СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  СПО по различным специальностям

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии»


Министерство образования и молодёжной политики Рязанской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский педагогический колледж»

(ОГБПОУ « РПК»)












рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии





























2019 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)

44.02.04 Специальное дошкольное образование, по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка). укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 Образование и педагогика,.

по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование (уровень подготовки – базовый),40.02.01 Право и организация социального обеспечения, укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 40.00.00 Юриспруденция.

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка). укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 Образование и педагогика. по специальности по специальности 49.02.01 Физическая культура (уровень подготовки - углубленный), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИческие науки.

По специальности 43.02.14 Гостиничное дело,43.02.10 Туризм, укрупнённой группы специальностей СЕРВИС И ТУРИЗМ




Организация-разработчик: ОГБПОУ Рязанский педагогический колледж


Разработчик: Кожевникова Ирина Юрьевна, преподаватель



















Рекомендована ПЦК социально-гуманитарных дисциплин ОГБПОУ РПК


«____»__________2019г.

Председатель ПЦК ________________ И.Ю. Кожевникова

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование (уровень подготовки – углубленный), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00. Образование и педагогические науки

по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование (уровень подготовки – базовый), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 40.00.00 Юриспруденция.

по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка). укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 Образование и педагогика. по специальности по специальности 49.02.01 Физическая культура (уровень подготовки - углубленный), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИческие науки.

По специальности 43.02.14 Гостиничное дело,43.02.10 Туризм, укрупнённой группы специальностей СЕРВИС И ТУРИЗМ







Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- формулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

практических занятий 34 часа

самостоятельной работы обучающегося 12 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

практические занятия

34

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

подготовка презентации

6

анализ философских текстов

6

работа с философским словарем

6

составление кроссвордов и тестов

6

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история





Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала


1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, диалектика

1

репродуктивный

2

Предмет и определение философии.

1


Практические занятия «Предмет и определение философии»

4


Самостоятельная работа :

Работа с текстами -_ Платон «Апология Сократа»

работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», диалектика

7

3

4

Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала


1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

1

репродуктивный

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

1


3

4

Философия Древнего Рима

Средневековая философия: патристика и схоластика

1

1


Практические занятия:

«Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы

«Философские школы Древней Греции» - тестовое задание


3


3



Контрольная работа «Особенности античной философии»

1



Самостоятельная работа :

работа с текстами: Афоризмы Конфуция;

творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»

6

2

4



Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени





Содержание учебного материала




1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.


1

репродуктивный


2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

1


Практические занятия

Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?»

7

3

4


Самостоятельная работа :

Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв

(3-4 – по выбору учащихся)

5

Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала



1


1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея.

репродуктивный

Практические занятия

Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»;

В.С. Соловьев «Русская идея»

4




Самостоятельная работа

Конспект по теме «Особенности русской философии»

4

Раздел 2.

Структура и основные направления философии




Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала


1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления


1

репродуктивный


Практические занятия

Проектное задание – составление презентаций по теме «Философская система нашего времени: основные черты»

4


Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала



1



1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

продуктивный

Практические занятия

выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»

4


Контрольная работа

1

Тема 2.3.

Этика и социальная философия



Содержание учебного материала




1

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

продуктивный

Практические занятия:

Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии

Философия о глобальных проблемах современности


4



Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение



Содержание учебного материала



1


1

продуктивный

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Практические занятия

подготовка эссе «Философия и смысл жизни»

4

Всего:

72

3. условия реализации программы дисциплины


Основы философии


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся

Рабочее место преподавателя

Комплекты учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.



Основные источники:


Учебные пособия:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2016.



Дополнительные источники:


1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2013.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2014г.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2014.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 20013.

2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 2014.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1213.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 2015.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 2013.

6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 2915. – 430 с.



Интернет-ресурсы

Образовательные ресурсы Интернета - Философия. - www.alleg.ru/edu/philos1.htm

Философия ru.wikipedia.org/wiki/






























4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Основы философии


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.



