ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность предмета.
Актуальность предмета «Русский язык» заключается в формировании коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовке обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Целью изучения предмета, является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
При изучении предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка в 1 классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Основания разработки рабочей программы:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Предмет «Русский язык» в 1 классе разделен на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:
1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие
2) обучение грамоте представлен букварным периодом.
Начало изучения букв в 1 классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с РАС. В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. г. на индивидуальное изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
*представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
*установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
*бережное, гуманное отношение ко всему живому;
*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
*первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;
*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
*формирование элементарных представлений о красоте;
*формирование умения видеть красоту природы и человека;
*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты
АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
пользоваться тетрадью;
правильно держать ручку;
раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
различать речевые звуки;
составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке.
Достаточный уровень:
пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
правильно держать ручку;
раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
определять первый звук в слове;
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
писать изученные буквы, слоги, слова.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся, в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
положительное отношение к школе;
развитие мотивации к обучению;
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При переходе в 1 класс, обучающийся может уметь:
пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
правильно держать ручку;
раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
определять первый звук в слове;
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
писать изученные буквы, слоги, слова.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Планируемые результаты освоения обучающимися русского языка.
Планируемые личностные результаты:
-положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
-проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
-расширение представлений о многообразии окружающего мира;
-доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
-первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
-умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
-оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
-слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
-ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;
-понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
-под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
-принимать участие в диалоге;
-принимать участие в работе парами и группами;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Планируемые предметные результаты:
-иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
-различать и узнавать звуки окружающей действительности;
-дифференцировать неречевые и речевые звуки;
-практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
-работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
-классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
-понимать и показывать пространственное расположение фигур;
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
-понимать различие между звуками и буквами;
-устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
-различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
-различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
-различать слово и предложение, слово и слог;
-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
-осознавать слово как единство звучания и значения;
-соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
-определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
-соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
-составлять предложения из данных слов;
-составлять предложения по схеме;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
-списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
-писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода:
Достаточный уровень
-понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
-знать правила поведения учащихся в школе;
-понимать и выполнять правила посадки за партой;
-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
-пользоваться карандашом, ручкой;
-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
-рисовать несложные орнаменты, рисунки;
-выполнять штриховку;
-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
-рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень
-знать правила поведения учащихся в школе;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета;
-различать звуки окружающей действительности;
-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
-пользоваться карандашом, ручкой;
-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте:
Достаточный уровень
-различать звуки на слух и в собственном произношении;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
-писать строчные и прописные буквы;
-списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;
-писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).
Минимальный уровень
-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
-списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.
Содержание учебного предмета
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова) Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (письмо)
1-й этап
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.
Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.
Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных(ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.
Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Составление и запись предложений из 1-2 слов.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.
Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.
Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).
Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.
Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап
Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.
Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.
Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.
Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | | Количество часов |
Всего | Теоретических | Контрольных работ |
1 | Добукварный период | 5 | 5 | 0 |
