Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
(в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)
на базе основного общего образования
2021
ОДОБРЕНО Научно-методическим советом Протокол № __1_ от «__» _ _ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ КК КПК _____________ Решетняк О.В. «_____»________________2021 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для специальностей среднего профессионального образования гуманитарного профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) квалификации Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (приказ Министерства образования и науки России от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34864).
Укрупненная группа:
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Разработчик: Ушакова В.С., преподаватель ГБПОУ КК КПК
Согласовано
ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «_ _» 2021 г.
Председатель ЦМК _________ Хахова Г.А.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 17 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 20 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью реализации основной профессиональной образовательной программы в учреждениях среднего профессионального образования гуманитарного профиля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) с получением квалификации Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Рабочая программа имеет профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы.
Рабочая программа включает в себя 12 разделов, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-гуманитарного цикла. Программа имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяющую сформировать у обучающихся профессиональные компетенции по планированию, проведению и анализу уроков, внеурочных и внеклассных занятий в начальной школе, по созданию предметно-развивающей среды и по рациональной организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий и индивидуальных психолого-физиологических особенностей младших школьников. Важное место в программе занимают идеи взаимосвязи строения, жизнедеятельности и гигиены организма человека с учетом возрастных особенностей, межпредметные связи с медициной, валеологией, педагогикой и психологией.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, программах повышения квалификации учителей начальных классов, методистов начальной школы по направлениям: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», «Проектирование и реализация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм и требований по сохранению и укреплению здоровья младших школьников», «Валеологизация образовательного процесса в начальной школе».
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998, зарегистрирована в Минюсте РФ 24.11.2014 № 34864) и в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от21.07.2014 № 11-ФКЗ),
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: формирование профессиональных компетенций по рациональному проектированию и реализации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей обучающихся, компетенций по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Задачи: – освоение знаний о строении и функциях организма ребенка, о санитарно-гигиенических требованиях к организации учебно-воспитательного процесса;
– овладение умениями применять полученные знания в организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся;
– формирование потребностей в здоровом образе жизни и умение включать обучающихся в индивидуальную программу здорового образа жизни;
– овладение умениями воспринимать и получать информацию профессионально значимого содержания из различных источников (научно-популярная и специальная литература, СМИ, ресурсы Интернет);
– развитие интеллектуальных, творческих способностей, критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей, подростков и молодежи;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей;
влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей и подростков;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
основы профилактики инфекционных заболеваний;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации;
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны освоить общие и профессиональные компетенции:
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Проводить занятия.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
Составление таблиц Составление опорных схем строения органов Подготовка мультимедиа презентаций Составление перечня рекомендаций по гигиене систем и органов человека Физический тренинг | 5 6 5 10 6 |
Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачет |
Вид учебной работы Аудиторные занятия. Содержание обучения. | Количество часов |
Всего аудиторных | Теоретический материал | Практические занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа |
1.Общие закономерности роста и развития детей | 8 | 8 | | 4 |
2.Строение и функции систем органов здорового человека. Нервная система | 6 | 6 | | 3 |
3.Сенсорные системы | 8 | 7 | 1 | 4 |
4.Эндокринные железы | 4 | 4 | | 2 |
5.Опорно-двигательная система | 10 | 9 | 1 | 4 |
6.Внутренняя среда организма. Кровь. | 8 | 7 | 1 | 4 |
7.Система кровообращения | 6 | 5 | 1 | 3 |
8.Дыхательная система | 4 | 4 | | 2 |
9.Пищеварительная система | 4 | 4 | | 3 |
