СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5 классов.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» для обучающихся 5 класса составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Положения о рабочей программе ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: с ил.

Цель предмета:

обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности; а также подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Основные задачи:

1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных

изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека:

2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-

следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений;

3.Воспитание понимание бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу.

  1. Общая характеристика учебного предмета «Природоведение»

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5 классов.

В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания дети с ограниченными возможностями здоровья получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у обучающихся формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой. Они узнают о значении Солнца для жизни на Земле.

В разделе «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли.

В разделе «Есть на Земле страна - Россия» обучающиеся знакомятся с Россией, с ее городами.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

3. Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов. 2 часа в неделю (34 учебные недели) 5 класс.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и

социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения программы относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Минимальный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;

- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнять несложные задания под контролем учителя;

- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

- выделять существенные признаки групп объектов;

- знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

- вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия.

5. Содержание учебного предмета «Природоведение»

5 класс.

Введение. Что такое природоведение. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная.

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли. Значение воздуха для жизни на Земле. Состав воздуха. Давление и движение воздуха. Температура воздуха. Термометр. Движение воздуха в природе. Ветер. Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот. Охрана воздуха.

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. каменный уголь. добыча и использование каменного угля. Нефть. Добыча и использование нефти. Природный газ. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.

Вода.

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Работа воды в природе. Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды, водохранилища. Моря и океаны. Охрана воды.

Поверхность суши. Почва.

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Горы. Почва - верхний слой Земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы.

Есть на Земле страна - Россия.

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны омывающие берега России. Равнины и горы на территории нашей страны. Реки и озера России. Москва - столица России. Санкт-Петербург. Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий, Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. Население нашей страны. Важнейшие географические объекты региона.


  1. Тематическое планирование

    п. п

    Название раздела, темы

    Кол-во

    часов

    Дата

    Основные виды

    учебной деятельности обучающихся


    I четверть

    16




    Введение.

    2



    1

    Повторение. Понятие о

    природоведение

    1


    Знакомиться с учебником и учебными пособиями.


    2

    Предметы и явления неживой и живой природы.

    1


    Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; характеризовать тела и явления неживой и живой природы. Работать с таблицей.


    Вселенная

    7



    3

    Проверочная работа №1. Небесные тела: планеты, звезды.

    1


    Изучать по схеме строение Солнечной системы. Называть небесные тела, планеты солнечной системы. Выполнять практическую работу «Зарисовка звездного неба, формы Земли, луны, космического корабля»

    Выполнять проверочную работу.

    4

    Солнечная система. Солнце

    1


    5

    Исследование космоса. Спутники.

    Космические корабли

    1


    Рассказывать об исследовании космоса, о первом космонавте Земли; работать с рисунком - схемой.

    Характеризовать первые космические полеты.


    6

    Полеты в космос

    1


    7

    Смена дня и ночи

    1


    Составлять рассказ о погоде описывать осень по плану; заполнять календарь погоды; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

    Называть: время вращения Земли вокруг Солнца и своей оси, признаки времен года.

    Сравнивать: время суток, смену времен года.

    8

    Смена времен года. Сезонные изменения в природе.


    1


    9

    Обобщающий урок

    по теме « Вселенная». Тест.

    1


    Отвечать на вопросы.


    Наш Дом-Земля





    Воздух

    10



    10

    Планета Земля. Оболочка Земли

    1


    Уметь работать с текстом и рисунками учебника,

    характеризовать оболочки Земли.

    11

    Значение воздуха для жизни на Земле

    1


    Характеризовать: значение воздуха в жизни живых организмов.

    Исследовать по инструкции учебника свойства воздуха. Формулировать выводы из изученного материала.

    Называть части термометра; измерять температуру воздуха; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Практическая работа. «Изготовление термометра»

    12

    Свойства воздуха

    1


    13

    Давление и движение воздуха. Проверочная работа №2

    1


    14

    Температура воздуха. Термометр.

    1


    15

    Движение воздуха в природе. Ветер.

    1


    Объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воздуха в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения ветра.

    16

    Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

    1


    Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; объяснять свойства воздуха.


    II четверть

    16



    17

    Повторение. Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

    1


    Исследовать по инструкции учебника свойства углекислого газа. Формулировать выводы из изученного материала.

    18

    Охрана воздуха.

    1


    Доказывать необходимость охраны воздуха.

    19

    Обобщающий урок

    по теме «Воздух» Проверочная работа №1

    1



    Выполнять проверочную работу.



    Полезные ископаемые.

    13



    20

    Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.

    1


    Работать с коллекцией, распределять в таблицу жидкие, твердые и газообразные полезные ископаемые.

    21

    Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

    Гранит. Известняк.

    1


    Определять свойства полезных ископаемых, описывать внешний вид.

    Определять полезное ископаемое с помощью атласа –определителя; характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.; формулировать выводы из изученного материала.

    Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

    Сравнивать полезные ископаемые.

    22

    Песок. Глина.

    1


    23

    Горючие полезные ископаемые. Торф.

    1


    24

    Каменный уголь.

    1


    Определять свойства полезных ископаемых, описывать внешний вид.

    Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых; формулировать выводы из изученного материала.

    Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

    Сравнивать полезные ископаемые.

