Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА |
|
приказом директора ГПОУ ЯНАО |
«Надымский профессиональный колледж» |
от № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.03 Биология (углубленный уровень)
по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Надым, 2022
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательного учебного предмета УПВ.03 Биология (углубленный уровень) разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.07.2022 года №526) и с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;
Богданова Ольга Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
естественно-научного цикла
Протокол №
от «_»
Председатель УМО:
_____________ (Ю.В.Романова)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол №
от «__» мая
Председатель МС:
_____________ (Л.А. Гильмутдинова)
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 13 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.03 БИОЛОГИЯ
Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательного учебного предмета УПВ.03 Биология предназначена для изучения биологии на углубленном уровне в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебный предмет УПВ.03 Биология является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:
Содержание программы предмета УПВ.03 Биология направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебного предмета УПВ.03 Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу проблем биологической науки, вопросов
состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Программа учебного предмета способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:
всего учебная нагрузка обучающегося составляет 88 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем - 72 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 10 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.03 Биология
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Объем ОП | 88 |
в том числе: во взаимодействии с преподавателем (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
оформление отчета по лабораторной и практической работе | 2 |
подготовка к контрольной работе | 2 |
подготовка презентаций | 2 |
подготовка к экзамену | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена (2 семестр) |
2.2 Тематический план и содержание учебного предмета
УПВ.03 Биология
по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Учебная нагрузка обучающегося (всего) 88 часов
в том числе, во взаимодействии с преподавателем - 72 часа (из них практические, лабораторные и др. занятия - 10 часов)
Самостоятельная учебная нагрузка – 10 часов
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень освоения1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр 36 часов |
Введение. | Вводная контрольная работа. Биология как наука. Методы биологии Признаки живых организмов Уровни организации жизни | 2 | 1 |
Учение о клетке | Содержание учебного материала | 8 | |
Клетка - элементарная живая система. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Белки. Углеводы. Липиды. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции клетки. Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белка. Митоз. | | 1 |
Практические занятия. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом». «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практической работе подготовка презентаций | 2 |
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Половое и бесполое размножение. Мейоз. Формирование гамет. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей разных групп позвоночных животных. Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье человека | 2 | |
Практические занятия. 3. «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка устных ответов по конспектам подготовка к практической работе | 2 1 1 |
3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
Генетика как наука. Методы генетики. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследственные болезни человека. Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость. Селекция как наука. Методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения современной селекции. Биотехнология. | |
Практические занятия. 4. «Составление простейших схем моногибридного скрещивания». | 1 |
контрольная работа за 1 полугодие | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практической работе подготовка к годовой контрольной работе подготовка к практической работе и оформление отчета по работе | 10 1 3 3 3 |
2 семестр 52 часа |
4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | 16 | 2 |
История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Движущие эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Причины вымирания видов. Биологический прогресс. Биологический регресс. | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка презентаций | 4 |
5. Происхождение человека | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
Гипотезы происхождения человека. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | |
Практические занятия. 5. «Составление простейших схем дигибридного скрещивания». 6. «Анализ фенотипической изменчивости». 7. «Выявление мутагенов в окружающей среде» 8. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека» | 4 | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практическим работам составление презентаций по изучаемым темам | 2 | |
6. Основы экологии | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
Экология как наука. Экологические факторы. Экологические системы. Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. Межвидовые отношения в экосистеме. Сукцессия. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в природной среде. | |
Практические занятия. 9. «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме». 10. «Решение экологических задач». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся составление презентаций по изучаемым темам | 4 |
7. Бионика | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. | |
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к экзамену | 2 |
Экзамен | | |
Итого | 88 часов | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: ноутбук (или компьютер), проектор (или телевизор), принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Биология [Текст]: [учебник]: для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеев. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2020. - 320 с. : ил.; 22 см. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины).; — ISBN 978-5-4468-9247-1.
Константинов, В.М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей : учебник для образовательных учреждений СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева ; под редакцией В. М. Константинова. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. - 331, [1] с. : ил. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины).; ISBN 978-5-4468-6577-2
Мамонтов С.Г. Общая биология: учебник/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - 13-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2020. – 324с. – (Среднее профессиональное образование) Электронный учебник.
Общая биология: учебное пособие / С.И. Колесников. — Москва: КноРус, 2020. — 287 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-06119-0.
Дополнительные источники:
Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы: учебное пособие / В.Н. Ярыгин под ред., А.Г. Мустафин. — Москва: КноРус, 2020. — 584 с. — ISBN 978-5-406-04791-0.
Мустафин А.Г. Биология. (СПО). Учебник / Мустафин А.Г., Захаров В.Б. - Москва: КноРус, 2020. - 424 с. — ISBN 978-5-406-07514-2
Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2020.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2020.
Интернет – ресурсы:
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеаудиторной самостоятельной работы
Результаты обучения (виды деятельности обучающегося) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Индивидуальный и групповой опрос. Экспертная оценка и интерпретация результатов практической работы. Тестовый контроль. Решение кроссвордов. Решение ситуационных задач. Оценка компьютерных презентаций по заданной теме. Оценивание решения расчетных и проблемных задач. Выполнение самостоятельных работ. Составление тестовых заданий и кроссвордов. Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Контрольная работа. |
усвоенные знания: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; | Индивидуальный и групповой опрос. Экспертная оценка и интерпретация результатов практической работы. Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Тестовый контроль. Решение кроссвордов. Решение ситуационных задач. Оценка компьютерных презентаций по заданной теме. Оценивание решения расчетных и проблемных задач. Выполнение самостоятельных работ. Составление тестовых заданий и кроссвордов. |
1