Формы контроля обучения:

домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.


Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

накопительная оценка



Контрольно-измерительные материалы


Вопросы и практические задания к экзамену


Раздел 1. Предмет философии и её история.

1.Становление философии из мифологии.

2.Функции философии.

3.Характерные черты философии: понятийность, логичность, диалектика.

4.Миф, религия, философия как типы мировоззрения.

5.Роль мировоззрения в современном мире.

6.Основной вопрос философии

7.Предпосылки философии в Китае (даосизм, конфуцианство, легизм)

8.Предпосылки философии в Индии (буддизм, йога).

9.Особенности античной философии. Пифагор, Демокрит.

10.Философия Сократа.

11.Философия Платона.

12.Философия Аристотеля

13.Философия эллинизма (киники, стоики).

14.Эпикур и эпикурейцы.

15.Средневековая философия: патристика и схоластика.

16.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.( Н. Макиавелли).

17.Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм.

18.Философия Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц.

19.Философия Нового времени: Д. Локк, Т. Гоббс.

20.Философия эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо).

21.Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель).

22.Русская философия (С. Соловьёв, Н. Бердяев).

23.Современная западная философия: основные направления.


Раздел 2. Структура и основные направления философии.

1.Этапы развития философии.

2.Методы философии: формально-логический, диалектический, системный

3.Онтология – учение о бытии. Пространство и время.

4.Гносеология – учение о познании. Абсолютная и относительная истина.

5.Свобода и ответственность.

6.Этические проблемы, связанные с развитием науки.

7.Социальная структура общества. Типы общества.

8.Философия и глобальные проблемы современности.

9.Философия как учение о целостной личности.

10.Концепции смысла жизни в философии.











Практические задания по основам философии

1. Дать характеристику мифа.

2. Охарактеризовать своё мировоззрение.

3. Показать влияние исторической эпохи на формирование мировоззрения.

4. Сравнить религию и философию как мировоззрение.

5. Сравнить философию Индии и Китая.

6. Доказать детерминированность возникновения философии как науки в Древней Греции.

7. Привести примеры действия законов диалектики .

8. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь» - какой философ? Какая проблема?

- объяснить смысл высказывания.

9. «Всё течёт, всё изменяется» - какой философ? Какая проблема?

10. «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». – какой философ? Какая проблема?

11.«Познай самого себя» - какой философ? Какая проблема?

12.«Платон мне друг, но истина дороже» - какой философ? Какая проблема?

13. «Я мыслю, следовательно, я – существую» - какой философ? Какая проблема?

14. Сформулировать и проиллюстрировать примерами категорический императив Канта.

15. В чём сила мировых религий – ( привести доказательства на примере одной).

16. Доказать на примерах взаимосвязь глобальных проблем современности.

17. «Линия Платона» и «Линия Демокрита » в философии: объяснить на примерах.

18. Примеры и анализ противоречий между достижениями науки и морально-этическими нормами.

19. Сравнить линейные и цивилизационные теории объяснения истории.

20. Выбрать и доказать примерами из истории или социального опыта одну из философских концепций смысла жизни.




























Варианты заданий для дифференцированного зачёта по основам философии


Билет № 1.

1.Становление философии из мифологии

2.Выбрать и доказать примерами из истории или социального опыта одну из философских концепций смысла жизни.

Билет № 2

1.Функции философии.

2.Сравнить линейные и цивилизационные теории объяснения истории.

Билет № 3

1.Миф, религия, философия как типы мировоззрения.

2.«Линия Платона» и «Линия Демокрита » в философии: объяснить на примерах.

Билет № 4

1.Современная западная философия: основные направления.

2.Доказать на примерах взаимосвязь глобальных проблем современности.

Билет № 5

1.Основной вопрос философии.

2.Сформулировать и проиллюстрировать примерами категорический императив Канта.

Билет № 6

1.Предпосылки философии в Китае (даосизм, конфуцианство, легизм)

2.«Всё течёт, всё изменяется» - какой философ? Какая проблема?