2 | Букварный период | 28 | 28 | 0 |
| ВСЕГО | 33 | 33 | 0 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 33 часа по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика видов деятельности |
Добукварный период-5 ч учителя | обучающихся |
1 | Выявление знаний и умений учащихся. Различение полосок бумаги по цвету и расположению. | 1 | | Формирование в пространственной ориентации на странице тетради. Развитие мелкой моторики. | Умение преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в словесную форму под руководством учителя. |
2 | Выкладывание из цветных полосок бумаги буквенных знаков и геометрических фигур. | 1 | | Пальчиковая гимнастика | Умение преобразовывать информацию, полученную из рисунка , в словесную форму под руководством учителя. |
3 | Воспроизведение комбинаций из прямых линий путём подбора их дубликатов из палочек. Рисование и обводка по трафарету геометрических фигур. | 1 | | Пальчиковая гимнастика | Умение преобразовывать информацию, полученную из рисунка , в словесную форму под руководством учителя. |
4 | Конструирование знакомых предметов (лесенка, скамейка, оконная рама) из палочек. | 1 | | исключение четвёртого лишнего по форме предмета. | Дорисовывание недостающей фигуры с использование шаблона или трафарета. |
5 | Письмо полуовалов и овала. Обводка по шаблону, штриховка и закрашивание знакомых предметов. | 1 | | рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имён детей. | Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующие выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме. |
Букварный период - 28 ч. |
6-7 | Письмо строчной и прописной буквы «Аа». | 2 | | формирование в пространственной ориентации на странице тетради. Развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания, образного мышления | Уметь писать по образцу элементы букв; соблюдать правила общения |
8-9 | Письмо строчной и прописной буквы «Уу» | 2 | . | . знакомство с написанием строчной буквы у. Название элементов буквы. Упражнения для развития образного представления. | Умение под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в букваре |
10-11 | Знакомство с письменной буквой «М». | 2 | | знакомство с написанием строчной буквы м. Название элементов буквы. Упражнения для развития образного представления. | Уметь писать и распознавать изучаемую букву, называть элементы букв. Знать форму изучаемой прописной буквы. |
12-13 | Письмо строчной и прописной буквы «Оо». Упражнение в написании заглавной буквы «о». | 2 | | Работа с разрезной азбукой. | Умение оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложений |
14-15 | Письмо строчной и прописной буквы «Хх». | 2 | | составление звуковые схем | Умение оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложений |
16 | Письмо строчной и прописной буквы «Сс».. | 1 | | Упражнения для развития образного представления | Работа с разрезной азбукой. |
17 | Написание обратных слогов: ас,ус, ос. | 1 | | учить правильно, использовать строчные и заглавные буквы | Умение ориентироваться в букваре. |
18 | Письмо строчной и прописной буквы» Нн». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву н, Н. Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
19 | Заглавная буква «Н». Письмо элементов и самой буквы. | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву н, Н. Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
20 | Письмо буквы «ы» | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву ы. Обозначать звук соответствующей буквой | Составлять букв из разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв и самостоятельно их записывать |
21 | Письмо строчной и прописной буквы «Лл». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву л. Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
22 | Письмо строчной и прописной буквы «Вв». Слоги, слова и предложения с буквой «Вв». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву в. Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
23 | Письмо строчной и прописной буквы «Ии». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву и. Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
24 | Письмо строчной и прописной буквы «Шш». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «Ш ш». Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
25 | Письмо строчной и прописной буквы «Пп». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «п».Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
26 | Заглавная буква «П». Написание элементов и самой буквы, письмо слов с заглавной буквой «П» | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «П».Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
27 | Письмо строчной и прописной буквы «Тт». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «т».Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
28 | Письмо заглавной буквы «К» Письмо строчной и прописной буквы «Кк». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «Кк».Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
29 | Письмо строчной и прописной буквы «Зз». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «Зз».Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
30 | Письмо строчной и прописной буквы «Рр». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «Рр».Обозначать звук соответствующей буквой | Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы |
31 | Письмо буквы «Й». Слоги и слова с «Й». | 1 | | Уметь писать элементы буквы и букву «Й». Обозначать звук соответствующей буквой | Составлять букв из разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв и самостоятельно их записывать |
32 | Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений. | 1 | | Умение работать над соединениями букв в слогах, словах. | Уметь правильно писать слоги жи, ши. |
33 | Письмо слогов, слов с сочетанием «Ча-Чу». | 1 | | Умение работать над соединениями букв в слогах, словах. | Умение проговаривать вслух последовательность проводимых действий |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе». А. К. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Аксенова А. К. и др. «Обучение грамоте. Методические рекомендации». М, Просвещение, 2009.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М, Просвещение, 1991.
Дополнительная литература
Воронкова В.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.: Просвещение, 2008
Аксенова, А.К., Э. В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ М.: Просвещение, 1991.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и речи». СПб, 2008.
Экранно-звуковые пособия
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое оборудование
касса букв и слогов;
раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
наборы предметных и сюжетных картинок;
карточки для индивидуальной работы
схемы (схемы слов, предложений, разбор слова по составу);
слоговые таблицы;
дидактические игры;
образцы написания прописных букв;
мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
8 | Монитор | 3 |
9 | Системный блок | 3 |
10 | Клавиатура | 3 |
11 | Мышь оптическая | 3 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
17