РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины математического и общего естественнонаучного цикл ЕН.02 Экологические основы природопользования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) разработана на основе Примерной программы «Экологические основы природопользования» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | 17 |
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 23 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ЕН.02 Экологические основы природопользования является обязательной частью математического и общего естественнонаучного учебного цикла (указывается наименование цикла) примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК02, ОК03, ОК04, ОК 07, ОК09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 | Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 03 | Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04 | Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 07 | . Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности | Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
ОК 09 | Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 36 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 18 |
практические занятия | 14 |
самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Особенности взаимодействия природы и общества. | | |
Тема 1.1. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
1.Введение. Условия устойчивого состояния экосистем. Определение, виды и размерность ПДК. |
2. Природные ресурсы и их классификация. Задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов. | 2 |
| |
Тема 1.2. Загрязнение окружающей среды | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07 |
1. Загрязнение окружающей среды. |
2.Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | |
Практическое занятие Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. | 2 |
Тема 1.3. Природоохранный потенциал | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07, ОК 09 |
1.Способы предотвращения и улавливания выбросов, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов. |
2.Методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки стоков химических производств, основные технологии утилизации стоков. |
3.Захоронение и утилизация твёрдых отходов. Основные технологии утилизации твердых отходов |
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практические занятия Экологические проблемы гидросферы. | 6 |
Охрана почв и земельных ресурсов. |
Проблемы загрязнения атмосферного воздуха. | |
Раздел 2. | Правовые и социальные вопросы природопользования | | |
Тема 2.1. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07 |
1.Принципы и методы мониторинга окружающей среды. Принципы и методы экологического контроля и экологического регулирования. |
2.Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Практические занятия Принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды в России | 4 2 |
Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Самостоятельная работа обучающихся «Современное состояние окружающей природной среды России». Создание презентаций «Современное состояние окружающей природной среды России». |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 | |
Всего: | 36 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экологические основы природопользования №
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя (стол учительский – 1, стул – 1)
Стол ученический – 17
Стул ученический – 34
Мультимедийный проектор – 1
Ноутбук – 1
Экран - 1
Телевизор - 1
DVD – 1
Доска меловая – 3
Шкаф для документации – 1
1. Натуральные образцы (учебные фильмы, презентации)
2.. Инструктивно-техническая документация
Комплекты тестовых заданий к темам: основы экологии.
5. Контрольно-диагностические материалы.
Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю
Комплект контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации
3.2.1. Печатные издания
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова И.В. Экологические основы природопользования. М.: Изд-во Дашков и К, 2015.
2. Кондратьева Е Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. [и др.] ; под редакцией О. Е. Кондратьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 283 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01077-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429392.
3. Блинов, Л. Н. Экология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общей редакцией Л. Н. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 209 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00269-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436502.
3.2.2. Дополительные источники
1. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. М.: Дрофа, 2015.
2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2015.
3. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Даш-ков и К, 2008.
4. Криксунов Е.А. Экология. М.: Дрофа, 2015.
5. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
6. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. М.: Просве-щение, 2015.
7. Передельский Л.В., Коробкин В.И., Приходченко О.Е. Экология: Учебник – М.: Проспект, 2017. – 512с.;
8. Сидоров Ю.П., Рассказов С.В., Гаранина Т.В., Сытник Т.А. Экология: Курс лекций. – М.: РГОТУПС, 2015г. – 11с.
9. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. Учебное пособие для СПО. – М.: «Академия», 2016. – 208 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умение анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности. | Правильный анализ и прогноз экологических последствий различных видов производственной деятельности. | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Умение определить экологическую пригодность выпускаемой продукции. | Соответствие выбранных экологических параметров на пригодность выпускаемой продукции. | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Умение анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф. | Правильный анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф. | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля. |
Знать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств. | Анализировать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, правильность выбора способов предотвращения и улавливания выбросов, а так же методов очистки промышленных сточных вод. Обосновать выбор технологически возможных аппаратов обезвреживания согласно принципа работы. | Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. |
Знать виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. Знать задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал. | Правильное подразделение природных ресурсов согласно их видов. Оценивать состояние окружающей среды согласно задач охраны окружающей среды. | Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. |
Знать охраняемые природные территории Российской Федерации. | Оценка состояния охраняемых природных территорий Российской Федерации. | Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. |
Знать правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности. | Обосновывать правила и нормы природопользования и экологической безопасности согласно знаний правовых основ. | Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. |
Знать принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. | Правильное оценивание природопользования согласно принципам и методам контроля. | Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. |
Знать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | Анализировать принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. |
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Метод обучения | Деятельность обучающихся |
Объяснительно-иллюстративное обучение | Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности |
Монологический метод | Наблюдение, слушание, запоминание; мысленное участие в решении учебной проблемы; выполнение действий по образцу |
Показательный метод | Отработка умений постановки вопроса. |
Диалоговый метод | Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем. |
Алгоритмический метод | Восприятие инструктажа по выполнению задания. Усвоение алгоритма и образца действий. Выполнение задания |
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий | Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя» |
Проблемный метод | Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач |
Эвристический | Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы; Поиск путей решения проблем; Выдвижение и обоснование гипотез; Решение проблем |
Исследовательский метод | Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации. Решение проблем |
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
5.2.1. Организация входного контроля
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание входного контроля успеваемости | Формы и процедуры входного контроля успеваемости для инвалидов и лиц с ОВЗ |
№ 1 | определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала | устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа |
5.2.2. Организация текущего контроля успеваемости
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание текущего контроля успеваемости | Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов и лиц с ОВЗ |
№2-18 | позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность | осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. |
5.2.3. Организация промежуточной аттестации
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание промежуточной аттестации | Формы и процедуры промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ |
№ 19 | оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции | осуществляется в форме зачета. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. |
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Заболевания | Способы создание безбарьерной среды в ходе учебного занятия |
ДЦП | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Артериально-венозная моноформация конуса спинного мозга, парапарез | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени | Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре |
Заболевание кишечника болезнь Крона | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре |
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит | Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре |
S-талассемия ср.ст.тяж | Освобождение от занятий по физической культуре |
Сахарный диабет | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре |
7