СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПД 03 Биология 43.01.09 Повар, кондитер

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программой рекомендованной ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 21.07.2015 г.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПД 03 Биология 43.01.09 Повар, кондитер»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Радищевский технологический техникум»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ПД 03 Биология

43.01.09 Повар, кондитер






















р.п. Радищево

2019 г.





Программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и примерной программой рекомендованной ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 21.07.2015 г.







РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Методической комиссией Зам. Директора по УР

Общеобразовательного цикла ____________Муратова О.В.

Протокол №___ от «___»_____2019 г.

Председатель МК

______________М.В. Бодрова




Разработчик:

Муратова Ольга Владимировна–преподаватель учебных дисциплин общеобразовательного цикла
















Содержание



Стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины


4


  1. Структура и содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

20








































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______ Биология ______

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной образовательной программы и предназначена для получения среднего общего образования обучающимися на базе основного общего образования по профессии «Повар, кондитер».

1.2. Цели учебной дисциплины:

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:


• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке;

роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.


1.3. Общая характеристика учебной дисциплины


Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Биология» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении профессий естественно-научного профиля профессионального образования биология изучается как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т.п.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ООП СПО с получением среднего общего образования.

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

Л.1. сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

Л.2. понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

Л.3. способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

Л.4. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

Л.5. способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

Л.6. готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Л.7. обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

Л.8. способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

Л.9. готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

М.1. осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

М.2. повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источникам и информации;

М.3. способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

М.4. способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

М.5. умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

М.6. способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

М.7. способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

М.8. способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

П.1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

П.2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

П.3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

П.4. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

П.5. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина относится к предметной области «Естественные науки» и является учебной дисциплиной по выбору из обязательных предметных областей общеобразовательного цикла.

1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ___76___ часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:


практические занятия

11

контрольные работы

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта











2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся.

Объём часов

Результат освоения


1

2

3

4


Раздел 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

2



Тема 1.1. ВВЕДЕНИЕ

2

1


      1. История развития биологии. Методы исследования в биологии.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.


2


Л 1, 2, М 2, П 1,2,



Раздел 2. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ


14



Тема 2. 1. КЛЕТКА


13



2.1.1. Цитология – наука о клетке.

М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.


1


Л 2; М 2, 5;П 2, 3


2.1.2. Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Роль неорганических веществ в клетке.


1

Л 2; М 2, 5;П 2, 3


2.1.3. Органические вещества клетки.

Белки, углеводы, липиды и их роль в клетке.


2

Л 2; М 2, 5;П 2, 3


Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. АТФ.


1

Л 2; М 2, 5;П 2, 3


2.1.4.Строение и функции клетки.

Прокариотические и эукариотические клетки. Строение и многообразие клеток растений и животных.

Цитоплазма и клеточная мембрана. Строение и функции хромосом.

1

Л 2; М 2, 5;П 2, 3


Практическое занятие № 1

Проведение биологических исследований: Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий


1


Л3, 4; М7; П3


2.1.5. Многообразие клеток.

Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

1

Л3; М2; П2,


2.1.6.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.

1

Л3; М2; П2


2.1.7. Реализация наследственной информации в клетке.

ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код.

1

Л3; М2; П2


2.1.8. Клетка – генетическая единица живого.

Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза.

2

Л3; М2; П2


Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

1

Л3; М2; П2


2.1.9.Контрольная работа № 1

Контрольная работа

1



Раздел 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

24



Тема 3.1. ОРГАНИЗМ

6



3.1.1. Организм — единое целое. Многообразие организмов.


Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

1

Л2; М5, П 1,2,


3.1.2. Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение.

Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Бесполое и половое размножение.

1

Л2; М5 П 1,2,


3.1.3. Оплодотворение.

Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

1

Л2; М5 П 1,2,


3.1.4.Индивидуальное развитие организма.


Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

2

Л2; М5,8, П 1,2,


3.1.5.Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие

человека.

1

Л2; М5: П 1,2


Тема 3. 2. Основы генетики

18



3.2.1. История развития генетики. Методы генетики.

История развития генетики. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека.

1

Л 3,8; М 2,7, П 2,


Генетическая терминология и символика.

1

Л 3,8; М 2,7, П 2,


3.2.2. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.


Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание.

2

Л 3,8; М 2,7, П 2,


Практическое занятие № 2

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

2

Л 3,8; М 2,7, П 2,4,


Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

2

Л 3,8; М 2,7, П 2,


Практическое занятие № 3

Решение генетических задач.

