СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Генетика человека с основами медицинской генетики по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 04.07.2022г. №556, а также на основе рекомендаций Федерального государственного учреждения «Федерального института развития образования», по специальности среднего профессионального образования и программой подготовки среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Генетика человека с основами медицинской генетики по специальности 31.02.01 Лечебное дело»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»






УТВЕРЖДЕНА




приказом директора ГПОУ ЯНАО


«Надымский профессиональный колледж»


от г. №












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05 Генетика человека с основами медицинской генетики


по специальности 31.02.01 Лечебное дело















Надым, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 04.07.2022г. №556, а также на основе рекомендаций Федерального государственного учреждения «Федерального института развития образования», по специальности среднего профессионального образования и программой подготовки среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».



Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составители:

Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;

Логинов Сергей Владимирович, преподаватель первой квалификационной категории.

Селюнина Оксана Васильевна, преподаватель.

Самохвалов Игорь Иванович, преподаватель первой квалификационной категории.



РАССМОТРЕНА

на заседании учебно-методического объединения преподавателей здравоохранения и медицинских наук

Протокол №

от « » 202 г.

Председатель УМО преподавателей здравоохранения и медицинских наук:

_____________ (С.В. Логинов)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол №

от « » 202 г.

Председатель НМС:

_____________ (Л.А. Гильмутдинова)


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины


14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Генетика человека с основами медицинской генетики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности Лечебное дело.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО Лечебное дело следующими умениями и знаниями, которые формируют общие компетенции (ОК) и в дальнейшем профессиональные компетенции (ПК):


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;

  • проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;

  • проводить предварительную диагностику наследственных болезней.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • биохимические и цитологические основы наследственности;

  • закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов;

  • методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии;

  • основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза;

  • основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения;

  • цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию.


Перечень формируемых компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 1.1. Осуществлять рациональное перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов.

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов медицинской организации.

ПК 1.3. Осуществлять профессиональный уход за пациентами с использованием современных средств и предметов ухода.

ПК 1.4. Осуществлять уход за телом человека.

ПК 2.1. Проводить обследование пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.

ПК 2.2. Назначать и проводить лечение неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.

ПК 2.3. Осуществлять динамическое наблюдение за пациентом при хронических заболеваниях и (или) состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента.

ПК 2.4. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с нормативными правовыми актами.

ПК 3.1. Проводить доврачебное функциональное обследование и оценку функциональных возможностей пациентов и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации.

ПК 3.2. Оценивать уровень боли и оказывать паллиативную помощь при хроническом болевом синдроме у всех возрастных категорий пациентов.

ПК 3.3. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 4.1. Участвовать в организации и проведении диспансеризации населения фельдшерского участка различных возрастных групп и с различными заболеваниями.

ПК 4.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.3. Осуществлять иммунопрофилактическую деятельность.

ПК 4.4. Организовывать среду, отвечающую действующим санитарным правилам и нормам.

ПК 5.1. Проводить обследование пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.

ПК 5.2. Назначать и проводить лечение пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.

ПК 5.3. Осуществлять контроль эффективности и безопасности проводимого лечения при оказании скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.

ПК 6.1. Проводить анализ медико-статистической информации при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи.

ПК 6.2. Участвовать в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

ПК 6.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящегося в распоряжении персонала;

ПК 6.4. Организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ПК 6.5. Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме.

ПК 6.6. Использовать медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в работе.

ПК 6.7. Осуществлять защиту персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 154 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 136 часов;

- самостоятельная работа обучающегося - 12 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

154

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

136

в том числе:


практические занятия

40

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося (всего)

12

Промежуточная аттестация в форме

6 семестр – Другие формы контроля

7 семестр – Экзамен



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Генетика человека с основами медицинской генетики

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Раздел 1


Генетика человека с основами медицинской генетики – теоретический фундамент современной медицины


8



Тема 1.1.

История, основные достижения медицинской генетики.

Содержание учебного материала

8


  1. История развития науки, вклад зарубежных и отечественных ученых.

  2. Терапевтическое клонирование

  3. Генетическая паспортизация.

  4. Перспективные направления решения медико-биологических и генетических проблем.


8


1

Раздел 2.

Цитологические и биохимические основы наследственности

30


Тема 2.1. Цитологические основы наследственности.

Содержание учебного материала

15


  1. Строение и функции хромосом человека. Кариотип человека.

  2. Основные типы деления эукариотических клеток.

  3. Клеточный цикл и его периоды.

  4. Биологическая роль митоза и амитоза.