Билет № 9

1.Предпосылки философии в Индии (буддизм, йога).

2..В чём сила мировых религий – ( привести доказательства на примере одной).

Билет № 10

1.Особенности античной философии. Пифагор, Демокрит.

2.Привести примеры действия законов диалектики.

Билет № 11

1.Онтология – учение о бытии. Пространство и время

2.«Я мыслю, следовательно, я – существую»- какой философ, какая проблема?

Билет № 12

1.Роль мировоззрения в современном мире.

2.Сравнить линейные и цивилизационные теории объяснения истории.

Билет № 13

1.Русская философия (С. Соловьёв, Н. Бердяев).

2..«Познай самого себя» - какой философ? Какая проблема?

Билет № 14

1.Философия Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц.

2.«Платон мне друг, но истина дороже» - какой философ? Какая проблема?

Билет № 15

1.Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель).

2.«Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». – какой философ? Какая проблема?

Билет № 16

1.Философия эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо).

2.Доказать детерминированность возникновения философии как науки в Древней Греции.

Билет № 17

1.Онтология – учение о бытии. Пространство и время.

2.Охарактеризовать своё мировоззрение.

Билет № 18

1.Гносеология – учение о познании. Абсолютная и относительная истина.

2.Сравнить философию Индии и Китая.


Билет № 19

1.Философия Сократа.

2.Показать влияние исторической эпохи на формирование мировоззрения.

Билет № 20

1.Философия Платона. .

2.Сравнить религию и философию как мировоззрение.

Билет № 21

1.Философия Аристотеля.

2.Сформулировать и проиллюстрировать примерами категорический императив Канта.

Билет № 23

1.Философия и глобальные проблемы современности.

2.«Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь» - какой философ? Какая проблема?

Билет № 24

1.Социальная структура общества. Типы общества.

2.«Познай самого себя» - какой философ? Какая проблема?

Билет № 26

1.Свобода и ответственность.

2.В чём сила мировых религий – ( привести доказательства на примере одной).

Билет № 25

1.Концепции смысла жизни в философии.

2.«Платон мне друг, но истина дороже» - какой философ? Какая проблема?

Билет № 27

1.Особенности философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм.

2.Привести примеры действия законов диалектики.


Критерии оценивания ответов обучающихся при проведении экзамена по дисциплине Основы философии


Экзамен проводится в форме индивидуального устного собеседования с проверкой выполнения практического задания.


«5» - отлично

Дан полный, логичный, обоснованный ответ на теоретический вопрос, правильно определены термины, выявлены причинно-следственные связи, пространственно-временные особенности явлений, составлены портреты ключевых фигур философов, дана характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, аргументирована личная точка зрения на проблему, полностью выполнено практическое задание.

«4» - хорошо

Дан не совсем полный, не во всём логичный, ответ на теоретический вопрос, правильно определены не все термины, выявлено большинство причинно-следственных связей, составлены портреты ключевых фигур философов, дана характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, не аргументирована личная точка зрения на проблему, в целом выполнено практическое задание.

«3» - удовлетворительно

Дан неполный, ответ на теоретический вопрос, правильно определены не все термины, выявлены причинно-следственные связи, составлены неполные портреты ключевых фигур философов, дана неполная характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, личная точка зрения на проблему сформулирована в первом приближении, не полностью выполнено практическое задание.

«2» - неудовлетворительно

Дан неполный ответ на теоретический вопрос, неправильно определены термины, не выявлены причинно-следственные связи, пространственно-временные особенности явлений, плохо составлены портреты ключевых фигур философов, не дана характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, не аргументирована личная точка зрения на проблему, не полностью выполнено практическое задание.

Контрольные задания («точки») по основам философии

для выполнения в течение семестра

(являются допуском к экзамену/дифференцированному зачёту)

1. Подготовить анализ мифа

2. Написать эссе «Моё мировоззрение»

3. Составить кроссворд «Основные философские категории»

4. Составить тест «Философы мира»

5. Разработать презентацию по философии.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!