СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины профессионального цикла ОП.03 "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки квалификации Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины профессионального цикла ОП.03 "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»








рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы


профессионального цикла


ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании



























2019


Одобрено Научно-методическим советом

Протокол № __1_ от «_ _» _ _ 2019 г.



Утверждено

Директор ГБПОУ КК КПК

_____________ Решетняк О.В.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для специальностей среднего профессионального образования гуманитарного профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки квалификации Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2018 г. № 183, зарегистрирована в Минюсте России 29 марта 2018 г. № 50568).


Укрупненная группа:

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании




Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»

Разработчик: Ушакова В.С., преподаватель ГБПОУ КК КПК


Согласовано:

ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «_ 2019 г.

Председатель ЦМК _________ Меденец Н.А.




Рецензенты:



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена



1.1. Область применения и место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является частью реализации основной профессиональной образовательной программы в учреждениях среднего профессионального образования гуманитарного профиля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании с получением квалификации углубленной подготовки Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Рабочая программа имеет профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы.

Рабочая программа включает в себя 5 разделов, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-гуманитарного цикла. Программа имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяющую сформировать у обучающихся профессиональные компетенции по рациональной организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий и индивидуальных психолого-физиологических особенностей младших школьников. Важное место в программе занимают идеи взаимосвязи строения, жизнедеятельности и гигиены организма человека с учетом возрастных особенностей, межпредметные связи с медициной, валеологией, педагогикой и психологией, теоретическими основами компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах.

Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ПК 1.1, 1.3, 1.5, 1.7, ПК 2.1, 2.3, ПК 3.1, 3.5.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2018 г. № 183, зарегистрирована в Минюсте РФ 29.03.2018 г. № 50568), в соответствии с Примерной рабочей программой учебной дисциплины ( , 2018) и с нормативно-правовыми документами:

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от21.07.2014 № 11-ФКЗ),

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ;

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.



1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:


Коды

ОК. ПК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ПК 1.1

ПК 1.3

ПК 1.5

ПК 1.7

ПК 2.1

ПК 2.3

ПК 3.1

ПК 3.5

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- норму развития и отклонения от нормы;

- роль конституции и наследственности в патологии;

- общую характеристику типовых патологических процессов;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных болезней;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям школы.



В результате изучения дисциплины обучающиеся должны освоить общие и профессиональные компетенции:


ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ПК 1.1. Проектировать образовательный процесс на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей развития обучающихся;

ПК 1.3. Организовывать учебную деятельность обучающихся, мотивировать их на освоение учебных предметов, курсов;

ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности образовательного процесса и оценку результатов обучения;

ПК 1.7. Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его безопасную и комфортную предметно-развивающую среду.

ПК 2.1. Планировать и проводить внеурочные занятия по направлениям развития личности для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;


ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности организации внеурочной деятельности и оценку ее результатов.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение, интерпретировать полученные результаты;

ПК 3.5. Организовывать взаимодействие членов педагогического коллектива, руководящих работников образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания обучающихся;





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»




2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

90

Всего во взаимодействии с преподавателем

88

в том числе:


Теоретическое обучение

60

практические занятия

28

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

Дифференцированный зачет

Экзамен




Вид учебной работы



Аудиторные занятия. Содержание обучения.

Количество часов

Всего

аудиторных

Теоретический материал

Практические занятия

Самостоятельная

работа студентов

1. Развитие организма человека

12

10

2


2.Нервная система человека

10

8

2


3. Нейрофизиологические основы поведения

22

18

4


4.Анатомофизиологические особенности систем органов у детей младшего школьного возраста

36

20

16


5.Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе

8

4

4


Всего во взаимодействии с преподавателем:

88

60

28


Самостоятельная работа




2

Всего:

90

60

28

2



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.


Развитие организма человека




12


Тема 1.1.


Предмет, содержание и задачи курса


Содержание учебного материала


2

2

1


Предмет, содержание и задачи курса, его значение при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

1

2

Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека.

1

Тема 1.2.


Уровни организации живого

Содержание учебного материала


2

2

1

Строение и функции клетки, способы деления. Ткани организма, особенности строения и функций.


