СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 04 Основы безопасности жизнедеятельности специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности  44.02.03  Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 04 Основы безопасности жизнедеятельности специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»










рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД. 04 Основы безопасности жизнедеятельности


Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


(в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)


на базе основного общего образования
























2021



ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

Протокол № _1_ от «__» _ 2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК КПК

_____________ Решетняк О.В.

«___»___________________2021 г.



Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.04 «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) квалификации Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413), ФГОС среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) (приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34864).


Укрупнённая группа:

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.03 Педагогика дополнительного образования


Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»


Разработчик:

Ушакова В.С. – преподаватель естественнонаучных дисциплин ГБПОУ КК КПК



Согласовано:

ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № _1__ от «__» 2021 г.

Председатель ЦМК _________ Хахова Г.А.





Рецензенты:


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


4

    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
      ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


5

    1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


6

    1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ


6

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

9

2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

2.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


20

2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


24

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

26






1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства).

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли­ны «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образова­тельных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).


Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обе­спечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность лич­ности, общества и государства;

  • формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте 24.11.2014 № 34864) и в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от21.07.2014 № 11-ФКЗ),

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ;

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)



1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложне­ния, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение со­стояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В связи с этим исключительную важность приобретает высокая профес­сиональная подготовка специалистов различного профиля к принятию решений и действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникнове­нии — к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим.

Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятель­ности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» включает следующие разделы: «Введение в дисциплину», «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья», «Государственная система обеспечения безопасности населения», «Основы обороны государства и воинская обязанность», «Основы медицинских знаний». Для юношей действующим законодательством предусматривается обязательная подготовка по основам военной службы, которая реализуется в процессе проведения в конце учебного года пятидневных учебных сборов, сочетающих различные формы организации теоретических и практических занятий.

Для девушек в программе предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний». В процессе его изучения формируются знания в области медицины, умения оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах. Девушки получают сведения о здоровом образе жизни, основных средствах планирования семьи, ухода за младен­цем, поддержании в семье духовности, комфортного психологического климата.

Освоение учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», учитывающей специфику осваиваемых профессий СПО и специальностей СПО, а именно специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) предполагает углубленное изучение отдельных тем, направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучащихся, по рациональной организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении на основе здоровьесберегающих технологий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жиз­недеятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образова­ния.


1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности»» ФГОС среднего общего образования и относится к общеобразовательному учебному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом требований ФГОС СПО и профиля профессионального образования.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов; самостоятельной работы обучающегося 35 часов.



1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ -

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ


Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспе­чивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осо­знанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природ­ной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной цен­ности;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природ­ного, техногенного и социального характера;

метапредметных:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; ана­лизировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасно­му поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генери­ровать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных ис­точников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять раз­личные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций;

  • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по ха­рактерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в кон­кретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • формирование умения анализировать явления и события природного, тех­ногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного по­ведения;

  • развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участво­вать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

  • освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и дру­гих технических средств, используемых в повседневной жизни;

  • приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

предметных:

  • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятель­ности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, по­вышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

  • получение знания основ государственной системы, российского законодатель­ства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

  • сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциаль­ного поведения;

  • сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обе­спечения духовного, физического и социального благополучия личности;

  • освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций при­родного, техногенного и социального характера;

  • освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

  • развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обо­роны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать раз­личные информационные источники;

  • развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повсе­дневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения во­енной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

  • освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, уволь­нения с военной службы и пребывания в запасе;

владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи постра­давшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


практические занятия

35

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35



Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




Вид учебной работы



Аудиторные занятия. Содержание обучения.

Количество часов

Всего

аудиторных

Теоретический материал

Практические занятия

Внеаудиторная самостоятельная

работа

Введение

2

1

1

1

1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

16

8

8

8

2. Государственная система обеспечения безопасности населения

16

8

8

8

3.Основы обороны государства и воинская обязанность

18

9

9

9

4. Основы медицинских знаний

18

9

9

9

Итого:

70

35

35

35


2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение


Актуальность изучения дисциплины ОБЖ. Цели и задачи дисциплины.

Практическое занятие:

Терминологическая работа с основными терминами и понятиями дисциплины ОБЖ.

1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья


1.1. Здоровье и здоровый образ жизни, общие понятия о здоровье.

Практическое занятие:

Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни, выявление основных составляющих здорового образа жизни.


