Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 5 класса составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Положения о рабочей программе ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: с ил.
Цель предмета:
обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности; а также подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Основные задачи:
1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных
изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека:
2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-
следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;
3.Воспитание понимание бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу.
Общая характеристика учебного предмета «Природоведение»
Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5 классов.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания дети с ограниченными возможностями здоровья получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у обучающихся формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой. Они узнают о значении Солнца для жизни на Земле.
В разделе «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли.
В разделе «Есть на Земле страна - Россия» обучающиеся знакомятся с Россией, с ее городами.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
3. Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. 2 часа в неделю (34 учебные недели) 5 класс.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;
- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнять несложные задания под контролем учителя;
- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;
- выделять существенные признаки групп объектов;
- знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
- вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия.
5. Содержание учебного предмета «Природоведение»
5 класс.
Введение. Что такое природоведение. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная.
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Состав воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.
Полезные ископаемые.
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. каменный уголь. добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.
Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды, водохранилища. Моря и океаны. Охрана воды.
Поверхность суши. Почва.
Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Горы. Почва - верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы.
Есть на Земле страна - Россия.
Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны омывающие берега России. Равнины и горы на территории нашей страны. Реки и озера России. Москва - столица России. Санкт-Петербург. Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Население нашей страны. Важнейшие географические объекты региона.
Тематическое планирование
№ п. п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| I четверть | 16 | | |
| Введение. | 2 | | |
1 | Повторение. Понятие о природоведение | 1 | | Знакомиться с учебником и учебными пособиями. |
2 | Предметы и явления неживой и живой природы. | 1 | | Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; характеризовать тела и явления неживой и живой природы. Работать с таблицей. |
| Вселенная | 7 | | |
3 | Проверочная работа №1. Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | | Изучать по схеме строение Солнечной системы. Называть небесные тела, планеты солнечной системы. Выполнять практическую работу «Зарисовка звездного неба, формы Земли, луны, космического корабля» Выполнять проверочную работу. |
4 | Солнечная система. Солнце | 1 | |
5 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | 1 | | Рассказывать об исследовании космоса, о первом космонавте Земли; работать с рисунком - схемой. Характеризовать первые космические полеты. |
6 | Полеты в космос | 1 | |
7 | Смена дня и ночи | 1 | | Составлять рассказ о погоде описывать осень по плану; заполнять календарь погоды; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Называть: время вращения Земли вокруг Солнца и своей оси, признаки времен года. Сравнивать: время суток, смену времен года. |
8 | Смена времен года. Сезонные изменения в природе. | 1 | |
9 | Обобщающий урок по теме « Вселенная». Тест. | 1 | | Отвечать на вопросы. |
| Наш Дом-Земля | | | |
| Воздух | 10 | | |
10 | Планета Земля. Оболочка Земли | 1 | | Уметь работать с текстом и рисунками учебника, характеризовать оболочки Земли. |
11 | Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | | Характеризовать: значение воздуха в жизни живых организмов. Исследовать по инструкции учебника свойства воздуха. Формулировать выводы из изученного материала. Называть части термометра; измерять температуру воздуха; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Практическая работа. «Изготовление термометра» |
12 | Свойства воздуха | 1 | |
13 | Давление и движение воздуха. Проверочная работа №2 | 1 | |
14 | Температура воздуха. Термометр. | 1 | |
15 | Движение воздуха в природе. Ветер. | 1 | | Объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воздуха в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения ветра. |
16 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. | 1 | | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; объяснять свойства воздуха. |
| II четверть | 16 | | |
17 | Повторение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. | 1 | | Исследовать по инструкции учебника свойства углекислого газа. Формулировать выводы из изученного материала. |
18 | Охрана воздуха. | 1 | | Доказывать необходимость охраны воздуха. |
19 | Обобщающий урок по теме «Воздух» Проверочная работа №1 | 1 | | Выполнять проверочную работу. |
| Полезные ископаемые. | 13 | | |
20 | Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. | 1 | | Работать с коллекцией, распределять в таблицу жидкие, твердые и газообразные полезные ископаемые. |
21 | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. | 1 | | Определять свойства полезных ископаемых, описывать внешний вид. Определять полезное ископаемое с помощью атласа –определителя; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.; формулировать выводы из изученного материала. Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. Сравнивать полезные ископаемые. |
22 | Песок. Глина. | 1 | |
23 | Горючие полезные ископаемые. Торф. | 1 | |
24 | Каменный уголь. | 1 | | Определять свойства полезных ископаемых, описывать внешний вид. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых; формулировать выводы из изученного материала. Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. Сравнивать полезные ископаемые. |
25 | Добыча и использование каменного угля. | 1 | |
26 | Нефть. | 1 | |
27 | Добыча и использование нефти. | 1 | |