10.Обмен веществ и энергии | 2 | 2 | | 1 |
11.Кожа. Выделительная система | 2 | 2 | | 1 |
12. Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе | 2 | 2 | | 1 |
Всего: | 64 | 60 | 4 | 32 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные закономерности роста и развития детей | | 8 | |
Тема 1.1. Предмет, содержание и задачи курса | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Предмет, содержание и задачи курса. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека Применение знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности |
Самостоятельная работа обучающихся. Характеристика состояния здоровья обучающихся на современном этапе. Выявление здоровьесберегающей составляющей в образовательных программах и ФГОС | 1 | |
Тема 1.2. Строение и функции клетки. Ткани организма | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Строение и функции клетки. Ткани организма. Определение топографического расположения и строения органов и частей тела человека. Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений по теме «Оценка факторов внешней среды, оказывающих влияние на рост и развитие организма человека» | 1 | |
Тема 1.3. Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 2 3 4 | Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека Возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление перечня факторов среды, нарушающих нормальный ход онтогенеза. Составление таблицы «Возрастная периодизация» | 2 | |
Раздел 2. Нервная система | | 6 | |
Тема 2.1. Строение и функции нервной системы. Строение и свойства нервной ткани | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Строение и функции нервной системы. Нервная регуляция функций организма. Строение и свойства нервной ткани. Биоэлектрические явления в клетке. Основные свойства нервных центров, их особенности у детей |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы общего плана строения нервной системы. Вычерчивание схемы строения нейрона и синапса. | 1 | |
Тема 2.2. Строение и функции спинного и головного мозга. Вегетативная нервная система | Содержание учебного материала | |
1 2 | Строение и функции спинного мозга. Рефлекторная дуга. Строение и функции головного мозга. Вегетативная нервная система. Возрастные особенности нервной системы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Вычерчивание схемы строения рефлекторной дуги, спинного мозга. Составление таблицы «Строение и функции головного мозга» | 1 | |
Тема 2.3. Строение и функции коры больших полушарий. Основы гигиены детей и подростков | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Строение и функции коры больших полушарий. Образование и торможение условных рефлексов. Основы гигиены детей и подростков. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений о нарушениях ВНД детей и подростков, их профилактике; Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) | 1 | |
Раздел 3. Сенсорные системы | | 8 | |
Тема 3.1. Строение и функции анализаторных систем. Зрительный анализатор | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 2 3 | Сенсорные системы, их роль в познании окружающего мира. Строение и функции зрительного анализатора. Строение глаза, возрастные особенности. Гигиена зрения. Нарушения зрения у детей, их профилактика. |
В том числе практическое занятие 1. Определение механизмов аккомодации и световой адаптации. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление перечня рекомендаций по гигиене зрения. Подготовка сообщений о нарушениях зрения у детей | 2 |
Тема 3.2. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 2 3 | Строение и функции слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, его значение. Строение уха, возрастные особенности. Гигиена слуха. Заболевания органа слуха, их профилактика |
Самостоятельная работа обучающихся. Разработка рекомендаций по гигиене слуха, вычерчивание схемы строения уха | 1 | |
Тема 3.3. Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы. Компенсаторное развитие сенсорных систем | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы, особенности строения и функций. Компенсаторное развитие сенсорных систем. |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Строение и функции анализаторов». | 1 | |
Раздел 4. Эндокринные железы | | 4 | |
Тема 4.1. Строение и функции желез внутренней секреции. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 2 3 | Строение и функции желез внутренней секреции. Щитовидная железа, надпочечники, их значение Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Гипофиз, его значение Половые железы, влияние половых гормонов на рост и развитие организма. Нервно-гуморальная регуляция |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление перечня факторов среды, негативно влияющих на работу эндокринных желез, подготовка сообщений о значении желез внутренней секреции | 1 | |
Тема 4.2. Возрастные особенности желез внутренней секреции, профилактика нарушения их функций | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Возрастные особенности желез внутренней секреции, профилактика нарушения их функций. |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Эндокринные железы» | 1 | |
Раздел 5. Опорно-двигательная система | | 10 | |
