика детей по результатам первичной диагностики


Критерии диагностики

Уровень развития

Количество детей

Состояние лексического строя речи (импрессивная речь)



понимание обращённой речи ограничено

4

понимание обращённой речи на бытовом уровне

9

Состояние лексического строя речи (экспрессивная речь)



словарь резко ограничен лепетными словами

7

словарь резко ограничен бытовой лексикой

6

Особенности использования невербальных средств коммуникации


паралингвистические (жесты, мимика)

10

экстралингвистические (смех, плач, крик)

3

Состояние грамматического строя речи

отсутствие грамматических форм

7

начатки грамматического оформления

6


Состояние связной речи

отсутствие связной речи

10


низкий уровень развития связной речи

3


Состояние строения органов артикуляции

грубо нарушено

2

нарушено

5

не нарушено

6


Состояние артикуляционной моторики

грубо нарушена

8

нарушена

5

Состояние фонематических процессов


грубо нарушены

11

Состояние звукопроизношения

грубо нарушено

5

нарушено

8


Состояние слоговой структуры слова


грубо нарушена

13

Состояние просодической стороны речи


нарушена

13

Восприимчивость к помощи

обучающая

8

организующая

5

Темп работы

медленный

7

умеренный

4

быстрый

2





















1.6. Цель и задачи программы

Цель программы:

Коррекция речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи младшего дошкольного возраста.


Задачи:

  • развивать активную подражательную речевую деятель­ность;

  • формировать и совершенствовать лексический строй речи (импрессивная и экспрессивная стороны речи);

  • формировать и совершенствовать грамматический строй речи;

  • развивать речевое общение, связную речь;

  • формировать и осуществлять коррекцию звукопроизношения, слоговой структуры слова;

  • развивать просодическую сторону речи;

  • развивать слуховое восприятие;

  • развивать сенсомоторные способности;

  • развивать познавательные процессы.


1.7. Планируемые результаты

Подражательная речевая деятель­ность

Ребёнок активно воспроизводит по подражанию действия, звуки окружающего мира, крики животных и птиц, звучание музыкальных инструментов.

Лексический строй речи

Ребенок проявляет речевую активность, умеет вслушиваться в обращённую речь; выделяет названия предметов, действий, признаков; понимает обобщающее значение слов; понимает двухступенчатую инструкцию; называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые. Активно начинает употреблять прилагательные и местоимений.

Грамматический строй речи

Ребёнок употребляет некоторые формы словоизменения: существительные множественного числа именительного падежа; существительные единственного числа винительного, родительного, дательного, творительного падежей без предлогов; глаголы повелительного наклонения. Ребёнок согласовывает прилагательные, и глаголы прошедшего времени с существительными мужского и женского рода. Малыш понимает и практически употребляет предлоги В, ИЗ, НА, С, У. При употреблении данных грамматических форм иногда встречаются ошибки. При построении простых распространенных предложений ребёнок опускают отдельные члены предложения.

Речевое общение, связную речь

Ребёнок осваивает навыки разговорной речи, владеет навыками составления простых предложений из 2-3 слов по вопросам, демонстрации действий, картинке. Доступна простая форма диалогической речи. Однако он часто отвлекается от содержания вопроса. Речь ситуативная. Владеет рассказыванием простых потешек.

Звукопроизношение, слоговая структура слова

У малыша увеличилась подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребёнок владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением шипящих и сонорных звуков); звуко-слоговая структура двухсложных слов сохранна.

Просодическая сторона речи

Ребёнок умеет различать и воспроизводить утвердительную, отрицательную, вопросительную интонацию голоса. Необходимо совершенствовать интонационную сторону речи, развивать дикцию, темп, силу голоса.

Слуховое восприятие

Ребёнок уверенно определяет наличие или отсутствие звука; различает неречевые и речевые звуки по силе, тембру, количеству, темпу звучания. Умеет воспроизводить односложный ритмический рисунок.

Познавательное развитие

Ребёнок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.  Выполняет первые мыслительные операция – сравнение и обобщение. Ребёнок сравнивает предметы по цвету и форме, выделяет отличия по другим признакам. Обобщает предметы по цвету, форме, величине. Память ребёнка непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не умеет ставить перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребёнок запоминает 2 слова из 10.  Значительно увеличивается объем непроизвольного внимания, повышается его устойчивость.

