СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Анатомия и физиология человека по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 04.07.2022г. №556, а также на основе рекомендаций Федерального государственного учреждения «Федерального института развития образования», по специальности среднего профессионального образования и программой подготовки среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Анатомия и физиология человека по специальности 31.02.01 Лечебное дело»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»






УТВЕРЖДЕНА




приказом директора ГПОУ ЯНАО


«Надымский профессиональный колледж»


от г. №












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.01 Анатомия и физиология человека


по специальности 31.02.01 Лечебное дело















Надым, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), утверждённым приказом Министерства образования и науки от 04.07.2022г. №556, а также на основе рекомендаций Федерального государственного учреждения «Федерального института развития образования», по специальности среднего профессионального образования и программой подготовки среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».



Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составители:

Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;

Логинов Сергей Владимирович, преподаватель первой квалификационной категории.

Селюнина Оксана Васильевна, преподаватель.

Самохвалов Игорь Иванович, преподаватель первой квалификационной категории.


РАССМОТРЕНА

на заседании учебно-методического объединения преподавателей здравоохранения и медицинских наук

Протокол №

от « » 202 г.

Председатель УМО преподавателей здравоохранения и медицинских наук:

_____________ (С.В. Логинов)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол №

от « » 202 г.

Председатель НМС:

_____________ (Л.А. Гильмутдинова)


СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


8

  1. условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины


36

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


40































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Анатомия и физиология человека является частью основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС, по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:


Учебная дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины: требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины Анатомия и физиология человека обучающийся должен овладеть предусмотренными ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело, следующими умениями и знаниями, которые формируют общие(ОК), а в дальнейшем и профессиональные компетенции(ПК)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- анатомию и физиологию человека.


Перечень формируемых компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 1.1. Осуществлять рациональное перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов.

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов медицинской организации.

ПК 1.3. Осуществлять профессиональный уход за пациентами с использованием современных средств и предметов ухода.

ПК 1.4. Осуществлять уход за телом человека.

ПК 2.1. Проводить обследование пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.

ПК 2.2. Назначать и проводить лечение неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений.

ПК 2.3. Осуществлять динамическое наблюдение за пациентом при хронических заболеваниях и (или) состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента.

ПК 2.4. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с нормативными правовыми актами.

ПК 3.1. Проводить доврачебное функциональное обследование и оценку функциональных возможностей пациентов и инвалидов с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации.

ПК 3.2. Оценивать уровень боли и оказывать паллиативную помощь при хроническом болевом синдроме у всех возрастных категорий пациентов.

ПК 3.3. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 4.1. Участвовать в организации и проведении диспансеризации населения фельдшерского участка различных возрастных групп и с различными заболеваниями.

ПК 4.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.3. Осуществлять иммунопрофилактическую деятельность.

ПК 4.4. Организовывать среду, отвечающую действующим санитарным правилам и нормам.

ПК 5.1. Проводить обследование пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.

ПК 5.2. Назначать и проводить лечение пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.

ПК 5.3. Осуществлять контроль эффективности и безопасности проводимого лечения при оказании скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации.

ПК 6.1. Проводить анализ медико-статистической информации при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи.

ПК 6.2. Участвовать в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

ПК 6.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящегося в распоряжении персонала;

ПК 6.4. Организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ПК 6.5. Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме.

ПК 6.6. Использовать медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в работе.

ПК 6.7. Осуществлять защиту персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.



1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 64 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 4 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего).

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего).

54

в том числе:


Лабораторные занятия

-

Практические занятия

12

Контрольные работы

-

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего).

4

Промежуточная аттестация по учебной дисциплине в форме экзамена


2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Анатомия и физиология человека»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Анатомия и физиология как наука. Понятие об органах и системах органов. Учение о тканях.




3


Тема 1.1.

Введение в изучение анатомии и физиологии человека.




Содержание учебного материала

1


1. Входной контроль базового курса. Инструктивный обзор программы учебной дисциплины и знакомство студентов с основными требованиями и условиями к освоению профессиональных компетенций.

2. Предмет, его задачи. Органный и системный уровни строения организма. Аппараты органов. Части, поверхности тела. Условные плоскости и оси.

Краткий исторический очерк развития анатомии и физиологии.


1




1



Тема 1.2.

Учение о тканях.

Содержание учебного материала

2


1. Ткани, определение, классификация.

2. Эпителиальная ткань, строение, положение, функции.

3. Соединительные ткани, строение, положение, функции.

4. Мышечные ткани, особенности строения.

5. Нервная ткань, особенности строения, функции.



1




1

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Написание реферата на тему: «Влияние фактора внешней среды на развитие организма.

2.Составление дифференцированной таблицы по теме: «Ткани организма человека».


1


3

Раздел 2.

Опорно – двигательный аппарат.




10


Тема 2.1.

Введение в изучение костной системы.

Скелет головы.
















Содержание учебного материала

2


1. Скелет, его определение, функции, химический состав костей.

2. Строение кости как органа. Надкостница. Компактное, губчатое вещество кости, костно - мозговая полость. Классификация костей.

Виды соединения костей. Подвижные. Сустав, строение, виды суставов, объем движений. Неподвижные соединения. Полуподвижные соединения.

3. Общие закономерности строения черепа.

4. Строение костей мозгового черепа.

5. Строение костей лицевого черепа.

6. Соединение костей лицевого и мозгового черепа – строение, особенности, обзор движений.

7. Череп в целом. Череп новорожденного и старческого организмов.






1






1

Самостоятельная работа обучающихся

2.Работа с интернет – ресурсами

3.Заполнение рабочей тетради по темам раздела


1


3

Тема 2.2.

Скелет туловища.


Содержание учебного материала

2


1. Общие черты строения позвонка.

2. Особенности строения шейных, грудных, поясничных, крестцовых, копчиковых позвонков.

