СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебной дисциплины:​​​​​​​ ОД.02.05. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебной дисциплины:

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебной дисциплины: ОД.02.05. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Для специальности: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА учебной дисциплины:​​​​​​​ ОД.02.05. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины:

ОД.02.05. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Для специальности:

54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»























г. Севастополь 2022 г.

Утверждаю

директор ГБОУПО СПХК

_________/Еременко С. И./

«31» августа 2022 г.


Согласовано

Методическим объединением

По профессиям и специальностям

Протокол № 1 от 31 августа 2022 г.

Председатель МО по профессиям и специальностям

_____________ /Безверхая С.И./















Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1389.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»

Составитель: Работяжева-Черняева Ю. Б. преподаватель специальных дисциплин высшей категории Севастопольского профессионального художественного колледжа.






















СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4



8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы


1.1. Область применения программы

Учебная дисциплина «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» является учебной дисциплиной профильного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Учебная дисциплина «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, 2, 4, 8, 11 ПК 1.2, 1.3, 1.6, 1.7, 2.2, 2.3, 2.6

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.2, ПК 1.3,

ПК 1.6, ПК 1.7,

ПК 2.2, ПК 2.3,

ПК 2.6

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 4.,

ОК 8.,

ОК 11.


уметь:

- различать художественно-

стилевые и технологические особенности изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

знать:

- основные виды народного художественного творчества, его особенности, народные истоки декоративно-прикладного

искусства;

- центры народных художественных промыслов;

- художественные производства России, их исторический опыт, современное состояние и перспективы развития; основные социально-экономические,

художественно-творческие проблемы и перспективы развития декоративно-прикладного искусства.



ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.

ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.

ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.

ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины


192

в том числе:


аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия)


128

теоретическое обучение


29

практические занятия


96

контрольные работы


1

самостоятельная работа

64

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

2




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОД.02.05. ДПИ и народные промыслы

Наименование предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Тема 1

Роспись по дереву.

Русская лаковая миниатюра. Декоративная роспись на металле

Содержание учебного материала


11

1; 2; 3

ПК 1.2,

ПК 1.3,

ПК 1.6,

ПК 1.7,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 4.,

ОК 8.,

ОК 11.


1

1

Общие сведения о народных художественных промыслах России

1

2

2-3

Свободная кистевая роспись по дереву

2

3

5-6

Графическая роспись по дереву

2

4

32

Кистевая севастопольская роспись

1

5

69

Федоскинская лаковая живопись

1

6

70

Палехская лаковая живопись

1

7

71

Холуйская лаковая живопись

1

8

72

Мстёрская лаковая живопись

1

9

73

Жостовские подносы

1

Практические занятия


62


4

Определение видов кистевая роспись методом исключения

1


7

Создание виртуальной галереи графической росписи по видам

1


8-19

Выполнение элементов, мотивов в стиле графических росписей

12


20-31

Разработка композиций в стиле графических росписей

12


33-44

Выполнение элементов, мотивов в стиле кистевой севастопольской росписи

12


45-56

Разработка композиций в стиле кистевой севастопольской росписи

12


57-68

Роспись деревянного изделия

12

Самостоятельная работа обучающихся


Составление опорного конспекта.

Составление атласа русских художественных росписей по дереву.

Подготовка сообщения (доклада) на тему: «Виды русских художественных росписей по дереву», «Урало-сибирская роспись», «Полхов-майданская роспись», «Онежская роспись», «Шенкурская роспись», «Ракульская роспись», «Борецкая роспись», «Красноборская роспись», «Мезенская роспись», «Пермогорская роспись», «Пижемская роспись» и др.

Разработка композиций в различных стилях русских художественных росписей по дереву.

Составление кроссворда по теме.



24

Тема 2

Резьба по дереву и кости

Содержание учебного материала


5

1; 2; 3

ПК 1.2,

ПК 1.3,

ПК 1.7,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 4.,

ОК 8.,

ОК 11.