Сенсомоторное развитие

Ребенок ориентируется в величине, форме и цвете предметов, может назвать 4 основных цвета и 3-4 формы, подобрать геометрические формы по образцу; разложить сериационный ряд, складывает простые предметные картинки из 3-4 частей. Ребёнок без помощи взрослого собирает пирамидку с учётом величины колец; сооружает элементарные постройки из 4-5 крупных кубиков по образцу и описанию, обследует предметы осязательно-двигательным способом; с помощью взрослого сравнивает 2 предмета по 1-2 признакам, выделяет сходства и различия. Рассматривая новые предметы, ребенок не ограничивается простым зрительным восприятием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Имеет первичные представления о смене времен года и сезонных изменениях в природе.

Ребенок совершает прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места; ходит и бегает на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по кругу; бросает мяч от груди обеими руками; повторяет вслед за взрослым простые движения, не проявляя при этом моторной неловкости; выполняет по подражанию упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

2.1. Общедидактические и специфические принципы

Программа опирается на следующие общедидактические принципы:

  • научности;

  • систематичности и последовательности;

  • доступности;

  • наглядности;

  • сознательности и активности;

  • прочности, воспитывающего характера обучения.


В основе программы лежат следующие специфические принципы:

  • этиопатогенетический (учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);

  • развития (анализ изменений развития и причинно-следственные связи между ними);

  • учет симптоматики и степени выраженности нарушения;

  • поэтапного формирования психических функций;

  • подхода к речевым нарушениям с позиций связи с другими сторонами психического развития;

  • максимальной опоры на различные анализаторы;

  • комплексного подхода (знание практических достижений педагогики, психологии, психолингвистики, языкознания, медицины);

  • коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, т.е. направленности на формирование речевого высказывания.


2.2. Методы реализации принципов

Методы реализации принципов на занятиях обусловлены качеством используемого принципа и направленностью на определенную деятельность.

Принципы

Методы реализации на занятии

1

Систематичность

Планирование работы по всем разделам программы.

Непрерывность процесса обучения по каждому разделу программы.

Регулярные занятия.

2

Индивидуализация

Диагностика.

Определение уровня развития речи ребенка соответственно возрасту.

Наблюдение специально организованной обучающей ситуации.

Учет динамики развития.

Вариативность заданий в рамках одного содержания в соответствии с возможностями каждого ребенка.

3

Динамичность восприятия

Разнообразные типы структур занятий для смены видов деятельности детей.

Смена видов деятельности (до 10 – 13 в пределах одного занятия продолжительностью 10 – 15 минут).

4

Продуктивная обработка информации

Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.

Дозированная поэтапная помощь педагога.

Перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

5

Постепенное повышение требований

Задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному).

Доступность предлагаемого материала.

6

Наглядность

Практический показ, демонстрация действий.

Многократность повторения демонстрируемых действий.

Использование наглядных пособий.

Дидактическая функция наглядности.

7

Развитие и коррекция высших психических функций

Включение в занятия специальных упражнений по развитию и коррекции высших психических функций.

Задания с опорой на несколько анализаторов.

8

Мотивация

Постановка законченных инструкций.

Включение в занятия современных реалий.

Создание условий для достижения, а не получения похвалы.

Проблемные задания, познавательные вопросы.

Одобрение, развернутая словесная оценка.



2.3. Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)


Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, активно взаимодействует с другими специалистами. Специалисты планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.


Образовательная область

Задачи и содержание

коррекционно-педагогической работы

Участники

коррекционно-педагогической работы

"Познавательное развитие"

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в процессе свободного общения с взрослыми и детьми. Использование сюжетно-ролевых, режиссерских игр и игр с правилами как средства реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».


Учитель-логопед: оказывает помощь воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ТНР и этапа коррекционной работы.

Педагог-психолог: руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы.

Воспитатели: работают над формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; развитием любознательности и познавательной мотивации.


"Социально-коммуникативное развитие"

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми во время трудовой деятельности. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в общении с взрослыми и сверстниками.

Воспитатели и учитель-логопед организуют деятельность при активном участии других специалистов и родителей дошкольников.


"Художественное эстетическое развитие"

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области «Социально-коммуникативное развитие».

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе и результате продуктивной деятельности.


Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог по музыкальной стимуляции организуют основную работу по данному направлению. Учитель-логопед использует в своей деятельности отдельные методы и приёмы работы.

"Физическое развитие"

Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе двигательной активности.


Воспитатели проводят основные виды деятельности по физическому развитию детей. Учитель-логопед, учитель-дефектолог по стимуляции речи движением применяют в работе здоровьесберегающие технологии.


2.4. Тематическое планирование

Работа по формированию у детей лексико-грамматических представлений, фонетической стороны речи, развитию связной речи проводится на протяжении 35 недель учебного года на базе 21 лексической темы.