3. Соединение костей туловища: соединение тел позвонков, соединение дуг позвонков, соединение отростков позвонков.

4. Соединение позвоночника с черепом.

5. Соединение I и II шейных позвонков, строение, функции.

6. Ребра: истинные, ложные – строение. Грудина, значение.

7. Соединение ребер с грудиной, с позвоночником, между собой. Обзор движений в этих соединениях.

8. Позвоночник в целом, изгибы позвоночного столба: физиологические и патологические.

9. Грудная клетка в целом: форма, величина, межреберные промежутки. Движения грудной клетки.


1


2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с интернет – ресурсами

Заполнение рабочей тетради по темам раздела


1


3

Тема 2.3.

Скелет верхней конечности.

Скелет нижней конечности.

Содержание учебного материала

2


1. Скелет плечевого пояса и его назначение.

2. Лопатка, ее края, поверхности, лопаточная ось, надостная и подостная ямки, отростки, суставная впадина. Ключица, ее строение.

3. Скелет свободной части верхней конечности и особенности его строения. Плечевая кость. Лучевая кость. Локтевая кость. Морфология эпифизов. Строение костей кисти. Кисть в целом.

4. Соединение костей верхней конечности. Плечевой сустав. Локтевой сустав.

5. Соединение костей предплечья и кисти. Строение, особенности соединений, обзор движений в суставах.

6. Понятие о тазовом поясе и его назначение. Тазовая кость. Морфология подвздошной, лонной и седалищной кости. Особенности строения тазовой кости детского организма. Таз в целом.

7. Скелет свободной части нижней конечности: бедренная кость, надколенник, кости голени, особенности их строения. Стопа, ее отделы. Стопа в целом.

18. Соединение костей таза. Таз в целом. Возрастные и половые особенности таза. Размеры женского таза. Соединение костей свободной части нижней конечности: тазобедренный сустав, коленный сустав, соединение костей голени и стопы – строение, особенности, обзор движений.

1

2

Самостоятельная работа

Работа с интернет – ресурсами

Заполнение рабочей тетради по темам раздела


1


3

Тема 2.4.

Введение в изучение мышечной системы.

Мышцы и фасции головы и шеи. Мышцы и фасции туловища.



Содержание учебного материала

2


1. Мышечная ткань, особенности строения и функции.

2. Строения мышцы как органа.

3. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные влагалища, синовиальные сумки.

4. Физиологические свойства скелетных мышц. Механизм сокращения мышечных волокон. Виды мышечного сокращения.

5. Мышцы шеи: поверхностные, лежащие выше и ниже подъязычной кости, глубокие мышцы шеи, строение и функции.

6. Мышцы головы: мимические и жевательные. Особенности строения и топографии.

Мышцы и фасции груди. Строение и функция.

7.Диафрагма, ее строение, топография и функция.

8. Мышцы живота. Топография передней стенки живота. Боковые, передние и задние мышцы живота, их строение.

9. Топографические образования живота: влагалище прямой мышцы живота, белая линия живота.

10. Паховый канал, его стенки, наружное и внутреннее кольца. Функциональное значение.








1
















1

Содержание учебного материала

1. Работа с планшетами по мышцам. Научиться отличать и находить на планшетах поверхностные, средние и глубокие мышцы головы, шеи, груди, спины, живота, определять их топографию, особенности строения и функции.


1


2

Тема 2.5.

Мышцы и фасции верхней и нижней конечностей.

Содержание учебного материала

2


1. Мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья и кисти, положение, особенности строения, топографии. Функция с изучением характера движений в суставах.

2. Мышцы нижней конечности (таза, бедра, голени, стопы), морфология и функция.

3. Топография таза: надгрушевидная и подгрушевидное отверстия, запирательный канал.

4. Топография нижней конечности: бедренный треугольник, подколенная ямка,

мышечная и сосудистая лакуны.

1

2

Содержание учебного материала

1. Работа с планшетами по мышцам. Научиться отличать и находить на планшетах поверхностные и глубокие мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, мышцы тазового пояса, бедра, голени и стопы, определять их топографию, особенности строения и функции.




1




2

Радел 3.

Физиологические основы нейрогуморальной регуляции функций организма.





17


Тема 3.1.

Введение в изучение нервной системы.

Содержание учебного материала

1


1. Классификация нервной системы. Общие принципы строения нервной системы.

2. Нервная ткань. Нейрон. Строение. Виды нейронов. Отростки нейронов. Рецептор. Синапс. Нервные волокна – их виды и функции.

3. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Виды. Строение. Функция.

4. Интегративный характер нервной деятельности.

5. Процесса физиологической координации деятельности нервной системы.




1




1

Тема 3.2.

Функциональная анатомия спинного мозга.

Содержание учебного материала

2


1. Спиной мозг. Топография. Внешнее строение.

2. Строение белого и серого вещества спинного мозга, функциональное значение.

Понятие сегмента спинного мозга.

3. Оболочки спинного мозга. Эпидуральное, субдуральное, субарахноидальное пространства.

4. Анатомо – физиологическая характеристика проводящих путей спинного мозга.

5. Основные центры спинного мозга.



1



1

Содержание учебного материала

1. Изучить под микроскопом строение нервной ткани, строение миелинового и безмиелинового нервного волокна.

2. Изучение в атласах и на муляжах, слайдах строения спинного мозга. Демонстрация на слайдах и таблицах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Объяснение физиологических особенностей различных отделов спинного мозга.

3. Заполнение рабочей тетради: выписка терминов, зарисовка в рабочей тетради схем проводящих путей спинного мозга и схем простой и сложной рефлекторной дуги.

4. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме занятия.

5. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.





1





2

Тема 3.3.

Спинно – мозговые нервы.

Содержание учебного материала

2


1. Периферическая нервная система, общий план строения.

2. Образование спинно – мозгового нерва, его ветви и зоны их иннервации.