Тема 5.1. Строение и состав костной ткани. Виды, строение, соединение костей. Скелет человека. | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1 2 3 4 5 | Строение и химический состав костной ткани, возрастные особенности Виды костей, их строение. Типы соединения костей. Суставы, особенности строения. Скелет туловища. Грудная клетка. Позвоночник, формирование изгибов. Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей. Строение и возрастные особенности черепа у детей. Значение родничков. |
Самостоятельная работа обучающихся. Зарисовка микропрепаратов костной ткани, вычерчивание схемы строения трубчатой кости и сустава, составление таблицы «Скелет человека». | 2 | |
Тема 5.2. Строение и функции мышечной ткани. Строение и работа мышц | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Строение и функции мышечной ткани, ее виды. Строение и работа мышц, возрастные особенности. Основные группы скелетных мышц. |
Самостоятельная работа обучающихся. Зарисовка микропрепаратов мышечной ткани. Составление таблицы «Скелетные мышцы». Физический тренинг для различных групп скелетных мышц | 1 | |
Тема 5.3. Нарушения опорно-двигательной системы, их профилактика | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 2 | Осанка и факторы, ее определяющие. Виды нарушения осанки. Плоскостопие, его виды, причины. Влияние физической культуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата. |
В том числе практическое занятие 2. Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление перечня рекомендаций по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Физический тренинг. | 1 |
Раздел 6. Внутренняя среда организма. Кровь | | 8 | |
Тема 6.1. Внутренняя среда организма. Лимфа. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
1 | Внутренняя среда организма, ее состав и значение. Лимфатическая система |
Самостоятельная работа обучающихся. Вычерчивание схемы «Внутренняя среда организма». | 1 | |
Тема 6.2. Состав крови. Плазма. Форменные элементы. | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 2 | Состав крови. Плазма. Эритроциты, тромбоциты, особенности строения и функций. Лейкоциты, их роль в формировании иммунитета. Иммунитет, его виды, факторы. |
В том числе практическое занятие 3. Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Форменные элементы крови». Подготовка сообщений о значении крови для процессов жизнедеятельности человека | 1 |
Тема 6.3. Основы профилактики инфекционных заболеваний | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Инфекционные заболевания детей, их характеристика. Основы профилактики инфекционных заболеваний. Мероприятия по профилактике заболеваний детей, подростков и молодежи, проводимые под руководством медицинского работника |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений по теме «Инфекционные заболевания детей и подростков», Разработка плана мероприятий по профилактике заболеваний обучающихся, проводимых под руководством медицинского работника | 1 | |
|
Тема 6.4. Группы крови. Переливание крови | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Группы крови, их совместимость. Переливание крови. Донорство. Наследование групп крови. Резус-фактор, его значение в системе «мать-плод» |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы «Совместимость групп крови». Решение задач на совместимость и наследование групп крови, подготовка сообщений по истории открытия групп крови, донорства | 1 | |
Раздел 7 Система Кровообращения | | 6 | |
Тема 7.1. Строение и работа сердца, его возрастные особенности | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 2 | Строение сердца, его возрастные особенности. Пороки сердца, их профилактика. Работа сердца. Сердечный цикл. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца. |
В том числе практическое занятие 4. Подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Вычерчивание схемы строения сердца, подготовка сообщений о заболеваниях сердца. Составление таблицы «Сердечный цикл». | 1 |
Тема 7.2. Строение и функции системы кровообращения. Особенности движения крови по сосудам | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1 2 3 | Строение и функции системы кровообращения, ее возрастные особенности. Особенности движения крови по сосудам. Скорость и давление крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы, влияние на нее вредных факторов. Значение физкультуры и спорта. |
Самостоятельная работа обучающихся. Вычерчивание схемы кровообращения. Подготовка сообщений по гигиене сердечно-сосудистой системы. Составление перечня факторов среды, оказывающих положительное и отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему | 2 | |
Раздел 8 Дыхательная система | | 4 | |
Тема 8.1. Строение и функции органов дыхания, возрастные особенности | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Строение и функции органов дыхания, их возрастные особенности. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях. |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы органов дыхания, газообмена в легких и тканях. | 1 | |
Тема 8.2. Гигиена дыхания | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Гигиена дыхания. Микроклимат класса, санитарно-гигиенические требования к его поддержанию Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Заболевания дыхательной системы, их профилактика. |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление перечня рекомендаций по гигиене дыхания, по профилактике заболеваний органов дыхания | 1 | |