1 учебная четверть

сентябрь

октябрь

«Семья» (2)

«Игрушки» (2)


«Овощи» (2)

«Осень» (1)

«Фрукты» (1)


2 учебная четверть

ноябрь

декабрь

«Фрукты» (1)

«Цвет. Геометрическая фигура» (1)

«Наше тело. Лицо» (2)

«Зима. Новогодний праздник» (4)



3 учебная четверть

январь

февраль

март

«Одежда» (2)

«Обувь» (1)

«Дикие животные» (2)

«Домашние животные» (2)

«Весна. Праздник мам» (2)

«Птицы» (1)


4 учебная четверть

апрель

май

«Домашние животные» (1)

«Домашние птицы» (2)

«Посуда» (1)


«Посуда» (1)

«Дом» (1)

«Транспорт» (1)

«Лето. Насекомые» (2)


Все лексические темы выбираются в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии.


2.5. Содержание коррекционно-развивающей работы

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с I, II уровнем ОНР отражено в перспективном (приложение 1) и календарно-тематическом (приложение 2) планах.


2.6. Работа с родителями

Формы работы с родителями:

- наглядно-информационное просвещение;

- родительские собрания;

- коллективные и индивидуальные консультации;

- открытые занятия.


План работы с родителями


Месяц

Название мероприятия


Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 3 – 4 лет».

2. Консультация «Всё о развитии детской речи».

3. Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста».



Октябрь

1. Консультация логопеда «Домашнее задание. Как его выполнять?».

2. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке?».



Ноябрь

1.Оформление почты для родителей «Логофакс»



Декабрь

1. Семинар-практикум «Сенсомоторное развитие как средство формирования речевой деятельности у младших дошкольников»

2. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».



Январь

1. Консультация логопеда «Учим детей слушать».



Февраль

1. Семинар-практикум «Артикуляционная сказка»

2. Оформление буклета (логопед) «Что делать, если ребёнок левша?».



Март

1. Оформление буклетов «Сенсорика. Моторика.»

2. Проведение совместного логопедического занятия с родителями.



Апрель

1. Семинар-практикум (логопед) «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворения».

2. Выставка семейных работ «Книжка-малышка»



Май

1. Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослей!»

(подведение итогов по результатам диагностики речевого развития детей)



3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

3.1. Форма и режим занятий

Коррекционно-развивающая работа в младшей группе предполагает проведение занятий с детьми на протяжении 4-х учебных четвертей (с сентября по май включительно с учетом каникулярного времени).

I четверть – сентябрь, октябрь;

II четверть – ноябрь, декабрь;

III четверть – январь, февраль, март;

IV четверть – апрель, май.

Начиная с 3-ей недели сентября, с детьми проводятся логопедические занятия.


Форма занятий: подгрупповые и индивидуальные.


Режим занятий

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий:

- занятие по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи – 3 раза в неделю

- занятие по формированию фонетической стороны речи – 2 раза в неделю

- индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения - ежедневно


День недели

Время

Вид занятий

Понедельник


08.00 – 08.15

08.20 – 08.40

08.45 – 09.05

09.15 – 09.35

09.40 – 09.55

10.00 – 10.20

10.25 – 10.45

10.50 – 11.10

11.15 – 11.35

11.40 – 12.00


Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Развитие лексико-грамматических представлений (1 подгруппа)

Развитие лексико-грамматических представлений (2 подгруппа)

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Вторник


08.00 – 08.15

08.20 – 08.40

08.45 – 09.05

09.10 – 09.30

09.35 – 09.50

10.00 – 10.20

10.25 – 10.45

10.50 – 11.10

11.15 – 11.35

11.40 – 12.00



Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Формирование фонетической стороны речи (1 подгруппа)

Индивидуальное занятие

Формирование фонетической стороны речи (2 подгруппа)

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие


Среда


08.00 – 08.15

08.20 – 08.40

08.45 – 09.05

09.15 – 09.35

09.40 – 09.55

10.00 – 10.20

10.25 – 10.45

10.50 – 11.10

11.15 – 11.35

11.40 – 12.00


Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи (1 подгруппа)

Развитие лексико-грамматических представлений и связной речи (2 подгруппа)

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Четверг


08.00 – 08.15

08.20 – 08.40

08.45 – 09.05

09.10 – 09.30

09.35 – 09.50

10.00 – 10.20

10.25 – 10.45

10.50 – 11.10

11.15 – 11.35

11.40 – 12.00



Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Формирование фонетической стороны речи

Индивидуальное занятие

Формирование фонетической стороны речи (2 подгруппа)

