Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДЕНА |
| |
| приказом директора ГПОУ ЯНАО |
| «Надымский профессиональный колледж» |
| от г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Генетика человека с основами медицинской генетики
по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Надым, 2022
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 04.07.2022г. №556, а также на основе рекомендаций Федерального государственного учреждения «Федерального института развития образования», по специальности среднего профессионального образования и программой подготовки среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;
Логинов Сергей Владимирович, преподаватель первой квалификационной категории.
Селюнина Оксана Васильевна, преподаватель.
Самохвалов Игорь Иванович, преподаватель первой квалификационной категории.
РАССМОТРЕНА
на заседании учебно-методического объединения преподавателей здравоохранения и медицинских наук
Протокол №
от « » 202 г.
Председатель УМО преподавателей здравоохранения и медицинских наук:
_____________ (С.В. Логинов)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол №
от « » 202 г.
Председатель НМС:
_____________ (Л.А. Гильмутдинова)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины | 14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности Лечебное дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО Лечебное дело следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции (ПК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;
проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;
проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
биохимические и цитологические основы наследственности;
закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;
методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;
основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;
основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;
цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Осуществлять рациональное перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов медицинской организации.
ПК 1.3. Осуществлять профессиональный уход за пациентами с использованием современных средств и предметов ухода.
ПК 1.4. Осуществлять уход за телом человека.
ПК 2.1. Проводить обследование пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.
ПК 2.2. Назначать и проводить лечение неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.
ПК 2.3. Осуществлять динамическое наблюдение за пациентом при хронических заболеваниях и (или) состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента.
ПК 2.4. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с нормативными правовыми актами.
ПК 3.1. Проводить доврачебное функциональное обследование и оценку функциональных возможностей пациентов и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации.
ПК 3.2. Оценивать уровень боли и оказывать паллиативную помощь при хроническом болевом синдроме у всех возрастных категорий пациентов.
ПК 3.3. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.
ПК 4.1. Участвовать в организации и проведении диспансеризации населения фельдшерского участка различных возрастных групп и с различными заболеваниями.
ПК 4.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.3. Осуществлять иммунопрофилактическую деятельность.
ПК 4.4. Организовывать среду, отвечающую действующим санитарным правилам и нормам.
ПК 5.1. Проводить обследование пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.
ПК 5.2. Назначать и проводить лечение пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.
ПК 5.3. Осуществлять контроль эффективности и безопасности проводимого лечения при оказании скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.
ПК 6.1. Проводить анализ медико-статистической информации при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
ПК 6.2. Участвовать в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
ПК 6.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящегося в распоряжении персонала;
ПК 6.4. Организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.
ПК 6.5. Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме.
ПК 6.6. Использовать медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в работе.
ПК 6.7. Осуществлять защиту персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 154 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 136 часов;
- самостоятельная работа обучающегося - 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 154 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 136 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего) | 12 |
Промежуточная аттестация в форме 6 семестр – Другие формы контроля 7 семестр – Экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Генетика человека с основами медицинской генетики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 | Генетика человека с основами медицинской генетики – теоретический фундамент современной медицины | 8 | |
Тема 1.1. История, основные достижения медицинской генетики. | Содержание учебного материала | 8 | |
История развития науки, вклад зарубежных и отечественных ученых. Терапевтическое клонирование Генетическая паспортизация. Перспективные направления решения медико-биологических и генетических проблем. | 8 | 1 |
Раздел 2. | Цитологические и биохимические основы наследственности | 30 | |
Тема 2.1. Цитологические основы наследственности. | Содержание учебного материала | 15 | |
Строение и функции хромосом человека. Кариотип человека. Основные типы деления эукариотических клеток. Клеточный цикл и его периоды. Биологическая роль митоза и амитоза. Роль атипических митозов в патологии человека. Биологическое значение мейоза. | 8 | 1 |
Практическое занятие Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза. Изучение этапов гаметогенеза. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Строение клетки» Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза. Подготовка докладов, сообщений ( примерные темы «Синтетический аппарат клетки», «Регуляция клеточного цикла», «Старение и гибель клеток»). | 1 | 2,3 |
Тема 2.2. Биохимические основы наследственности | Содержание учебного материала | 15 | |
Химическое строение и генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Гены и их структура. Реализация генетической информации. Генетический код и его свойства. | 8 | 1 |
Практическое занятие Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот. Транскрипция,трансляция. Решение задач на синтез белка. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Строение и свойства нуклеиновых кислот» Подготовка сообщений (примерные темы: «Открытие нуклеиновых кислот», «Практическое применение молекулярной биологии»). | 1 | 2,3 |
Раздел 3. | Закономерности наследования признаков | 30 | |
Тема 3.1. Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность генов. | Содержание учебного материала | 15 | |
Сущность законов наследования признаков у человека. Типы наследования менделирующих признаков у человека. Генотип и фенотип. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: полное и неполное доминирование, кодоминирование, эпистаз, комплементарность, полимерия, плейотропия. Пенетрантность и экспрессивность генов у человека. | 8 | 1 |
Практическое занятие Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Закономерности наследования признаков» Подготовка сообщений (примерные темы: «Родоначальник генетики Г. Мендель» «Пенетрантность и экспрессивность генов»). Составить глоссарий по теме «Закономерности наследования признаков» | 1 | 2,3 |