1

2

Онтогенез, его этапы. Гаметогенез. Оплодотворение. Дифференциация клеток, образование тканей и органов.

1

Тема 1.3.


Факторы роста и развития


Содержание учебного материала


2

2

1


Основные закономерности роста и развития организма человека. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

1

2

Факторы роста и развития. Оценка факторов внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте.

1

Тема 1.4.


Норма развития и отклонения от нормы


Содержание учебного материала


2

2

1

Норма развития и отклонения от нормы. Роль внешней среды и компенсаторных механизмов организма в развитии болезни.

1

2

Понятие патогенеза. Общая характеристика типовых патологических процессов. Интерпретация и применение основных понятий общей патологии при работе с обучающимися.

1


Тема 1.5.


Наследственность и наследственные болезни



Содержание учебного материала


2

2

1

Наследственность и изменчивость. Мутации генов и хромосом, их причины. Взаимоотношения наследственности и среды.

1

2

Понятие о наследственных болезнях и механизмах их возникновения. Роль внешней среды в возникновении и проявлении наследственных болезней.

1







Тема 1.6.


Анатомо-физиологические особенности детей и подростков




Содержание учебного материала



2



В том числе практические занятия:


2


1

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Учет особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса.

1

2

Методика антропометрических измерений (соматометрические, физиометрические, соматоскопические показатели). Комплексная оценка физического развития ребенка.


1



Раздел 2.


Нервная система человека








10




Тема 2.1.


Нервная и гуморальная регуляция функций организма


Содержание учебного материала


1

2

1




Нервная и гуморальная регуляция функций организма. Роль нервной системы в адаптации организма к воздействиям внешней среды.

1

Тема 2.2.


Морфофункциональные особенности нервной системы

Содержание учебного материала


7

2

1


Общий план строения нервной системы. Строение и свойства нервной ткани. Нейрон, виды, строение, свойства нервных волокон.

1


2


Биоэлектрические явления в клетке. Синапс, строение и свойства. Механизм передачи возбуждения в синапсе.

1


3

Основные свойства нервных центров: концентрация, иррадиация, индукция, доминанта Ухтомского

1

4


Строение и функции коры больших полушарий, локализация функций. Функциональное значение лимбической системы.

1

5

Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система, особенности ее строения и функций.

1

В том числе практические занятия:


2


1. Строение и функции спинного мозга. Рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, их компоненты. Классификация рефлексов.

1

2. Строение и функции головного мозга: ствол головного мозга, ретикулярная формация, большие полушария.


1

Тема 2.3.


Развитие нервной системы в онтогенезе

Содержание учебного материала


2

2

1


Развитие нервной системы в онтогенезе. Развитие нейрона. Возрастные особенности нервных центров у детей. Становление торможения в процессе развития ребенка.


1

2


Развитие центральной нервной системы, отношений между корой и подкоркой. Морфо-функциональная организация нервной системы детей младшего школьного возраста.


1









Раздел 3.


Нейрофизиологические основы поведения





22


Тема 3.1.


Учение о высшей нервной деятельности

Содержание учебного материала


2

2

1


Учение о высшей нервной деятельности. Понятие и методология изучения высшей нервной деятельности.

1


2


Рефлекторная теория (Р. Декарт, И. Сеченов, И. Павлов, А. Ухтомский, П. Анохин).

Теория отражения. Теория системной деятельности мозга.

1

Тема 3.2.


Психофизиологические функции организма


Содержание учебного материала


6

2

1


Безусловные и условные рефлексы. Физиологические механизмы образования условных рефлексов.

Роль подкорковых структур.

1


2


Торможение в коре головного мозга, его виды. Биологическое значение торможения условных рефлексов.

1

3

Физиологические механизмы памяти и внимания. Виды памяти и внимания.

1


4

Сон, его значение, физиологические механизмы. Гигиена сна. Динамический стереотип как физиологическая основа навыков и привычек.

1

5

Речь, ее физиологические механизмы, этапы развития. Интегративная деятельность мозга и поведение как его результат.

1

6

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

1

Тема 3.3.


