СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета УПВ.03 Биология по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательного учебного предмета УПВ.03 Биология (углубленный уровень) разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.07.2022 года №526) и с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета УПВ.03 Биология по специальности 31.02.01 Лечебное дело»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»





УТВЕРЖДЕНА


приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

от №













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


УПВ.03 Биология (углубленный уровень)



по специальности 31.02.01 Лечебное дело














Надым, 2022


Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательного учебного предмета УПВ.03 Биология (углубленный уровень) разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.07.2022 года №526) и с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело.


Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составители:

Романова Юлия Викторовна, кандидат биологических наук, преподаватель первой квалификационной категории;

Богданова Ольга Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории



РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

естественно-научного цикла

Протокол №

от «_»

Председатель УМО:

_____________ (Ю.В.Романова)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол №

от «__» мая

Председатель МС:

_____________ (Л.А. Гильмутдинова)



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

12


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

13



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УПВ.03 БИОЛОГИЯ


  1. Область применения рабочей программы

Программа общеобразовательного учебного предмета УПВ.03 Биология предназначена для изучения биологии на углубленном уровне в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов по специальности 31.02.01 Лечебное дело.


  1. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебный предмет УПВ.03 Биология является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:

Содержание программы предмета УПВ.03 Биология направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Освоение содержания учебного предмета УПВ.03 Биология обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;

  • понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

  • способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

  • способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

  • способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

  • осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  • повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  • способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу проблем биологической науки, вопросов

  • состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  • умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • способность применять биологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

  • способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

  • способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


Программа учебного предмета способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности.


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета:

всего учебная нагрузка обучающегося составляет 88 часов, в том числе:

во взаимодействии с преподавателем - 72 часа;

самостоятельная работа обучающегося - 10 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УПВ.03 Биология


2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Объем ОП

88

в том числе: во взаимодействии с преподавателем (всего)

72

в том числе:


лабораторные занятия

0

практические занятия

10

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:


оформление отчета по лабораторной и практической работе

2

подготовка к контрольной работе

2

подготовка презентаций

2

подготовка к экзамену

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена (2 семестр)

2.2 Тематический план и содержание учебного предмета

УПВ.03 Биология

по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Учебная нагрузка обучающегося (всего) 88 часов

в том числе, во взаимодействии с преподавателем - 72 часа (из них практические, лабораторные и др. занятия - 10 часов)

Самостоятельная учебная нагрузка – 10 часов

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся

Объем часов

Уровень освоения1

1

2

3

4

1 семестр 36 часов

Введение.

Вводная контрольная работа.

Биология как наука. Методы биологии

Признаки живых организмов

Уровни организации жизни

2

1

  1. Учение о клетке

Содержание учебного материала

8


Клетка - элементарная живая система.

Неорганические вещества клетки

Органические вещества клетки. Белки. Углеводы. Липиды.

Нуклеиновые кислоты. Строение и функции клетки.

Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белка. Митоз.


1

Практические занятия.

  1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом».

  2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе

подготовка презентаций

2


  1. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Содержание учебного материала

8

2

Половое и бесполое размножение. Мейоз. Формирование гамет.

Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей разных групп позвоночных животных. Влияние различных факторов на репродуктивное здоровье человека

2


Практические занятия.

3. «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

1


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка устных ответов по конспектам

подготовка к практической работе

2

1

1

3. Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

12

2

Генетика как наука. Методы генетики. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетика пола. Наследственные болезни человека. Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость. Селекция как наука. Методы селекции.

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения современной селекции. Биотехнология.


Практические занятия.

4. «Составление простейших схем моногибридного скрещивания».

1

контрольная работа за 1 полугодие


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе

подготовка к годовой контрольной работе

подготовка к практической работе и оформление отчета по работе

10

1

3

3

3

2 семестр 52 часа

4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

16

2

История развития эволюционного учения. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Движущие эволюции. Вид. Критерии вида.

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Причины вымирания видов. Биологический прогресс. Биологический регресс.


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка презентаций

4

5. Происхождение человека

Содержание учебного материала

8

2

Гипотезы происхождения человека. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.


Практические занятия.

5. «Составление простейших схем дигибридного скрещивания».

6. «Анализ фенотипической изменчивости».

7. «Выявление мутагенов в окружающей среде»

8. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

4


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практическим работам

составление презентаций по изучаемым темам

2


6. Основы экологии

Содержание учебного материала

12

1

Экология как наука. Экологические факторы. Экологические системы. Структура экосистем. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистеме. Межвидовые отношения в экосистеме. Сукцессия. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в природной среде.


Практические занятия.

9. «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме».

10. «Решение экологических задач».

2

Самостоятельная работа обучающихся

составление презентаций по изучаемым темам

4

7. Бионика

Содержание учебного материала

2

2

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.


Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к экзамену

2

Экзамен



Итого

88 часов












3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: ноутбук (или компьютер), проектор (или телевизор), принтер.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Биология [Текст]: [учебник]: для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеев. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2020. - 320 с. : ил.; 22 см. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины).; — ISBN 978-5-4468-9247-1.

  2. Константинов, В.М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей : учебник для образовательных учреждений СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева ; под редакцией В. М. Константинова. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. - 331, [1] с. : ил. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины).; ISBN 978-5-4468-6577-2

  3. Мамонтов С.Г. Общая биология: учебник/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - 13-е изд., стер. – Москва: КНОРУС, 2020. – 324с. – (Среднее профессиональное образование) Электронный учебник.

  4. Общая биология: учебное пособие / С.И. Колесников. — Москва: КноРус, 2020. — 287 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-06119-0.

Дополнительные источники:

  1. Биология. Для выпускников школ и поступающих в вузы: учебное пособие / В.Н. Ярыгин под ред., А.Г. Мустафин. — Москва: КноРус, 2020. — 584 с. — ISBN 978-5-406-04791-0.

  2. Мустафин А.Г. Биология. (СПО). Учебник / Мустафин А.Г., Захаров В.Б. - Москва: КноРус, 2020. - 424 с. — ISBN 978-5-406-07514-2

  3. Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2020.

  4. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2020.


Интернет – ресурсы:

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, внеаудиторной самостоятельной работы



Результаты обучения

(виды деятельности обучающегося)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;


Индивидуальный и групповой опрос. Экспертная оценка и интерпретация результатов практической работы. Тестовый контроль.

Решение кроссвордов.

Решение ситуационных задач.

Оценка компьютерных презентаций по заданной теме.

Оценивание решения расчетных и проблемных задач.

Выполнение самостоятельных работ.

Составление тестовых заданий и кроссвордов.

Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Контрольная работа.


усвоенные знания:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


Индивидуальный и групповой опрос. Экспертная оценка и интерпретация результатов практической работы.

Оценка аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Тестовый контроль.

Решение кроссвордов.

Решение ситуационных задач.

Оценка компьютерных презентаций по заданной теме.

Оценивание решения расчетных и проблемных задач.

Выполнение самостоятельных работ.

Составление тестовых заданий и кроссвордов.






1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!