ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ НО «КБЛК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 «Информатика»
по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
заочное отделение
р.п. Красные Баки
2020
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Организация-разработчик:
ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»
Разработчик:
Чудоквасова Г.А., преподаватель ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»
Рассмотрено и одобрено предметно-цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»
Протокол № 1 от 31 августа 2020 г.
Председатель ПЦК ______________ Т.В. Поспелова
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 «Информатика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина «Информатика» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- использовать изученные прикладные программные средства;
- свободно оперировать пакетом прикладных программ;
- использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных;
знать:
- основные этапы решения задач с помощью персонального компьютера (ПК);
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопленной информации;
- программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПК и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ.
1.4. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) обучающихся:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.
ПК 1.3. Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.
ПК 1.5. Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
ПК 3.1. Осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и недревесной продукции леса.
ПК 4.3. Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося -81 час, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузки- 14 часов;
- самостоятельной работы обучающегося –67 часов,
в том числе самостоятельное изучение содержания тем, не вошедших в аудиторную нагрузку 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 14 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические работы | 10 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 67 |
в том числе: | |
самостоятельное изучение содержания тем не вошедшего в аудиторную нагрузку | 40 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Контрольная работа | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 «Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | Содержание учебного материала. | 1 | - | 1 |
Понятие информация. Информационная культура. Содержание учебной дисциплины «Информатика». |
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология | 10 | |
3 | 7 |
Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное общество | Содержание учебного материала. | 1 | - | 1 |
Информационный обмен в обществе. Связь информационного обмена с научно-техническим прогрессом. |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение о вкладе ученых в развитие информатики. Подготовить сообщение о правовой ответственности за правонарушения в компьютерной области. | - | 3 | |
Тема 1.2. Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации | Содержание учебного материала | - | 2 | 2 |
Технологии обработки информации. База данных. Компьютерные коммуникации. Соединение пользователей и баз данных с помощью линий связи. Понятие телекоммуникации. Доступ к удалённым базам данных. Компьютерные сети как средства реализации практических потребностей. |
Практическая работа. Компьютерные коммуникации. | 2 | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщения об истории развития компьютерных систем. | - | 2 | |
Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение | 13 | |
2 | 11 |
Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники | Содержание учебного материала. | - | 2 | 2 |
Архитектура персонального компьютера. Устройство персонального компьютера. Элементная база вычислительной техники. Структура программного обеспечения вычислительной техники. Виды прикладных программ. |
Практическая работа. Виды прикладных программ. | 1 | - | |
Самостоятельная работа обучающихся. Поиск информации и подбор материала о периферийных устройствах современных ПК, подготовка доклада | - | 2 | |
Тема 2.2. Файловая система. Операционные системы и оболочки. Операционная система MS DOS | Практическая работа. Файл. Файловая структура. Имя файла. Типы файлов. Функции операционной системы. Структура операционной системы MS DOS. | 1 | - | |
Тема 2.3. Операционные системы и оболочки: операционная система Windows. | Содержание учебного материала Основные элементы окна Windows. Управление окнами. Меню и запросы. Справочная система. Работа с пиктограммами программ. Переключение между программами. Обмен данными между приложениями. Операции с каталогами и файлами. Печать документов. | - | 2 | 2 |
Тема 2.4. Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты | Содержание учебного материала Файловые менеджеры. Программы-архиваторы. Пакеты утилит для MS DOS и Windows. Общий обзор. Назначение и возможности. Порядок работы. | - | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы структуры программного обеспечения ПК, примеры программ. Выполнение теста «Аппаратное и программное обеспечение» | - | 3 | |
Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации | 6 | |
- | 6 |
Тема 3.1. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации | Содержание учебного материала | - | 2 | 1 |
Компьютер - устройство для накопления, обработки и передачи информации. Обработка информации центральным процессором и организация оперативной памяти компьютера. Хранение информации и ее носители: гибкие, жесткие, компакт-диски. Организация размещения информации на дискетах и дисках: сектор, таблица размещения, область данных. Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. |
Практическая работа. Обработка информации центральным процессором и организация оперативной памяти компьютера. Хранение информации и ее носители: гибкие, жесткие, компакт-диски. | - | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. Поиск информации и подбор материала о вирусах и антивирусных средствах защиты информации. | - | 2 | |
Раздел 4. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации | 6 | |
- | 6 |
Тема 4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации | Содержание учебного материала | - | 2 | 2 |
Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Гипертекст. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации. |
Практическая работа. Основные услуги компьютерных сетей. | - | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление плана-конспекта текста «Службы Интернет». Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. Выполнение теста «Локальные и глобальные сети». | - | 2 | |
