Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДЕНА |
| |
| приказом директора ГПОУ ЯНАО |
| «Надымский профессиональный колледж» |
| от г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии
по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Надым, 2022
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 04.07.2022г. №556, а также на основе рекомендаций Федерального государственного учреждения «Федерального института развития образования», по специальности среднего профессионального образования и программой подготовки среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;
Логинов Сергей Владимирович, преподаватель первой квалификационной категории.
Селюнина Оксана Васильевна, преподаватель.
Самохвалов Игорь Иванович, преподаватель первой квалификационной категории.
РАССМОТРЕНА
на заседании учебно-методического объединения преподавателей здравоохранения и медицинских наук
Протокол №
от « » 202 г.
Председатель УМО преподавателей здравоохранения и медицинских наук:
_____________ (С.В. Логинов)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол №
от « » 202 г.
Председатель НМС:
_____________ (Л.А. Гильмутдинова)
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации учебной дисциплины | 22 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 23 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности Лечебное дело.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть предусмотренными ФГОС по специальности СПО Лечебное дело следующими общими компетенциями (ОК), а так же умениями и знаниями, которые формируют профессиональные компетенции (ПК).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
проводить простейшие микробиологические исследования;
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
осуществлять профилактику распространения инфекции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
основные методы асептики и антисептики;
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
Перечень формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Осуществлять рациональное перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов медицинской организации.
ПК 1.3. Осуществлять профессиональный уход за пациентами с использованием современных средств и предметов ухода.
ПК 1.4. Осуществлять уход за телом человека.
ПК 2.1. Проводить обследование пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.
ПК 2.2. Назначать и проводить лечение неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.
ПК 2.3. Осуществлять динамическое наблюдение за пациентом при хронических заболеваниях и (или) состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента.
ПК 2.4. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с нормативными правовыми актами.
ПК 3.1. Проводить доврачебное функциональное обследование и оценку функциональных возможностей пациентов и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации.
ПК 3.2. Оценивать уровень боли и оказывать паллиативную помощь при хроническом болевом синдроме у всех возрастных категорий пациентов.
ПК 3.3. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.
ПК 4.1. Участвовать в организации и проведении диспансеризации населения фельдшерского участка различных возрастных групп и с различными заболеваниями.
ПК 4.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.3. Осуществлять иммунопрофилактическую деятельность.
ПК 4.4. Организовывать среду, отвечающую действующим санитарным правилам и нормам.
ПК 5.1. Проводить обследование пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.
ПК 5.2. Назначать и проводить лечение пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.
ПК 5.3. Осуществлять контроль эффективности и безопасности проводимого лечения при оказании скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.
ПК 6.1. Проводить анализ медико-статистической информации при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
ПК 6.2. Участвовать в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
ПК 6.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящегося в распоряжении персонала;
ПК 6.4. Организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.
ПК 6.5. Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме.
ПК 6.6. Использовать медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в работе.
ПК 6.7. Осуществлять защиту персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 38 часов, включая:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 34 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 4 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы. | Объем часов. |
Максимальная учебная нагрузка (всего). | 38 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего). | 34 |
В том числе: | |
Практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего). | 4 |
Промежуточная аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы микробиологии и иммунологии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1. | 2. | 3. | 4. |