  5. Роль атипических митозов в патологии человека.

  6. Биологическое значение мейоза.


8


1

Практическое занятие

  1. Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.

  2. Изучение этапов гаметогенеза.


6


2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучение литературы по теме «Строение клетки»

  2. Изучение и анализ микрофотографий, рисунков типов деления клеток, фаз митоза и мейоза.

  3. Подготовка докладов, сообщений ( примерные темы «Синтетический аппарат клетки», «Регуляция клеточного цикла», «Старение и гибель клеток»).


1


2,3

Тема 2.2.

Биохимические основы наследственности


Содержание учебного материала

15



  1. Химическое строение и генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК.

  2. Гены и их структура. Реализация генетической информации.

  3. Генетический код и его свойства.


8


1



Практическое занятие

  1. Изучение кодовых таблиц по составу аминокислот. Транскрипция,трансляция.

  2. Решение задач на синтез белка.



6




2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучение литературы по теме «Строение и свойства нуклеиновых кислот»

  2. Подготовка сообщений (примерные темы: «Открытие нуклеиновых кислот», «Практическое применение молекулярной биологии»).


1


2,3

Раздел 3.

Закономерности наследования признаков


30


Тема 3.1.

Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность генов.

Содержание учебного материала

15


  1. Сущность законов наследования признаков у человека.

  2. Типы наследования менделирующих признаков у человека.

  3. Генотип и фенотип.

  4. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: полное и неполное доминирование, кодоминирование, эпистаз, комплементарность, полимерия, плейотропия.

  5. Пенетрантность и экспрессивность генов у человека.


8


1

Практическое занятие

  1. Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание


6


2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изучение литературы по теме «Закономерности наследования признаков»

  2. Подготовка сообщений (примерные темы: «Родоначальник генетики Г. Мендель» «Пенетрантность и экспрессивность генов»).

  3. Составить глоссарий по теме «Закономерности наследования признаков»



1


2,3

Тема 3.2.


Наследственные свойства крови.


Содержание учебного материала

15



  1. Механизм наследования групп крови системы АВО и резус системы.

  2. Причины и механизм возникновения осложнений при гемотрансфузии, связанных с неправильно подобранной донорской кровью.

  3. Причины и механизм возникновения резус конфликта матери и плода.


8


1


Практическое занятие

  1. Решение задач, моделирующих скрещивание, сцепленное с полом наследование, наследование групп крови по системе АВО и резус системе.

6


2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка рефератов: (примерные темы: «Группа крови системы MNSs», «Группа крови системы Р», «Группы крови системы Kell»)


1


2,3

Раздел 4.

Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза.

9


Тема 4.1.

Виды изменчивости и виды мутаций у человека. Факторы мутагенеза.

Содержание учебного материала

9


  1. Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков. Основные виды изменчивости.

  2. Причины и сущность мутационной изменчивости.

  3. Виды мутаций (генные, хромосомные, геномные).

  4. Эндо - и экзомутагены.

  5. Мутагенез, его виды.

  6. Фенокопии и генокопии.

8


Самостоятельная работа обучающихся

1.Подготовка сообщений (примерные темы: «Антропогенные факторы мутагенеза», «Радиационный мутагенез», «Биологические факторы мутагенеза»).

1

2,3

Раздел 5.

Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии

23


Тема 5.1. Клинико-

генеалогический метод.

.


Содержание учебного материала

15



  1. Особенности изучения наследственности человека как специфического объекта генетического анализа.

  2. Генеалогический метод. Методика составления родословных и их анализ.

  3. Значение генеалогического метода в медико-генетическом консультировании


8


1


Практическое занятие

  1. Составление и анализ родословных схем при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленным с полом наследовании.


6


2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Конспект на тему «Цитогенетический метод».

2. Составление родословных.


1


2,3

Тема 5.2. Близнецовый метод.

Биохимический метод

Цитогенетический метод.

Дерматоглифический метод.

Популяционно-статистический метод.

Имунногенетический метод.


Содержание учебного материала

8


  1. Биохимический метод. Качественные тесты, позволяющие определять нарушения обмена веществ.

  2. Близнецовый метод. Методика расчета по формуле Хольцингера

  3. Цитогенетический метод.

  4. Кариотипирование – определение количества и качества хромосом. Методы экспресс-диагностики определения Х и Y хроматина.

  5. Метод дерматоглифики.

  6. Иммуногенетический метод. Генетический контроль иммунного ответ

8

1

Раздел 6.

Наследственность и патология

48


Тема 6.1 Хромосомные болезни

Содержание учебного материала

14



  1. Наследственные болезни и их классификация.