Раздел 5. Прикладные программные средства | 35 | |
6 | 29 |
Тема 5.1. Текстовые процессоры | Практическая работа. Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов, копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа, и в другой документ, и их удаление. Выделение фрагментов текста. Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм. Практическая работа. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать. | 2 | - 2 | |
Тема 5.2. Электронные таблицы | Практическая работа. Электронные таблицы: основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. Практическая работа. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице. | 2 - | - 4 | |
| Самостоятельная работа обучающихся. Составление кроссворда по аппаратному и программному обеспечению ПК. | | 2 | |
Тема 5.3. Системы управления базами данных | Практическая работа. Основные элементы базы данных. Режимы работы. Создание формы и заполнение базы данных. | 2 | - | |
Практическая работа. Создание формы и заполнение базы данных. Оформление, форматирование и редактирование данных. Сортировка информации. Скрытие полей и записей. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. Режимы поиска. Формулы запроса. Понятие и структура отчета. Создание и оформление отчета. Модернизация отчета. Вывод отчетов на печать и копирование в другие документы. | - | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление сравнительной таблицы СУБД. Выполнение теста «СУБД». | - | 3 | |
Тема 5.4. Графические редакторы | Содержание учебного материала | - | 2 | 3 |
Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Цвет и методы его описания. Системы цветов RGB, CMYK, HSB. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции, палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом. Форматы графических файлов. Печать графических файлов. |
Практическая работа. Работа с графическим редактором. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом. | - | 2 | |
Практическая работа. Форматы графических файлов. Печать графических файлов. | - | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление сравнительной таблицы для растровой и векторной графики. Выполнение теста «Графические системы». | - | 3 | |
Тема 5.5. Информационно-поисковые системы | Содержание учебного материала Назначение и возможности информационно-поисковых систем. Структура типовой системы. Информационно-поисковые системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети Internet. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой. | - | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. Поиск информации об информационно-поисковых системах, подготовка сообщения | - | 1 | |
Раздел 6. Автоматизированные системы. Использование средств вычислительной техники в лесном хозяйстве. | 10 | |
2 | 8 |
Тема 6.1. Автоматизированные системы. | Содержание учебного материала. | 1 | - | 1 |
Автоматизированное рабочее место специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем, представленных на отечественном рынке. |
Самостоятельная работа обучающихся. Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы. Поиск информации о видах автоматизированных систем, подбор примеров, подготовка сообщения | - | 2 | |
Тема 6.2. Использование прикладных программных средств в экономике. | Содержание учебного материала | - | 1 | 2 |
Использование прикладных программных средств для обработки данных и проведения расчетов при курсовом и дипломном проектировании в экономике лесного хозяйства. |
Тема 6.3. Использование прикладных программных средств в лесоводстве и лесной таксации. | Практическая работа. Использование прикладных программных средств в ходе выполнения практических работ, обработки отчетов и приобретения первичных профессиональных навыков в лесоводстве и лесной таксации. | - | 1 | |
Тема 6.4. Использование прикладных программных средств в геодезии и охране леса. | Практическая работа. Использование прикладных программных средств для проведения расчетов в ходе выполнения практических работ и приобретения первичных профессиональных навыков в геодезии и охране леса. | - | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подбор материала по теме «Лесное и лесопарковое хозяйство» для подготовки презентации «Моя будущая профессия» | - | 2 | |
Повторение материала курса. Дифференцированный зачет. | 1 | 1 |
| Итого | 81 | |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики»
Оборудование учебного кабинета:
Столы ученические, стулья ученические, столы компьютерные.
Стол преподавателя, стул преподавателя.
Доска аудиторная.
Шкаф книжный.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска TRIUMF.
Проектор мультимедийный InFokus.
Ноутбук НР.
МФУ – принтер.
Сканер Genius
Компьютеры в сборе G3460/4Gb с программным обеспечением Мicrosoft Offis и выходом в интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Хлебников А.А. Информатика: учебник / А.А.Хлебников.- Изд. 6-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.-445с.
Дополнительные источники:
Цветкова М.С. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./М.С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова – 5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 352 с.
Интернет – ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window, свободный. — Загл. с экрана.
Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// nlr.ru/lawcenter, свободный. — Загл. с экрана.
Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный.— Загл. с экрана.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | | |
- использовать изученные прикладные программные средства; | ПК 1.1 – 1.5 ПК 2.1, 2.3, 2.4 | – выполнение практических работ на ПК |
- свободно оперировать пакетом прикладных программ; | ОК 1- 9 ПК 4.1 – 4.3 | – выполнение работ на ПК |
- использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных | ПК 4.3 ПК 3.1 ПК1.3 ПК1.4 | – выполнение работ на ПК |
Знания: | | |
- основные этапы решения задач с помощью персонального компьютера (ПК); | ОК 1- 9 | –тестирование |
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопленной информации; | ПК 4.3 | – тестирование, дифференцированный зачет |
- программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; | ОК 1- 9 | – тестирование, дифференцированный зачет |
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПК и вычислительных систем; | ПК 4.3 ПК 1.1, ПК 1.2 | – тестирование, дифференцированный зачет |
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ. | ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.3, ПК3.2, ПК 4.3 | – тестирование, – дифференцированный зачёт |
9