3. Изучение шейного сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

4. Изучение плечевого сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

5. Изучение иннервации кожи верхней конечности.

6. Изучение поясничного сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации

7. Изучение крестцового сплетения: формирование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

8. Изучение иннервации кожи нижней конечности.


1


1

Содержание учебного материала

1. Изучение в атласах, муляжах, таблицах расположения спинно – мозговых нервов и их сплетений. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур. Объяснение принципа образования СМН и его анатомическое строение. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме. Заполнение рабочей тетради: выписка терминов, составление схем иннервации частей тела, составление схемы образования спинно – мозгового нерва.

2. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.




1




2

Тема 3.4.

Функциональная анатомия головного мозга: продолговатый, задний мозг

Содержание учебного материала

1


Общий обзор головного мозга.

Продолговатый мозг, строение, функции, жизненно важные центры продолговатого мозга. Топография серого и белого вещества. Проводящие пути продолговатого мозга.

Задний мозг, его отделы. Мост, его топография, строение, функция. Проводящие пути моста.

Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма.

Топография и строение IV желудочка, его сообщение.

Обонятельный мозг, строение, функция.

1






1






Тема 3.5.

Функциональная анатомия головного мозга: средний, промежуточный мозг


Содержание учебного материала

1


Физиология среднего мозга, составные части, функциональные значения ядер, проводящие пути среднего мозга. Ретикулярная формация ствола головного мозга, ее нисходящее влияние на рефлекторную функцию спинного мозга и восходящее активирующее влияние на кору больших полушарий.Промежуточный мозг: зрительные бугры, надбугорная, забугорная и подбугорная области. Гипофиз. Эпифиз. Зрительный нерв (его перекрест, тракты). Сосцевидные тела. Строение, форма, топография и функция. Полость III желудочка, строение, сообщения.


1







1






Тема 3.6.

Функциональная анатомия головного мозга: конечный мозг. Оболочки мозга. Ликвор

Содержание учебного материала

1


Общий обзор конечного мозга.

Кора головного мозга, её строение.

Локализации функций в коре головного мозга.

Изучение подкорковых базальных ядер: полосатое тело, ограда, миндалевидное ядро. Их функциональное значение.

Изучение морфологической и физиологической характеристики проводящих путей – ассоциативных, комиссуральных, проекционных.

Боковые желудочки, их форма, топография, сообщения. Сосудистые сплетения, их функциональное значение.Изучение оболочек головного мозга: твердой, паутинной, сосудистой. Производные твердой мозговой оболочки: отростки, синусы, цистерны. Подоболочечные пространства – субдуральное, субарахноидальное. Ликвор.


2











1










Тема 3.7.

Функциональная анатомия головного мозга: продолговатый, задний, средний, промежуточный, конечный мозг. Оболочки мозга. Ликвор

Содержание учебного материала

1


Содержание учебного материала

1. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строение различных отделов головного мозга. Демонстрация на плакатах, планшетах, муляжах изучаемых структур головного мозга с применением латинской терминологии. Объяснение анатомических и физиологических особенностей различных отделов головного мозга.

2. Работа с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради: выписка терминов и составление глоссария. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме занятия.

3. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.

1

2

Тема 3.8.

Черепно – мозговые нервы.

Содержание учебного материала

2


1. Общие принципы образования черепных нервов, их классификация.

2. Обонятельный нерв – I пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

3. Зрительный нерв – II пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

4. Глазодвигательный нерв – III пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

5. Блоковый нерв – IV пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации

Изучение топографии тройничного нерва – V пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

6. Отводящий нерв – VI пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации

Изучение топографии лицевого нерва – VII пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

7. Языкоглоточный нерв – IX пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

8. Преддверно – улитковый нерв – VIII пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

9. Изучение топографии блуждающего нерва – X пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации

10. Добавочный нерв – XI пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.

11. Подъязычный нерв – XII пара: образование, положение, основные ветви, зоны иннервации.


1


1

Содержание учебного материала

1. Изучение расположения ядер всех ЧМН в головном мозге. Научиться показывать расположение этих ядер в атласах, планшетах, плакатах. Научиться находить и показывать на планшетах, плакатах, муляжах места выхода всех черепно – мозговых нервов из мозга, черепа или места их входа в череп и мозг. Объяснение принципа образования каждого ЧМН. Заполнение рабочей тетради: выписка терминов и составление глоссария, составление схем иннервации частей тела и органов черепно – мозговыми нервами. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме.

2. Выполнение заданий в тестовой форме.

3. Решение ситуационных задач.

1

2

Тема3.9.

Высшая нервная деятельность.

Содержание учебного материала

2


1. Структуры, осуществляющие психическую деятельность.

2. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Клиническое значение.

1


Нервные центры, их физиологические свойства.

3. Безусловные рефлексы, их значение. Безусловное торможение, его виды, значение.

Условные рефлексы, механизм образования, значение. Условное торможение, его виды, значение. Динамический стереотип.

I и II сигнальные системы.

4. Типы высшей нервной деятельности.

5. Формы психической деятельности.

6. Физиологические основы памяти, речи, сознания.

7. Возбуждение и торможение в центральной нервной системе. Пусковое, корегирующее и трофическое действие нервной системы.

8. Физиологические основы сна.



Содержание учебного материала

1. Прослушивание и обсуждение рефератов, подготовленных к данному занятию.

2. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по вопросам высшей нервной деятельности.

3. Работа с психологическими тестами на память, внимание, ассоциации. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.


1


2

Тема 3.10.

Вегетативная нервная система.


Содержание учебного материала

2


1. Общий план строения и классификация вегетативной нервной системы.

2. Структурно – функциональные особенности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

3. Структурно – функциональные особенности симпатического отдела вегетативной нервной системы.

4. Высшие вегетативные центры, их локализация, значение.