Раздел 1 | Основы микробиологии | 8 | |
Тема 1.1 Введение в микробиологию и иммунологию. | Содержание учебного материала | 1 | |
Инструктивный обзор программы профессионального модуля и знакомство студентов с основными требованиями и условиями к освоению профессиональных компетенций Микробиология как наука. Этапы развития микробиологии. Виды микробиологии. Медицинская микробиология, паразитология, иммунология, вирусология направления, задачи, объекты исследования. | 1 | 1 |
Тема 1.2. Правила забора материала для микробиологических исследований | Содержание учебного материала | 2 | |
Техника безопасности при работе с инфицированным материалом. Значение своевременного и адекватного взятия материала для микробиологических исследований.. Правила взятия, сроки, температурные и другие условия транспортировки материала для бактериологических, микологических, паразитологических и вирусологических исследований. Количество отбираемого материала. Посуда, инструменты и химические реагенты, используемые для сбора материала, их перечень, подготовка к работе, утилизация. Оформление сопровождающих документов. | 1 | |
| Практическая работа Техника безопасности. Правила сбора и доставки патологического материала. Составление алгоритмаов взятия материала. Составление памяток пациентам | 1 | |
Тема 1.3. Морфология и классификация микробов. Методы изучения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные морфологические группы микроорганизмов. Морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов. Микроскопические методы изучения морфологии бактерий: виды микроскопов, методы окраски. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований. | 1 | 1 |
Практическая работа Проведение микроскопии предложенных препаратов Приготовление фиксированные препараты из зубного налета и материала со слизистой оболочки спинки языка, Окрасить по Граму, Описание по алгоритму морфологические свойства микроорганизмов. Зарисовывание полученного результата. Решение задач. | 1 | |
Тема 1.4. Физиология микроорганизмов. Методы изучения | Содержание учебного материала | 2 | |
Химический состав бактериальной клетки. Ферменты бактерий. Питание, дыхание, рост и размножение бактерий. Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Условия культивирования бактерий. Термостат, правила эксплуатации. Выделение чистой культуры бактерий. Культуральные и биохимические свойства бактерий, их значение для дифференциации бактерий. Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов. | 1 | 1 |
Практические занятия. Приготовление питательных сред Эндо, МПА, Кода Взятие санитарного смыва Взятие биологического материала. Посев взятого материала на питательные среды Термостатирование посевов. Решение теста. | 1 | |
Тема 1.5. Экология микроорганизмов | Содержание учебного материала | 1 | |
Микробиоциноз почвы, воды, воздуха. Нормофлора Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении возбудителей инфекционных болезней. Влияние физических факторов (температуры, давления, ионизирующей радиации, ультразвука, высушивания), механизм их действия на микроорганизмы. Влияние химических факторов, механизм их действия на микроорганизмы. | 1 | |
Раздел 2. | Учение об инфекции | 6 | |
Тема 2.1 Учение об инфекционном процессе. Общая патология инфекционных болезней. | Содержание учебного материала | 1 | |
1.Понятие об инфекции и инфекционном заболевании. 2.Интенсивность эпидемического процесса. 3.Признаки инфекционного заболевания. 4.Формы инфекционного процесса. | 1 | 1 |
Тема 2.2 Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний. | Содержание учебного материала | 1 | |
микроскопический; культуральный; биологический; серологический; аллергологический; молекулярно-генетический | 1 | 1 |
Тема 2.3 Основы эпидемиологии. Учение об эпидемическом процессе. | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Понятие об эпидемическом процессе. 2.Источник инфекции. 3.Механизмы передачи возбудителей инфекции, соответствие механизма передачи возбудителя его локализации в организме человека. 4.Пути передачи возбудителей инфекции. 5.Природнаяочаговость инфекционных болезней. 6. Восприимчивость коллектива к инфекции. 7.Интенсивность эпидемического процесса. | 1 | 1 |
Тема 2.4 Противоэпидемические мероприятия | Содержание учебного материала | 1 | |
Противоэпидемические мероприятия (лечение, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, иммунизация). Карантинные (конвенционные) и особо опасные инфекции. Противоэпидемический режим при ООИ. | 1 | 1 |
Тема 2.5 Микробиологические основы химиотерапии | Содержание учебного материала | 2 | |
