СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа имеет профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы. Рабочая программа включает в себя 12 разделов, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-гуманитарного цикла. Программа имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяющую сформировать у обучающихся профессиональные компетенции по планированию, проведению и анализу уроков, внеурочных и внеклассных занятий, по созданию предметно-развивающей среды и по рациональной организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)»

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»









рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы


ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


(в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства)



на базе основного общего образования
























2021



ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

Протокол № __1_ от «__» _ _ 2021 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ КК КПК

_____________ Решетняк О.В.

«_____»________________2021 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для специальностей среднего профессионального образования гуманитарного профиля.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) квалификации Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства (приказ Министерства образования и науки России от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 № 34864).

  Укрупненная группа:


44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.03 Педагогика дополнительного образования



Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»


Разработчик: Ушакова В.С., преподаватель ГБПОУ КК КПК

Согласовано

ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «_ 2021 г.

Председатель ЦМК _________ Хахова Г.А.







Рецензенты:






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Возрастная анатомия, физиология и гигиена


1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью реализации основной профессиональной образовательной программы в учреждениях среднего профессионального образования гуманитарного профиля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) с получением квалификации Педагог дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Рабочая программа имеет профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы.

Рабочая программа включает в себя 12 разделов, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-гуманитарного цикла. Программа имеет ярко выраженную практическую направленность, позволяющую сформировать у обучающихся профессиональные компетенции по планированию, проведению и анализу уроков, внеурочных и внеклассных занятий в начальной школе, по созданию предметно-развивающей среды и по рациональной организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий и индивидуальных психолого-физиологических особенностей младших школьников. Важное место в программе занимают идеи взаимосвязи строения, жизнедеятельности и гигиены организма человека с учетом возрастных особенностей, межпредметные связи с медициной, валеологией, педагогикой и психологией.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, программах повышения квалификации учителей начальных классов, методистов начальной школы по направлениям: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», «Проектирование и реализация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм и требований по сохранению и укреплению здоровья младших школьников», «Валеологизация образовательного процесса в начальной школе».

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства) (утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998, зарегистрирована в Минюсте РФ 24.11.2014 № 34864) и в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от21.07.2014 № 11-ФКЗ),

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 73-ФЗ;

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель), утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н.


В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства).


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональные дисциплины


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Цель: формирование профессиональных компетенций по рациональному проектированию и реализации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации на основе здоровьесберегающих технологий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей обучающихся, компетенций по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся.


Задачи: – освоение знаний о строении и функциях организма ребенка, о санитарно-гигиенических требованиях к организации учебно-воспитательного процесса;

– овладение умениями применять полученные знания в организации учебно-воспитательного процесса и обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся;

– формирование потребностей в здоровом образе жизни и умение включать обучающихся в индивидуальную программу здорового образа жизни;

– овладение умениями воспринимать и получать информацию профессионально значимого содержания из различных источников (научно-популярная и специальная литература, СМИ, ресурсы Интернет);

– развитие интеллектуальных, творческих способностей, критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей, подростков и молодежи;

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения;

  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

  • строение и функции систем органов здорового человека;

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей;

  • влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

  • основы гигиены детей и подростков;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

  • основы профилактики инфекционных заболеваний;

  • гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации;


В результате изучения дисциплины обучающиеся должны освоить общие и профессиональные компетенции:


ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Проводить занятия.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:


практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:


  • Составление таблиц

  • Составление опорных схем строения органов

  • Подготовка мультимедиа презентаций

  • Составление перечня рекомендаций по гигиене систем и органов человека

  • Физический тренинг



5

6

5


10

6

Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачет



Вид учебной работы



Аудиторные занятия. Содержание обучения.

Количество часов

Всего

аудиторных

Теоретический материал

Практические занятия

Внеаудиторная самостоятельная

работа

1.Общие закономерности роста и развития детей

8

8


4

2.Строение и функции систем органов здорового человека. Нервная система

6

6


3

3.Сенсорные системы

8

7

1

4

4.Эндокринные железы

4

4


2

5.Опорно-двигательная система

10

9

1

4

6.Внутренняя среда организма. Кровь.

