Приложение 01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 01. РУССКИЙ ЯЗЫК
образовательной программы среднего профессионального образования
по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Тольятти, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ, входящей в состав укрупненной группы профессий СПО 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями:
федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016;
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от «17» мая 2012г. № 413 с изменениями от 29.12.2014г. №1645 и 31.12.2015г. №1578;
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;;
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования с изменениями от 15 декабря 2014г., приказ Минобрнауки России № 1580;
рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) с уточнениями от 25.05.2017г. (Протокол №3 Научно-методического совета Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»);
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее - ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол №3 от 21.07. 2015г., регистрационный номер рецензии 381 от 23.07.2015г. ФГАУ «ФИРО».
Программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентирована на реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования на базовом уровне в пределах освоения ППКРС с учетом профиля получаемого профессионального образования, обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки студента с целью дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Данная программа разработана для профессий, относящихся к техническому профилю.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл (общие учебные предметы) и является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык» ФГОС среднего общего образования
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью,
потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО) |
Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях - внутренняя позиция обучающегося, самоуважение и самооценка, мотивация (учебная, социальная), ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков. | ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Регулятивные обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка) | ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Познавательные - обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией (работа с учебными моделями, использование знакосимволических средств, общих схем решения), выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации. | ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми - речевая деятельность, навыки сотрудничества | ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
объём образовательной нагрузки обучающегося – 132 час., в том числе:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 132 |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 118 |
в том числе: | |
| 80 |
| 26 |
| 00 |
| 12 |
| 00 |
| 8 |
| 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 0 |
Тематический план
№ п/п | Наименование учебного элемента (УЭ) | количество часов |
максимальная учебная нагрузка | самос-тоятель-ная работа | учебная нагрузка: |
всего | в т.ч. практикум | в т.ч. ЛР и ПЗ |
| | | | | | |
| 1 семестр | 50 | 0 | 50 | 8 | 6 |
УМ 01 | Язык и речь. | 22 | 0 | 22 | 4 | 4 |
Тема 1.1. | Язык и речь. Функциональные стили | 16 | 0 | 16 | 2 | 2 |
Тема 1.2. | Фонетика, орфоэпия, графика | 6 | 0 | 6 | 2 | 2 |
УМ 02 | Лексика и фразеология | 12 | 0 | 8 | 2 | 2 |
Тема 2.1 | Лексический запас языка и фразеология. | 12 | 0 | 8 | 2 | 2 |
УМ 03 | Морфемика, словообразование | 16 | 0 | 16 | 2 | - |
Тема 3.1 | Морфемика, словообразование | 16 | 0 | 16 | 2 | - |
| 2 семестр | 68 | 0 | 68 | 18 | 6 |
УМ 04 | Орфография | 16 | 0 | 16 | 6 | 2 |
Тема 4.1 | Система правил о написании слов и их форм | 16 | 0 | 16 | 6 | 2 |
УМ 05 | Морфология | 24 | 0 | 24 | 4 | 2 |
Тема 5.1 | Самостоятельные части речи | 18 | 0 | 18 | 2 | 2 |
Тема 5.2 | Служебные части речи | 6 | | 6 | 2 | |
УМ 06 | Синтаксис и пунктуация | 28 | 0 | 28 | 8 | 2 |
Тема 6.1 | Простое предложение | 6 | 0 | 6 | 2 | |
Тема 6.2 | Осложненное простое предложение | 8 | | 8 | 2 | |
Тема 6.3 | Сложное предложение | 14 | | 14 | 4 | 2 |
| Консультации | 4 | | 8 | | |
| Экзамен | 6 | | 6 | | |
| Всего | 132 | 0 | 132 | 26 | 12 |
2.3. Содержание учебной дисциплины
Номер и наименование учебных модулей и тем | Содержание учебного материала, практикум, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
УМ 01. Язык и речь | | 16 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
Тема 1.1. Язык и речь. Функциональные стили | Лекции: | 12 |
1. | Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО. |
2 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. |
3 | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. |
4 | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. |
5 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. |
| 6 | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвостилистический анализ текста. | | |
Тема 1.1. Язык и речь. Функциональные стили | Практикум: | 2 | ОК 06 ОК 02 ОК 05 |
1. | Работа над текстом функциональных стилей речи |
Практические занятия: | 2 |
1. | №1 Комплексная работа над текстом |
Тема 1.2. Фонетика, орфоэпия, графика | Лекции: | 2 |
1. | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Тест №1 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
Практикум: | 2 |
1. | Фонетический разбор слова |
Практические занятия: | 2 |
1. | №2. Решение фонетических задач |
УМ 02. Лексика и фразеология | | 12 |
Тема 2.1 Лексический запас языка и фразеология. | Лекции: | 8 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. |
2. | Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). |
3. | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. |
Тема 2.1 Лексический запас языка и фразеология. | 4. | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
Практикум: | 2 |
1. | Лексико – орфографическая работа на тему: «Синонимы, антонимы и их изобразительные возможности» |
Практическое занятие: | 2 |
1. | №3. Лексико-фразеологический разбор предложений. |
УМ3.Морфемика, словообразование | | 16 |
Тема 3.1 Морфемика, словообразование | Лекции: | 14 |
1. | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
2. | Морфемный разбор слова. |
3. | Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. |
4. | Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. |
5. | Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. |
6. | Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. |
7. | Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. Тест №2 |
Практикум: | 2 |
1. | Словообразовательный разбор слов |
Практические занятия: | - |
УМ 04. Орфография | | 16 | |
Тема 4.1. Система правил о написании слов и их форм | Лекции | 8 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1. | Морфологический принцип русской орфографии. Правописание слов с чередующимися гласными. |
2. | Правописание приставок на З - / С. Правописание И – Ы после приставок. Употребление буквы Ь. |
3. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. |
4. | Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Тест №3 |
Практикум: | 6 |
1. | Составление таблиц по теме: «Чередующиеся гласные в корне слова» |
2. | Орфографическая работа на тему: «Правописание приставок» |
3. | Правописание сложных слов. |
Практические занятия: | 2 |
1. | №4 Правописание гласных после шипящих и Ц. |
УМ 05. Морфология | | 24 |
Тема 5.1. Самостоятельные части речи. | Лекции: | 14 |
1. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
2. | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.. Морфологический разбор имени прилагательного. |
3. | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Местоимение. Значение местоимения. Морфологический разбор местоимения |
4. | Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. |
5. | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий | |
Тема 5.1. Самостоятельные части речи. | 6. | Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. | | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
7. | Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. |
Практикум: | 2 |
1. | Тренировочные упражнения по теме: « Спряжение глаголов» |
Практические занятия: | 2 |
1. | №5. Морфологический разбор разных частей речи. |
Тема 5.2 Служебные части речи. | Лекции: | 4 |
1. | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
2. | Частица как часть речи. Правописание частиц. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. |
Практикум: | 2 |
1. | Составление таблицы «Правописание частиц НЕ с разными частями речи» |
Практические занятия: | - |
УМ 06. Синтаксис и пунктуация | | 28 | |
Тема 6.1 Простое предложение | Лекции: | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
1. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний |
2. | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. |
Практикум: | 2 |
1. | Составление таблицы по теме: «Второстепенные члены предложения » |
Практические занятия: | - |
Тема 6.2 Осложненное простое предложение. | Лекции: | 6 |
1. | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | ОК 06. |
Тема 6.2 Осложненное простое предложение. | 2. | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения | | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
3. | Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте .Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. |
Практикум: | 2 |
1. | Творческая работа по текстам: « Обособленные члены предложения» |
Практическое занятие: | - |
Тема 6.3 Сложное предложение | Лекции: | 8 |
1. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 |
2. | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. |
3. | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. |
4. | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. Тест №4 |
Тема 6.3 Сложное предложение | Практикум: | 4 | |
1. | Тренировочные упражнения по теме: «Сложноподчиненное предложение» |
2. | Работа над таблицей «Бессоюзное сложное предложение» |
Практическое занятие: | 2 |
1. | №6. Синтаксический разбор сложного предложения. |
Консультации | 8 |
Экзамен | 6 |
Всего | 132 |
Примерная тематика индивидуальных проектов: -Учебно-исследовательский проект «СМИ и культура речи» - Старославянизмы и их роль в развитии русского языка -Русское письмо и его эволюция -«Молодежный сленг и жаргон» -«Языковой портрет современника» (проблемы речевой культуры современной молодежи). |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к организации образовательного процесса:
Образовательный процесс организуется в соответствии с календарным учебным графиком образовательной деятельности по профессии.
Освоение учебной дисциплины происходит посредством организации следующих видов занятий: лекции, практикум, практические занятия.
Лекция включает обзор основного теоретического материала учебного модуля, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение теории учебного модуля. Лекция - основа успешной организации самостоятельной работы студентов. Лекция, как правило, носит объяснительный характер, желательно с использованием демонстрационного материала. Преподаватель обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на имеющихся проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли знаний.
Практикум - вид учебных занятий, имеющих целью организацию образовательной деятельности обучающихся в активных и интерактивных формах: работа над текстом, словообразовательный, фонетический разбор слов, лексико – орфографическая работа, составление таблиц, тренировочные упражнения, творческая работа.
Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции, в ходе организации практикума и внеаудиторной самостоятельной работы. На практическом занятии каждый студент должен получить возможность «раскрыться», проявить способности, у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход.
Практикум и практические занятия проводятся с применением соответствующего учебно-методического и программного обеспечения. При составлении практических заданий моделируются реальные ситуации, в задание включается анализ результатов и выводы.
Рабочей программой дисциплины предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской).
В процессе изучения дисциплины текущий контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется в форме тестирования, контрольных работ, творческих заданий.
Формы проведения консультаций групповые.
Индивидуальный образовательный маршрут осуществляется в соответствии с дорожной картой с учётом скорости освоения обучающимся модулей. Обучающиеся, имеющие свободный график посещения учебных занятий или пропустившие занятия по уважительной причине, обучаются по индивидуальному учебному плану.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий
учебная литература;
методическая литература;
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2016.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 кл. М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Интернет –ресурс:
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, практикума, тестирования.