1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Психологическая уравновешенность. Режим дня, труда и отдыха. Правила личной гигиены. Рациональное питание и его значение для здоровья.

Практические занятия:

Выявление факторов, способствующих укреплению здоровья;

Изучение основных положений организации рационального питания.


1.3. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Техносфера как источник негативных факторов.

Практическое занятие:

Выявление видов физического, химического, биологического загрязнения окружающей среды.


1.4. Вредные привычки и их профилактика.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия.

Курение и его влияние на состояние здоровья.

Наркомания и токсикомания, социальные последствия, профилактика.

Практические занятия:

Обоснование последствий влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на здоровье человека.


1.5. Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения.

Практическое занятие:

Изучение моделей поведения участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств.


1.6. Репродуктивное здоровье.

Практическое занятие:

Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека.


1.7. Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения.



2. Государственная система обеспечения безопасности населения


2.1. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций различного характера. Характеристика ЧС, наиболее вероятных для Краснодарского края.

Практическое занятие:

Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций различного характера.


2.2. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выживание человека в условиях автономного существования в природе.

Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

Практические занятия:

Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий;

Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии;

Изучение и отработка моделей поведения в чрезвычайных ситуациях на транспорте.


2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, предназначение, структура. Гражданская оборона.

Практическое занятие.

Изучение правовой основы создания и функционирования РСЧС и ГО.


2.4. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Организация инженерной защиты населения.

Практическое занятие:

Изучение и использование средств индивидуальной защиты населения.


2.5. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

Практическое занятие:

Изучение первичных средств пожаротушения.


2.6. Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации, основные принципы и направления противодействия.

Практическое занятие:

Характеристика правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.



3. Основы обороны государства и воинская обязанность

3.1. Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Практические занятия:

Изучение истории создания Вооруженных Сил России. Военные реформы 14-19 веков;

Изучение правовой основы проведения военной реформы на современном этапе.


3.2. Классификация видов и родов войск. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Сухопутные войска, ВВС, ВМФ, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-космические войска, воздушно-десантные войска, другие войска: история создания, предназначение, структура

Практические занятия:

Классификация видов и родов войск. Организационная структура Вооруженных сил РФ.


3.3. Воинская обязанность. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Призыв на военную службу.

Практическое занятие:

Изучение правовой основы воинской обязанности.


3.4. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества:

Практическое занятие:

Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.


3.5. Изучение боевых традиции Вооруженных сил России. Основные формы увековечения памяти российских воинов.

3.6. Изучение ритуалов Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

3.7. Изучение символов воинской чести. Государственный герб, флаг, гимн, боевое знамя воинской части.

Практические занятия:

Изучение боевых традиций и ритуалов Вооруженных сил России, символов воинской чести.


4. Основы медицинских знаний


4.1. Понятие первой помощи. Признаки жизни.

4.2. Понятие травм и их виды. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. Синдром длительного сдавливания.

Практические занятия:

Изучение и освоение приемов по оказанию первой помощи при ранениях; наложение повязок на различные части тела;

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при механических травмах (переломы, вывихи, растяжения).

4.3. Понятие и виды кровотечений (наружное, внутреннее, смешанное).

Практическое занятие:

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.


4.4. Первая помощь при ожогах. Основные признаки теплового удара. Предупре­ждение развития перегревов.

Практическое занятие:

Выявление основных видов и степеней ожогов, правила оказания первой помощи.


4.5. Первая помощь при воздействии низких температур. Основные степени отморожений.

4.6. Практическое занятие:

Изучение и освоение основных приемов удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.


4.7. Характеристика основных видов отравлений, принципы оказания первой помощи. Ядовитые растения и животные, их характеристика, меры предосторожности.

Практическое занятие:

Характеристика основных видов отравлений, принципы оказания первой помощи.


4.8. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока.

Практическое занятие:

Изучение и освоение основных способов проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;


4.9. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Практическое занятие:

Составление схемы эпидемиологического процесса.


4.10. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Беременность и гигиена беременности.

Практическое занятие:

Изучение и освоение основных приемов ухода за младенцем.


Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов


  • Эволюция среды обитания, переход к техносфере.

  • Взаимодействие человека и среды обитания.

  • Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.

  • Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.

  • Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.

  • Факторы, способствующие укреплению здоровья.

  • Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.

  • Роль физической культуры в сохранении здоровья.

  • Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.

  • Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

  • Табакокурение и его влияние на здоровье.

  • Наркотики и их пагубное воздействие на организм. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.

  • Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.

  • Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

  • Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.

