Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
профессионального цикла
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
2019
Одобрено Научно-методическим советом Протокол № __1_ от «_ _» _ _ 2019 г. | Утверждено Директор ГБПОУ КК КПК _____________ Решетняк О.В. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для специальностей среднего профессионального образования гуманитарного профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки квалификации Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2018 г. № 183, зарегистрирована в Минюсте России 29 марта 2018 г. № 50568).
Укрупненная группа:
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Разработчик: Ушакова В.С., преподаватель ГБПОУ КК КПК
Согласовано:
ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «_ _» 2019 г.
Председатель ЦМК _________ Меденец Н.А.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 18 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения и место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является частью реализации основной профессиональной образовательной программы в учреждениях среднего профессионального образования гуманитарного профиля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании с получением квалификации углубленной подготовки Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
Рабочая программа имеет профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы.
Рабочая программа включает в себя 5 разделов, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-гуманитарного цикла. Программа имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяющую сформировать у обучающихся профессиональные компетенции по рациональной организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий и индивидуальных психолого-физиологических особенностей младших школьников. Важное место в программе занимают идеи взаимосвязи строения, жизнедеятельности и гигиены организма человека с учетом возрастных особенностей, межпредметные связи с медициной, валеологией, педагогикой и психологией, теоретическими основами компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах.
Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ПК 1.1, 1.3, 1.5, 1.7, ПК 2.1, 2.3, ПК 3.1, 3.5.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2018 г. № 183, зарегистрирована в Минюсте РФ 29.03.2018 г. № 50568), в соответствии с Примерной рабочей программой учебной дисциплины ( , 2018) и с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от21.07.2014 № 11-ФКЗ),
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Коды ОК. ПК | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 1.5 ПК 1.7 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 ПК 3.5 | - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; - оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; - правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися; - проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников; - учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса. | - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; - основные закономерности роста и развития организма человека; - норму развития и отклонения от нормы; - роль конституции и наследственности в патологии; - общую характеристику типовых патологических процессов; - строение и функции систем органов здорового человека; - физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека; - возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; - основы гигиены детей и подростков; - гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; - основы профилактики инфекционных болезней; - гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям школы. |
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК 1.1. Проектировать образовательный процесс на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования с учетом особенностей развития обучающихся;
ПК 1.3. Организовывать учебную деятельность обучающихся, мотивировать их на освоение учебных предметов, курсов;
ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности образовательного процесса и оценку результатов обучения;
ПК 1.7. Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного кабинета, формировать его безопасную и комфортную предметно-развивающую среду.
ПК 2.1. Планировать и проводить внеурочные занятия по направлениям развития личности для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, анализ эффективности организации внеурочной деятельности и оценку ее результатов.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение, интерпретировать полученные результаты;
ПК 3.5. Организовывать взаимодействие членов педагогического коллектива, руководящих работников образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания обучающихся;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 90 |
Всего во взаимодействии с преподавателем | 88 |
в том числе: | |
Теоретическое обучение | 60 |
практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет Экзамен |
Вид учебной работы Аудиторные занятия. Содержание обучения. | Количество часов |
