СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 1 класса вариант 8.3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность предмета «Русский язык» заключается в формировании коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовке обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:

  • выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
  • особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
  • боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
  • ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
  • специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
  • низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Целью изучения предмета, является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

При изучении предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развитие навыков устной коммуникации;
  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 1 класса вариант 8.3.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность предмета.

Актуальность предмета «Русский язык» заключается в формировании коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовке обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Рабочая программа по русскому языку составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:

  • выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

  • особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

  • боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

  • ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

  • специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

  • низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Целью изучения предмета, является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

При изучении предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  • развитие навыков устной коммуникации;

  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках русского языка в 1 классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.


Основания разработки рабочей программы:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.

Предмет «Русский язык» в 1 классе разделен на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:

1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие

2) обучение грамоте представлен букварным периодом.

Начало изучения букв в 1 классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с РАС. В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. г. на индивидуальное изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

*любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

*элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

*положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

*интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

*представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

*уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

*установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

*бережное, гуманное отношение ко всему живому;

*знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

*первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

*уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

*различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

*формирование элементарных представлений о красоте;

*формирование умения видеть красоту природы и человека;

*представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты

АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • пользоваться тетрадью;

  • правильно держать ручку;

  • раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;

  • обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

  • различать речевые звуки;

  • составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;

  • выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

  • знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

  • писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке.

Достаточный уровень:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;

  • правильно держать ручку;

  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;

  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;

  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;

  • определять первый звук в слове;

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

  • писать изученные буквы, слоги, слова.

Личностные результаты

Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся, в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

  • принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;

  • положительное отношение к школе;

  • развитие мотивации к обучению;

  • развитие элементарных представлений об окружающем мире;

  • овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • развитие положительных свойств и качеств личности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

При переходе в 1 класс, обучающийся может уметь:

  • пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;

  • правильно держать ручку;

  • раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

  • дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

  • составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;

  • определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;

  • делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;

  • определять первый звук в слове;

  • различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

  • писать изученные буквы, слоги, слова.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Планируемые результаты освоения обучающимися русского языка.

Планируемые личностные результаты:

-положительное отношение к школе, к урокам русского языка;

-проявление интереса к языковой и речевой деятельности;

-расширение представлений о многообразии окружающего мира;

-доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

-первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

-умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

-оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;

-слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

-ориентироваться в тетрадях, Прописях, альбомах;

-понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;

-под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

-принимать участие в диалоге;

-принимать участие в работе парами и группами;

-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Планируемые предметные результаты:

-иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

-различать и узнавать звуки окружающей действительности;

-дифференцировать неречевые и речевые звуки;

-практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);

-работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;

-классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

-понимать и показывать пространственное расположение фигур;

-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);

-слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

-пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

-понимать различие между звуками и буквами;

-устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);

-различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

-различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

-различать слово и предложение, слово и слог;

-определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

-осознавать слово как единство звучания и значения;

-соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

-определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;

-соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

-составлять предложения из данных слов;

-составлять предложения по схеме;

-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

-ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;

-списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;

-писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.

Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода:

Достаточный уровень

-понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;

-знать правила поведения учащихся в школе;

-понимать и выполнять правила посадки за партой;

-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;

-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;

-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;

-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;

-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;

-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

-пользоваться карандашом, ручкой;

-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

-рисовать несложные орнаменты, рисунки;

-выполнять штриховку;

-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;

-рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Минимальный уровень

-знать правила поведения учащихся в школе;

-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;

-знать основные цвета;

-различать звуки окружающей действительности;

-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;

-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;

-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;

-пользоваться карандашом, ручкой;

-рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.

Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте:

Достаточный уровень

-различать звуки на слух и в собственном произношении;

-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-писать строчные и прописные буквы;

-списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;

-писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние - после звуко-слогового проговаривания).

Минимальный уровень

-различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

-списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.


  1. Содержание учебного предмета

Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зритель­ного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости ли­с­та. Со­вер­шен­с­т­во­ва­ние и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального об­щения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогичес­кой речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опы­ту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за ок­ру­жа­ю­щей действительностью и т.д.

Обучение грамоте

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произ­несение. Определение места звука в слове. Определение последовательнос­ти звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, раз­ли­ча­ющихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбу­к­ве­н­ных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в на­чале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых стру­ктур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предваритель­ной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Досло­вное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущен­ной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение при­ёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под ди­к­товку слов и предложений, написание которых не расходится с их произно­шением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и кон­струкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения под­го­товительной работы); ответов на вопросы педаго­га и товарищей класса. Пересказ про­с­лу­шанных и предварительно разобран­ных небольших по объему текстов с опорой на во­п­росы учителя и ил­лю­с­т­ра­тивный ма­те­ри­ал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сю­жетных кар­тин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.


Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова) Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период (письмо)

1-й этап

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.

Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных(ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.

Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Составление и запись предложений из 1-2 слов.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.

Запись под диктовку букв и слогов.

2-й этап

Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.

Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.

Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.

Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).

Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.

Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.

Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап

Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.

Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.

Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.

Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.

Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.

Учебно-тематический план


п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теоретических

Контрольных работ

1

Добукварный период

5

5

0

2

Букварный период

28

28

0


ВСЕГО

33

33

0



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 33 часа по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК».


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика видов деятельности

Добукварный период-5 ч учителя

обучающихся

1

Выявление знаний и умений учащихся. Различение полосок бумаги по цвету

и расположению.

