«_____» _____________ 20___г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология » разработана на основе Приказа Министерства просвещения РФ №732 от 12 августа 2022 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413. Методические рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования утвержденное Департаментом государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения №05-592 от 01.03.2023 года и примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» (базовый уровень) вариант 1 и требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям:
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 11
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплин 21
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 22
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:
Учебная дисциплина «Биология» является базовой и относится к общеобразовательному циклу образовательных программ выше перечисленных специальностей. Предметная область – естественно научная.
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 80 часов, из которых 16 часов включает профессионально-ориентированное содержание, усиливающее профессиональную составляющую по конкретной профессии или специальности.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле (раздел 5 «Биология в жизни») для всех профессий/специальностей на материале проектов и кейсов, связанных с анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессионально-ориентированное содержание учитывается в разделе 4 «Экология» при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий.
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Общие | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация; сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов; сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети) |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.2 Объем дисциплины и виды учебной работы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | 26 | |
Тема 1.1. Биология как наука. Общая характеристика жизни | Основное содержание | 6 | ОК 2 |
Теоретическое обучение: | 6 |
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клеток | |
Тема 1.2. Структурно-функциональная организация клеток | Основное содержание | 8 | ОК - 1 ОК - 2 ОК – 4 ПК2.2(2) |
Теоретическое обучение: | 4 |
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги). Органоиды эукариотических клеток. | |
Лабораторные занятия: | 2 |
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ: Лабораторная Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов | |
Практические занятия: | 2 |
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем | |
Тема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственности | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойства | |
Практические занятия: | 2 |
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК | |
Тема 1.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Основное содержание | 2 | ОК - 2 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез | |
Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Основное содержание | 4 | ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 4 |
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза | |
Контрольная работа | Молекулярный уровень организации живого | 2 | |
Раздел 2. Строение и функции организма | 20 | |
Тема 2.1. Строение организма | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности | |
Тема 2.2. Формы размножения организмов | Основное содержание | 2 | ОК - 2 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение | |
Тема 2.3. Онтогенез растений, животных и человека | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений | |
Тема 2.4. Закономерности наследования | Основное содержание | 4 | ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов | |
Практические занятия: | 2 |
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания | |
Тема 2.5. Сцепленное наследование признаков | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с полом | |
Практические занятия: | 2 |
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания | |
Тема 2.6. Закономерности изменчивости | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека | |
Практические занятия: | 2 |
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания | |
Контрольная работа | Строение и функции организма | 2 | |
Раздел 3. Теория эволюции | 6 | |
Тема 3.1. История эволюционного учения. Микроэволюция | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции | |
Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле. Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот | |
Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенез | Основное содержание | 2 | ОК - 2 ОК - 4 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям среды | |
Раздел 4. Экология | 18 | |
Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни | Основное содержание | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда | |
Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни | |
Практические занятия: | 2 |
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии. Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии | |
Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система | Основное содержание | 2 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 7 |
Теоретическое обучение: | 2 |
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности | |
Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферу | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ОК - 7 ПК2.2(2) ПК2.6(3) ПК1.2(4) |
Теоретическое обучение: | 2 |
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностью | |
Практические занятия: | 2 |
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем месте / на этапах производства, связанные с определенной профессией/специальностью | |
|
Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Основное содержание | 4 | ОК - 2 ОК - 4 ОК – 7 ПК2.2(2) ПК2.6(3) ПК1.2(4) ПК1.2(5) |
Теоретическое обучение: | 2 |
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания | 2 |
Лабораторные занятия: | 2 |
Лабораторная работа на выбор: Лабораторная работа «Умственная работоспособность» Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)» Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов | |
Контрольная работа | Теоретические аспекты экологии | 2 | |
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) | | |
Раздел 5. Биология в жизни | 8 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК2.2(2) ПК2.6(3) ПК1.2(4) ПК1.2(5) |
Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого | Основное содержание | 4 |
Теоретическое содержание: | 2 |
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) | 2 |
Практические занятия: | 2 |
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 2 |
| Тема 5.2.1.Для специальностей/профессий:23.02.06,08.01.31. | | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК2.2(2) ПК1.2(5) |
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности | Основное содержание | 4 |
Практические занятия: | 4 |
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы, проекты на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам) | 2 |
Защита кейса, проекта: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 2 |
Тема 5.2.2. Для специальности 38.02.03. | 4 | |
Тема 5.2.2. Социально-этические аспекты биотехнологий | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК1.2(4) |
Практические занятия: | 4 |
Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы, проекты на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам) | 2 |
Защита кейса, проекта: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 2 |
Тема 5.2.3. Для специальности 27.02.03. | 4 | |
Тема 5.2.3. Биотехно-логии и технические системы | Основное содержание | 4 | ОК - 1 ОК - 2 ОК - 4 ПК 2.6(3) |
Практические занятия: | 4 |
Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика, бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) Кейсы, проекты на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по группам) | 2 |
Защита кейса, проекта: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) | 2 |
Промежуточ-ная аттестация по дисциплине | Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 80 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИН
- перспективно тематический план.