Типологические особенности высшей нервной деятельности

Содержание учебного материала


2

2

1


Понятие конституции. Роль конституции и наследственности в патологии. Особенности конституциональных типов детей, значение социальных факторов в их формировании.

1


2


Учение о типах высшей нервной деятельности (И. Павлов и др.). Классификация типов высшей нервной деятельности.


1

Тема 3.4.


Онтогенез высшей нервной деятельности

Содержание учебного материала


1

2

1

Онтогенез высшей нервной деятельности. Стадии образования условных рефлексов. Возрастное развитие торможения в коре головного мозга.

1


Тема 3.5.


Нарушения высшей нервной деятельности



Содержание учебного материала


3

2

1

Нарушения высшей нервной деятельности, их причины, физиологические механизмы. Профилактика нарушений высшей нервной деятельности.

1

2

Утомление и переутомление, их физиологические механизмы. Развитие и проявление утомления у детей.

1

3

Неадекватное поведение детей, его формы. Неврозы и невроподобные состояния (истерия, неврастения, заикание, энурез и др.), их профилактика.


1













Тема 3.6.


Морфофункциональная организация анализаторных систем












Содержание учебного материала


8

2

1

Учение И. Павлова об анализаторах, их роль в познании окружающего мира. Строение и функции анализаторных систем. Строение зрительного анализатора.

1

2

Строение глаза, возрастные особенности. Оптическая система глаза. Рефракция. Сетчатка глаза, фоторецепторы.

1

3

Строение и функции слухового анализатора. Строение уха, возрастные особенности. Вестибулярный аппарат, его значение.

1

4

Строение и функции вкусового, обонятельного, двигательного анализаторов. Компенсаторное развитие анализаторных систем.

1

В том числе практические занятия:

4


1

Определение механизмов аккомодации и световой адаптации. Определение «слепого пятна». Острота и поле зрения, их развитие у детей.

1

2

Нарушения зрения у детей, их профилактика. Предупреждение переутомления зрительного анализатора. Гигиена зрения.

1

3

Нарушения деятельности слухового анализатора, их профилактика. Определение остроты слуха. Гигиена слуха.

1

4

Строение и функции кожного анализатора, его роль в приспособительных реакциях организма. Кожные рецепторы.

1



Раздел 4.


Анатомо-физиологические особенности систем органов у детей младшего школьного возраста




36


Тема 4.1.


Опорно-двигательный аппарат человека

Содержание учебного материала


6


2

1


Значение опорно-двигательного аппарата. Строение и химический состав костной ткани. Виды костей, их строение, соединение. Суставы.

1

2

Строение и работа мышц, возрастные особенности. Развитие двигательной активности и координации движений у детей.

1


В том числе практические занятия:


4


1

Строение и развитие скелета человека. Скелет туловища. Позвоночник, формирование изгибов.

1

2

Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей. Строение и возрастные особенности черепа у детей.

1


3

Мышечная ткань, ее виды, особенности строения и функций. Структура и механизм сокращения мышечного волокна.

1

4

Строение и классификация мышц. Основные группы скелетных мышц, их функциональное значение. Физический тренинг.

1

Тема 4.2.

Гигиена опорно-двигательного аппарата

Содержание учебного материала


2


В том числе практические занятия:



2




1




Гигиена опорно-двигательного аппарата. Осанка, ее виды. Нарушения осанки, их причины, признаки, пути профилактики.



1


2


Плоскостопие, его виды, причины, признаки, меры по предупреждению. Влияние физической культуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата.


1

Тема 4.3.


Железы внутренней секреции

Содержание учебного материала


4


2

1

Строение и функции желез внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз, его влияние на эндокринные железы и рост организма. Эпифиз.


1

2

Щитовидная железа, влияние ее гормонов на физическое и умственное развитие организма. Паращитовидные железы. Вилочковая железа.


1

3

Надпочечники, значение их гормонов. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы, роль ее гормонов в регуляции углеводного обмена.


1

4

Половые железы, их влияние на рост и развитие организма. Половое воспитание. Возрастные особенности желез внутренней секреции.


1


Тема 4.4.


