Министерство образования и молодёжной политики Рязанской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский педагогический колледж»
(ОГБПОУ « РПК»)
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
44.02.04 Специальное дошкольное образование, по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка). укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 Образование и педагогика,.
по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование (уровень подготовки – базовый),40.02.01 Право и организация социального обеспечения, укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 40.00.00 Юриспруденция.
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка). укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 Образование и педагогика. по специальности по специальности 49.02.01 Физическая культура (уровень подготовки - углубленный), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИческие науки.
По специальности 43.02.14 Гостиничное дело,43.02.10 Туризм, укрупнённой группы специальностей СЕРВИС И ТУРИЗМ
Организация-разработчик: ОГБПОУ Рязанский педагогический колледж
Разработчик: Кожевникова Ирина Юрьевна, преподаватель
Рекомендована ПЦК социально-гуманитарных дисциплин ОГБПОУ РПК
«____»__________2019г.
Председатель ПЦК ________________ И.Ю. Кожевникова
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 8 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование (уровень подготовки – углубленный), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00. Образование и педагогические науки
по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование (уровень подготовки – базовый), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 40.00.00 Юриспруденция.
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка). укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 Образование и педагогика. по специальности по специальности 49.02.01 Физическая культура (уровень подготовки - углубленный), укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИческие науки.
По специальности 43.02.14 Гостиничное дело,43.02.10 Туризм, укрупнённой группы специальностей СЕРВИС И ТУРИЗМ
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- формулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
практических занятий 34 часа
самостоятельной работы обучающегося 12 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
подготовка презентации | 6 |
анализ философских текстов | 6 |
работа с философским словарем | 6 |
составление кроссвордов и тестов | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | | | |
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | |
1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, диалектика | 1 | репродуктивный |
2 | Предмет и определение философии. | 1 | |
Практические занятия «Предмет и определение философии» | 4 | |
Самостоятельная работа : Работа с текстами -_ Платон «Апология Сократа» работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», диалектика | 7 3 4 |
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | |
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). | 1 | репродуктивный |
2 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 1 | |
3 4 | Философия Древнего Рима Средневековая философия: патристика и схоластика | 1 1 | |
Практические занятия: «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание | 3 3 | | |
Контрольная работа «Особенности античной философии» | 1 | | |
Самостоятельная работа : работа с текстами: Афоризмы Конфуция; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» | 6 2 4 | | |
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | | | |
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 1 | репродуктивный | |
2 | Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 1 | |
Практические занятия Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?» | 7 3 4 | |
Самостоятельная работа : Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв (3-4 – по выбору учащихся) | 5 |
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. | репродуктивный |
Практические занятия Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея» | 4 | |
| | Самостоятельная работа Конспект по теме «Особенности русской философии» | 4 |
Раздел 2. Структура и основные направления философии | | |
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | |
1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления | 1 | репродуктивный |
| Практические занятия Проектное задание – составление презентаций по теме «Философская система нашего времени: основные черты» | 4 | |
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | продуктивный |
Практические занятия выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира» | 4 | |
Контрольная работа | 1 |
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности | продуктивный |
Практические занятия: Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии Философия о глобальных проблемах современности | 4 | |
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | 1 1 | продуктивный |
1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. |
2 | Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. |
Практические занятия подготовка эссе «Философия и смысл жизни» | 4 |
Всего: | 72 |
3. условия реализации программы дисциплины
Основы философии
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся
Рабочее место преподавателя
Комплекты учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2016.
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2013.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2014г.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2014.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 20013.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 2014.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1213.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 2015.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 2013.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 2915. – 430 с.
Интернет-ресурсы
Образовательные ресурсы Интернета - Философия. - www.alleg.ru/edu/philos1.htm
Философия ru.wikipedia.org/wiki/
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Основы философии
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка |
Контрольно-измерительные материалы
Вопросы и практические задания к экзамену
Раздел 1. Предмет философии и её история.