1


Формирование в пространственной ориентации на странице тетради. Развитие мелкой моторики.


Умение преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в словесную форму под руководством учителя.

2

Выкладывание из цветных полосок бумаги буквенных знаков и геометрических фигур.

1


Пальчиковая гимнастика

Умение преобразовывать информацию, полученную из рисунка , в словесную форму под руководством учителя.

3

Воспроизведение комбинаций из

прямых линий путём подбора их

дубликатов из палочек. Рисование и обводка по трафарету

геометрических фигур.

1


Пальчиковая гимнастика

Умение преобразовывать информацию, полученную из рисунка , в словесную форму под руководством учителя.

4

Конструирование знакомых

предметов (лесенка, скамейка,

оконная рама) из палочек.

1


исключение четвёртого лишнего по форме предмета.

Дорисовывание недостающей фигуры с использование шаблона или трафарета.

5

Письмо полуовалов и овала. Обводка по шаблону, штриховка и

закрашивание знакомых предметов.

1


рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имён детей.


Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующие выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме.

Букварный период - 28 ч.

6-7

Письмо строчной и прописной буквы «Аа».

2


формирование в пространственной ориентации на странице тетради. Развитие мелкой моторики, усидчивости, внимания, образного мышления

Уметь писать по образцу элементы букв; соблюдать правила общения


8-9

Письмо строчной и прописной буквы «Уу»

2

.

. знакомство с написанием строчной буквы у. Название элементов буквы. Упражнения для развития образного представления.


Умение под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в букваре

10-11

Знакомство с письменной буквой «М».

2


знакомство с написанием строчной буквы м. Название элементов буквы. Упражнения для развития образного представления.

Уметь писать и распознавать изучаемую букву, называть элементы букв. Знать форму изучаемой прописной буквы.

12-13

Письмо строчной и прописной буквы «Оо». Упражнение в написании заглавной буквы «о».

2


Работа с разрезной азбукой.

Умение оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложений

14-15

Письмо строчной и прописной буквы «Хх».

2


составление звуковые схем

Умение оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложений

16

Письмо строчной и прописной буквы «Сс»..

1


Упражнения для развития образного представления

Работа с разрезной азбукой.

17

Написание обратных слогов: ас,ус, ос.

1


учить правильно, использовать строчные и заглавные буквы

Умение ориентироваться в букваре.

18

Письмо строчной и прописной буквы» Нн».

1


Уметь писать элементы буквы и букву н, Н. Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

19

Заглавная буква «Н». Письмо элементов и самой буквы.

1




Уметь писать элементы буквы и букву н, Н. Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

20

Письмо буквы «ы»

1


Уметь писать элементы буквы и букву ы. Обозначать звук соответствующей буквой

Составлять букв из разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв и самостоятельно их записывать

21

Письмо строчной и прописной буквы «Лл».

1


Уметь писать элементы буквы и букву л. Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

22

Письмо строчной и прописной буквы «Вв». Слоги, слова и предложения с буквой «Вв».

1


Уметь писать элементы буквы и букву в. Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

23

Письмо строчной и прописной буквы «Ии».

1


Уметь писать элементы буквы и букву и. Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

24

Письмо строчной и прописной буквы «Шш».

1


Уметь писать элементы буквы и букву «Ш ш». Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

25

Письмо строчной и прописной буквы «Пп».

1


Уметь писать элементы буквы и букву «п».Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

26

Заглавная буква «П». Написание элементов и самой буквы, письмо слов с заглавной буквой «П»

1


Уметь писать элементы буквы и букву «П».Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

27

Письмо строчной и прописной буквы «Тт».

1


Уметь писать элементы буквы и букву «т».Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

28


Письмо заглавной буквы «К» Письмо строчной и прописной буквы «Кк».

1


Уметь писать элементы буквы и букву «Кк».Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

29

Письмо строчной и прописной буквы «Зз».

1


Уметь писать элементы буквы и букву «Зз».Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

30

Письмо строчной и прописной буквы «Рр».

1


Уметь писать элементы буквы и букву «Рр».Обозначать звук соответствующей буквой

Сравнивать и сопоставлять, находить похожие и различные элементы; соединять, прописывать буквы

31

Письмо буквы «Й». Слоги и слова с «Й».

1


Уметь писать элементы буквы и букву «Й». Обозначать звук соответствующей буквой

Составлять букв из разрезной азбуки слова из трёх-четырёх букв и самостоятельно их записывать

32

Письмо слогов ЖИ-ШИ, слов и предложений.

1


Умение работать над соединениями букв в слогах, словах.

Уметь правильно писать слоги жи, ши.

33

Письмо слогов, слов с сочетанием «Ча-Чу».

1


Умение работать над соединениями букв в слогах, словах.

Умение проговаривать вслух последовательность проводимых действий

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная литература

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.

  • Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе». А. К. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  • Аксенова А. К. и др. «Обучение грамоте. Методические рекомендации». М, Просвещение, 2009.

  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М, Просвещение, 1991.

Дополнительная литература

  • Воронкова В.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.: Просвещение, 2008

  • Аксенова, А.К., Э. В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ М.: Просвещение, 1991.

  • Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и речи». СПб, 2008.

Экранно-звуковые пособия

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-практическое оборудование

  • касса букв и слогов;

  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

  • наборы предметных и сюжетных картинок;

  • карточки для индивидуальной работы

  • схемы (схемы слов, предложений, разбор слова по составу);

  • слоговые таблицы;

  • дидактические игры;

  • образцы написания прописных букв;

  • мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;

  • наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru


Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1




 





17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!