Внутренняя среда организма

Содержание учебного материала


6


2

1


Внутренняя среда организма, ее состав и свойства. Гомеостаз. Лимфа, ее значение. Лимфообращение.

1


2

Кровь, ее состав и функции. Плазма крови, ее состав и свойства. Возрастные особенности состава и свойств крови.

1

3

Иммунитет, его виды, факторы, роль в сохранении биологической индивидуальности. Аллергия. Основы профилактики инфекционных болезней.

1

В том числе практические занятия:

3



1

Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, особенности строения и функций.

1

2

Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека.

1

3

Группы крови, их совместимость. Наследование групп крови. Переливание крови. Резус-фактор

1

Тема 4.5.


Сердечно-сосудистая система



Содержание учебного материала


4


2

1


Строение сердца, его возрастные особенности. Врожденные и приобретенные пороки сердца. Сердечный цикл. Круги кровообращения.

1


2


Особенности движения крови по сосудам. Давление и скорость движения крови в различных отделах кровеносной системы.


1


В том числе практические занятия:


2



1

Подсчет пульса в покое и после физической нагрузки. Тренировка сердца ребенка.

1

2

Артериальное давление, его измерение в покое и после физической нагрузки. Гипотония и гипертония. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы.


1












Тема 4.6.


Органы дыхания


Содержание учебного материала



2


2

1


Строение и функции органов дыхания, их развитие и возрастные особенности. Гортань как голосовой аппарат, особенности строения. Жизненная емкость легких.


1


2

Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Заболевания дыхательной системы, их профилактика. Регуляция дыхания.




1

Тема 4.7.


Органы пищеварения. Обмен веществ

Содержание учебного материала


6


2

1


Строение и функции органов пищеварения, их возрастные особенности. Пищеварение в ротовой полости. Зубы молочные и постоянные.

1


2

Пищеварение в желудке и кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание веществ в кишечнике.

1


3

Обмен веществ и энергии в организме. Водно-солевой обмен. Витамины. Биологическая роль белков, жиров, углеводов, возрастные особенности потребления.

1


В том числе практические занятия:


3


1

Определение принципов рационального питания ребенка на различных этапах онтогенеза.

1

2

Составление примерного суточного рациона питания детей младшего школьного возраста.

1

3

Гигиенические требования к организации школьного питания.


1

Тема 4.8.


Выделительная система


Содержание учебного материала


6


2

1


Строение и функции выделительной системы. Пути выделения продуктов обмена веществ из организма.

1


2


Строение и функции мочевыделительной системы. Строение почек, возрастные особенности их структуры и функции.

1


3

Механизм образования и состав мочи. Нервно-гуморальная регуляция мочевыделения. Энурез.

1

4


Кожа как орган выделения. Сальные и потовые железы. Роль кожи в регуляции теплоотдачи путем излучения и испарения.


1

В том числе практические занятия:


2


1

Строение и функции кожи, ее возрастные особенности. Разработка памяток по гигиене кожи.

1

2

Кожные заболевания (чесотка, педикулез, микозы и др.), их проявления у детей, пути профилактики.


1






Раздел 5.


Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе






8


Тема 5.1.


Гигиеническая организация среды в образовательном учреждении

Содержание учебного материала


2


2

1


Гигиеническая организация среды в образовательном учреждении. Гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям школы.

1


В том числе практическое занятие:


1



1

Обеспечение соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников.

1

Тема 5.2.


Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса


Содержание учебного материала



2


2

1

Основы гигиены детей и подростков. Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса в начальной школе, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

1


В том числе практическое занятие:


1


1

Разработка режима дня обучающихся младшего школьного возраста с учетом особенностей их работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени.


1

Тема 5.3.


Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации

Содержание учебного материала


4



1



Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела. Основные инфекционные заболевания детей, классификация, принципы профилактики.


1



2

Общие принципы оказания первой помощи. Роль учителя в предупреждении детского травматизма.


1

В том числе практические занятия:

2



1

Разработка плана мероприятий в образовательной организации по профилактике заболеваний детей, проводимых под руководством медицинского работника.