1

74

Богородская резьба

1

2

75

Абрамцево-кудринская резьба

1

3

76

Художественные изделия из капа, капокорня и бересты

1

4

77

Холмогорская, тобольская резьба по кости

1

5

78

Чукотский и хотьковский костяной промысел

1

Практические занятия


2

1

79

Составление таблицы видов резьбы по дереву

1

2

80

Составление таблицы видов резьбы по кости

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта.

Разработка эскиза под резьбу по дереву или по кости.

Составление кроссворда по теме.

Подготовка сообщения (доклада) на тему: «Богородская резьба по дереву», «Абрамцево-кудринская резьба по дереву», Холмогорская резьба по кости», «Тобольская резьба по кости».

10

Тема 3

Художественная керамика


Содержание учебного материала


4

1; 2; 3

ПК 1.2,

ПК 1.3,

ПК 1.6,

ПК 1.7,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 4.,

ОК 8.,

ОК 11.


1

81

Гжельская керамика

1

2

82

Скопинская керамика

1

3

83-84

Дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка

2

Практические занятия


3

1

85-87

Выполнение росписи шаблона дымковской, каргопольской или филимоновская игрушки

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта.

Разработка технологической карты росписи керамической игрушки.

Подготовка сообщения (доклада) на тему: «Гжельская керамика», «Скопинская керамика», «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка».

Выполнение имитации дымковской, каргопольской или филимоновской грушки.

Составление кроссворда по теме.

10

Тема 4

Кружево-плетение. Ручная набойка


Содержание учебного материала


4

1; 2; 3

ПК 1.2,

ПК 1.3,

ПК 1.7,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 4.,

ОК 8.,

ОК 11.


1

88

Вологодское, кировское, елецкое и киришское кружево

1

2

89

Белёвское и балахнинское кружево

1

3

90

Павловский Посад – текстильный центр ручной набойки. Ручная роспись тканей.

1

4

92

Контрольная работа

1

Практические занятия


1


1

91

Составление таблицы классификации кружевоплетения


1


Самостоятельная работа обучающихся

Составление опорного конспекта.

Подготовка сообщения (доклада) на тему: «Вологодское кружево», «Кировское кружево», «Елецкое кружево», «Киришское кружево», «Белёвское кружево», «Балахнинское кружево», «Павлово Посадские платки».

Составление кроссворда по теме.

10



Тема 5

Сувенирная продукция и современные техники декорирования

Содержание учебного материала


6

1; 2; 3

ПК 2.2,

ПК 2.3,

ПК 2.6

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 4.,

ОК 8.,

ОК 11.


1

93-94

Матрешка – традиционный русский сувенир

2

2

95

Пасхальные яйца

1

3

96-97

Художественное и духовное значение писанки. Виды и технологии росписи.

2


110

Роль и место декоративного искусства в системе эстетической организации среды. Современные техники декорирования

1

Практические занятия


28

1

98-103

Разработка эскиза матрешки

6

2

104-109

Выполнение пасхального сувенира

6

3

111-126

Создание предметов декоративно-прикладного искусства

16

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение дополнительной информации, составление опорного конспектов.

Подготовка сообщений, презентаций, докладов на темы: русский сувенир – матрешка; пасхальный сувенир.

Составление кроссвордов по теме: Сувенирная продукция и современные техники декорирования.


10


1

127-128

Дифференцированный зачет

2

2; 3


Всего

192


1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.02.05. ДПИ и народные промыслы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотренные следующие специальные помещения: кабинет «ДПИ и народные промыслы».

Оборудование учебного кабинета: мебель для оборудования рабочих мест обучающихся и преподавателя; печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал; УМК предмета; книжный фонд для развития этической культуры обучающихся.

Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор для демонстрации экранных пособий; печатных материалов: тетрадей, страниц рукописей, фотографий; для воспроизведения видео- и звукового ряда; для работы с компьютерными программами.