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие


Пятница


08.00 – 08.15

08.20 – 08.40

08.45 – 09.05

09.15 – 09.35

09.40 – 09.55

10.00 – 10.20

10.25 – 10.45

10.50 – 11.10

11.15 – 11.35

11.40 – 12.00


Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Развитие лексико-грамматических представлений (1 подгруппа)

Развитие лексико-грамматических представлений (2 подгруппа)

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие

Индивидуальное занятие


Циклограмма деятельности учителя-логопеда


Вид деятельности


День недели

Подгрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Динамическая пауза

Понедельник

08.45 – 09.35


08.00 – 08.40

09.40 – 12.00


09.50 – 10.00

Вторник

09.10 – 09.30

10.00 – 10.20

08.00 – 09.05

09.35 – 09.50

10.25 – 12.00


09.50 – 10.00

Среда

08.45 – 09.35


08.00 – 08.40

09.40 – 12.00


09.50 – 10.00

Четверг

09.10 – 09.30

10.00 – 10.20

08.00 – 09.05

09.35 – 09.50

10.25 – 13.00


09.50 – 10.00

Пятница

08.45 – 09.35


08.00 – 08.40

09.40 – 12.00


09.50 – 10.00


3.2. Структура занятий


Подгрупповое занятие

1 этап. Вводный

2 этап. Основной

3 этап. Динамическая пауза

4 этап. Заключительный

Индивидуальное занятие

1 этап. Артикуляционная гимнастика

2 этап. Постановка звука

3 этап. Автоматизация звука

4 этап. Дифференциация звуков

3.3. Система оценки достижения планируемых результатов

Важной составляющей коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда является диагностический компонент. Диагностическими ориентирами выступают возрастные нормативы развития речи.

Наиболее важными условиями включения диагностической составляющей в коррекционно-образовательный процесс являются:

  • регулярное изучение уровня речевого развития детей;

  • сбор информации об особенностях речи с помощью разных методов, приёмов и из разных диагностических источников;

  • выбор форм и способов фиксации результатов диагностики;

  • использование диагностических данных в интересах ребёнка.

Диагностика исключает тестирующий характер изучения детской речи и определяет выбор форм и приёмов, позволяющих при минимальных затратах времени получить полную и достоверную информацию о состоянии речи детей.

Требования к проведению обследования:

  • используются краткие и точные речевые инструкции;

  • инструкции предлагаются с опорой на предметную и коммуникативную ситуацию, указательные и обводящие жесты, наглядный игровой материал;

  • широко используются повторы взрослым детских высказываний с уточняющей интонацией, позволяющие проверить степень понимания ответа самим ребёнком;

  • речевой материал, которым должен оперировать ребёнок, состоит из 2-3 слов, допускаются «ответы» детей в виде жестов, изобразительных и предметных действий.


3.3.1. Диагностика

Первичная диагностика: проводится в сентябре (1–2-я неделя).

Промежуточная диагностика: проводится в феврале (1 – 2 неделя).

Итоговая диагностика: проводится в мае (3 – 4-я неделя).

При проведении диагностики заполняются речевые карты.


Критерии диагностики


Обследование речевого развития ребенка 3-х лет

Исследование фонетической стороны речи

Исследование фонематической стороны речи

Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

Исследование состояния связной речи

Исследование неречевых психических функций


Обследование речевого развития неговорящего ребенка

Изучение невербальных компонентов коммуникации

Изучение слухового восприятия

Изучение моторного развития

Обследование артикуляционного аппарата

Изучение импрессивной речи

Изучение экспрессивной речи

Исследование неречевых психических функций

3.3.2. Диагностические технологии

Грибова О.Е. Технология организаций логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет). Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - СПб.: «Детство-Пресс», 2000.


3.3.3. Речевые карты (Приложение 3)

  • Речевая карта «Обследование речевого развития неговорящего ребёнка»;

  • Речевая карта «Обследование речевого развития ребёнка 3 лет».


3.3.4. Рабочие тетради

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. 2-я младшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010;

  • Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. – СПб., 2011.

  • Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Младшая логопедическая группа детского сада. – СПб., 2011.


3.4. Условия для реализации программы

3.4. 1.Нормативно-правовые условия

Нормативно-правовая база программы:

  • Конституция РФ, ст.43,72;

  • Конвенция о правах ребенка (1989г.);

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.г. № 273-ФЗ;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;

  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 № 65/23 -16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 «1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)


3.4.2. Предметно-развивающая среда

Оборудование логопедического кабинета

  1. Письменный стол, стул для работы учителя-логопеда.