5. Медиаторы, определение, виды, функциональная роль.

6. Синергизм и относительный антагонизм влияния отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы.

7. Особенности строения рефлекторной дуги вегетативной нервной системы.


1


1

Содержание учебного материала

1. Изучение в атласах, планшетах, плакатах строение вегетативной нервной системы – её центральные и периферические части. Демонстрация на плакатах, планшетах изучаемых структур вегетативной нервной системы с применением латинской терминологии. Объяснение анатомических и физиологических особенностей парасимпатического и симпатического отделов ВНС. Заполнение рабочей тетради: составить сравнительную таблицу: «Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на функции органов».

2. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.


1


2

Тема 3.11.

Эндокринная система.

Содержание учебного материала

2


1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

2. Железы внутренней секреции. Гормоны. Виды гормонов, их характеристика. Механизм действия гормонов. Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие.

3. Механизм регуляции деятельности желез внутренней секреции.

4. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции.

5. Эпифиз расположение, строение, гормоны их действие.

6. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны их действие.

7. Заболевания щитовидной железы – как региональная патология.

8. Паращитовидные железы: расположение, строение, гормоны их действие.

9. Надпочечники – расположение, строение, гормоны их действие.

10. Гормоны поджелудочной железы, их действие.

11. Гормоны половых желез, их действие.

12. Гормон вилочковой железы, его действие.

13. Тканевые гормоны, их физиологические эффекты.

14. Проявление гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции.








1








1

Содержание учебного материала

1. Изучение в атласах, на муляжах, планшетах строения органов эндокринной системы. Демонстрация на таблицах, планшетах изучаемых структур. Объяснение анатомических и физиологических особенностей желез внутренней секреции. Заполнение рабочей тетради: составление дифференциальной таблицы «Эндокринные железы и их гормоны».

2. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.




1




2

Раздел 4.

Сенсорные системы организма человека.


5


Тема 4.1.

Органы чувств. Понятия об анализаторах.

Функциональная анатомия органа зрения.

Орган вкуса и обоняния.

Содержание учебного материала

2


Значение органов чувств в жизнедеятельности человека.

Отделы сенсорной системы.

Этапы сенсорного процесса.

Анализатор по И.П. Павлову. Виды анализаторов.

Принципы строения и классификации анализаторов.

Орган зрения. Глазное яблоко. Оболочки глазного яблока. Их строение, функция: фиброзная оболочка: роговица, склера.

Сетчатка глаза. Строение, функция. Фоторецепторы.

Изучение содержимого глазного яблока: стекловидное тело, хрусталик, водянистая влага.

Образование и отток внутриглазной жидкости.

Изучение вспомогательного аппарата органа зрения: мышц глаза, век, ресниц. Конъюнктива. Слезный аппарат глаза.

Проводящие пути органа зрения – II пара черепных нервов – зрительный нерв.

Орган вкуса. Вкусовые рецепторы, их строение и функции. Проводящий путь вкусового анализатора.

11. Обонятельная область. Рецепторы обоняния, их строение и функции. Проводящий путь обонятельного анализатора.







1







1

Содержание учебного материала

1. Изучение в атласах, на муляжах, планшетах строение глаза. Демонстрация на планшетах, муляжах изучаемых структур глаза. Объяснение анатомических и физиологических особенностей органа зрения. Изучение в атласах, муляжах, планшетах строение органа вкуса (язык) и органа обоняния (верхняя носовая раковина). Демонстрация на планшетах, муляжах изучаемых структур органа вкуса и обоняния. 2. Заполнение рабочей тетради: выписка терминов и составление глоссария.

3. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.






1






2

Тема 4.2.

1. Функциональная

анатомия органа слуха

и равновесия.









2.Анатомия и

физиология кожи.


Содержание учебного материала

3


1.Анализатор слуха.

Наружное ухо. Наружный слуховой проход. Ушная раковина. Барабанная перепонка. Строение, функция.

Среднее ухо: барабанная полость (слуховые косточки, слизистая оболочка). Слуховая труба сообщения с барабанной полостью.

Внутреннее ухо: костный лабиринт (преддверие, костные полукружные каналы, улитка, стержень, костная спиральная пластинка). Улитковый проток (спиральный орган – рецепторный аппарат органа слуха). Проводящий путь слухового анализатора.

Вестибулярный анализатор, его роль в восприятии и оценки положения тела в пространстве.

Полукружные протоки. Эндолимфа. Перелимфа. Перепончатый лабиринт: эллиптический и

сферический мешочки. Рецепторный аппарат органа равновесия: пятна и гребешки.

Проводящий путь статокинетического анализатор.


1




1







2.Орган осязания – кожа. Строение эпидермиса и дермы. Кожная чувствительность. Рецепторы кожи. Проприорецепторы.

Проводниковый и центральный отделы кожной и проприоцептивной сенсорных систем.

Производные кожи – ногти, волосы, железы кожи – их анатомо – физиологические особенности.


1



1




Содержание учебного материала

1. Изучение в атласах, на муляжах, планшетах строение наружного, среднего и внутреннего уха. Демонстрация на планшетах, плакатах, муляжах изучаемых структур. Объяснение анатомических и физиологических особенностей. Органа слуха и равновесия.

2. Изучение в атласах, на муляжах, планшетах строение кожи. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур кожи. Объяснение анатомических и физиологических особенностей. Кожи и её производных.

3. Зарисовка в рабочей тетради проводящих путей органа слуха, равновесия и кожной чувствительности.

4. Просмотр и обсуждение мультимедийных презентаций по теме. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.







1







2

Раздел 5.

Внутренняя среда организма.


3



Содержание учебного материала

3


Тема 5.1.

1.Физиология крови.










2.Группы крови. Резус – фактор.

1. Функции крови. Количество крови в организме, свойства крови, состав крови.

Изучение плазмы крови. Белки плазмы крови, их физиологическая роль.