  2. Хромосомные болезни.

  3. Количественные и структурные аномалии аутосом: синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау. Клиника, цитогенетические варианты.

  4. Клинические синдромы при аномалиях половых хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдром трисомии Х, синдром дисомии по Y- хромосоме.

  5. Структурные аномалии хромосом.


8


1

Практическое занятие

  1. Раскладка и изучение аномальных кариотипов по фотографиям метафазной пластинки.

  2. Изучение кариотипов и фотографий больных с синдромом Дауна, синдромом Эдвардса, синдромом Патау


5


2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка докладов (примерные темы: «синдромом Дауна», «синдром Патау, «синдром Эдвардса »).


1


2,3

Тема 6.2

Генные болезни.


Содержание учебного материала

15



  1. Причины генных заболеваний.

  2. Аутосомно-доминантные заболевания.

  3. Аутосомно-рецессивные заболевания.

  4. Х - сцепленные рецессивные и доминантные заболевания.

  5. У- сцепленные заболевания.


8


1

Практическое занятие

  1. Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по фотографиям больных.


5


2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка рефератов (примерные темы: «синдром Марфана», «синдром ФКУ», «Гемофилия», «дальтонизм».


2


2,3

Тема 6.3

Болезни с наследственным

предрасположением.


Содержание учебного материала

9



  1. Особенности болезней с наследственной предрасположенностью.

  2. Виды мультифакториальных заболеваний.

  3. Изолированные врожденные пороки развития.

  4. Гипертоническая болезнь. Ревматоидный артрит. Язвенная болезнь. Бронхиальная астма и др.

  5. Методы изучения мультифакториальных заболеваний.

8


1


Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучение литературы по темам: сахарный диабет, артериальная гипертензия.

2. Подготовка рефератов (примерные темы: «Клинико-генеалогические доказательства наследственной предрасположенности», «Возможные механизмы развития болезней с наследственной предрасположенностью»


1


2,3


Тема 6.4.

Медико-генетическое консультирование

Методы пренатальной диагностики.




Содержание учебного материала

  1. Принципы клинической диагностики наследственных заболеваний.

  2. Лабораторные методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, биохимические, молекулярно-генетические.

  3. Принципы лечения наследственных болезней

  4. Виды профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование как профилактика наследственных заболеваний. Перспективное и ретроспективное консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию.

  5. Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний.

  6. Пренатальная диагностика (неинвазивные и инвазивные методы). Неонатальный скрининг.

10



8



1


Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка рефератов (примерные темы: «Эффективность медико-генетических консультаций», «Доклиническая диагностика и профилактическое лечение наследственных болезней», «Просеивающие программы диагностики наследственных болезней»


2


2,3

Экзамен

6


Всего:

154


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Генетика человека с основами медицинской генетики»


Оборудование учебного кабинета:

1.Таблицы.

2. Наборы фотоснимков больных с наследственными заболеваниями

3. Микроскопы

4. Контролирующие компьютерные программы


3.2. Информационное обеспечение обучения:


Основной источник:

Электронный учебники:

  1. Бочков Н.П., Медицинская генетика [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 224 с. - ISBN 978-5-9704-3652-3 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436523.htm


Дополнительные источники:

Хандогина Е.К., Генетика человека с основами медицинской генетики [Электронный ресурс] : учебник / Е. К. Хандогина, И. Д. Терехова, С. С. Жилина, М. Е. Майорова, В. В. Шахтарин - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-4018-6 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440186.html


Интернет-ресурсы:

  1. База знаний по биологии человека

http://humbio.ru/humbio/genetics.htm


  1. Все про гены

http://vse-pro-geny.ru/ru_home.html





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

Текущий контроль:

  • оценка составления тезисов беседы на первом этапе медико-генетического консультирования;

Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов дифференцированного зачета.


Проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией

Проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии

Текущий контроль:

  • оценка составления схем наследования;

Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов дифференцированного зачета.

Проводить предварительную диагностику наследственных болезней.

Текущий контроль:

  • оценка выполнения определения фенотипа пациентов с наследственной патологией;

Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов дифференцированного зачета.

Усвоенные знания:


Текущий контроль:

  • оценка результатов устного опроса;

Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов дифференцированного зачета.


Биохимические и цитологические основы наследственности


Закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов

Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии

Основные виды изменчивости, виды мутаций у человека, факторы мутагенеза

Основные группы наследственных заболеваний, причины и механизмы возникновения

Цели, задачи, методы и показания к медико-генетическому консультированию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!