Всего аудиторных | Теоретический материал | Практические занятия | Самостоятельная работа студентов |
1. Развитие организма человека | 12 | 10 | 2 | |
2.Нервная система человека | 10 | 8 | 2 | |
3. Нейрофизиологические основы поведения | 22 | 18 | 4 | |
4.Анатомофизиологические особенности систем органов у детей младшего школьного возраста | 36 | 20 | 16 | |
5.Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе | 8 | 4 | 4 | |
Всего во взаимодействии с преподавателем: | 88 | 60 | 28 | |
Самостоятельная работа | | | | 2 |
Всего: | 90 | 60 | 28 | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Развитие организма человека | | 12 | |
Тема 1.1. Предмет, содержание и задачи курса | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Предмет, содержание и задачи курса, его значение при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. | 1 |
2 | Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека. | 1 |
Тема 1.2. Уровни организации живого | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Строение и функции клетки, способы деления. Ткани организма, особенности строения и функций. | 1 |
2 | Онтогенез, его этапы. Гаметогенез. Оплодотворение. Дифференциация клеток, образование тканей и органов. | 1 |
Тема 1.3. Факторы роста и развития | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные закономерности роста и развития организма человека. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. | 1 |
2 | Факторы роста и развития. Оценка факторов внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте. | 1 |
Тема 1.4. Норма развития и отклонения от нормы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Норма развития и отклонения от нормы. Роль внешней среды и компенсаторных механизмов организма в развитии болезни. | 1 |
2 | Понятие патогенеза. Общая характеристика типовых патологических процессов. Интерпретация и применение основных понятий общей патологии при работе с обучающимися. | 1 |
Тема 1.5. Наследственность и наследственные болезни | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Наследственность и изменчивость. Мутации генов и хромосом, их причины. Взаимоотношения наследственности и среды. | 1 |
2 | Понятие о наследственных болезнях и механизмах их возникновения. Роль внешней среды в возникновении и проявлении наследственных болезней. | 1 |
| | | |
Тема 1.6. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков | Содержание учебного материала | 2 | |
В том числе практические занятия: | 2 | |
1 | Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Учет особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени при проектировании и реализации образовательного процесса. | 1 |
2 | Методика антропометрических измерений (соматометрические, физиометрические, соматоскопические показатели). Комплексная оценка физического развития ребенка. | 1 |
Раздел 2. Нервная система человека | | 10 | |
Тема 2.1. Нервная и гуморальная регуляция функций организма | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Нервная и гуморальная регуляция функций организма. Роль нервной системы в адаптации организма к воздействиям внешней среды. | 1 |
Тема 2.2. Морфофункциональные особенности нервной системы | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
1 | Общий план строения нервной системы. Строение и свойства нервной ткани. Нейрон, виды, строение, свойства нервных волокон. | 1 |
2 | Биоэлектрические явления в клетке. Синапс, строение и свойства. Механизм передачи возбуждения в синапсе. | 1 |
3 | Основные свойства нервных центров: концентрация, иррадиация, индукция, доминанта Ухтомского | 1 |
4 | Строение и функции коры больших полушарий, локализация функций. Функциональное значение лимбической системы. | 1 |
5 | Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система, особенности ее строения и функций. | 1 |
В том числе практические занятия: | 2 | |
1. Строение и функции спинного мозга. Рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, их компоненты. Классификация рефлексов. | 1 |
2. Строение и функции головного мозга: ствол головного мозга, ретикулярная формация, большие полушария. | 1 |
Тема 2.3. Развитие нервной системы в онтогенезе | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Развитие нервной системы в онтогенезе. Развитие нейрона. Возрастные особенности нервных центров у детей. Становление торможения в процессе развития ребенка. | 1 |
2 | Развитие центральной нервной системы, отношений между корой и подкоркой. Морфо-функциональная организация нервной системы детей младшего школьного возраста. | 1 |
| | | |
Раздел 3. Нейрофизиологические основы поведения | | 22 | |
Тема 3.1. Учение о высшей нервной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Учение о высшей нервной деятельности. Понятие и методология изучения высшей нервной деятельности. | 1 |
2 | Рефлекторная теория (Р. Декарт, И. Сеченов, И. Павлов, А. Ухтомский, П. Анохин). Теория отражения. Теория системной деятельности мозга. | 1 |
Тема 3.2. Психофизиологические функции организма | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Безусловные и условные рефлексы. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Роль подкорковых структур. | 1 |