Тема 3.2. Наследственные свойства крови. | Содержание учебного материала | 15 | |
Механизм наследования групп крови системы АВО и резус системы. Причины и механизм возникновения осложнений при гемотрансфузии, связанных с неправильно подобранной донорской кровью. Причины и механизм возникновения резус конфликта матери и плода. | 8 | 1 |
Практическое занятие Решение задач, моделирующих скрещивание, сцепленное с полом наследование, наследование групп крови по системе АВО и резус системе. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов: (примерные темы: «Группа крови системы MNSs», «Группа крови системы Р», «Группы крови системы Kell») | 1 | 2,3 |
Раздел 4. | Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза. | 9 | |
Тема 4.1. Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза. | Содержание учебного материала | 9 | |
Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков. Основные виды изменчивости. Причины и сущность мутационной изменчивости. Виды мутаций (генные, хромосомные, геномные). Эндо - и экзомутагены. Мутагенез, его виды. Фенокопии и генокопии. | 8 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подготовка сообщений (примерные темы: «Антропогенные факторы мутагенеза», «Радиационный мутагенез», «Биологические факторы мутагенеза»). | 1 | 2,3 |
Раздел 5. | Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии | 23 | |
Тема 5.1. Клинико- генеалогический метод. . | Содержание учебного материала | 15 | |
Особенности изучения наследственности человека как специфического объекта генетического анализа. Генеалогический метод. Методика составления родословных и их анализ. Значение генеалогического метода в медико-генетическом консультировании | 8 | 1 |
Практическое занятие Составление и анализ родословных схем при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленным с полом наследовании. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Конспект на тему «Цитогенетический метод». 2. Составление родословных. | 1 | 2,3 |
Тема 5.2. Близнецовый метод. Биохимический метод Цитогенетический метод. Дерматоглифический метод. Популяционно-статистический метод. Имунногенетический метод. | Содержание учебного материала | 8 | |
Биохимический метод. Качественные тесты, позволяющие определять нарушения обмена веществ. Близнецовый метод. Методика расчета по формуле Хольцингера Цитогенетический метод. Кариотипирование – определение количества и качества хромосом. Методы экспресс-диагностики определения Х и Y хроматина. Метод дерматоглифики. Иммуногенетический метод. Генетический контроль иммунного ответ | 8 | 1 |
Раздел 6. | Наследственность и патология | 48 | |
Тема 6.1 Хромосомные болезни | Содержание учебного материала | 14 | |
Наследственные болезни и их классификация. Хромосомные болезни. Количественные и структурные аномалии аутосом: синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау. Клиника, цитогенетические варианты. Клинические синдромы при аномалиях половых хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х, синдром дисомии по Y- хромосоме. Структурные аномалии хромосом. | 8 | 1 |
Практическое занятие Раскладка и изучение аномальных кариотипов по фотографиям метафазной пластинки. Изучение кариотипов и фотографий больных с синдромом Дауна, синдромом Эдвардса, синдромом Патау | 5 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов (примерные темы: «синдромом Дауна», «синдром Патау, «синдром Эдвардса »). | 1 | 2,3 |
Тема 6.2 Генные болезни. | Содержание учебного материала | 15 | |
Причины генных заболеваний. Аутосомно-доминантные заболевания. Аутосомно-рецессивные заболевания. Х - сцепленные рецессивные и доминантные заболевания. У- сцепленные заболевания. | 8 | 1 |
Практическое занятие Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных. | 5 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка рефератов (примерные темы: «синдром Марфана», «синдром ФКУ», «Гемофилия», «дальтонизм». | 2 | 2,3 |
Тема 6.3 Болезни с наследственным предрасположением. | Содержание учебного материала | 9 | |
Особенности болезней с наследственной предрасположенностью. Виды мультифакториальных заболеваний. Изолированные врожденные пороки развития. Гипертоническая болезнь. Ревматоидный артрит. Язвенная болезнь. Бронхиальная астма и др. Методы изучения мультифакториальных заболеваний. | 8 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Изучение литературы по темам: сахарный диабет, артериальная гипертензия. 2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Клинико-генеалогические доказательства наследственной предрасположенности», «Возможные механизмы развития болезней с наследственной предрасположенностью» | 1 | 2,3 |
Тема 6.4. Медико-генетическое консультирование Методы пренатальной диагностики. | Содержание учебного материала Принципы клинической диагностики наследственных заболеваний. Лабораторные методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, биохимические, молекулярно-генетические. Принципы лечения наследственных болезней Виды профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний. Перспективное и ретроспективное консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию. Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний. Пренатальная диагностика (неинвазивные и инвазивные методы). Неонатальный скрининг. | 10 | |
8 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка рефератов (примерные темы: «Эффективность медико-генетических консультаций», «Доклиническая диагностика и профилактическое лечение наследственных болезней», «Просеивающие программы диагностики наследственных болезней» | 2 | 2,3 |
Экзамен | 6 | |
Всего: | 154 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Оборудование учебного кабинета:
1.Таблицы.
2. Наборы фотоснимков больных с наследственными заболеваниями
3. Микроскопы
4. Контролирующие компьютерные программы
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Основной источник:
Электронный учебники:
Бочков Н.П., Медицинская генетика [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 224 с. - ISBN 978-5-9704-3652-3 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436523.htm
Дополнительные источники:
Хандогина Е.К., Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс] : учебник / Е. К. Хандогина, И. Д. Терехова, С. С. Жилина, М. Е. Майорова, В. В. Шахтарин - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-4018-6 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440186.html
Интернет-ресурсы:
База знаний по биологии человека
http://humbio.ru/humbio/genetics.htm
Все про гены
http://vse-pro-geny.ru/ru_home.html
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: | Текущий контроль: Промежуточная аттестация: |
Проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией |
Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии | Текущий контроль: Промежуточная аттестация: |
Проводить предварительную диагностику наследственных болезней. | Текущий контроль: Промежуточная аттестация: |
Усвоенные знания: | Текущий контроль: Промежуточная аттестация: |
Биохимические и цитологические основы наследственности |
Закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов |
Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии |
Основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза |
Основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения |
Цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию |