Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Троицкий педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины (далее Рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС Основы предпринимательства и трудоустройства на работу и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
-характеризовать виды предпринимательской деятельности предпринимательскую среду;
- вести телефонные переговоры с потенциальным работодателем, заполнять анкеты и опросники, подготавливать резюме;
- основные положения оп оплате труда на предприятиях, предпринимательского типа;
- основные законодательные документы по трудовому праву.
предварительная аттестация – 6 часов.
Результатом освоения программы профессионального учебной дисциплины является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Основы предпринимательства и трудоустройства на работу, в том числе профессиональными и общими компетенциями:
Наименование разделов учебной дисциплины (ОП) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Основы предпринимательства и трудоустройства на работу | | 84 |
Раздел 1. Основы поиска работы и трудоустройства. | | 54 |
Тема 1.1. Основы законодательства РФ в области трудоустройства в сфере образования | Содержание | 3 |
1. | Рынок труда: понятия, функции, элементы. Конкуренция на рынке труда. Рынок образовательных услуг |
2. | Правовое регулирование трудового законодательства в сфере образования |
3. | Взаимодействие рынка образования и рынка труда в России |
Практические занятия | 2 |
Анализ экономической ситуации на рынке труда в области образования |
Самостоятельная работа | 3 |
Изучение статей Трудового кодекса Российской Федерации |
Тема 1.2 Планирование карьеры педагога | Содержание | 2 |
1. | Этапы становления профессионала. Способности и профпригодность |
2. | Личные качества будущего педагога. Автопортрет |
Практические занятия | 1 |
Психодиагностическая работа с тестами профпригодность | |
Сочинения-эссе на предложенные темы: «Моя профессия конкурентоспособная» «Чего бы я хотел добиться в своей профессии». «Анализ собственной подготовленности к профессиональной деятельности по выбранной профессии». |
Тема 1.3 Возможности трудоустройства после окончания педагогического колледжа | Содержание | 4 |
1. | Особенности среднего педагогического образования. Профессии для выпускников педагогического колледжа. | |
2. | Понятие: тьютор», «репетитор», «гувернер». Выдержки из Единого квалификационного справочника к должности «тьютор», «репетитор», «гувернер». |
3. | Особенности деятельности бюджетных организаций. Особенности деятельности коммерческих организаций. |
Практическое занятие | 2 |
Анализ факторов успешного трудоустройства выпускника |
Самостоятельная работа | 2 |
Отличительные особенности трудоустройства в бюджетную и частную (коммерческую) организацию |
Тема 1.4 Технология поиска работы | Содержание | 3 |
1. | Формулировка проблемы и способы принятия решения. |
2. | Средства поиска работы. Этапы поиска работы. Способы поиска работы. Возможные «ловушки» или фиктивные предложения. |
3. | Модели поиска работы для различных категорий соискателей. |
4. | Выявление вакансий по предложенным вариантам: Государственная служба занятости. Ярмарки вакансий рабочих и учебных мест. Средства массовой информации (СМИ). Коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством и подбором кадров. Телефонные и другие справочники. Друзья, знакомые, родственники, сотрудники организаций, представляющих для вас интерес, коллеги по бывшей работе. |
Практическое занятие | 2 |
Тестирование при приёме на работу. |
Составление личного плана поиска работы. |
Тема 1.5. Подготовка к устройству на работу. | Содержание | 4 |
1. | Вербальные и невербальные средства общения. Составление резюме. |
2. | Собеседование по телефону. Собеседование. Классификация типов собеседования. |
3. | Подготовка документов для трудоустройства. |
4. | Имидж делового человека. Виды самопрезентации. Жесты. |
Практическое занятие | 2 |
Составление резюме. Работа с ним. |
Деловая игра «Телефонный разговор с работодателем». |
Сюжетно-ролевая игра «Приём на работу». |
Самостоятельная работа | 3 |
Подготовка к собеседованию, внешний вид соискателя, манера поведения и речи |
Составление резюме (сопроводительное письмо) различного характера. Анализ работ. |
Подготовить вопросы для телефонного собеседования |
Презентация на тему «Как найти работу» |
Тема: 1.6. Трудоустройство и выход на новое место работы. | Содержание | 2 |
1. | Правовой аспект молодого специалиста. |
2. | Адаптация на новом месте работы. |
Практическое занятие | 1 |
«Составление алгоритма действий в случае потери работы» |
Тема: 1.7. Профессиональная адаптация и основы профессиональной этики. | Содержание | 3 |