Результаты обучения (предметные) | Критерии оценки | Методы оценки |
УМ 01. Язык и речь |
-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; -сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; -владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; -сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; -способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; -владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос приятия и интеллектуального понимания; -сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы | -выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; -вычитывать разные виды информации; -выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; -характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, -указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; -определять эмоциональный настрой текста; -анализировать речь с точки зрения правильности, точности, вы- разительности, уместности употребления языковых средств; - проводить фонетический разбор; извлекать необходимую ин- формацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; -извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; -строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; -определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; | Оценка результатов выполнения практических занятий Оценка в рамках текущего контроля (тестирование, работа над текстом, фонетический разбор слов) |
УМ 02 Лексика и фразеология |
-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; -владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; -сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; | -аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; -объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; | Оценка результатов выполнения практического занятия Оценка в рамках текущего контроля (лексико – орфографическая работа над текстом) |
УМ 03. Морфемика, словообразование |
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; -владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; | -опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; -проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; -характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; -опознавать основные выразительные средства | Оценка в рамках текущего контроля (словообразовательный разбор слов) |
УМ 04. Орфография |
-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | -познавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; -проводить орфографический; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; -определять круг орфографических, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; | Оценка результатов выполнения практического занятия Оценка в рамках текущего контроля (тестирование, составление таблицы, орфографическая работа) |
УМ 05. Морфология |
-владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | познавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообра зующей роли; -проводить морфологический; -извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; | Оценка результатов выполнения практического занятия Оценка в рамках текущего контроля (тренировочные упражнения, составление таблицы) |
УМ 06. Синтаксис и пунктуация |
-сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; -сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; -владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; -способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | -опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения тексто- образующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); - составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; - определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; - производить синонимическую замену синтаксических конструкций; - составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; - пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; | Оценка результатов выполнения практического занятия Оценка в рамках текущего контроля (работа над таблицей, творческая работа, тренировочные упражнения) |
Критерии оценки обучающихся
Оценка устных ответов обучающихся:
- оценка «5» ставится, если полно излагается изученный материал, даются правильные определения языковых понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, применяются знания на практике, приводятся необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагается материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
- оценка «4» ставится, если дается ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускается 1—2 ошибки, которые самим же исправляются, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- ценка «3» ставится, если обнаруживается знание и понимание основных положений данной темы, но:1) излагается материал неполно и допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения;3) излагается материал непоследовательно и допускаются ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- оценка «2» ставится, если обнаруживается незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускаются ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагается материал.
Оценка письменных ответов обучающихся:
оценка «5» ставится в случае, если указаны все грамматические формы современного русского литературного языка и их современные нормативные варианты; точно сформулирована основная мысль текста; выполнена информационная переработка текста; объяснены знаки препинания в предложениях; выделены изобразительно-выразительные средства языка
оценка «4» ставится в случае, если не всегда верно указаны грамматические формы современного русского литературного языка; верно проведен лексический , пунктуационный ; не точно сформулирована основная мысль текста; выполнена информационная переработка текста
оценка «3» ставится в случае, если мало указано лексических пластов слов; не совсем верно проведен лексический , пунктуационный ; точно выделены изобразительно-выразительные средства языка
оценка «2» ставится в случае, если много допущено лексических, синтаксических ошибок; слабо выполнена информационная переработка текста; не выделены изобразительно-выразительные средства языка
Оценка тестовых заданий производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов, %) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Критерии оценки и форма представления индивидуального проекта:
Индивидуальный проект представляется в форме презентации и оценивается баллами.
Примерные критерии оценки индивидуального проекта:
Самостоятельность работы над проектом.
Актуальность и значимость темы.
Полнота раскрытия темы.
Оригинальность решения проблемы.
Артистизм и выразительность выступления.
Как раскрыто содержание проекта в презентации.
Использование средств наглядности, технических средств.
Ответы на вопросы.
После проведения презентации проводится оценка полученного продукта по каждому критерию по следующей шкале:
1 балл – не отвечает критерию;
2 балла – частично отвечает критерию;
3 балла - в основном отвечает критерию;
4 балла – полностью отвечает критерию или превосходит его.
Оценка «5» - 29 – 32 баллов; оценка «4» - 20 – 28 баллов; оценка «3» - 9 – 19 баллов; оценка «2» - 8 и менее баллов;
Оценка индивидуального проекта производится в соответствии с таблицей.
Количество баллов | Оценка |
26 ÷ 28 | 5 (отлично) |
22 ÷ 25 | 4(хорошо) |
20 ÷ 21 | 3(удовлетворительно) |
менее 20 | 2 |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
|
БЫЛО: | СТАЛО: |
Основание: Протокол № ___ от «_______» 201_г. Председатель: ____________________ / __________________________________ подпись И.О.Фамилия |
7