8

7

1

4

7.Система кровообращения

6

5

1

3

8.Дыхательная система

4

4


2

9.Пищеварительная система

4

4


3

10.Обмен веществ и энергии

2

2


1

11.Кожа. Выделительная система

2

2


1

12. Гигиена учебно-воспитательного процесса в начальной школе

2

2


1

Всего:

64

60

4

32



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.


Основные закономерности роста и развития детей


8


Тема 1.1.


Предмет, содержание и задачи курса


Содержание учебного материала

2

2

1


2

Предмет, содержание и задачи курса. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека

Применение знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

Самостоятельная работа обучающихся.

Характеристика состояния здоровья обучающихся на современном этапе.

Выявление здоровьесберегающей составляющей в образовательных программах и ФГОС

1


Тема 1.2.


Строение и функции клетки. Ткани организма

Содержание учебного материала

2

2

1


2

Строение и функции клетки. Ткани организма. Определение топографического расположения и строения органов и частей тела человека.

Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка сообщений по теме «Оценка факторов внешней среды, оказывающих влияние на рост и развитие организма человека»

1



Тема 1.3.


Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека


Содержание учебного материала

4






2

1

2

3


4

Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей.

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение

Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление перечня факторов среды, нарушающих нормальный ход онтогенеза.

Составление таблицы «Возрастная периодизация»

2


Раздел 2.


Нервная система



6




Тема 2.1.


Строение и функции нервной системы.

Строение и свойства нервной ткани

Содержание учебного материала

2





2

1


2


Строение и функции нервной системы. Нервная регуляция функций организма. Строение и свойства нервной ткани.

Биоэлектрические явления в клетке. Основные свойства нервных центров, их особенности у детей


Самостоятельная работа обучающихся.

Составление схемы общего плана строения нервной системы. Вычерчивание схемы строения нейрона и синапса.

1



Тема 2.2.


Строение и функции спинного и головного мозга. Вегетативная нервная система

Содержание учебного материала


1

2


Строение и функции спинного мозга. Рефлекторная дуга.

Строение и функции головного мозга. Вегетативная нервная система. Возрастные особенности нервной системы.

2





2

Самостоятельная работа обучающихся.

Вычерчивание схемы строения рефлекторной дуги, спинного мозга. Составление таблицы «Строение и функции головного мозга»

1


Тема 2.3.


Строение и функции коры больших полушарий.

Основы гигиены детей и подростков

Содержание учебного материала

2







2

1

2



Строение и функции коры больших полушарий. Образование и торможение условных рефлексов. Основы гигиены детей и подростков. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка сообщений о нарушениях ВНД детей и подростков, их профилактике;

Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие)

1



Раздел 3.


Сенсорные системы



8


Тема 3.1.


Строение и функции анализаторных систем.

Зрительный анализатор

Содержание учебного материала

4







2



1


2

3

Сенсорные системы, их роль в познании окружающего мира. Строение и функции зрительного анализатора.

Строение глаза, возрастные особенности. Гигиена зрения.

Нарушения зрения у детей, их профилактика.

В том числе практическое занятие 1. Определение механизмов аккомодации и световой адаптации.

1



Самостоятельная работа обучающихся.

Составление перечня рекомендаций по гигиене зрения.

Подготовка сообщений о нарушениях зрения у детей



2

Тема 3.2.


Слуховой анализатор.

Вестибулярный аппарат

Содержание учебного материала

3






2

1

2

3

Строение и функции слухового анализатора. Вестибулярный аппарат, его значение.

Строение уха, возрастные особенности.

Гигиена слуха. Заболевания органа слуха, их профилактика

Самостоятельная работа обучающихся.

Разработка рекомендаций по гигиене слуха, вычерчивание схемы строения уха

1


Тема 3.3.



Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы.

Компенсаторное развитие сенсорных систем


Содержание учебного материала

1




2

1


Вкусовой, обонятельный, кожный анализаторы, особенности строения и функций. Компенсаторное развитие сенсорных систем.


Самостоятельная работа обучающихся.

Составление таблицы «Строение и функции анализаторов».

1



Раздел 4.


Эндокринные железы



4




Тема 4.1.


Строение и функции желез внутренней секреции.

Содержание учебного материала

3





2



1

2

3

Строение и функции желез внутренней секреции. Щитовидная железа, надпочечники, их значение

Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Гипофиз, его значение

Половые железы, влияние половых гормонов на рост и развитие организма. Нервно-гуморальная регуляция

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление перечня факторов среды, негативно влияющих на работу эндокринных желез,

подготовка сообщений о значении желез внутренней секреции

1


Тема 4.2.


Возрастные особенности желез внутренней секреции, профилактика нарушения их функций


Содержание учебного материала

1







2



1


Возрастные особенности желез внутренней секреции, профилактика нарушения их функций.

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление таблицы «Эндокринные железы»

1



Раздел 5.


Опорно-двигательная система




10




Тема 5.1.


Строение и состав костной ткани. Виды, строение, соединение костей.

Скелет человека.



Содержание учебного материала

5








2

1

2

3

4

5

Строение и химический состав костной ткани, возрастные особенности

Виды костей, их строение. Типы соединения костей. Суставы, особенности строения.

Скелет туловища. Грудная клетка. Позвоночник, формирование изгибов.

Скелет конечностей. Формирование скелета кисти и стопы у детей.

Строение и возрастные особенности черепа у детей. Значение родничков.



Самостоятельная работа обучающихся.

Зарисовка микропрепаратов костной ткани, вычерчивание схемы строения трубчатой кости и сустава, составление таблицы «Скелет человека».


2



Тема 5.2.

Строение и функции мышечной ткани. Строение и работа мышц

Содержание учебного материала

2





2



1

2


Строение и функции мышечной ткани, ее виды.

Строение и работа мышц, возрастные особенности. Основные группы скелетных мышц.


Самостоятельная работа обучающихся.

Зарисовка микропрепаратов мышечной ткани. Составление таблицы «Скелетные мышцы».

Физический тренинг для различных групп скелетных мышц


1


Тема 5.3.


Нарушения опорно-двигательной системы, их профилактика

Содержание учебного материала

3





2



1

2

Осанка и факторы, ее определяющие. Виды нарушения осанки.

Плоскостопие, его виды, причины. Влияние физической культуры и спорта на развитие опорно-двигательного аппарата.

В том числе практическое занятие 2. Определение нарушений осанки и плоскостопия, тренинг по их предупреждению

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Составление перечня рекомендаций по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Физический тренинг.

1

Раздел 6.


Внутренняя среда организма. Кровь



8









Тема 6.1.


Внутренняя среда организма. Лимфа.

Содержание учебного материала

1



2



1

Внутренняя среда организма, ее состав и значение. Лимфатическая система

Самостоятельная работа обучающихся.

Вычерчивание схемы «Внутренняя среда организма».


1



Тема 6.2.


Состав крови. Плазма. Форменные элементы.






Содержание учебного материала

3






2


1

2

Состав крови. Плазма. Эритроциты, тромбоциты, особенности строения и функций.

Лейкоциты, их роль в формировании иммунитета. Иммунитет, его виды, факторы.

В том числе практическое занятие 3. Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека


1



Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы «Форменные элементы крови».

Подготовка сообщений о значении крови для процессов жизнедеятельности человека

1

Тема 6.3.


Основы профилактики инфекционных заболеваний

Содержание учебного материала

2




2


1


2

Инфекционные заболевания детей, их характеристика. Основы профилактики инфекционных заболеваний.