1. | Психологический климат в коллективе. |
2. | Правила адаптации в новом коллективе. |
3. | Планирование и реализация карьеры. |
4. | Самообразование и повышение квалификации. |
Практическое занятие | 2 |
Тема на выбор: Составление личного плана развития карьеры, формулирование профессиональной цели. Анализ качеств лидера в коллективе, понятия формальный и неформальный лидер. Роль личности в профессиональной адаптации. Перспектива профессионального роста |
Самостоятельная работа | 2 |
Профессиональный этикет. Культура речи. |
Анализ собственных резервов и ограничений. |
Раздел 2. Основы предпринимательства открытия собственного дела. | | |
Тема 2.1. История Российского предпринимательства. Понятие, виды, особенности и функции предпринимательства. | Содержание | 3 |
1. | Зарождение предпринимательства. Определения понятий бизнеса и предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности. Особенности предпринимательства. |
2. | Классификация предпринимательства по формам собственности, по охвату территории, по распространению на различных территориях, по составу учредителей, по численности персонала и объему оборота, по темпам роста и уровню прибыльности, по степени использования инноваций в сфере образования. |
3. | Особенности предпринимательской деятельности в Челябинской области в сфере образования. |
Практическое занятие | 2 |
Работа с основной, дополнительной, нормативно-правовой литературой, с Интернет-ресурсами на тему: «Современное состояние развития малого бизнеса в Челябинской области в сфере образования». Работа с базами правовой информации Консультант - плюс, Гарант. |
Самостоятельная работа | 2 |
Конспект «Виды предпринимательской деятельности». Презентация по теме. |
Тема 2.2. Внешняя и внутренняя среда предпринимательства. | Содержание | 4 |
1. | Внутренняя среда бизнеса и ее основные элементы. Внешняя среда бизнеса, особенности внешних факторов влияния. Классификация факторов среды прямого и косвенного воздействия. Условия и факторы внешней и внутренней среды предпринимательства. |
2. | Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Нормативно – правовые основы предпринимательства в сфере образования. |
Практическое занятие | 3 |
Анализ различий основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. |
Тренинг «Профиль предпринимателя» |
Тема 2.3. Основные направления предпринимательства в сфере образования. | Содержание | 4 |
Понятие «спрос». «Рынок услуг» «Дополнительные платные услуги». Спрос на дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области. Тьютор, репетитор, гувернер. Детский развивающий центр, Студия детского творчества. Клуб раннего развития детей. Детский сад на дому. Проведение пешеходных экскурсий. Курсы скорочтения. Ментальная арифметика. Студия рисования песком. Курсы актерского мастерства. |
Практическое занятие | 2 |
Изучение спроса на дополнительные образовательные услуги в сфере образования в Челябинской области |
Самостоятельная работа | 9 |
Выбор «Бизнес-идеи», доклад об обосновании выбранной идеи. Презентация. |
Тема 2.4. Бизнес и предпринимательство. Открытие и закрытие своего дела. | Содержание | 4 |
1. | Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Особенности составления отдельных частей бизнес-плана: анализ рынка, финансово-экономический раздел, анализ рисков. Оценка эффективности бизнес-плана. Лицензирование бизнес – плана. |
2. | Реклама и её роль в бизнесе. |
3. | Формы ликвидации предпринимательских организаций. Реорганизация предпринимательских организаций. |
Практическое занятие | 2 |
Разработка элементов бизнес-плана по организации и открытию своего дела. |
Тема 2.5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. | Содержание | 4 |
1. | Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности. Заявление о государственной регистрации. |
2. | Нормативно-правовая база, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства в Челябинской области. Понятие лицензирование. Лицензирование отдельных видов деятельности. Порядок получения лицензии. Основания отказа в предоставлении лицензии. |
Практическое занятие | 3 |
Определить перечень вакансий для создаваемого проекта (5-7 пунктов). |
Разработать должностную инструкцию на одну должность. |
Составить штатное расписание. |
Оформить кадровые документы на одного работника (трудовой договор, приказ о приеме на работу, личную карточку). Формы бланков кадровых документов студенты должны приготовить заранее (используя интернет-ресурсы). |
Составить график отпусков. |
Тема 2.6. Выбор системы налогообложения. | Содержание | 2 |
Законодательная база в РФ по налогообложению. Общий порядок введения налога. Системы налогообложения. Размер налога. Система ЕНВД. Ставка и расчет величины налога. |