2

Л 3,8; М 2,7, П 2,4,


3.2.3.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

1

Л 3,8; М 2,7, П 2,


3.2.4. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

Л 3,8; М 2,7, П 2,


3.2.5. Закономерности изменчивости.

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Мутационная изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость.

2

Л 3,8; М 2,7, П 2,


3.2.6. Виды мутаций, их причины.

Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

1

Л 3,8; М 2,7, П 2,


3.2.7. Генетика человека. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика человека. Значение генетики для селекции и

медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


2

М 2;Л 3, 8,9;



3.3. Контрольная работа № 2


1



Раздел 4. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

14



Тема 4.1. ВИД

7



4.1.1. Доказательства эволюции живой природы.

Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

1

Л2, 6; М5


4.1.2. Развитие эволюционных идей.

Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об эволюции.

1

Л2; М5, П2


4.1.3. Вид. Популяция.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида.

1

Л2; М5, П2


4.1.4. Борьба за существование

Борьба за существование и её формы.

1

Л3; П4


4.1.5. Естественный отбор

Естественный отбор. Формы естественного отбора.

1

Л2; М5, П2


4.1.6. Результаты эволюции.

Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

1

Л3; П4


4.1.7. Микро- и макроэволюция.

Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

1

Л2; М5, П2


Тема 4.2. Основы селекции

2


Л2; М5, П2

4.2.1. Селекция, ее задачи.

Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов.

1

Л 1, М 2,3, П 1


4.2.2. Основные достижения современной селекции. Биотехнология.

Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

1

Л 1, М 2,3, П 1


Тема 4.3. Антропогенез

4



4.3.1. Эволюция приматов.

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении

человека.

1

Л 1, М 2,3, П 1


4.3.2. Положение человека в системе животного мира.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

1

Л 1, М 2,3, П 1


4.3.3.Этапы эволюции человека.

Этапы эволюции человека.

1

Л 1, М 2,3, П 1


4.3.4. Человеческие расы.

Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

1

Л 1, М 2,3, П 1


4.4. Контрольная работа № 3


1



Раздел 5. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

18



Тема 5.1. ЭКОСИСТЕМЫ


6




5.1.1.Экология как наука

Экологические факторы.

Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


5.1.2.Экологические системы.

Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


Практическое занятие № 4

Проведение биологических исследований: сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем


1

Л2; М 4-6, П 3,5


5.1.3. Пищевые связи, круговорот веществ и энергии в экосистемах

Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


5.1.4. Причины устойчивости и смены экосистем.

Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


5.1.5.Влияние человека на экосистемы.

Экологические нарушения. Агроценозы.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


Тема 5.2. Эволюция биосферы и человека

12



5.2.1.Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

1

Л2; М 4-6 П 3,5



Практическое занятие № 5

Проведение биологических исследований: анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

1

Л2; М 4-6, П 3,5



Современные представления о развитии жизни на Земле

1

Л2; М 4-6, П 3,5


5.2.2. Развитие жизни на Земле

Основные тапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


5.2.3.Эволюция биосферы.

Состав биосферы. Границы биосферы. Живое вещество биосферы.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


5.2.4. Биосфера и человек.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

1

Л2; М 4-6, П 3,5 ЛР 1,2,10, 21


5.2.5.Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

1

Л2; М 4-6, П 3,5 ЛР 1, 2, 9, 10, 16, 18, 20


Экскурсия: естественные и искусственные экосистемы р.п. Радищево.

2

Л2; М 4-6, П 3,5 ЛР 10, 21П2


Практическое занятие № 6

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

2


Л2; М 4-6, П 3,5


5.3.Контрольная работа № 4


1



Раздел 6. БИОНИКА

3



Тема 6.1. Бионика как наука


3



6.1.1.Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Бионика как наука. Особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

1

Л2; М 4-6, П 3,5


Практическое занятие № 7

Составление таблицы «Примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных».

2

Л2; М5, П2



Дифференцированный зачёт

1



Всего:


76









2.3. Характеристика основных видов деятельности студентов

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Биология как наука.
Методы научного познания


Ознакомление с объектом изучения биологии – живая природа. С отличительными признаками живой природы: уровневая организация и эволюция; основными уровнями организации живой природы, ролью биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; методами познания живой природы.

КЛЕТКА


Цитология – наука о клетке.

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества.

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки.

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью

микропрепаратов.

Многообразие клеток.


Реализация наследственной информации в клетке.

Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Обмен веществ и превращение энергии в клетке


Клетка – генетическая единица живого.




1.8.

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.



Получение знаний о сущности биологического процесса – оплодотворение.

Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие организма.


Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.

Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие человека.

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека.