1.Становление философии из мифологии.
2.Функции философии.
3.Характерные черты философии: понятийность, логичность, диалектика.
4.Миф, религия, философия как типы мировоззрения.
5.Роль мировоззрения в современном мире.
6.Основной вопрос философии
7.Предпосылки философии в Китае (даосизм, конфуцианство, легизм)
8.Предпосылки философии в Индии (буддизм, йога).
9.Особенности античной философии. Пифагор, Демокрит.
10.Философия Сократа.
11.Философия Платона.
12.Философия Аристотеля
13.Философия эллинизма (киники, стоики).
14.Эпикур и эпикурейцы.
15.Средневековая философия: патристика и схоластика.
16.Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.( Н. Макиавелли).
17.Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм.
18.Философия Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц.
19.Философия Нового времени: Д. Локк, Т. Гоббс.
20.Философия эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо).
21.Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель).
22.Русская философия (С. Соловьёв, Н. Бердяев).
23.Современная западная философия: основные направления.
Раздел 2. Структура и основные направления философии.
1.Этапы развития философии.
2.Методы философии: формально-логический, диалектический, системный
3.Онтология – учение о бытии. Пространство и время.
4.Гносеология – учение о познании. Абсолютная и относительная истина.
5.Свобода и ответственность.
6.Этические проблемы, связанные с развитием науки.
7.Социальная структура общества. Типы общества.
8.Философия и глобальные проблемы современности.
9.Философия как учение о целостной личности.
10.Концепции смысла жизни в философии.
Практические задания по основам философии
1. Дать характеристику мифа.
2. Охарактеризовать своё мировоззрение.
3. Показать влияние исторической эпохи на формирование мировоззрения.
4. Сравнить религию и философию как мировоззрение.
5. Сравнить философию Индии и Китая.
6. Доказать детерминированность возникновения философии как науки в Древней Греции.
7. Привести примеры действия законов диалектики .
8. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь» - какой философ? Какая проблема?
- объяснить смысл высказывания.
9. «Всё течёт, всё изменяется» - какой философ? Какая проблема?
10. «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». – какой философ? Какая проблема?
11.«Познай самого себя» - какой философ? Какая проблема?
12.«Платон мне друг, но истина дороже» - какой философ? Какая проблема?
13. «Я мыслю, следовательно, я – существую» - какой философ? Какая проблема?
14. Сформулировать и проиллюстрировать примерами категорический императив Канта.
15. В чём сила мировых религий – ( привести доказательства на примере одной).
16. Доказать на примерах взаимосвязь глобальных проблем современности.
17. «Линия Платона» и «Линия Демокрита » в философии: объяснить на примерах.
18. Примеры и анализ противоречий между достижениями науки и морально-этическими нормами.
19. Сравнить линейные и цивилизационные теории объяснения истории.
20. Выбрать и доказать примерами из истории или социального опыта одну из философских концепций смысла жизни.
Варианты заданий для дифференцированного зачёта по основам философии
Билет № 1.
1.Становление философии из мифологии
2.Выбрать и доказать примерами из истории или социального опыта одну из философских концепций смысла жизни.
Билет № 2
1.Функции философии.
2.Сравнить линейные и цивилизационные теории объяснения истории.
Билет № 3
1.Миф, религия, философия как типы мировоззрения.
2.«Линия Платона» и «Линия Демокрита » в философии: объяснить на примерах.
Билет № 4
1.Современная западная философия: основные направления.
2.Доказать на примерах взаимосвязь глобальных проблем современности.
Билет № 5
1.Основной вопрос философии.
2.Сформулировать и проиллюстрировать примерами категорический императив Канта.
Билет № 6
1.Предпосылки философии в Китае (даосизм, конфуцианство, легизм)
2.«Всё течёт, всё изменяется» - какой философ? Какая проблема?
Билет № 9
1.Предпосылки философии в Индии (буддизм, йога).
2..В чём сила мировых религий – ( привести доказательства на примере одной).