28 | Природный газ. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | 1 | | Определять свойства природного газа, составлять памятку о правилах пользования газом в быту. |
29 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун. | 1 | | Определять свойства полезных ископаемых, описывать внешний вид. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых; формулировать выводы из изученного материала. Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. Сравнивать полезные ископаемые. Выполнять проверочную работу. Определять правила охраны полезных ископаемых. |
30 | Цветные металлы. Проверочная работа №2 | 1 | |
31 | Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых. | 1 | |
32 | Обобщающий урок. Полезные ископаемые. | 1 | | Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы. |
| III четверть | 20 | | |
| Вода | 15 | | |
33 | Повторение. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | | Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Формулировать выводы из изученного материала. Описывать изучаемые вещества по предложенному плану. |
34 | Свойства воды. | 1 | |
35 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Проверочная работа №1 | 1 | | Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта; фиксировать результаты в рабочей тетради. |
36 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | | Демонстрация опыта - очистка мутной воды. Называть признаки мутной воды, очищать воду с помощью фильтра. |
37 | Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. | 1 | | Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Различать три состояния воды. Работать с текстом учебника, составлять схему «Три состояния воды», измерять температуру воды. |
38 | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | 1 | | Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. |
39 | Лабораторная работа. Свойства воды. | 1 | | Исследовать с помощью опытов свойства воды. |
40 | Работа воды в природе. | 1 | | Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках; подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план. |
41 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | 1 | | Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя; обобщать информацию. |
42 | Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. | 1 | | Формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. Объяснять схему «Круговорот воды в природе». |
43 | Воды суши: Ручьи, реки, | 1 | | Определять виды водоёмов по иллюстрациям после прочтения отрывков из текста учебника; отличать естественные водоемов от искусственных. |
44 | Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. | 1 | |
45 | Моря и океаны. | 1 | | Показывать на карте моря и океаны. Рассказывать о значении морей и океанов на Земле и для человека. Выполнять практическую работу «Обозначение морей и океанов на карте» |
46 | Охрана воды. | 1 | | Рассматривать причины загрязнения водоемов; знакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения. Высказывать предположения о том, почему надо беречь воду. Составлять памятку. |
47 | Обобщение и повторение по теме « Вода». | 1 | | Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы. |
| Поверхность суши. Почва | 6 | | |
48 | Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. | 1 | | Рассматривать виды поверхности земли по рисункам учебника, выписывать в тетрадь новые слова. Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Выяснять состав почвы в ходе учебного эксперимента; анализировать схему связей почвы и растения; выявлять основные свойства почвы. Рассматривать причины загрязнения почвы; знакомиться с мерами охраны почвы. |
49 | Горы. | 1 | |
50 | Почва - верхний слой Земли. Состав почвы. Проверочная работа №2 | 1 | |
51 | Разнообразие почв. | 1 | |
52 | Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы. | 1 | |
| IV четверть | 16 | | |
53 | Повторение и обобщение по теме: Поверхность суши. Почва. | 1 | | Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы. |
| Есть на Земле страна - Россия. | 13 | | |
54 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой. | 1 | | Работать с картой России; осуществлять поиск необходимой информации в знаково-символических средствах. Знакомиться с положением нашей страны на географической карте. |
55 | Моря и океаны омывающие берега России. Проверочная работа №1 | 1 | | Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; характеризовать особенности изучаемых водных объектов. |
56 | Равнины и горы на территории нашей страны. | 1 | | Различать холмистые и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. |
57 | Реки и озера России. | | | Работать с текстом учебника и картой отвечать на вопросы, находить реки и озера на карте. |
58 | Москва - столица России. | | | Находить Москву на карте и составлять рассказ о столице, выписывать достопримечательности Москвы. |
59 | Санкт-Петербург. | 1 | | Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом города находить на нем достопримечательности; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов |
60 | Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. | 1 | | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. |
61 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград, | | | Называть и сравнивать города России. Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. |
62 | Новосибирск, Владивосток. | | |
63 | Население нашей страны. | | | Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы. Называть: население, народы, города России. |
64 | Город Ульяновск. Важнейшие географические объекты региона. | 1 | | Знакомиться с достопримечательностями Ульяновска, называть их. Отгадывать кроссворд «Достопримечательности Ульяновска» |
65 | Экскурсия. По городу Ульяновску. | 1 | | Получать необходимую информацию в ходе экскурсии (наблюдение); проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
66 | Повторение и обобщение по курсу «Неживая природа». Проверочная работа №2 | 1 | | Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы. |
67 | Задание на лето | 1 | | |
68 | Повторение | 1 | | |
| Итого | 68 | | |
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебник - Т.М.Лифанова, Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: с ил.
Печатные пособия.
Атлас. Природоведение. 5 класс. - М.: «Дрофа»
Папка «Таблицы и опорные схемы по ознакомлению с окружающим миром, природоведению»,
Папки «Времена года»: лето, осень, зима, весна.
Фотографии и рисунки по темам.
Карта Солнечной системы, звездного неба.
Географические карты.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.
Электронное сопровождение к учебникам «Окружающий мир», 1-4 класс.
Компьютерные презентации по темам.
Технические средства.
Персональный компьютер.
Принтер, сканер.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Лупа, глобус.
Натуральные объекты.
Коллекции горных пород и минералов.