  2. Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.

  3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

  4. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением.

  5. Зеркала 9х12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

  6. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.

  7. Технические средства обучения (магнитофон, компьютер).

  8. Школьная доска, мел, магниты.

  9. Часы настенные.

  10. Методическая литература.

  11. Ковер.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета


Формирование звукопроизношения

  • Пособия по выполнению артикуляционных упражнений.

  • Пособия для работы над речевым дыханием.

  • Предметные картинки на все изучаемые звуки.

  • Альбомы на автоматизацию поставленных звуков.

  • Тексты на автоматизацию поставленных звуков.

  • Логопедическое лото для автоматизации поставленных звуков.


Развитие слухового внимания (неречевые звуки)

  • Музыкальные инструменты: барабан, шарманка, металлофон, бубен, маракас.

  • Звучащие игрушки: дудочка, погремушки, колокольчики, игрушки-пищалки.

  • Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука).


Формирование фонематического слуха и восприятия

  • Сигнальные кружки на дифференциацию звуков.

  • Предметные картинки на дифференциацию звуков.

  • Тексты на дифференциацию звуков.


Работа над словарем

Предметные картинки на лексические темы: «Мебель», «Продукты питания». «Посуда», «Насекомые», «Профессии», «Семья», «Инструменты», «Игрушки», «Времена года», «Домашние и дикие птицы», «Домашние и дикие животные», «Одежда, обувь, головные уборы», «Новый год», «Грибы, ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Транспорт».


Грамматический строй речи

  • Схемы предлогов.

  • Пособия на составление предложений с простыми предлогами.

  • Пособия на согласование частей речи.

  • Деформированные тексты.


Развитие связной речи

  • Серия сюжетных картинок

  • Сюжетные картинки

  • Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов


Развитие мелкой моторики

  • Бусы, шнуровки, носовые платки.

  • Счётные палочки, камешки, разноцветные прищепки.

  • Сухие бассейны (песок, опилки, манка, пшено, камешки, шишки).

  • Зубные щётки, граненые карандаши.

  • Мозаики, волчки, заводные игрушки.

  • Массажные мячи-ежи, тренажер для массажа пальцев и ладоней рук «Шарики су-джок».

  • Кинетический песок.

  • Цветные карандаши.


Развитие речевого дыхания

  • Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.

  • Воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, ватные шарики, теннисные мячики, перышки.

  • Игры: «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку с варежки», «Буря в коробке» и др.


Развитие восприятия (цвет, форма, величина)

  • Парные картинки.

  • Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

  • Счетные палочки для выкладывания фигур.

  • Настенные пособия плоскостных и объемных геометрических фигур.

  • Дидактические игры по сенсорному воспитанию.


Развитие ориентировки во времени

  • Картины-пейзажи разных времен года.

  • Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

  • Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.


Развитие мышления, зрительного внимания, памяти

  • Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4); сборные картинки – паззлы (крупные).

  • Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.

  • «Зашумленные» картинки.

  • Игры: «Чудесный мешочек», «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает? », «Что не дорисовал художник? », «Чем похожи, чем отличаются? », «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».

  • Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

  • Набор картинок «Нелепицы».


3.4. 3. Учебно-методические условия

Список учебно-методической литературы

1. Агранович З.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей / З.Г. Агранович. СПб., 2001.

2. Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей.-Горький, 1960.

3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М., 2006.

4. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

5. Богуславская З.М. , Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). – М., 1991.

6. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1988.

7. Грибова О.Е. Технология организаций логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

8.Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона.- М., 2003.

9. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой.- СПб., 2005.

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 1993.

12. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста/О.В. Закревская. – М.: Издательство ГНОМ и Д,2010.

13. Кузьмина Н.Н., Рожденственская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1982.

14. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. - Л., 1974.

15. Лопухина И.В. Логопедия, речь, ритм движения. - М., 1999.

16. Макарова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте. // Вопросы психологии. 1969. № 5.

17. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие / Е.В. Долганюк, И.И. Васильева, Е.А. Конышева, М.Е. Касаткина, Н.В. Филиппова, Е.С. Платонова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

18. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

19. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.- М., 1987.

20. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. - М., 1970.

21. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996.

22. Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет). Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - СПб.: «Детство-Пресс», 2000.

23. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. - М., 1985. - С. 3-12.

24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.- М., 1981.

25. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000.

26. Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда ДОУ / О.В. Шемякина. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.


Приложения

Приложение 1. Развернутое перспективное планирование НОД.

Приложение 2. Календарно-тематическое планирование НОД.

Приложение 3. Речевые карты.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!