Константинов В.М. Биология: учебник для образова.учреждений нач.и сред.проф.образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.
И.Б.Агафонова, А.А.Каменский, В.И.Сивоглазова. Базовый уровень. Учебное пособие для СПО. Издательтво «Просвещение» 2024 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая компетенция | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
| Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого | Контрольная работа «Молекулярный уровень организации живого» |
ОК 02 | Биология как наука. Общая характеристика жизни | Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками. Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии» Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК2.2(2) | Структурно-функциональная организация клеток | Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах Выполнение и защита лабораторных работ: «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)» Практическое занятие. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем |
ОК 01 ОК 02 | Структурно-функциональные факторы наследственности | Фронтальный опрос Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК |
ОК 02 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Фронтальный опрос Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ |
ОК 02 ОК 04 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз | Обсуждение по вопросам лекции Разработка ленты времени жизненного цикла |
| Раздел 2. Строение и функции организма | Контрольная работа «Строение и функции организма» |
ОК 02 ОК 04 | Строение организма | Оцениваемая дискуссия Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций |
ОК 02 | Формы размножения организмов | Фронтальный опрос Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов |
ОК 02 ОК 04 | Онтогенез растений, животных и человека | Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза отдельной группой животных и человека по микрогруппам Тест/опрос Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) |
ОК 02 ОК 04 | Закономерности наследования | Фронтальный опрос Тест по вопросам лекции Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания |
ОК 01 ОК 02 | Сцепленное наследование признаков | Тест Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 | Закономерности изменчивости | Тест. Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания |
| Раздел 3. Теория эволюции | Контрольная работа «Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле» |
ОК 02 ОК 04 | История эволюционного учения. Микроэволюция | Фронтальный опрос Разработка глоссария терминов Разработка ленты времени развития эволюционного учения |
ОК 02 ОК 04 | Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле | Оцениваемая дискуссия: использование аргументов, биологической терминологии и символики для доказательства родства организмов разных систематических групп Разработка ленты времени возникновения и развития жизни на Земле |
ОК 02 ОК 04 | Происхождение человека – антропогенез | Фронтальный опрос Разработка ленты времени происхождения человека |
| Раздел 4. Экология | |
ОК 01 ОК 02 ОК 07 | Экологические факторы и среды жизни | Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов |
ОК 01 ОК 02 ОК 07 | Популяция, сообщества, экосистемы | Составление схем круговорота веществ, используя материалы лекции Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии |
ОК 01 ОК 02 ОК 07 | Биосфера - глобальная экологическая система | Оцениваемая дискуссия Тест |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК2.2(2) ПК2.6(3) ПК1.2(4) | Влияние антропогенных факторов на биосферу | Тест Практическая работа «Отходы производства» |
ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК2.2(2) ПК2.6(3) ПК1.2(4) ПК1.2(5) | Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека | Оцениваемая дискуссия Выполнение лабораторной работы на выбор: «Умственная работоспособность», «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)» |
| Раздел 5. Биология в жизни | Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией) |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК2.2(2) ПК2.6(3) ПК1.2(4) ПК1.2(5) | Биотехнологии в жизни каждого | Выполнение кейса(либо проекта) на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов (защита проектов) |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК2.2(2) ПК1.2(5) | Промышленная биотехнология | Выполнение кейса(либо проекта) на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов (защита проектов) |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК1.2(4) | Социально-этические аспекты биотехнологий | Выполнение кейса(либо проекта) на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов(защита проектов) |
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ПК2.6(3) | Биотехнологии и технические системы | Выполнение кейса (либо проекта) на анализ информации о развития биотехнологий с применением технических систем (по группам), представление результатов решения кейсов(защита проектов) |