Значение неорганических составных частей плазмы. Осмотическое и онкотическое давление крови.

Гемолиз, его виды. Гемолиз в физиологических и патологических условиях.

Реакция крови (РН). Буферные системы крови.

Изучение форменных элементов крови: эритроциты, их количество, строение, значение.

Гемоглобин, типы, функции, соединения гемоглобина.

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

Лейкоциты, количество, виды, лейкоцитарная формула, свойства, функции лейкоцитов.

Фагоцитоз. Роль Т - и В - лимфоцитов в обеспечении иммунитета.

Тромбоциты, количества, свойства и функции.

1

1

2.Изучение групп крови, понятия агглютинации, гемотрансфузии, гемокоагуляции.

Методики определения групповой принадлежности крови. Донор, реципиент.

Физиологические основы переливания крови.

Свертывающая и противосвертывающая системы крови. Рефракция. Фибринолиз.

Антикоагулянты. Сыворотка. Понятие резус-фактора.

Изучение физиологических основ переливания крови: состав групп крови, совместимость групп крови.

1

1

Практическое занятие

1. Микроскопия мазков крови. Заполнение рабочей тетради: решение кроссвордов, составление глоссария, заполнение таблиц. Прослушивание и обсуждение рефератов по теме занятия.

2. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.

1

2

Раздел 6.

Сердечно-сосудистая система.



10


Тема 6.1.

1.Введение в изучение сердечно-сосудистой системы.



Содержание учебного материала

3


1.Общий план строения и функции сердечно-сосудистой системы.

Строение стенки артерий, особенности движения крови по артериям. Величина кровяного давления в разных отделах сосудистого русла. Закономерности расположения артерий.

Строение стенки вен, особенности движения крови по венам. Величина кровяного давления в разных отделах сосудистого русла. Закономерности расположения вен.

Круги кровообращения.


1






1





2.Анатомия и физиология сердца.


2.Топография сердца: положение, границы, взаимоотношение с другими органами.

Внешнее строение сердца, его основание, верхушка, поверхности, края, борозды, предсердия, желудочки.

Камеры сердца, строение, циркуляция крови в сердце. Створчатые клапаны, полулунные клапаны. Предсердно – желудочковые отверстия. Отверстия легочного ствола, аорты. Отверстия верхней и нижней полых вен. Отверстия легочных вен.

Строение стенки сердца: эндокард, миокард, эпикард. Проводящая система сердца, строение. Функция. Свойство сердечной мышцы.

Сосуды сердца (артерии и вены). Сердечный круг кровообращения.

Фазы работы сердца. Сердечный цикл.

Тоны сердца, механизм их образования и выслушивания (проекция точек выслушивания тонов сердца на переднюю грудную стенку).

Физиологические данные сердца. Показатели оценки работы сердца. Систолический и минутный объемы работы сердца.

1

1


Практическое занятие

1. Изучение строения сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца на муляжах и планшетах. Демонстрация органов сердечно – сосудистой системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции сердца на скелете. Объяснение физиологических особенностей работы сердца.

2. Организация работы с влажными препаратами. Проецирование границ сердца и клапанного аппарата на поверхность тела. Определение верхушечного толчка сердца. Определение и характеристика пульса на периферических артериях. Измерение артериального давления на плечевой артерии. Заполнение рабочей тетради: составление глоссария выписка терминов, зарисовка зубцов, интервалов ЭКГ. Определение пульса на крупных сосудах, подсчет числа сердечных сокращений. Измерение артериального давления. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации по теме занятия.

3. Выполнение заданий в тестовой форме Решение ситуационных задач.

1

2

Тема 6.2.

Артерии малого и большого круга кровообращения.


Содержание учебного материала

3


1. Аорта, ее отделы, положение. Ветви дуги аорты.

Артерии головы и шеи, их положение, ветви и области кровоснабжения.

Артерии верхней конечности. Их положения, ветви и области кровоснабжения. Ладонные артериальные дуги.

Грудная аорта, положение. Пристеночные и висцеральные ветви, области кровоснабжения.

Брюшная аорта, ее положение. Пристеночные и висцеральные ветви, области кровоснабжения.

Артерии таза: общие подвздошные артерии, наружная подвздошная артерия, внутренняя подвздошная артерия. Их ветви и области кровоснабжения.

Артерии нижней конечности, их положения и зоны кровоснабжения. Подошвенные артериальные дуги.

Изучение определения пульса.

Изучение определения кровяного давления.

Изучение точек прижатия артерий для временной остановки кровотечения.


1



1


Вены малого и большого круга кровообращения

2.Общий план строения венозной системы.

Изучение системы верхней полой вены: вены головы и шеи, вены верхней конечности, вены грудной полости, их положение, основные притоки и области оттока венозной крови.

Изучение системы нижней полой вены: вены брюшной полости, вены нижней конечности, вены таза, их положение, основные притоки и области оттока венозной крови.

Изучение системы воротной вены, ее образование, положение и пути оттока венозной крови.

Вены малого круга кровообращения.


1


1

Практическое занятие

1. Изучение в атласах, на муляжах структуры малого и большого круга кровообращения.

2. Демонстрация на таблицах кровеносных сосудов малого и большого круга кровообращения. Демонстрация проекции крупных кровеносных сосудов на поверхности разных частей тела. Заполнение рабочей тетради: выписка терминов, подписать на предложенной иллюстрации части аорты, сосуды головы, шеи, туловища, конечностей, выписка терминов, составление глоссария.

3. Прослушивание и обсуждение рефератов по теме занятия.

4. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.





1





2

Тема 6.3.

Функциональная анатомия лимфатической системы.


Содержание учебного материала

2


1. Общий план строения лимфатической системы.

2. Лимфатические капилляры, строение и отличие.

3. Лимфатические сосуды, особенности строения.