Мероприятия по профилактике заболеваний детей, подростков и молодежи, проводимые под руководством медицинского работника


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка сообщений по теме «Инфекционные заболевания детей и подростков»,

Разработка плана мероприятий по профилактике заболеваний обучающихся, проводимых под руководством медицинского работника


1





Тема 6.4.


Группы крови. Переливание крови

Содержание учебного материала

2






2

1

2

Группы крови, их совместимость. Переливание крови. Донорство.

Наследование групп крови. Резус-фактор, его значение в системе «мать-плод»

Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы «Совместимость групп крови».

Решение задач на совместимость и наследование групп крови,

подготовка сообщений по истории открытия групп крови, донорства

1



Раздел 7


Система

Кровообращения



6


Тема 7.1.


Строение и работа сердца, его возрастные особенности

Содержание учебного материала

3






2


1

2


Строение сердца, его возрастные особенности. Пороки сердца, их профилактика.

Работа сердца. Сердечный цикл. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца.

В том числе практическое занятие 4. Подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после физической нагрузки.

1




Самостоятельная работа обучающихся.

Вычерчивание схемы строения сердца, подготовка сообщений о заболеваниях сердца.

Составление таблицы «Сердечный цикл».


1


Тема 7.2.


Строение и функции системы кровообращения.

Особенности движения крови по сосудам


Содержание учебного материала

3







2

1

2

3

Строение и функции системы кровообращения, ее возрастные особенности.

Особенности движения крови по сосудам. Скорость и давление крови.

Гигиена сердечно-сосудистой системы, влияние на нее вредных факторов. Значение физкультуры и спорта.

Самостоятельная работа обучающихся.

Вычерчивание схемы кровообращения. Подготовка сообщений по гигиене сердечно-сосудистой системы.

Составление перечня факторов среды, оказывающих положительное и отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему

2



Раздел 8


Дыхательная система



4








Тема 8.1.


Строение и функции органов дыхания, возрастные особенности




Содержание учебного материала


2







2


1

2


Строение и функции органов дыхания, их возрастные особенности.

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях.



Самостоятельная работа обучающихся.

Составление схемы органов дыхания, газообмена в легких и тканях.


1


Тема 8.2.


Гигиена дыхания

Содержание учебного материала

2



2

1

2


Гигиена дыхания. Микроклимат класса, санитарно-гигиенические требования к его поддержанию

Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Заболевания дыхательной системы, их профилактика.

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление перечня рекомендаций по гигиене дыхания, по профилактике заболеваний органов дыхания

1



Раздел 9


Пищеварительная система



4





Тема 9.1.


Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности

Содержание учебного материала

2





2



1

2

Строение и функции органов пищеварения, их возрастные особенности.

Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Роль печени и поджелудочной железы.

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление схемы и таблицы «Органы пищеварения».


1



Тема 9.2.


Гигиена питания

Содержание учебного материала

2




2

1

2

Гигиена питания. Питание обучающихся и санитарно-гигиенические требования к его организации.

Желудочно-кишечные заболевания, их характеристика, пути профилактики.

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление перечня рекомендаций по гигиене питания, подготовка сообщений по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта

2


Раздел 10


Обмен веществ и энергии





2






Тема 10.1.


Обмен веществ и энергии

Содержание учебного материала

2






2

1


2


Обмен веществ и энергии. Биологическая роль белков, жиров, углеводов, возрастные особенности потребления

Водно-солевой обмен. Макро- и микроэлементы, витамины, их роль в процессе роста и развития организма




Самостоятельная работа обучающихся.

Составление примерного суточного меню для младшего школьника с учетом физиологических норм потребления.

Сообщения по истории открытия витаминов и их значения для организма, составление таблицы «Витамины»

1





Раздел 11


Кожа. Выделительная система




2






Тема 11.1.


Кожа. Выделительная система

Содержание учебного материала

2





2


Строение, функции и гигиена кожи, ее возрастные особенности.

Почки, особенности строения и функций. Механизм образования мочи


Самостоятельная работа обучающихся.