Химиотерапевтические средства, основные группы. Классификация по происхождению, химической структуре, спектру и механизму действия. Антибактериальные средства, механизм их действия. Общая характеристика механизмов устойчивости бактерий к антибактериальным препаратам. Требования, предъявляемые к антибиотикам. Осложнения антибиотикотерапии. Микробиологические основы рациональной антибиотикотерапии. Факторы антибактериального и антитоксического иммунитета, провоцирование хронического течения болезни и аллергизации организма. Общая характеристика методов оценки антибиотикочувствительности. | 1 | |
Практические занятия | 1 | |
Проведение анализа результатов по определению чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Зарисовывание результатов в тетрадь. Посев биологического материала для постановки серологической реакции Решение задач. | | |
Раздел 3. | Основы иммунологии | 9 | |
Тема 3.1 Иммунная система организма человека. Виды иммунитета. Механизм иммунного ответа. | Содержание учебного материала. | 1 | |
1.Понятие об иммунитете. Виды невосприимчивости организма человека. 2.Иммунная система организма человека: органы, клетки, иммуноглобулины. 3.Виды иммунитета. 4.Механизм иммунного ответа. | 1 | 1 |
Тема 3.2. Неспецифические факторы иммунитета. | Содержание учебного материала. | 1 | |
Факторы врожденного иммунитета: механические, физико-химические, биологические барьеры. Клеточные факторы биологического барьера: фагоциты (фагоцитоз), тромбоциты и нормальная микрофлора. Мононуклеарная фагоцитирующая система. Группа гуморальных факторов: опсонины, ингибиторы ферментных систем, литические факторы. | 1 | |
Тема 3.3. Специфические факторы иммунитета | Содержание учебного материала | 1 | |
Понятие о специфическом иммунитете. Иммунокомпетентные клетки. Формы приобретенного иммунитета. Клеточный иммунитет. Гуморальный иммунитет. Факторы влияющие на состояние иммунной системы. | 1 | 1 |
Тема 3.4. Механизм иммунного ответа. | Содержание учебного материала | 1 | |
Иммунный статус. Виды антител. Иммунный ответ. Динамика антителообразования. Механизм иммунологической памяти. | 1 | |
Тема 3.5. Серологические реакции | Содержание учебного материала | 2 | |
Виды иммунных реакций. Условия проведения серологических реакций. Требования к сыворотке. Понятие положительный и отрицательный результат. | 1 | 1 |
Практические занятия | 1 | 2 |
Проведение реакции гемагглютинации. Зарисовывание полученного результата. Составление схем постановки основных серологических реакций. Решение задач. |
Тема 3.6. Аллергические реакции. Профилактика аллергий. | Содержание учебного материала | 1 | |
1.Виды аллергических реакций. 2..Аллергические заболевания - немедленного, замедленного типа. 3.Аллергодиагностика. 4.Профилактика и лечение аллергических заболеваний. | 1 | 1 |
Тема 3.7 Специфическая профилактика инфекционных болезней. | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Понятие об иммунотерапии и иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. 2.Иммунобиологические препараты, их группы. Понятие о серологических реакциях, их виды и применение в медицинской практике. 3. Вакцины, сывороточные препараты (классификация, способы применения и хранения). | 1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2,3 |
Составить сообщение на примерные темы «Иммунопрофилактика инфекционных болезней», «Виды вакцин, отличительные особенности», «Методы производства вакцин», « История прививки» |
Раздел 4. | Основы паразитологии | 11 | |
Тема 4.1 Медицинская протозоология. | Содержание учебного материала | 3 | |
Общая характеристика и классификация простейших Устойчивость простейших к факторам окружающей среды. Возбудители протозойных кишечных инвазий: амебиаза, лямблиоза, балантидиаза. Возбудители протозойных кровяных инвазий: малярии, лейшманиозов, трипаносомозов. Возбудители протозойных инвазий мочеполовых путей: трихомоноза. Токсоплазмоз, источник инвазии, пути заражения, жизненный цикл паразита, основные проявления врождённых и приобретённых токсоплазмозов. Противопротозойные препараты. Особенности иммунитета при протозойных инфекциях. Микроскопический метод обнаружения простейших в биологическом материале Профилактика протозоозов. Методы микробиологической диагностики протозоозов | 1 | 1 |
Практическое занятие | | |
Рассмотрение, анализ микропрепаратов биологического материала с возбудителями протозойных инфекций. Оформление и защита памяток «Профилактика протозоозных инфекций» Презентация тезисов беседы по профилактике протозоозов с разными группами населения. Решение ситуационных задач. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2,3 |
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях для подбора материала для памятки «Профилактика протозоонозных инфекций», оформления наглядного материала по жизненным циклам возбудителей протозоонозов. Составить тезисы беседы по профилактике протозоозов с разными группами населения., |
Тема 4.2 Медицинская гельминтология. | Содержание учебного материала | 5 | |
