г. Ульяновск
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с примерной программой, составленной на основе «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
самостоятельной работы обучающегося 77 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Начало философских и психологических значений о человеке | | 27 | |
Тема 1.1. Природа человека | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. |
2. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 1 Составить сравнительную таблицу по теме: «Роль конфликта в обществе и выход из него», на основе работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами. | 4 | |
3.Умение общаться. Толерантность. Поиск, взаимопонимания. | 4 | 2 |
4.Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 2 Подготовить аргументированное сообщение о противоречивости воздействия людей на природную среду. | 4 | |
Тема 1.2. Общество | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. |
2.Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. | 2 | 1 |
3.Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся № 3 Написать конспект по теме: «Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное)» | 4 | |
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | | 12 | |
Тема 2.1. Духовная культура личность и общества | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. |
Тема.2.2. Наука и образование в современном мире | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. |
Самостоятельная работа обучающихся № 4 Составить алгоритм поведения молодёжи в различных социальных ситуациях. | 4 | |
Тема.2.3. Мораль, искусства и религия как элементы духовной культуры | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. |
Раздел 3. Экономика | | 48 | |
Тема.3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. |
2.Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся № 5 Составить реферат по теме: «Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной». | 4 | |
3.Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. | 2 | 1 |
Тема.3.2. Рынок. Фирмы. Роль государства в экономики | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1.Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. |
Самостоятельная работа обучающихся № 6 Составьте опорный конспект поведения и способов защиты прав и интересов личности выбрав правомерных форм (используя нормативные документы). | 4 | |
2.Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. 3.Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 4 | 2 |
Тема.3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. |
Самостоятельная работа обучающихся № 7 Написать конспект «Понятие об экономических циклах» | 4 | |
2.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. | 4 | 2 |
3.Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 8 Подготовить сообщение по теме: « Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия». | 4 | |
Тема.3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. |
2. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. | 2 | 2 |
Контрольная работа №1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 9 Написать реферат по теме: «Глобальные экономические проблемы» | 4 | |
Раздел 4. Социальные отношения | | 27 | |
Тема.4.1. Социальная роль и стратификация | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. |
2.Социальная роль. Соотношение личностного «Л» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 10 Написать конспект по теме: «Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.» | 4 | |
3.Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Молодежь и ее роль в современной политике | 2 | 2 |
Тема.4.2. Социальные нормы и конфликты | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. |
2.Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 11 Составить сравнительную таблицу по теме: «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни». | 4 | |
3.Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 2 | 2 |
Тема.4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1.Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. |
2.Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовить доклад по теме: «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации» | 4 | |
Раздел 5. Политика как общественное явление | | 30 | |
Тема.5.1. Политика и власть. Государства в политической системе | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1.Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. |
2.Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. | 1 | 1 |
3.Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы. | 1 | 1 |
4.Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов | 1 | 1 |
5.Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 12 Составить опорный конспект по теме: «Правовое государство, понятие и признаки» | 4 | |
Тема.5.2. Участники политического процесса | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. |
2.Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 2 | 1 |
3.Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся № 13 Написать конспект по теме «Виды политических партий в России» | 4 | |
4.Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические " системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 2 | 1 |
5.Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 2 | 2 |
Контрольная работа №2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся № 14 Подготовить сообщение по теме: «Выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности» | 4 | |
Раздел 6. Право | | 50 | |
Тема.6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. |
2.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. | 2 | 1 |
3.Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся № 15 Составить тезаурус: Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 4 | |
Тема.6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Содержание учебного материала | 3 | 1 |
1.Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. |
2.Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. | 3 | 1 |
3.Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. | 2 | 1 |
Контрольная работа №3 | 2 | |
Тема.6.3. Отрасли российского права | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1.Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей |
Самостоятельная работа обучающихся № 16 Подготовиться к публичному докладу по теме: «Права потребителей» | 4 | |
2.Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 3.Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся № 17 Составить тезаурус: Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. | 2 | |
Тема.6.4 Международное право | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1.Международное право, международные правоотношения. Международный суд ООН в Гааге |
Самостоятельная работа обучающихся № 18 Написать конспект по теме «Международные судебные инстанции» | 3 | |
2.Международный уголовный суд в Гааге Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге Международный арбитражный суд в Гааге Европейский суд по правам человека в Страсбурге | 3 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся № 19 Подготовить сравнительную таблицу выбора правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности на Международном уровне | 4 | |
Контрольная работа№4 Дифференцированный зачёт | 1 2 | |
Всего: | 194 | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История и обществознание»
Оборудование учебного кабинета: доска, карты, стенды.
Технические средства обучения: телевизор, видео средства, компьютер.
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных и контрольных работ.