4. Лимфатические стволы, их структура и функции.

5. Лимфатические протоки: грудной и правый, их образование, положение и области оттока лимфы.

6. Лимфатические узлы, деление на группы, строение, положение. Функции.




1




1

Практическое занятие

1. Изучение в атласах и на муляжах строения структур лимфатической системы. Демонстрация на таблицах лимфатических сосудов, узлов, протоков. Демонстрация проекции основных групп лимфатических узлов на поверхности разных частей тела. Объяснение физиологических особенностей различных отделов лимфатической системы.

2. Заполнение рабочей тетради: подписать на предложенной иллюстрации части органов лимфатической системы, лимфатические протоки, выписка терминов, заполнение таблиц. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.




1




2

Тема 6.4.

Функциональная анатомия иммунной системы.


Содержание учебного материала

2


1. Врожденные механизмы защиты.

2. Значение лимфоцитов в удовлетворении потребности в безопасности.

3. Значение иммунной системы.

4. Определение: иммунная система, иммунитет.

5. Анатомо – физиологическая характеристика органов иммунной системы (центральных и периферических).

6. Закономерности строения органов иммунной системы.

7. Клеточные элементы иммунной системы.

8. Понятие гуморального и тканевого иммунитета.

9. Специфические и неспецифические факторы иммунитета.

10. Возрастные особенности иммунной системы.

11. Аллергия.

12. Понятие иммунодефицита.







1







1

Практическое занятие

1. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах, строения органов иммунной системы. Объяснение физиологических особенностей различных отделов иммунной системы.

2. Заполнение рабочей тетради: решение кроссвордов, выписка терминов, заполнение таблиц, схем. Прослушивание и обсуждение рефератов по теме занятия.

3. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.




1




2


Раздел 7.

Спланхнология.


78


Тема 7.1.

1.Анатомия органов дыхательной системы.










2.Физиология органов дыхательной системы.


Содержание учебного материала

2


1.Органы дыхания, общий план строения.

Особенности строение стенки дыхательных путей.

Полость носа, строение, сообщение, функции.

Носоглотка, строение, функции.

Гортань, топография, строение: хрящи гортани, их соединение. Мышцы гортани. Полость гортани, ее отделы, голосовые складки. Голосовая щель, ее физиологическое и клиническое значение.

Трахея, топография, строение. Бифуркация трахеи.

Бронхи, бронхиальное дерево, строение, функция.

Плевра, висцеральные и париетальные листки. Полость плевры. Синусы плевры. Проекция границ плевры и легких на поверхности тела.

Средостение, определение. Органы переднего и заднего средостения.

1

1

2. Физиология дыхания

Дыхание, определение, сущность и значение для организма.

Виды дыхания: внешнее, транспорт газов крови, тканевое дыхания.

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

Механизмы вдоха и выдоха. Отрицательное давление в плевральной полости.

Жизненная емкость легких. Легочные объемы.

Дыхательный центр. Строение, положение.

Нейрогуморальная регуляция дыхания.



Практическое занятие

1. Научиться находить на планшетах, таблицах, муляжах органы дыхания, определять их анатомические отличия и объяснять физиологические особенности различных отделов дыхательной системы.

2. Приобрести навыки работы со спиртометром для измерения ЖЁЛ. Освоить латинскую терминологию по теме.

3. Просмотр и обсуждение презентаций по теме занятия.

4. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.




1





2

Тема7.2.

1.Пищеварительная система:полость рта, язык, зубы, слюнные железы, глотка, пищевод.


Содержание учебного материала

2


1. Общий план строения органов пищеварительной системы.

Особенности строения полых органов.

Особенности строении паренхиматозных органов.

Топография передней брюшной стенки и проекция органов на нее.

Полость рта, стенки, отделы, строение десны, мягкого неба. Границы зева.

Зуб как орган, его отделы. Полость зуба, ее содержимое. Ткани зуба: дентин, цемент, эмаль, их свойства. Виды зубов – резцы, клыки, большие коренные зубы. Формула постоянных и молочных зубов, их прорезывание.

Язык, отделы. Слизистая оболочка: нитевидные, грибовидные, листовидные, желобоватые сосочки, положение, функции. Язычная миндалина. Мышцы языка.

Слюнные железы: околоушная, подъязычная, подчелюстная, их строение, топография, функции.

Глотка. Топография глотки, полость глотки, ее отделы, сообщения глотки. Лимфоидное глоточное кольцо, его физиологическое и клиническое значение, функции глотки.

Пищевод – топография, отделы, строение стенки. Изучение анатомических и физиологических сужений пищевода, их клинического значения.

1

1

2.Желудок.

Строение и функции тонкого и толстого кишечника. Брюшина.








2. Желудок, топография, его отделы, строение стенки. Железы слизистой оболочки. Функция желудка.

Тонкая кишка: двенадцатиперстная, тощая, подвздошная, положение. Особенности строения слизистой, мышечной оболочки. Отношение к брюшине.

Толстая кишка: отделы, положение. Особенности строения оболочек стенки толстой кишки, отношение к брюшине.

Прямая кишка, ее топография, строение стенки, сфинктеры. Анальное отверстие.

Изучение проекции кишечника на переднюю брюшную стенку, различные варианты положения слепой кишки и червеобразного отростка. Клиническое значение

Брюшина. Висцеральный и париетальный листки. Полость брюшины (половые особенности).

Отношение органов к брюшине, клиническое значение. Производные брюшины: связки,

брыжейки, сальники.



Практическое занятие

1. Научиться находить на планшетах, таблицах, муляжах органы пищеварения, определять их анатомические отличия и объяснять физиологические особенности различных отделов пищеварительной системы.

2. Освоить латинскую терминологию по теме.Просмотр и обсуждение презентаций по теме занятия.

3. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.

1

1

Тема 7.3.

Функциональная анатомия больших пищеварительных желез.

