Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 История туризма и гостеприимства
основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
подготовки специалистов среднего звена
Специальность: 43.02.10 Туризм
Базовая подготовка
Квалификация: Специалист по туризму
Барнаул 2022
Согласовано Зав. учебно-методическим отделом _______________ О.Ф. Исаева «___»_____________20___ г. | Утверждаю Зам. директора по УМР ___________ Н.Д. Птуха «___»____________20___ г. |
Рассмотрена на заседании
ПЦК (кафедры) туризма и гостеприимства
________________ О.А. Сикорская
«__» _________________ 20__ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм
Организация-разработчик: КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Разработчик: Юсупова Анна Валерьевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла
СОДЕРЖАНИЕ
пояснительная записка……………………………………………………………. 5 | |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….6 | |
2 СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………… .. 7 | |
3 условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины…………...10 | |
4 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………………………………. 11 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «История туризма и гостеприимства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 43.02.10 Туризм.
Основанием для разработки данной программы являются следующие документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм, утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 № 474;
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Учебный план программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.10 Туризм на базе основного общего образования, утверждённый 28.04.2022, регистрационный №232;
Положение по формированию основной профессиональной образовательной программы, утвержденное приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»;
Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин, утвержденное приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»;
Положение о формировании фонда оценочных средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утвержденное приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утвержденное приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»;
Указания по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся, утвержденные приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»;
Положение об индивидуальном проекте обучающихся, утвержденное приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
Приказ Минпросвещения РФ от 13 июля 2021 г. N 450 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»;
Положение об индивидуальном проекте обучающихся, утвержденное приказом директора КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства».
Промежуточная аттестация предусматривает форму комплексного дифференцированного зачета.
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
ОГСЭ.06 История туризма и гостеприимства
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История туризма и гостеприимства» относится к вариативной части учебных циклов основной профессиональной образовательной программы
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель: приобретение обучающимися теоретических знаний и практических умений в области истории туризма и гостеприимства.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. | – работать с исторической картой – работать с научной литературой и историческими источниками по истории региона – проводить сравнительный анализ фактов и явлений в общественной жизни на основе исторического материала; – аргументировано вести диалог, дискуссию. – использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества. – проводить сравнительный анализ фактов и явлений в общественной жизни на основе исторического материала; | – основные исторические факты, даты и события в развитии туризма и гостеприимства; - основные этапы развития туристических регионов России и мира; – лидеров отрасли; – современные проблемы и направления развития туризма в Алтайском крае. |
В рамках программы учебной дисциплины формируются личностные результаты:
Код личностных результатов реализации программы воспитания | Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | ЦЕЛИ |
ЛР 14 | Проявляющий уважение к многообразию многонационального состава населения Алтайского края, готовый учитывать традиции культурного потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов | Формирования культуры межнационального общения, толерантных форм сознания и поведения личности, сохранения национальной, религиозной и культурной идентичности |
ЛР 15 | Стремящийся к трудоустройству в агро-индустриальных и других отраслях экономики Алтайского края, готовый к внедрению инновационных технологий в экономически значимых сферах региона, демонстрирующий профессиональные, предпринимательские качества, направленные на саморазвитие и реализацию личностного потенциала, и развитие экономики края | Воспитание потребности в труде и интереса к избранной профессии, стремление к профессиональному саморазвитию, к раскрытию личностного потенциала и развитию профессионально важных качеств |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
практических занятий обучающихся 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
В том числе: | |
теоретические занятия | 18 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
В том числе: | |
Составление кроссворда | 2 |
Подготовка презентаций | 4 |
Подготовка конспектов | 12 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 История туризма и гостеприимства
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. История туризма | | | |