Общая характеристика и классификация гельминтов. Особенности морфологии и жизнедеятельности гельминтов: сосальщиков (трематод), ленточных червей (цестод) и круглых червей (нематод). Источники инвазии, пути распространения и заражения гельминтами. Устойчивость гельминтов к факторам окружающей среды. Характерные клинические проявления гельминтозов. Методы обнаружения гельминтов в биологическом материале и промежуточных хозяевах. Профилактика гельминтозов. Методы микробиологической диагностики гельминтозов. | 1 | 1 |
Практическая работа | 4 | |
1. Рассмотрение, анализ микропрепаратов биологического материала с возбудителями гельминтозов. 2. Оформление и защита памяток «Профилактика гельминтозов», наглядного материала по жизненным циклам гельминтов 4. Презентация тезисов беседы по профилактике гельминтозов с разными группами населения. 3. Решение ситуационных задач. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2,3 |
Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях для подбора материала для памятки «Профилактика гельминтозов». Составить тезисы беседы по профилактике гельминтозов с разными группами населения. |
Тема 4.3 Медицинская арахноэнтомология. | Содержание учебного материала | 3 | |
1.Классификация насекомых. 2. Задачи медицинской арахноэнтомологии. 3. Понятия о природно-очаговых болезнях. 4. Принципы профилактики. 5. Борьба с трансмиссивными инфекциями. | 1 | 1 |
Практические занятия | 2 | 2 |
Презентации и защита наглядных пособий –плакатов, памяток, сообщений по профилактике инфекций , вызываемых паукообразными и насекомыми. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 2,3 |
1.Создать на выбор: наглядные пособия –плакаты, памятки, сообщения по профилактике инфекций , вызываемых паукообразными и насекомыми. |
Дифференцированный зачет | Тестирование | 2 | |
Всего: | 38 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории основ микробиологии и иммунологии; кабинета основ микробиологии и иммунологии;
Технические средства обучения:
- аудио- и видеосредства;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
и мультимедиапроектор, экран;
- телевизор;
- DVD-плеер.
Оборудование кабинета основ микробиологии и иммунологии
- Аппаратура и приборы;
- Медицинская аппаратура и принадлежности;
- Таблицы и схемы по темам занятий;
- Учебное кино и видеофильмы;
- Информационно - методический уголок.
Оборудование лаборатории основ микробиологии и иммунологии:
- Аппаратура и приборы;
- Термостат;
- Микроскопы;
- Дозаторы;
- Холодильник;
- Бактерицидные лампы;
- Микропрепараты;
- Медицинский инструментарий;
- Лабораторные принадлежности и материалы;
- Лабораторная посуда;
- Реактивы;
- Среды и полуфабрикаты сред;
- Лечебные и диагностические препараты.
- Медицинская документация;
- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;
- Вытяжка и противопожарная сигнализация;
- Огнетушитель;
- Централизованное водоснабжение;
- Информационно - методический уголок.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Основной источник:
Электронный учебник:
Зверев, В. В. Основы микробиологии и иммунологии : учебник / под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 368 с. : ил. - 368 с. - ISBN 978-5-9704-5482-4. - Текст : электронный // URL : http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970454824.html
Дополнительные источники:
Электронные учебники:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2 т. Том 2. [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа,2018. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436424.html
Интернет-ресурсы:
Атлас паразитов человека и их переносчиков. Н.А.Королёва
http://studepedia.org/index.php?post=41456&vol=1
База знаний по биологии человека
http://humbio.ru/humbio/tarantul_sl/00000d07.htm
Библиотека с книгами по биологии
http://biologylib.ru/books/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения ( освоенные умения, усвоенные знания). | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Освоенные умения: | |
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований; | Текущий контроль: оценка выполнения забора материала для микробиологических исследований; оценка составления алгоритма транспортировки и хранения материала для микробиологических исследований; Промежуточная аттестация: |
| Текущий контроль: оценка выполнения микроскопирования; оценка выполнения простейших серологических реакций; Промежуточная аттестация: оценка результатов дифференцированного зачета |
| Текущий контроль: Промежуточная аттестация: оценка результатов дифференцированного зачета |
| Текущий контроль: оценка составления текста профилактических бесед по предупреждению распространения инфекционных заболеваний для разных групп населения; Промежуточная аттестация: оценка результатов дифференцированного зачета |
Усвоенные знания: | |
роль микроорганизмов в жизни человека и общества; морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения; основные методы асептики и антисептики; основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний; факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике. | Текущий контроль: Промежуточная аттестация: |