Составление перечня рекомендаций по гигиене кожи, подготовка сообщений о заболеваниях кожи и их профилактике


1





Раздел 12


Гигиена учебно-воспитательного процесса в образовательной организации







2







Тема 12.1.


Гигиена учебно-воспитательного процесса в образовательной организации

Содержание учебного материала

2




2

1.


2.


Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации;

Обеспечение соблюдения гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения.


Самостоятельная работа обучающихся.

Разработка санитарно-гигиенических требований к организации обучения в кабинете (мастерской);


1




3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Материально-техническое обеспечение


Оборудование учебного кабинета:


Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор

Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.

Муляжи: скелета человека, отдельных костей.

Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.

Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).

Микропрепараты.

Микроскопы, лупы.

Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.



3.2. Учебно-методическое обеспечение


Рекомендуемая литература


Нормативные акты


Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.Нормативные акты

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра­зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из­менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от

25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.

СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. —

2004. — № 2. — Ст. 121.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни­тельной власти. — 2012.


Основная

Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2019

Дополнительная

Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 2010

Балашова Г.Ф. и др. Питание школьников. – Минск, 2006

Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., 2008

Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни. – Екатеринбург, 2001

Баль Л.В., Барканова С. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002

Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 2000

Горбатенко Л.С. и др. Родителям и педагогам: всё о наркомании. – Ростов-на-Дону, 2005

Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М., 2010

Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. – М., 2012

Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М., 2004

Кураев Г.А. Половое воспитание. – Ростов-на-Дону, 2001

Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб, 1997

Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М., 2003

Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М., 2003


Серия «Ваш ребёнок: азбука здоровья и развития»:


Антропова М.В. и др. Режим дня младшего школьника. – М., 2003

Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребёнок? – М., 2003

Безобразова В.Н. и др. Как сохранить сердце ребенка здоровым? – М., 2003

Копылов Ю.А. и др. Физическое воспитание младшего школьника в семье. – М., 2003

Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребёнка. – М., 2003

Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. –М., 2003

Сонькин В.Д., Анохина И.А. Как правильно закаливать ребёнка. – М., 2003


Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»:


Жуйков Е.В. Давай посмотрим на мир. Образовательная программа по охране зрения. – М., 2005

3аикина Е.А. Быть здоровым непросто (формирование культуры здоровья у старшеклассников). – М., 2008

Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Учитесь на здоровье. Здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. – М., 2008

Мирская Н.Б. Целебная сила движений. Физкультминутки и

подвижные игры в школе. – М., 2006

Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. – М., 2005


Электронные ресурсы:


Министерство Образования и Науки РФ [Электронный ресурс] – www.mon.gov.ru

Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window

Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru


Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru

Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru

Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545

Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;









  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных

модулей и в профессиональной деятельности;














  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;









  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике

заболеваний детей, подростков и молодежи;





  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете (мастерской, лаборатории) при организации обучения;













  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;




В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;



  • основные закономерности роста и развития организма человека;










  • строение и функции систем органов здорового человека;




















  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма

человека;








  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей, подростков и юношей;



  • влияние процессов физиологического созревания и развития человека на его физическую и психическую работоспособность, поведение;


  • основы гигиены детей и подростков;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;





  • основы профилактики инфекционных заболеваний;










  • гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации;






Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению схем строения систем органов: нервной (2.1), пищеварительной (9.1), дыхательной (8.1), сенсорной (3.1,3.2), кровеносной (7.2) и таблиц: «Скелет человека» (5.1), «Строение и функции головного мозга» (2.2), «Строение и функции коры головного мозга» (2.3),«Эндокринные железы» (4.2)



Практическая проверка – выполнение практических заданий: практикум (тренинг) по предупреждению переутомления глаз (3.1), физический тренинг для различных групп скелетных мышц (5.2), определение плоскостопия и нарушения осанки, тренинг по их предупреждению (5.3), составление примерного суточного меню для младшего школьника (9.2);