Генетика как наука. Законы генетики. Моногибридное скрещивание.


Получение знаний о сущности законов Г.Менделя, закономерностей наследственности и изменчивости.

Решение биологических задач на моногибридное скрещивание.


Дигибридное скрещивание.

Получение знаний о сущности законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости.

Решение биологических задач на дигибридное скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

Получение знаний о хромосомной теории наследственности и взаимодействии генов.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Получение знаний о генетика пола, о сцепленном с полом наследовании.

Генетика человека.

Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка

возможного их влияния на организм

Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость.

Ознакомление с наследственной и ненаследственной изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым.

Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.

Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.

Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

ВИД


3.1. История эволюционных идей.

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей

К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

3.2.Концепция вида, его критерии. Популяция.

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции.

Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

3.3.Движущие силы эволюции.

Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.

Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять

причины вымирания видов

Гипотезы происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

3.5.Атропогенез.

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.

3.6.Этапы эволюции человека.

Выявление этапов эволюции человека

3.7.Человеческие расы.

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

ЭКОСИСТЕМЫ

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять

причины устойчивости и смены экосистем.

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера — глобальная экосистема

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении

энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.

Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей

будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко-

логических задач.

Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения воз-можных результатов этих действий, организации

самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе,бережному отношению к биологическим объектам

(растениям, животным и их сообществам) и их охране

БИОНИКА


Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо-

функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинами-

ческими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве



3. Условия реализации учебной дисциплины.


3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.

Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете № 8 «Естествознание».

1. Оборудование кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;


Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением:

- компьютер;

- проектор;

- экран.

В кабинете имеется свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период

внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемио-

логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02).


3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных издании. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:


  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. Базовыйуровень: учебник для 10-11 кл.общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2017 – 370 с.

Дополнительные источники:


  1. Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология.Базовыйуровень:учебник для 10-11 кл.общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа, 2011 – 381 с.

(Протокол № 1 от 31.08.2017 г. заседания МК «Об актуализации тем учебников»)


Интернет – ресурсы:

www. sbio.info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —

экологии на сервере Воронежского университета).

www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по

биологии, On-line тесты).

www .informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-

танного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического

центра МГУ им. М.В.Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. Ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,

биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).

www. bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно

подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело-

век»).

http://www.uroki.net/doc.htmУроков нет. Для учителей биологии и химии.



http://shkolo.ru/biologiya/Все о биологии

http://soldmaral.ucoz.ru/dir/uchitelju_biologii/uchitelju_biologii/12Сайт для учителя биологии

http://sandbox.openclass.ru/node/31917Сайты, учебные материалы по биологии

biolog188.narod.ru - В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки. Экзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам (выполнено очень хорошо). И другое.  

informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы. (Как пользоваться - см. "Помощь".)

college.ru  - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

kozlenkoa.narod.ru - Этот сайт Козленко А.Г. - преподавателя и для преподавателей, для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам - с помощью компьютера и Интернет.

nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.

websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту). 

nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.  (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

livt.net - электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа".  Классификация и фотографии без текста.  

nature.ok.ru - Редкие и исчезающие животные России. Описания и голоса редких животных.

festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2006 - 2007. Раздел "Преподавание биологии" - 86 статей.

charles-darwin.narod.ru - Чарльз Дарвин: биография и книги.

evolution.powernet.ru   -   "Теория эволюции как она есть". История развития жизни

Подготовка к ЕГЭ по биологии.

fipi.ru  Федеральный банк тестовых заданий по биологии (открытый сегмент).  Можно пройти 7 on-line тестов. (Примечание: если Вы в ознакомительных целях зайдете на какую-либо страничку теста, то по выходе обязательно нажмите внизу "Закончить зачет", иначе не сможете посмотреть другие страницы.  

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, диФзачёта.

Результаты обучения (метапредметные, предметные)

Форма и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий;



Экспертное наблюдение за ходом

выполнения практического задания

в рамках практических занятий№ 1,2,3,4

определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

Экспертное наблюдение за ходом

выполнения практического задания

в рамках практических занятий№ 3

находить и анализировать информацию о живых объектах;

Экспертное наблюдение за ходом

выполнения практического задания

в рамках практических занятий№ 1,2,3,4

Усвоенные знания:

биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема);


Тестирование, контрольная работа № 1,2,3,4


истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке;

Тестирование, контрольная работа № 4

роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

Тестирование, контрольная работа № 4

методы научного познания;

Тестирование, контрольная работа № 4


Промежуточный контроль: дифференцированный зачёт



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!