Физиология пищеварения.

Содержание учебного материала

2


1. Основные принципы строения железистых органов.

2. Изучение и топография слюнных желез.

3. Изучение топографии печени, ее формы. Макро и микроскопическое строение, отношение к брюшине, функции.

4. Желчный пузырь, его топография, строение. Желчные протоки. Изучение топографии поджелудочной железы, отделов, строения, отношения к брюшине Экскреторная и инкреторная части.

Методы изучения функции желудочно – кишечного тракта у человека.

5. Ферменты, их определение, классификация.

6. Пищеварение в полости рта. Акт глотания, жевания.

7. Пищеварение в желудке.

8. Пищеварение в тонкой кишке.

9. Пищеварение в толстой кишке.







1







1

Практическое занятие

1. Научиться находить на планшетах, таблицах, муляжах большие пищеварительные железы, объяснять их анатомические и физиологические особенности.

2. Научиться объяснять процесс пищеварения в различных отделах ЖКТ, процессы всасывания пищи и выделение непереваренных остатков пищи из организма.

3. Освоить латинскую терминологию по теме. 4. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.




1




2

Тема 7.4.

1.Обмен веществ и энергии.



Содержание учебного материала

3


1.Обмен веществ, определение. Процессы ассимиляции и диссимиляции, понятие.

Обмен белков в организме. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Значение.

Азотистый баланс в организме. Его изменение в норме и патологии.

Энергетический обмен в организме методы, определения (прямая и непрямая калориметрия). Дыхательный коэффициент. Основной обмен, его величина, методы определения. Клиническое значение.

Обмен жиров в организме.

1

1

2.Витамины.


2. Витамины. Определение и участие в обмене веществ. Понятие гипервитаминоз, гиповитаминоз, авитаминоз.

Жирорастворимые витамины, их классификация и значение для жизнедеятельности организма.

Водорастворимые витамины, их классификация и значение для жизнедеятельности организма.

Пищевой рацион.

1

1

Практическое занятие

1. Заполнение рабочей тетради:

Составление схемы жирового обмена в организме.

Составление схемы углеводного обмена в организме.

Составление схемы белкового обмена в организме.

Составление рекомендаций по питанию пациентов.

Расчет калорийности питания.

2. Прослушивание и обсуждение рефератов по теме занятия.

3. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.





1





2

Тема 7.5.

Терморегуляция.


Содержание учебного материала

2


1. Теплообмен в организме. Постоянство температуры внутренней среды организма.

2. Понятие химической и физической терморегуляции.

3. Пути отдачи тепла.

4. Центры терморегуляции.

5. Нервный механизм регуляции температуры тела.

6. Гуморальный механизм регуляции температуры тела.


1


1

Практическое занятие

1. Выполнение алгоритма предложенного в методических разработках по теме. Измерение температуры разных участков тела. Составление тестов и кроссвордов по теме. Прослушивание и обсуждение рефератов по теме занятия.

2. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.




1




2

Тема 7.6.

Анатомия и физиология органов мочевыделительной системы.

Содержание учебного материала

2


1. Выделение, определение. Значение для организма.

Почки, топография, форма, строение, отношение к брюшине, корковое мозговое вещество.

Оболочки и фиксирующий аппарат почки.

Нефрон – структурно – функциональная единица почки. Особенности кровеносной системы почки.

Мочеточники, их форма, топография, отделы, сужения, строения стенки. Отношения к брюшине.

Мочевой пузырь, форма, топография, отделы. Строение стенки. Треугольник дна, функция мочевого пузыря.

Мочеиспускательный канал. Строение.

2.Физиология выделения: фазы образования первичной мочи и вторичной мочи. Состав первичной и конечной мочи. Диурез, определение.






1






1

Практическое занятие

1. Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения органов мочевыделительной системы. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов мочевыделительной системы на поверхность тела. Объяснение физиологических особенностей различных отделов мочевыделительной системы. Прослушивание и обсуждение рефератов

по теме занятия.

2. Выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов. Решение ситуационных задач.

1

2

Тема 7.7.

1.Анатомия и физиология

мужской половой системы.


Содержание учебного материала

3


1.Изучение мужской половой железы (яичко), ее строения, оболочки, функции.

Семявыносящий проток, положение, строение, функции.

Семенные пузырьки, их строение, положение, функции.

Семяизвергательный проток, образование.

Семенной канатик, его составные части.

Бульбоуретральные железы, положение, строение, функции.

Предстательная железа, строение. Топография, функция.

Изучение наружных мужских половых органов: мошонки, мужского полового члена, его строения.

Мужской мочеиспускательный канал, его части, сужение, расширение. Сфинктеры, изгибы.

Клиническое значение.

1

1

2.Анатомия и физиология органов

женской половой системы.


2. Внутренние женские половые органы.

Яичники, их форма, топография, строение. Развитие фолликула. Развитие граафова пузырька.

Овариально – менструальный цикл. Возрастные особенности яичников. Функции яичников.

3. Матка, ее строение. Форма, топография, отношение к брюшине. Связки матки. Строение стенки матки. Физиологическое положение матки в малом тазу.

4. Маточные трубы, их строение, топография, функции.Наружные женские половые органы: большие и малые половые губы. Половая щель, преддверие влагалища, железы преддверия, клитор. Женская промежность: мочеполовая диафрагма и тазовая диафрагма.

1

1


Практическое занятие

1. Изучение в атласах, на муляжах, таблицах, строение органов женской и мужской репродуктивной системы. Демонстрация на муляжах, плакатах, таблицах изучаемые структуры с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции женских половых органов на переднюю поверхность брюшной стенки. Объяснение физиологических особенностей различных отделов мужской и женской половой системы.

2. Заполнение рабочей тетради, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц.

3. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации по теме занятия.

4. Выполнение заданий в тестовой форме. Решение ситуационных задач.