Тема 1.1. Развитие туризма в мире | Периодизация истории туризма Путешествия Античности и Средневековья Туризм в период Нового времени. Великие географические открытия Развитие туризма в XX – начале XXI вв. | 8 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ЛР 14 ЛР 15 |
Практическое занятие № 1 История развития мирового туризма | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклад и презентацию по темам: «Достопримечательности Древнего мира», «Древние карты и описание земель» «Великие путешественники Средневековья», «Образовательный и «событийный туризм» в Средние века» «Путешественники эпохи Великих географических открытий», «Томас Кук - «отец» туристского бизнеса» | 2 2 |
Тема 1.2 История и развитие туризма в России | Путешествия русских людей в Средние века. Паломничество. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ЛР 14 ЛР 15 |
Практическое занятие №2 Туризм в России во второй половине XIX — начале XX вв. | 2 |
Практическое занятие № 3 Развитие туризма в России в XX в. Пролетарский и ведомственный туризм | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект по темам: «Дороги и путешественники Средневековой России», «Первые путеводители и карты России», «Люди, внесшие большой вклад в развитие туризма: В.И.Верещагин, В.В.Сапожников, братья Троновы», «Экскурсионный и туризм в СССР», «Традиции самодеятельного туризма в СССР» | 2 2 |
Тема 1.3. Развитие туризма на Алтае | Практическое занятие № 4 Туристские территории Алтайского края | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ЛР 14 ЛР 15 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект по темам: Исследования и исследователи Алтая в XVII-XIX вв. Исследования и исследователи Алтая в XIX- XX вв. | 2 2 |
Раздел 2. История гостеприимства | | | |
Тема 2.1. Развитие индустрии гостеприимства в мире | Первые гостиницы и таверны в Средневековой Европе Гостиничный продукт в Новое время Инновации гостиничного сервиса в XX веке | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ЛР 14 ЛР 15 |
Практическое занятие № 5 Гостиничное дело в США: появление сервисных стандартов Сервис железнодорожных путешествий | 2 |
Практическое занятие № 6 Национальные традиции гостеприимства | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить конспект по теме: «Появление и развитие спа-курортов» | 2 |
Тема 2.2. Развитие индустрии гостеприимства в России | Отельное дело в России в XIX — начале XX вв. Сервис гостеприимства в СССР в первой половине XX века Индустрия гостеприимства в начале XXI века | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ЛР 14 ЛР 15 |
Практическое занятие № 7 Гостиный двор и придорожный России | 2 |
Практическое занятие №8 Стандарты и принципы советского сервиса гостеприимства | 2 |
Тема 2.3 Индустрия гостеприимства в Алтайском крае | Практическое занятие №9 Лидеры индустрии гостеприимства в Алтайском крае. Комплексный дифференцированный зачет. | 2 | ОК 01. ОК 02. ОК 03. ОК 04. ОК 05. ОК 06. ОК 07. ОК 08. ОК 09. ЛР 14 ЛР 15 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление кроссворда по терминологии индустрии туризма и гостеприимства | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Итого | 54 | |
3 условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета «Тренинговый кабинет-Учебная турфирма»
Оборудование учебного кабинета:
- брошюры, карты Алтайского региона;
- комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
- ПК с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, А. Д. Попов. - М. : ИНФРА-М, 2019.
2. Долженко, Г. П. История туризма и гостеприимства : учебник / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — ISBN 978-5-534-10974-0. // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456085
Дополнительные источники:
3. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.) : учеб. пособие / А. А. Иванов. - М. : Форум ; М. : ИНФРА-М, 2019.
4.Туристская энциклопедия регионов России. Т.1: Алтайский край. – Барнаул: АПОСТРОФ, 2017. – 608 с.: ил.
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения/тип контроля |
Умения: | |
У1. работать с исторической картой | Текущий контроль. Самостоятельная работа обучающихся (конспект, доклад) |
У2. работать с научной литературой и историческими источниками по истории региона | Текущий контроль. Самостоятельная работа обучающихся (конспект) |
У3. проводить сравнительный анализ фактов и явлений в общественной жизни на основе исторического материала; | Текущий контроль. Самостоятельная работа обучающихся (конспект) |
У4. аргументировано вести диалог, дискуссию. | Текущий контроль. Самостоятельная работа обучающихся (конспект, расчетная работа) |
У5. использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества. | Текущий контроль. Самостоятельная работа обучающихся (конспект, расчетная работа) |
У6. проводить сравнительный анализ фактов и явлений в общественной жизни на основе исторического материала; | Текущий контроль. Самостоятельная работа обучающихся (конспект, расчетная работа) |
Знания: | |
З1. основные исторические факты, даты и события в развитии туризма и гостеприимства; | Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа обучающихся (доклад) |
З2. основные этапы развития туристических регионов России и мира; | Текущий контроль. Устный опрос. |
З3. лидеров отрасли; | Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа обучающихся (конспект) |
З4. современные проблемы и направления развития туризма в Алтайском крае. | Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа обучающихся |
| Промежуточная аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета. |