Проектирование и реализация на занятиях по возрастной анатомии, физиологии и гигиене фрагментов уроков естествознания для начальной школы по изучению организма человека;

Проектировать и реализовывать уроки по данной тематике в рамках производственной практики ПП.01 «Пробные уроки»


Практическая проверка – выполнение практических заданий и лабораторных работ: «Определение механизмов аккомодации, световой адаптации» (3.1), «Значение кожного, обонятельного, вкусового анализаторов» (3.3), «Подсчет пульса и АД в покое и после физической нагрузки» (7.1), «Подсчет дыхательных движений в покое и после физической нагрузки» (8.1); составление перечня факторов риска, нарушающих нормальный ход онтогенеза (1.3)




Практическая проверка – выполнение практических заданий: первая медицинская помощь при вывихах, растяжениях, переломах (5.3); при кровотечениях (7.2), разработка плана мероприятий по профилактике заболеваний обучающихся (6.3)



Практическая проверка – выполнение практических заданий: составление перечня гигиенических требований в кабинете (мастерской) при организации производственного обучения и учебно-воспитательного процесса в начальной школе (2.4), составление перечня рекомендаций по гигиене зрения (3.1), слуха (3.2), кожи (11.1), опорно-двигательной (5.3), пищеварительной (9.2) и дыхательной (8.2) систем;

Организация ежедневной работы дежурных студентов по обеспечению гигиенических требований в кабинете (влажная уборка, проветривание, оптимальная освещенность и др.)


Практическая проверка – выполнение практических заданий: разработка расписания для начальной школы (режима дня младшего школьника) с учетом физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени ((учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие при проектировании и реализации образовательного процесса ((2.4)





Тестовый контроль (разделы 1-12)





Практическая проверка – выполнение практических заданий и лабораторных работ: «Рассматривание и зарисовка микропрепаратов яйцеклеток и сперматозоидов млекопитающих» (1.2), составление таблиц «Строение и функции клетки» (1.2), «Возрастная периодизация» (1.3)

Тестовый контроль.



Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению схем и таблиц, отражающих строение и функции систем органов: нервной (2.1), сенсорной (3.1, 3.2), эндокринной (4.2), опорно-двигательной (5.1), дыхательной (8.1), пищеварительной (9.1), выполнение лабораторных работ «Рассматривание под микроскопом и зарисовка мазка крови человека» (6.2), «Рассматривание под микроскопом и зарисовка микропрепаратов костной (5.1) и мышечной тканей (5.2), изучение строения трубчатых и губчатых костей (5.1)

Тестовый контроль.

Подготовка и защита проектов по строению и функционированию различных систем органов человека и профилактике их заболеваний, подготовка мультимедиа презентаций


Практическая проверка – выполнение лабораторных работ: «Определение действия ферментов слюны» (9.1), «Подсчет пульса, АД» (7.1), «Подсчет количества дыхательных движений» (8.1)

Письменная проверка – решение задач на совместимость и наследование групп крови (6.4), составление схемы «Обмен веществ» (10.1).

Тестовый контроль.


Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению таблицы «Возрастная периодизация» (1.3).

Тестовый контроль.


Разработка расписания занятий (режима дня) для младших школьников (2.4)

Тестовый контроль




Практическая проверка – выполнение практических заданий по составлению перечня рекомендаций по гигиене различных систем органов (2.4, 3.1, 3.2, 4.1, 5.3, 8.2, 9.2, 11.1), составление перечня факторов среды, нарушающих нормальный ход гаметогенеза и онтогенеза (1.3)

Тестовый контроль.



Практическая проверка – выполнение практического задания по составлению таблицы «Инфекционные заболевания детей и подростков» (6.3), разработка плана мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний (6.3)

Тестовый контроль.

Подготовка сообщений, мультимедиа презентаций по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике


Практическая проверка – выполнение практического задания по составлению перечня гигиенических требований к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы (5.3).

Тестовый контроль.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!