Практическое занятие | 1 |
Определить размер вмененного дохода для определенного вида деятельности по исходным данным. |
Самостоятельная работа | 3 |
Конспект «Налоговая политика в РФ» |
Тема 2.7. Организация учета хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. | Содержание | 4 |
Основные принципы создания и функционирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и отчетности. Расходы, способы их классификации и группировки. Расчёт себестоимости услуг. Применяемые методы и их назначение. Значение управления издержками для принятия управленческих решений. Факторы снижения затрат. Анализ преимуществ и недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности. |
Тема 2.8. Прием сотрудников на работу. | Содержание | 2 |
Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности. Основные действия по подбору кадров. Чем отличаются «профессия», «специальность» и «квалификация»? Повременная и сдельная формы оплаты труда. Виды сдельной оплаты труда. Виды повременной оплаты труда. Тарифная система и её основные элементы. Система стимулирования труда. |
Самостоятельная работа | 3 |
Доклад «Трудовой договор». Оплата труда на предприятии. |
Тема 2.9. Организация бизнес-процесса. Бизнес-план. | Содержание | 4 |
Структура предпринимательского проекта. Критерии оценки проекта. |
Практическое занятие | 3 |
Составление бизнес-плана. |
Тема 2.10. Организация маркетинга в системе предпринимательства | Содержание | 2 |
Анализ рыночных потребностей и спроса на услуги, выявление потребителей и их основных потребностей. Цены и ценовая политика. Продвижение услуг на рынок. Виды рекламы. Конкуренция и конкурентоспособность, конкурентные преимущества. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности. |
Самостоятельная работа | 3 |
Конспект «Менеджмент и его виды». Разработка презентации по теме: «Менеджмент». |
Консультации | 1 |
Предварительная аттестация | 6 |
Учебная практика: не предусмотрена. | |
Производственная практика: не предусмотрена. | |
Примерная тематика курсовых работ (проектов) Разработка занятий-игр по финансовой грамотности для младших школьников. Использование электронных образовательных ресурсов при изучении финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе. Формирование финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования. | |
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
№ | Название | Автор | Издательство, год |
Электронные издания (ЭИ) |
1 | Культура делового общения при трудоустройстве. | Г. М. Шеламова | Юрайт, 2016 г |
2 | Организация предпринимательской деятельности. | О.В. Шеменева, Т. В. Харитонова | Дашков и Ко, 2018 г |
3 | Предпринимательская деятельность. | Э. А. Арустамов | КНОРУС, 2017 г |
4 | Предпринимательское право. | Е.П. Губина, П.Г. Лахно | Юристъ, 2016 г |
5 | Предпринимательство. | М.Г. Лапусто | ИНФРА-М, 2018 г |
6 | Предпринимательская деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования. | Е.Ф. Чеберко | Юрайт, 2020 г |
7 | Технология поиска работы и трудоустройства. | А. М. Корягин | Юрайт, 2017 г |
8 | Технология поиска работы и построение индивидуальной траектории профессиональной карьеры. | И. Ю. Ляпина, А.О. Максимов | Юрайт, 2016 г |
9 | Технология: твоя профессиональная карьера. | С. Н. Чистякова | Юрайт, 2016 г |
10 | Эффективное поведение на рынке труда. | Е. А. Перелыгина | Юрайт, 2018 г |
Интернет ресурсы (ИР) |
1 | http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk - Машерук Е. М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс |
2 | http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php - Мельников М. М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей |
3 | http://www.registriruisam.ru/index.html - Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета |
Дополнительные источники (ДИ) |
1 | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (с последними изменениями) | | «Юридическая литература», 2017 |
2 | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (с последними изменениями) | | «Юридическая литература», 2017 |
3 | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, (с последними изменениями) | | «Юридическая литература», 2018 |
4 | Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с последними изменениями) | | «Юридическая литература», 2019 |
5 | Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с последними изменениями) | | «Юридическая литература», 2017 |
6 | Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последними изменениями) | | «Юридическая литература», 2018 |
7 | Технология поиска работы и построение индивидуальной траектории профессиональной карьеры | И.Ю. Ляпина, А. О. Максимов | Юрайт,2020 г |
8 | Технология: твоя профессиональная карьера. | С. Н. Чистякова | Юрайт,2019 г |