1



2

Первая помощь при травмах и ранениях, кровотечениях, обмороках, ожогах и других неотложных состояниях


1



Всего во взаимодействии с преподавателем:


88




Самостоятельная работа обучающихся:

2





Всего:


90


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Материально-техническое обеспечение


Оборудование учебного кабинета:


Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор, DVD-плеер

Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.

Муляжи: скелета человека, отдельных костей.

Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.

Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).

Микропрепараты.

Микроскопы, лупы.

Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.



3.2. Учебно-методическое обеспечение


Рекомендуемая литература


Нормативные акты


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.Нормативные акты

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра­зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из­менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от

25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.

СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. —

2004. — № 2. — Ст. 121.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни­тельной власти. — 2012.


Основная

Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2019

Дополнительная

Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 2010

Балашова Г.Ф. и др. Питание школьников. – Минск, 2006

Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., 2008

Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни. – Екатеринбург, 2001

Баль Л.В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002

Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: всё о наркомании. – Ростов-на-Дону, 2005

Гуровец Г.В. Детская невропатология - М., 2004

Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М., 2010

Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – М., 2012

Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М., 2004

Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2018

Кураев Г.А. Половое воспитание. – Ростов-на-Дону, 2001

Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М., 2003

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 2003

Шипицина Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. – М., 2012

Серия «Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития»:

Антропова М.В. и др. Режим дня младшего школьника. – М., 2003

Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребёнок? – М., 2003

Безобразова В.Н. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым? – М., 2003

Копылов Ю.А. и др. Физическое воспитание младшего школьника в семье. – М., 2003

Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребёнка. – М., 2003

Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. –М., 2003

Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребёнка. – М., 2003

Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»:

Жуйков Е.В. Давай посмотрим на мир. Образовательная программа по охране зрения. – М., 2005

3аикина Е.А. Быть здоровым непросто (формирование культуры здоровья у старшеклассников). – М., 2008

Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье. Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. – М., 2008

Мирская Н.Б. Целебная сила движений. Физкультминутки и

подвижные игры в школе. – М., 2006

Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. – М., 2005

Электронные ресурсы:

Министерство Образования и Науки РФ [Электронный ресурс] – www.mon.gov.ru

Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window

Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru

Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru

Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru

Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545

Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- норму развития и отклонения от нормы;

- роль конституции и наследственности в патологии;

- общую характеристику типовых патологических процессов;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных болезней;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям школы





Характеристики демонстрируемых знаний при устном опросе (семинаре):

Оценка «5» - глубокое знание изученного вопроса, знание понятийного аппарата, умение применять теоретические знания при выполнении практического задания;

Оценка «4» - полное знание изученного материала, умение в целом применять теоретические знания, но не всегда точно давать аргументацию теоретических знаний при выполнении практического задания;

Оценка «3» - поверхностное знание изученной темы, не всегда может применять теоретические знания при выполнении практического задания;

Оценка «2» - существенные пробелы в содержании теоретического материала, неумение применять теоретические знания при выполнении практического задания.

Характеристики демонстрируемых знаний при выполнении тестовых заданий:

Оценка «5» - 85-100%

Оценка «4» - 71-84%

Оценка «3» - 51-70%

Оценка «2» - 0-50%

Работа с атласом и демонстрационными таблицами;

Текущий контроль в форме тестирования; Терминологический зачет;

Контрольная работа по разделу;

Семинарские занятия;

Экспертная оценка на практическом занятии

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса



Характеристики демонстрируемых умений:

Оценка «5» - умение применять теоретические знания при выполнении практического задания;

Оценка «4» - умение в целом применять теоретические знания, но не всегда точно давать аргументацию теоретических знаний при выполнении практического задания;

Оценка «3» - не всегда может применять теоретические знания при выполнении практического задания;

Оценка «2» - неумение применять теоретические знания при выполнении практического задания.

Работа с атласом и демонстрационными таблицами;

Текущий контроль в форме тестирования; Терминологический зачет;

Контрольная работа по разделу;

Решение практических задач;

Экспертная оценка на практическом занятии, оценка выполнения практической работы;

Самооценка, рефлексия сформированности ОК и ПК


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!