Билет № 10
1.Особенности античной философии. Пифагор, Демокрит.
2.Привести примеры действия законов диалектики.
Билет № 11
1.Онтология – учение о бытии. Пространство и время
2.«Я мыслю, следовательно, я – существую»- какой философ, какая проблема?
Билет № 12
1.Роль мировоззрения в современном мире.
2.Сравнить линейные и цивилизационные теории объяснения истории.
Билет № 13
1.Русская философия (С. Соловьёв, Н. Бердяев).
2..«Познай самого себя» - какой философ? Какая проблема?
Билет № 14
1.Философия Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц.
2.«Платон мне друг, но истина дороже» - какой философ? Какая проблема?
Билет № 15
1.Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель).
2.«Нельзя дважды войти в одну и ту же воду». – какой философ? Какая проблема?
Билет № 16
1.Философия эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо).
2.Доказать детерминированность возникновения философии как науки в Древней Греции.
Билет № 17
1.Онтология – учение о бытии. Пространство и время.
2.Охарактеризовать своё мировоззрение.
Билет № 18
1.Гносеология – учение о познании. Абсолютная и относительная истина.
2.Сравнить философию Индии и Китая.
Билет № 19
1.Философия Сократа.
2.Показать влияние исторической эпохи на формирование мировоззрения.
Билет № 20
1.Философия Платона. .
2.Сравнить религию и философию как мировоззрение.
Билет № 21
1.Философия Аристотеля.
2.Сформулировать и проиллюстрировать примерами категорический императив Канта.
Билет № 23
1.Философия и глобальные проблемы современности.
2.«Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь» - какой философ? Какая проблема?
Билет № 24
1.Социальная структура общества. Типы общества.
2.«Познай самого себя» - какой философ? Какая проблема?
Билет № 26
1.Свобода и ответственность.
2.В чём сила мировых религий – ( привести доказательства на примере одной).
Билет № 25
1.Концепции смысла жизни в философии.
2.«Платон мне друг, но истина дороже» - какой философ? Какая проблема?
Билет № 27
1.Особенности философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм.
2.Привести примеры действия законов диалектики.
Критерии оценивания ответов обучающихся при проведении экзамена по дисциплине Основы философии
Экзамен проводится в форме индивидуального устного собеседования с проверкой выполнения практического задания.
«5» - отлично | Дан полный, логичный, обоснованный ответ на теоретический вопрос, правильно определены термины, выявлены причинно-следственные связи, пространственно-временные особенности явлений, составлены портреты ключевых фигур философов, дана характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, аргументирована личная точка зрения на проблему, полностью выполнено практическое задание. |
«4» - хорошо | Дан не совсем полный, не во всём логичный, ответ на теоретический вопрос, правильно определены не все термины, выявлено большинство причинно-следственных связей, составлены портреты ключевых фигур философов, дана характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, не аргументирована личная точка зрения на проблему, в целом выполнено практическое задание. |
«3» - удовлетворительно | Дан неполный, ответ на теоретический вопрос, правильно определены не все термины, выявлены причинно-следственные связи, составлены неполные портреты ключевых фигур философов, дана неполная характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, личная точка зрения на проблему сформулирована в первом приближении, не полностью выполнено практическое задание. |
«2» - неудовлетворительно | Дан неполный ответ на теоретический вопрос, неправильно определены термины, не выявлены причинно-следственные связи, пространственно-временные особенности явлений, плохо составлены портреты ключевых фигур философов, не дана характеристика их онтологических и гносеологических воззрений, не аргументирована личная точка зрения на проблему, не полностью выполнено практическое задание. |
Контрольные задания («точки») по основам философии
для выполнения в течение семестра
(являются допуском к экзамену/дифференцированному зачёту)
1. Подготовить анализ мифа
2. Написать эссе «Моё мировоззрение»
3. Составить кроссворд «Основные философские категории»
4. Составить тест «Философы мира»
5. Разработать презентацию по философии.
6