2 | Торможение в коре головного мозга, его виды. Биологическое значение торможения условных рефлексов. | 1 |
3 | Физиологические механизмы памяти и внимания. Виды памяти и внимания. | 1 | |
4 | Сон, его значение, физиологические механизмы. Гигиена сна. Динамический стереотип как физиологическая основа навыков и привычек. | 1 |
5 | Речь, ее физиологические механизмы, этапы развития. Интегративная деятельность мозга и поведение как его результат. | 1 |
6 | Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение. | 1 |
Тема 3.3. Типологические особенности высшей нервной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Понятие конституции. Роль конституции и наследственности в патологии. Особенности конституциональных типов детей, значение социальных факторов в их формировании. | 1 |
2 | Учение о типах высшей нервной деятельности (И. Павлов и др.). Классификация типов высшей нервной деятельности. | 1 |
Тема 3.4. Онтогенез высшей нервной деятельности | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Онтогенез высшей нервной деятельности. Стадии образования условных рефлексов. Возрастное развитие торможения в коре головного мозга. | 1 |
Тема 3.5. Нарушения высшей нервной деятельности | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 | Нарушения высшей нервной деятельности, их причины, физиологические механизмы. Профилактика нарушений высшей нервной деятельности. | 1 |
2 | Утомление и переутомление, их физиологические механизмы. Развитие и проявление утомления у детей. | 1 |
3 | Неадекватное поведение детей, его формы. Неврозы и невроподобные состояния (истерия, неврастения, заикание, энурез и др.), их профилактика. | 1 |
| | | |
Тема 3.6. Морфофункциональная организация анализаторных систем | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Учение И. Павлова об анализаторах, их роль в познании окружающего мира. Строение и функции анализаторных систем. Строение зрительного анализатора. | 1 |
2 | Строение глаза, возрастные особенности. Оптическая система глаза. Рефракция. Сетчатка глаза, фоторецепторы. | 1 |
3 | Строение и функции слухового анализатора. Строение уха, возрастные особенности. Вестибулярный аппарат, его значение. | 1 |
4 | Строение и функции вкусового, обонятельного, двигательного анализаторов. Компенсаторное развитие анализаторных систем. | 1 |
В том числе практические занятия: | 4 | |
1 | Определение механизмов аккомодации и световой адаптации. Определение «слепого пятна». Острота и поле зрения, их развитие у детей. | 1 |
2 | Нарушения зрения у детей, их профилактика. Предупреждение переутомления зрительного анализатора. Гигиена зрения. | 1 |
3 | Нарушения деятельности слухового анализатора, их профилактика. Определение остроты слуха. Гигиена слуха. | 1 |
4 | Строение и функции кожного анализатора, его роль в приспособительных реакциях организма. Кожные рецепторы. | 1 |
Раздел 4. Анатомо-физиологические особенности систем органов у детей младшего школьного возраста | | 36 | |
Тема 4.1. Опорно-двигательный аппарат человека | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Значение опорно-двигательного аппарата. Строение и химический состав костной ткани. Виды костей, их строение, соединение. Суставы. | 1 |
2 | Строение и работа мышц, возрастные особенности. Развитие двигательной активности и координации движений у детей. | 1 |
В том числе практические занятия: | 4 | |
1 | Строение и развитие скелета человека. Скелет туловища. Позвоночник, формирование изгибов. | 1 |
2 | Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей. Строение и возрастные особенности черепа у детей. | 1 |
3 | Мышечная ткань, ее виды, особенности строения и функций. Структура и механизм сокращения мышечного волокна. | 1 |
4 | Строение и классификация мышц. Основные группы скелетных мышц, их функциональное значение. Физический тренинг. | 1 |
Тема 4.2. Гигиена опорно-двигательного аппарата | Содержание учебного материала | 2 | |
В том числе практические занятия: | 2 | |
1 | Гигиена опорно-двигательного аппарата. Осанка, ее виды. Нарушения осанки, их причины, признаки, пути профилактики. | 1 |
2 | Плоскостопие, его виды, причины, признаки, меры по предупреждению. Влияние физической культуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата. | 1 |
Тема 4.3. Железы внутренней секреции | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Строение и функции желез внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз, его влияние на эндокринные железы и рост организма. Эпифиз. | 1 |
2 | Щитовидная железа, влияние ее гормонов на физическое и умственное развитие организма. Паращитовидные железы. Вилочковая железа. | 1 |
3 | Надпочечники, значение их гормонов. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы, роль ее гормонов в регуляции углеводного обмена. | 1 |
4 | Половые железы, их влияние на рост и развитие организма. Половое воспитание. Возрастные особенности желез внутренней секреции. | 1 |
Тема 4.4. Внутренняя среда организма | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Внутренняя среда организма, ее состав и свойства. Гомеостаз. Лимфа, ее значение. Лимфообращение. | 1 |