Оборудование лаборатории:

-посадочные рабочие столы;

-наглядные пособия;

-материалы, инструменты, приспособления для изучения предмета «ДПИ и народные промыслы».

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией, выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Печатные издания

1. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I. / Коллектив авторов: Анисина С.Ю., Бесшапошникова Ю.А., Голубева А.Н., Завалей Д.В., Колобов В.Н., Лапина Ю.Е., Лапшина Е.А., Максимович В.Ф., Мочалова М.Н., Немеренко Н.Н., Носань Т.М., Пенушкина Н.В., Сайфулина Е.В., Салтанов М.А., Тихомиров С.А., Христолюбова Д.Ю., Юдина И.И. / под науч. ред. В.Ф. Максимович. – СПб: ВШНИ, 2016. – 250 с.

3.2.2. Электронные издания

Лаковая миниатюрная живопись:

1. http://kholuy.ru/ (Холуйская фабрика лаковой миниатюры)

2. http://rusnardom.ru/musey/lakovaya-miniatyura/ История лаковой живописи

3. http://fedoskino.org/ Фабрика Федоскино

4. http://artrusmstera.ru/ Художественная мастерская «Русское искусство Мстеры»

5. http://www.vomstyore.ru/publ/iskusstvo_mstjory/45-1-0-82 (Лаковая миниатюра Мстѐры)

2. http://muzei-paleh.ru/ (Музей палехского искусства)

Художественная резьба по кости:

3. http://roshkova.ru/holmogorskaya-rezba-po-kosti (Холмогорская резьба по кости)

4. http://banallex.livejournal.com/946743.html (Холмогорская резьба по кости)

5. http://rusnardom.ru/musey/hudozhestvennaya-rezba/ (Резьба по кости в России)

Художественное кружевоплетение:

6. http://eletskruzheva.ru/ (елецкое кружево)

7. http://kanunnikovao.ru/kirishskie-kruzheva/ (киришское кружево)

8. http://www.livemaster.ru/topic/701345-balahninskoe-kruzhevo-istoriya-i-hudozhestvennye-osobennostinarodnogo-promysla (балахнинское кружево)

Художественная керамика

9. http://www.gzheli.net/ (Гжель)

3.2.3. Дополнительные источники

1. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Краткая энциклопедия. –PalaceEditions, 2009. – 136 с.

2. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII – XIX вв. – М., 2003. – 231 с.





























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.02.05. ДПИ и народные промыслы

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Освоенные умения:

уметь:

- различать художественно-

стилевые и технологические особенности изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Усвоенные знания:

- основные виды народного художественного творчества, его особенности, народные истоки декоративно-прикладного

искусства;

- центры народных художественных промыслов;

- художественные производства России, их исторический опыт, современное состояние и перспективы развития; основные социально-экономические,

художественно-творческие проблемы и перспективы развития декоративно-прикладного искусства.


-создание художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного искусстве и воплощение их в материале (3-5 проекта по каждой теме);

- привлечение знаний истории мировой культуры при создании проектов изделий традиционного прикладного искусства (аргументированное обоснование выбора темы, мотивов, сюжетов);

- разработка колористических эскизов решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства по каждой теме;

- обоснованный выбор оборудования, инструментов, приспособлений и материалов при выполнении эскизов и наглядных изображений;

- соответствие выполненных работ техническим условиям, технике безопасности;

- анализ и использование информации для эффективного выполнения образовательных задач, профессионального и личностного развития;

- эффективное применение ИКТ-технологий в образовательной деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, в ходе освоения дисциплины «ДПИ и народные промыслы».

Устный опрос теоретического материала.

Просмотр практических работ с обсуждением.

Оценка результатов выполнения практических работ.

Оценка результатов контрольных работ.

Экспертное наблюдение за ходом деловых игр.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!