Раздел 9 Пищеварительная система | | 4 | |
Тема 9.1. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Строение и функции органов пищеварения, их возрастные особенности. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Роль печени и поджелудочной железы. |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы и таблицы «Органы пищеварения». | 1 | |
Тема 9.2. Гигиена питания | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Гигиена питания. Питание обучающихся и санитарно-гигиенические требования к его организации. Желудочно-кишечные заболевания, их характеристика, пути профилактики. |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление перечня рекомендаций по гигиене питания, подготовка сообщений по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта | 2 | |
Раздел 10 Обмен веществ и энергии | | 2 | |
Тема 10.1. Обмен веществ и энергии | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 2 | Обмен веществ и энергии. Биологическая роль белков, жиров, углеводов, возрастные особенности потребления Водно-солевой обмен. Макро- и микроэлементы, витамины, их роль в процессе роста и развития организма |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление примерного суточного меню для младшего школьника с учетом физиологических норм потребления. Сообщения по истории открытия витаминов и их значения для организма, составление таблицы «Витамины» | 1 | |
Раздел 11 Кожа. Выделительная система | | 2 | |
Тема 11.1. Кожа. Выделительная система | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
| Строение, функции и гигиена кожи, ее возрастные особенности. Почки, особенности строения и функций. Механизм образования мочи |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление перечня рекомендаций по гигиене кожи, подготовка сообщений о заболеваниях кожи и их профилактике | 1 | |
Раздел 12 Гигиена учебно-воспитательного процесса в образовательной организации | | 2 | |
Тема 12.1. Гигиена учебно-воспитательного процесса в образовательной организации | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. 2. | Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации; Обеспечение соблюдения гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения. |
Самостоятельная работа обучающихся. Разработка санитарно-гигиенических требований к организации обучения в кабинете (мастерской); | 1 | |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор
Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.
Муляжи: скелета человека, отдельных костей.
Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.
Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).
Микропрепараты.
Микроскопы, лупы.
Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.Нормативные акты
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. —
2004. — № 2. — Ст. 121.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
Основная
Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2019
Дополнительная
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 2010
Балашова Г.Ф. и др. Питание школьников. – Минск, 2006
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., 2008
Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни. – Екатеринбург, 2001
Баль Л.В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 2000
Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: всё о наркомании. – Ростов-на-Дону, 2005
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М., 2010
Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – М., 2012
Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М., 2004
Кураев Г.А. Половое воспитание. – Ростов-на-Дону, 2001
Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб, 1997
Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М., 2003
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 2003
Серия «Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития»:
Антропова М.В. и др. Режим дня младшего школьника. – М., 2003
Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребёнок? – М., 2003
Безобразова В.Н. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым? – М., 2003
Копылов Ю.А. и др. Физическое воспитание младшего школьника в семье. – М., 2003
Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребёнка. – М., 2003
Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. –М., 2003
Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребёнка. – М., 2003
Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»:
Жуйков Е.В. Давай посмотрим на мир. Образовательная программа по охране зрения. – М., 2005
3аикина Е.А. Быть здоровым непросто (формирование культуры здоровья у старшеклассников). – М., 2008
Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье. Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. – М., 2008
Мирская Н.Б. Целебная сила движений. Физкультминутки и
подвижные игры в школе. – М., 2006
Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. – М., 2005
Электронные ресурсы:
Министерство Образования и Науки РФ [Электронный ресурс] – www.mon.gov.ru
Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window
Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru
Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru
Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru
Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545
Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте; заболеваний детей, подростков и молодежи; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей; влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение; основы гигиены детей и подростков; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации; | Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению схем строения систем органов: нервной (2.1), пищеварительной (9.1), дыхательной (8.1), сенсорной (3.1,3.2), кровеносной (7.2) и таблиц: «Скелет человека» (5.1), «Строение и функции головного мозга» (2.2), «Строение и функции коры головного мозга» (2.3),«Эндокринные железы» (4.2) Практическая проверка – выполнение практических заданий: практикум (тренинг) по предупреждению переутомления глаз (3.1), физический тренинг для различных групп скелетных мышц (5.2), определение плоскостопия и нарушения осанки, тренинг по их предупреждению (5.3), составление примерного суточного меню для младшего школьника (9.2); Проектирование и реализация на занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене фрагментов уроков естествознания для начальной школы по изучению организма человека; Проектировать и реализовывать уроки по данной тематике в рамках производственной практики ПП.01 «Пробные уроки» Практическая проверка – выполнение практических заданий и лабораторных работ: «Определение механизмов аккомодации, световой адаптации» (3.1), «Значение кожного, обонятельного, вкусового анализаторов» (3.3), «Подсчет пульса и АД в покое и после физической нагрузки» (7.1), «Подсчет дыхательных движений в покое и после физической нагрузки» (8.1); составление перечня факторов риска, нарушающих нормальный ход онтогенеза (1.3) Практическая проверка – выполнение практических заданий: первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях, переломах (5.3); при кровотечениях (7.2), разработка плана мероприятий по профилактике заболеваний обучающихся (6.3) Практическая проверка – выполнение практических заданий: составление перечня гигиенических требований в кабинете (мастерской) при организации производственного обучения и учебно-воспитательного процесса в начальной школе (2.4), составление перечня рекомендаций по гигиене зрения (3.1), слуха (3.2), кожи (11.1), опорно-двигательной (5.3), пищеварительной (9.2) и дыхательной (8.2) систем; Организация ежедневной работы дежурных студентов по обеспечению гигиенических требований в кабинете (влажная уборка, проветривание, оптимальная освещенность и др.) Практическая проверка – выполнение практических заданий: разработка расписания для начальной школы (режима дня младшего школьника) с учетом физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени ((учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие при проектировании и реализации образовательного процесса ((2.4) Тестовый контроль (разделы 1-12) Практическая проверка – выполнение практических заданий и лабораторных работ: «Рассматривание и зарисовка микропрепаратов яйцеклеток и сперматозоидов млекопитающих» (1.2), составление таблиц «Строение и функции клетки» (1.2), «Возрастная периодизация» (1.3) Тестовый контроль. Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению схем и таблиц, отражающих строение и функции систем органов: нервной (2.1), сенсорной (3.1, 3.2), эндокринной (4.2), опорно-двигательной (5.1), дыхательной (8.1), пищеварительной (9.1), выполнение лабораторных работ «Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека» (6.2), «Рассматривание под микроскопом и зарисовка микропрепаратов костной (5.1) и мышечной тканей (5.2), изучение строения трубчатых и губчатых костей (5.1) Тестовый контроль. Подготовка и защита проектов по строению и функционированию различных систем органов человека и профилактике их заболеваний, подготовка мультимедиа презентаций Практическая проверка – выполнение лабораторных работ: «Определение действия ферментов слюны» (9.1), «Подсчет пульса, АД» (7.1), «Подсчет количества дыхательных движений» (8.1) Письменная проверка – решение задач на совместимость и наследование групп крови (6.4), составление схемы «Обмен веществ» (10.1). Тестовый контроль. Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению таблицы «Возрастная периодизация» (1.3). Тестовый контроль. Разработка расписания занятий (режима дня) для младших школьников (2.4) Тестовый контроль Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению перечня рекомендаций по гигиене различных систем органов (2.4, 3.1, 3.2, 4.1, 5.3, 8.2, 9.2, 11.1), составление перечня факторов среды, нарушающих нормальный ход гаметогенеза и онтогенеза (1.3) Тестовый контроль. Практическая проверка – выполнение практического задания по составлению таблицы «Инфекционные заболевания детей и подростков» (6.3), разработка плана мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний (6.3) Тестовый контроль. Подготовка сообщений, мультимедиа презентаций по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике Практическая проверка – выполнение практического задания по составлению перечня гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы (5.3). Тестовый контроль. |
7