1



Всего:

64


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание объектов, свойств).

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: «Анатомии и физиологии человека».


Оборудование учебного кабинета:

  • шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала;

  • классная доска;

  • стол и стул для преподавателя;

  • столы и стулья для студентов;

  • тумбочки для ТСО;

  • стеллажи для муляжей и моделей.


Аппаратура и приборы:

  • тонометры;

  • динамометр;

  • спирометры;

  • термометры;

  • фонендоскопы;

  • микроскопы с набором объективов.


Учебно – наглядные пособия:

  • обучающие компьютерные программы;

  • видеофильмы;

  • DVDфильмы;

  • таблицы;

  • плакаты;

  • схемы;

  • рисунки;

  • фотографии;

  • рентгеновские снимки;

  • влажные препараты;

  • микропрепараты;

  • скелет туловища с тазом.


Набор костей черепа:

  • лобная;

  • затылочная;

  • клиновидная;

  • теменная;

  • височная;

  • решетчатая;

  • скуловая;

  • верхняя челюсть;

  • нижняя челюсть;

  • основание черепа;

  • череп целый;

  • череп с разрозненными костями.

Набор костей туловища:

  • ребра;

  • грудина;

  • набор позвонков;

  • крестец.

Набор костей верхней конечности:

  • ключица;

  • лопатка;

  • плечевая;

  • локтевая;

  • лучевая;

  • кисть;

  • кисть комплект из 27 костей.

Набор костей нижней конечности:

  • таз;

  • бедренная;

  • большеберцовая;

  • малоберцовая;

  • стопа.

Оси вращения суставов:

  • плечевого;

  • грудино – ключичного;

  • локтевого;

  • коленного.

Кости на планшете:

  • скелет верхней конечности;

  • скелет стопы;

  • скелет кисти;

  • позвоночный столб;

  • скелет нижней конечности.

Мышцы (муляж – планшеты):

  • мышцы головы и шеи;

  • мышцы туловища;

  • мышцы стопы;

  • мышцы кисти;

  • мышцы верхней и нижней конечности.

Нервная система:

  • головной мозг (модель);

  • головной мозг (планшет);

  • головной мозг (сагитт, разрез);

  • спинной мозг (планшет);

  • солнечное сплетение (муляж).

Железы (на планшете):

  • поджелудочная;

  • щитовидная;

  • околощитовидная;

  • яички;

  • яичники;

  • предстательная;

  • вилочковая;

  • шишковидная;

  • надпочечники;

  • придаток мозга – гипофиз.

Кровообращение:

  • сердце (модель);

  • фронтальный разрез сердца (на планшете);

  • схема кровообращения человека (на планшете).

Система дыхания:

  • легкие (модель);

  • бронхиальное дерево (сегментарные бронхи);

  • органы дыхания и средостения (муляж);

  • органы средостения (муляж);

  • гортань (модель).

Органы пищеварения (на планшете):

  • пищеварительная система;

  • печень;

  • кишечник;

  • ворсинки тонкой кишки;

  • печень (муляж);

  • пищеварительная система (модель).

Мочевыделительная система:

  • почки (на планшете);

  • мочевыделительная система (на планшете).

Органы грудной и брюшной полости:

  • мужской таз (сагиттальный разрез);

  • женский таз (сагиттальный разрез);

  • торс человека (модель);

  • сагиттальный разрез головы и шеи;

  • топография кисти рук;

  • топография головы и шеи.

Лимфатическая система ( на планшете):

Сенсорные системы:

  • кожа (на планшете);

  • глаз (увеличенная модель);

  • ухо (модель);

  • полукружные каналы с улиткой (муляж).


Технические средства обучения:

  • компьютер;

  • экран;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.



3.2. Информационное обеспечение обучения:


Основная литература:

  1. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учебник для медицинских училищ и колледжей / З.Г. Брыксина, М.Р. Сапин, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970437742.html

  2. Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун - 2-е издание, перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433072.html

  3. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432570.html

  4. Анатомия человека: атлас [Электронный ресурс] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970434796.html

Дополнительная литература

  1. Анатомия человека. Фотографический атлас. Том 3. Внутренние органы. Нервная система [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Э.И. Борзяк, Г. фон Хагенс, И.Н. Путалова ; под ред. Э.И. Борзяка. - В 3 т. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435939.html

  2. Анатомия по Пирогову (Атлас анатомии человека). Т. 3. Грудь. Живот. Таз [Электронный ресурс] / В.В. Шилкин, В.И. Филимонов - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - http://client.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437650.html

  3. Анатомия человека в тестовых заданиях [Электронный ресурс] / под ред. Н.Р. Карелиной - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441220.html

  4. Анатомия человека: атлас: в 3 т. Т. 1. Остеология, артросиндесмология, миология [Электронный ресурс] / автор-составитель Л.Л. Колесников - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970441749.html

  5. Клиническая анатомия женского таза [Электронный ресурс] / И.И. Каган ; под ред. Г.Т. Сухих - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970443989.html

  6. Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат [Электронный ресурс] / под ред. Р. Е. Калинина - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970442791.html














4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.










Усвоенные знания:

- анатомию и физиологию человека.


Текущий контроль:

    • письменный опрос;

    • собеседование;

    • компьютерное тестирование;

    • оценка решения ситуационных задач;

    • оценка точности и полноты выполнения индивидуальных домашних заданий, заданий в рабочей тетради и заданий по практике;

    • наблюдение за процессом выполнения заданий по практике;

    • проверка умений демонстрации анатомических образований органов на муляжах, планшетах и таблицах;

    • защита рефератов, докладов и мультимедийных презентаций;


Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов экзамена.


Текущий контроль:

  • уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

  • уровень умений, позволяющих студенту ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;

  • обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

  • уровень информационно-коммуникативной культуры


Промежуточная аттестация:

  • оценка результатов экзамена.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!