  • Терроризм как основная социальная опасность современности.

  • Космические опасности: мифы и реальность.

  • Современные средства поражения и их поражающие факторы.

  • Оповещение и информирование населения об опасности.

  • Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.

  • Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятель­ности.

  • МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

  • Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.

  • Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.

  • Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.

  • Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.

  • Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

  • Символы воинской чести.

  • Патриотизм и верность воинскому долгу.

  • Дни воинской славы России.

  • Города-герои Российской Федерации.

  • Города воинской славы Российской Федерации.

  • Профилактика инфекционных заболеваний.

  • Первая помощь при острой сердечной недостаточности.

  • СПИД — чума XXI века.

  • Оказание первой помощи при бытовых травмах.

  • Духовность и здоровье семьи.




2.3. Тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов аудиторной нагрузки, всего

В т.ч. практические занятия, час.

Внеаудиторная самостоятельная работа, час.

1

Введение.

Актуальность изучения дисциплины ОБЖ. Цели и задачи дисциплины.

Терминологическая работа с основными терминами и понятиями дисциплины ОБЖ.

2

1

1


Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.


16

8

8

2

Здоровье и здоровый образ жизни, общие понятия о здоровье.

Определение основных понятий о здоровье и ЗОЖ, выявление основных составляющих ЗОЖ.

2



1

1

3

Выявление факторов, способствующих укреплению здоровья.

Двигательная активность и закаливание организма. Психологическая уравновешенность.

2

1

1

4

Режим дня, труда и отдыха. Правила личной гигиены.

Изучение основных положений организации рационального питания.

2

1

1

5

Влияние окружающей среды на здоровье человека. Техносфера как источник негативных факторов.

Выявление видов физического, химического, биологического загрязнения окружающей среды.

2

1

1

6

Вредные привычки и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

Обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека.

2

1

1

7

Курение и его влияние на состояние здоровья.

Наркомания и токсикомания.

Обоснование последствий влияния никотина и наркотических веществ на здоровье человека.

2

1

1

8

Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения.

Изучение моделей поведения участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств.

2

1

1

9

Репродуктивное здоровье. Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека.

Опасности современных молодежных хобби, модели личного безопасного поведения.


2




1

1


Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.


16

8

8

10

Классификация и характеристика ЧС различного характера.

Характеристика ЧС, наиболее вероятных для Краснодарского края.

2

1

1

11

Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении стихийных бедствий.

2

1

1

12

Выживание человека в условиях автономного существования в природе.

Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.

2

1

1

13

Характеристика ЧС техногенного происхождения.

Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.

2

1

1

14

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, предназначение, структура. Гражданская оборона.

Изучение правовой основы создания и функционирования РСЧС и ГО.

2

1

1

15

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Организация инженерной защиты населения.

Изучение и использование средств индивидуальной защиты населения.

2

1

1

16

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

Изучение первичных средств пожаротушения.

2

1

1

17

Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в РФ, основные принципы и направления противодействия.

Характеристика правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

2

1

1


Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность.


18

9

9

18

Изучение истории создания Вооруженных сил России. Военные реформы 14-19 веков.

Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение.

2

1

1

19

Функции и основные задачи современных Вооруженных сил РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Изучение правовой основы проведения военной реформы на современном этапе.

2

1

1

20

Классификация видов и родов войск. Организационная структура Вооруженных сил РФ.

Сухопутные войска, ВВС, ВМФ; история создания, предназначение, структура.

2

1

1

21

Классификация видов и родов войск. Организационная структура ВС РФ.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-космические войска, ВДВ, другие войска; история создания, предназначение, структура.

2

1

1

22

Воинская обязанность. Обязательная подготовка граждан к военной службе.

Призыв на военную службу.

Изучение правовой основы воинской обязанности.

2

1

1

23

Качества личности военнослужащего как защитника Отечества.

Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

1

1

24

Изучение боевых традиций Вооруженных сил России.

Основные формы увековечения памяти российских воинов.

2

1

1

25

Изучение ритуалов Вооруженных сил РФ. Ритуал приведения к военной присяге.

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

2

1

1

26

Изучение символов воинской чести.

Государственный герб, флаг, гимн, боевое знамя воинской части.

2

1

1


Раздел 4. Основы медицинских знаний.


18

9

9

27

Понятие первой помощи. Признаки жизни. Понятие травм и их виды.

Изучение и освоение приемов по оказанию первой помощи при ранениях; наложение повязок на различные части тела.