2 | Кровь, ее состав и функции. Плазма крови, ее состав и свойства. Возрастные особенности состава и свойств крови. | 1 |
3 | Иммунитет, его виды, факторы, роль в сохранении биологической индивидуальности. Аллергия. Основы профилактики инфекционных болезней. | 1 |
В том числе практические занятия: | 3 | |
1 | Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, особенности строения и функций. | 1 |
2 | Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека. | 1 |
3 | Группы крови, их совместимость. Наследование групп крови. Переливание крови. Резус-фактор | 1 |
Тема 4.5. Сердечно-сосудистая система | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Строение сердца, его возрастные особенности. Врожденные и приобретенные пороки сердца. Сердечный цикл. Круги кровообращения. | 1 |
2 | Особенности движения крови по сосудам. Давление и скорость движения крови в различных отделах кровеносной системы. | 1 |
В том числе практические занятия: | 2 | |
1 | Подсчет пульса в покое и после физической нагрузки. Тренировка сердца ребенка. | 1 |
2 | Артериальное давление, его измерение в покое и после физической нагрузки. Гипотония и гипертония. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. | 1 |
| | | |
Тема 4.6. Органы дыхания | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Строение и функции органов дыхания, их развитие и возрастные особенности. Гортань как голосовой аппарат, особенности строения. Жизненная емкость легких. | 1 |
2 | Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Заболевания дыхательной системы, их профилактика. Регуляция дыхания. | 1 |
Тема 4.7. Органы пищеварения. Обмен веществ | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Строение и функции органов пищеварения, их возрастные особенности. Пищеварение в ротовой полости. Зубы молочные и постоянные. | 1 |
2 | Пищеварение в желудке и кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание веществ в кишечнике. | 1 |
3 | Обмен веществ и энергии в организме. Водно-солевой обмен. Витамины. Биологическая роль белков, жиров, углеводов, возрастные особенности потребления. | 1 |
В том числе практические занятия: | 3 | |
1 | Определение принципов рационального питания ребенка на различных этапах онтогенеза. | 1 |
2 | Составление примерного суточного рациона питания детей младшего школьного возраста. | 1 |
3 | Гигиенические требования к организации школьного питания. | 1 |
Тема 4.8. Выделительная система | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Строение и функции выделительной системы. Пути выделения продуктов обмена веществ из организма. | 1 |
2 | Строение и функции мочевыделительной системы. Строение почек, возрастные особенности их структуры и функции. | 1 |
3 | Механизм образования и состав мочи. Нервно-гуморальная регуляция мочевыделения. Энурез. | 1 |
4 | Кожа как орган выделения. Сальные и потовые железы. Роль кожи в регуляции теплоотдачи путем излучения и испарения. | 1 |
В том числе практические занятия: | 2 | |
1 | Строение и функции кожи, ее возрастные особенности. Разработка памяток по гигиене кожи. | 1 |
2 | Кожные заболевания (чесотка, педикулез, микозы и др.), их проявления у детей, пути профилактики. | 1 |
Раздел 5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе | | 8 | |
Тема 5.1. Гигиеническая организация среды в образовательном учреждении | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Гигиеническая организация среды в образовательном учреждении. Гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям школы. | 1 |
В том числе практическое занятие: | 1 | |
1 | Обеспечение соблюдения гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников. | 1 |
Тема 5.2. Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основы гигиены детей и подростков. Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса в начальной школе, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования | 1 |
В том числе практическое занятие: | 1 | |
1 | Разработка режима дня обучающихся младшего школьного возраста с учетом особенностей их работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени. | 1 |
Тема 5.3. Профилактика заболеваний и травматизма в образовательной организации | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Основы эпидемиологии и дезинфекционного дела. Основные инфекционные заболевания детей, классификация, принципы профилактики. | 1 |
2 | Общие принципы оказания первой помощи. Роль учителя в предупреждении детского травматизма. | 1 |
В том числе практические занятия: | 2 | |
1 | Разработка плана мероприятий в образовательной организации по профилактике заболеваний детей, проводимых под руководством медицинского работника. | 1 |
2 | Первая помощь при травмах и ранениях, кровотечениях, обмороках, ожогах и других неотложных состояниях | 1 |
| | Всего во взаимодействии с преподавателем: | 88 | |
| | Самостоятельная работа обучающихся: | 2 | |
| | Всего: | 90 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор, DVD-плеер
Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.