2

1

1

28

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при механических травмах (переломы, вывихи, растяжения).

Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. Синдром длительного сдавливания.

2

1

1

29

Понятие и виды кровотечений (наружное, внутреннее, смешанное).

Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.

2

1

1

30

Первая помощь при ожогах. Выявление основных видов и степеней ожогов.

Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов.

2

1

1

31

Первая помощь при воздействии низких температур. Основные степени отморожений.

Изучение и освоение основных приемов удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

2

1

1

32

Характеристика основных видов отравлений, принципы оказания первой помощи.

Ядовитые растения и животные, их характеристика, меры предосторожности.

2

1

1

33

Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока.

Изучение и освоение основных приемов проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

2

1

1

34

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Составление схемы эпидемиологического процесса.

2

1

1

35

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Беременность и гигиена беременности.

Изучение и освоение основных приемов ухода за младенцем.

2

1

1


ИТОГО:

70


35

35

2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности. Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по со­хранению биосферы и ее защите

1. Обеспечение личной безопасности и сохране­ние здоровья населения

Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни.

Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факто­ров, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выяв­ление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планиро­ванию режима труда и отдыха.

Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоро­вье человека.

Моделирование социальных последствий пристрастия к нарко­тикам.

Моделирование ситуаций по организации безопасности дорож­ного движения.

Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоро­вье человека.

Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2. Государственная система обеспечения безопасности населения

Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классифика­ция чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения.

Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественно­го имущества при ЧС.

Моделирование поведения населения при угрозе и возникнове­нии ЧС.

Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивиду­альных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие воз­можностей современных средств оповещения населения об опасно­стях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на тер­ритории военных действий.

Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфе­ре защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности

3. Основы обороны государства и воинская обязанность

Различение основных понятий военной и национальной безопас­ности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России.

Анализ основных этапов проведения военной реформы Воору­женных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Воору­женных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного поряд­ка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий про­хождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества.

Характеристика требований воинской деятельности, предъ­являемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки.

Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объ­яснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации и символах воинской чести

4. Основы медицинских знаний

Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказы­вается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотече­ний, идентификация основных признаков теплового удара. Определение основных средств планирования семьи. Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины













3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетво­рять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)1. Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техни­ческими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериа­лы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, пор­третов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятель­ности населения и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реа­нимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компью­тера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.;

  • тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;

  • имитаторы ранений и поражений;

  • образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный ко­стюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);

  • учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опас­ности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;

  • образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязоч­ный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые;

  • образцы средств пожаротушения (СП);

  • макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиаци­онного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;

  • макет автомата Калашникова;

  • электронный стрелковый тренажер;

  • обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;

  • комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обу­чения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятель­ности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего об­разования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, на­учной и научно-популярной литературой и др.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизне­деятельности» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по основам безопасности жизнедеятельности, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Нормативные акты


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра¬зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из¬менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе¬ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года");

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16.07.2013 г. №2770-КЗ;

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011; с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. —

1996. — № 25. — Ст. 2954.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы¬чайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. —

1994. — № 35. — Ст. 3648.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных про¬изводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

(в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ

РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от

25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос¬сийской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.

Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» //

СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. —2004. — № 2. — Ст. 121.

Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведом¬ственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни¬тельной власти. — 2012.

Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организа¬ции обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).


Основная литература


Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учр. нач. и среднего проф. образования – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учр. нач. и среднего проф. образования – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2014.


Дополнительная литература


Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалав­ров. — М., 2013.

Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. — М., 2017.

Косолапова Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. — М., 2017.

Косолапова Н. В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. — М., 2017.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. – 9-е изд., испр. и доп.– М.: Академия, 2014., www. alleng.ru

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. — М.,

2014.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. об­разования. — М., 2014.

Микрюков В. Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.

Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.

Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.

Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.


Справочники, энциклопедии

Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.

Ионина Н.А. 100 великих наград. — М., 2009.

Каменев А. И. Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.

Каторин Ю. Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011.

Лубченков Ю. Н. Русские полководцы. — М., 2013


Интернет-ресурсы


www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ).

www.mvd.ru (сайт МВД РФ).

www.mil.ru (сайт Минобороны).

www.fsb.ru (сайт ФСБ РФ).

www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www.booksgid.com ( Электронная библиотека).

www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).

www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, каче­ство, эффективность).

www.ru/book (Электронная библиотечная система).

www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).

www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил).

www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность).

www.militera.lib.ru (Военная литература)

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще­образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!