Муляжи: скелета человека, отдельных костей.
Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.
Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).
Микропрепараты.
Микроскопы, лупы.
Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.Нормативные акты
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. —
2004. — № 2. — Ст. 121.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
Основная
Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2019
Дополнительная
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 2010
Балашова Г.Ф. и др. Питание школьников. – Минск, 2006
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., 2008
Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни. – Екатеринбург, 2001
Баль Л.В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002
Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: всё о наркомании. – Ростов-на-Дону, 2005
Гуровец Г.В. Детская невропатология - М., 2004
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М., 2010
Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – М., 2012
Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М., 2004
Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2018
Кураев Г.А. Половое воспитание. – Ростов-на-Дону, 2001
Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М., 2003
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 2003
Шипицина Л.М., Вартанян И.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. – М., 2012
Серия «Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития»:
Антропова М.В. и др. Режим дня младшего школьника. – М., 2003
Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребёнок? – М., 2003
Безобразова В.Н. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым? – М., 2003
Копылов Ю.А. и др. Физическое воспитание младшего школьника в семье. – М., 2003
Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребёнка. – М., 2003
Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. –М., 2003
Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребёнка. – М., 2003
Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»:
Жуйков Е.В. Давай посмотрим на мир. Образовательная программа по охране зрения. – М., 2005
3аикина Е.А. Быть здоровым непросто (формирование культуры здоровья у старшеклассников). – М., 2008
Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье. Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. – М., 2008
Мирская Н.Б. Целебная сила движений. Физкультминутки и
подвижные игры в школе. – М., 2006
Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. – М., 2005
Электронные ресурсы:
Министерство Образования и Науки РФ [Электронный ресурс] – www.mon.gov.ru
Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window
Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru
Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru
Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru
Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545
Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; - основные закономерности роста и развития организма человека; - норму развития и отклонения от нормы; - роль конституции и наследственности в патологии; - общую характеристику типовых патологических процессов; - строение и функции систем органов здорового человека; - физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человека; - возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков; - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; - основы гигиены детей и подростков; - гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; - основы профилактики инфекционных болезней; - гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям школы | Характеристики демонстрируемых знаний при устном опросе (семинаре): Оценка «5» - глубокое знание изученного вопроса, знание понятийного аппарата, умение применять теоретические знания при выполнении практического задания; Оценка «4» - полное знание изученного материала, умение в целом применять теоретические знания, но не всегда точно давать аргументацию теоретических знаний при выполнении практического задания; Оценка «3» - поверхностное знание изученной темы, не всегда может применять теоретические знания при выполнении практического задания; Оценка «2» - существенные пробелы в содержании теоретического материала, неумение применять теоретические знания при выполнении практического задания. Характеристики демонстрируемых знаний при выполнении тестовых заданий: Оценка «5» - 85-100% Оценка «4» - 71-84% Оценка «3» - 51-70% Оценка «2» - 0-50% | Работа с атласом и демонстрационными таблицами; Текущий контроль в форме тестирования; Терминологический зачет; Контрольная работа по разделу; Семинарские занятия; Экспертная оценка на практическом занятии |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; - оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; - правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при работе с обучающимися; - проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников; - учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса | Характеристики демонстрируемых умений: Оценка «5» - умение применять теоретические знания при выполнении практического задания; Оценка «4» - умение в целом применять теоретические знания, но не всегда точно давать аргументацию теоретических знаний при выполнении практического задания; Оценка «3» - не всегда может применять теоретические знания при выполнении практического задания; Оценка «2» - неумение применять теоретические знания при выполнении практического задания. | Работа с атласом и демонстрационными таблицами; Текущий контроль в форме тестирования; Терминологический зачет; Контрольная работа по разделу; Решение практических задач; Экспертная оценка на практическом занятии, оценка выполнения практической работы; Самооценка, рефлексия сформированности ОК и ПК |
7