    25

    Добыча и использование каменного угля.

    1


    26

    Нефть.

    1


    27

    Добыча и использование нефти.

    1


    28

    Природный газ. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

    1


    Определять свойства природного газа, составлять памятку о правилах пользования газом в быту.

    29

    Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Чёрные металлы. Сталь. Чугун.

    1


    Определять свойства полезных ископаемых, описывать внешний вид.

    Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых; формулировать выводы из изученного материала.

    Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

    Сравнивать полезные ископаемые.

    Выполнять проверочную работу.

    Определять правила охраны полезных ископаемых.

    30

    Цветные металлы.

    Проверочная работа №2

    1


    31

    Благородные (драгоценные) металлы. Охрана полезных ископаемых.

    1


    32

    Обобщающий урок. Полезные ископаемые.

    1


    Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы.


    III четверть

    20




    Вода

    15



    33

    Повторение. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

    1


    Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Формулировать выводы из изученного материала.

    Описывать изучаемые вещества по предложенному плану.

    34

    Свойства воды.

    1


    35

    Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. Проверочная работа №1

    1


    Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта;

    фиксировать результаты в рабочей тетради.


    36


    Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

    1


    Демонстрация опыта - очистка мутной воды.

    Называть признаки мутной воды, очищать воду с помощью фильтра.

    37

    Три состояния воды. Температура воды и ее измерение.

    1


    Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Различать три состояния воды. Работать с текстом учебника, составлять схему «Три состояния воды», измерять температуру воды.

    38


    Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

    1


    Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды.

    39

    Лабораторная работа. Свойства воды.

    1


    Исследовать с помощью опытов свойства воды.

    40

    Работа воды в природе.

    1


    Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках; подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.

    41

    Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

    1


    Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя; обобщать информацию.

    42

    Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.

    1


    Формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

    Объяснять схему «Круговорот воды в природе».

    43

    Воды суши: Ручьи, реки,

    1


    Определять виды водоёмов по иллюстрациям после прочтения отрывков из текста учебника; отличать естественные водоемов от искусственных.

    44

    Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.

    1


    45

    Моря и океаны.

    1


    Показывать на карте моря и океаны. Рассказывать о значении морей и океанов на Земле и для человека. Выполнять практическую работу «Обозначение морей и океанов на карте»

    46

    Охрана воды.


    1


    Рассматривать причины загрязнения водоемов; знакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения. Высказывать предположения о том, почему надо беречь воду. Составлять памятку.

    47

    Обобщение и повторение

    по теме « Вода».

    1


    Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы.


    Поверхность суши. Почва

    6



    48

    Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.

    1


    Рассматривать виды поверхности земли по рисункам учебника, выписывать в тетрадь новые слова.

    Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе.

    Выяснять состав почвы в ходе учебного эксперимента; анализировать схему связей почвы и растения; выявлять основные свойства почвы.

    Рассматривать причины загрязнения почвы; знакомиться с мерами охраны почвы.

    49

    Горы.

    1


    50

    Почва - верхний слой Земли. Состав почвы.

    Проверочная работа №2

    1


    51

    Разнообразие почв.

    1

    52

    Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы.

    1



    IV четверть

    16



    53

    Повторение и обобщение по теме: Поверхность суши. Почва.

    1


    Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы.



    Есть на Земле страна - Россия.

    13



    54

    Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

    1


    Работать с картой России; осуществлять поиск необходимой информации в знаково-символических средствах. Знакомиться с положением нашей страны на географической карте.

    55

    Моря и океаны омывающие берега России. Проверочная работа №1

    1


    Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; характеризовать особенности изучаемых водных объектов.

    56

    Равнины и горы на территории нашей страны.


    1


    Различать холмистые и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.

    57

    Реки и озера России.



    Работать с текстом учебника и картой отвечать на вопросы, находить реки и озера на карте.

    58

    Москва - столица России.



    Находить Москву на карте и составлять рассказ о столице, выписывать достопримечательности Москвы.

    59

    Санкт-Петербург.

    1


    Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом города находить на нем достопримечательности; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов

    60

    Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

    1


    Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

    рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца.

    61

    Нижний Новгород, Казань, Волгоград,



    Называть и сравнивать города России.

    Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

    62

    Новосибирск, Владивосток.



    63

    Население нашей страны.



    Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы.

    Называть: население, народы, города России.

    64

    Город Ульяновск. Важнейшие географические объекты региона.

    1


    Знакомиться с достопримечательностями Ульяновска, называть их.

    Отгадывать кроссворд «Достопримечательности Ульяновска»

    65

    Экскурсия. По городу Ульяновску.

    1


    Получать необходимую информацию в ходе экскурсии (наблюдение); проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    66

    Повторение и обобщение по курсу «Неживая природа».

    Проверочная работа №2

    1


    Формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы.


    67

    Задание на лето

    1



    68

    Повторение

    1




    Итого

    68



  2. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебник - Т.М.Лифанова, Природоведение. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.: с ил.



Печатные пособия.

Атлас. Природоведение. 5 класс. - М.: «Дрофа»

Папка «Таблицы и опорные схемы по ознакомлению с окружающим миром, природоведению»,

Папки «Времена года»: лето, осень, зима, весна.

Фотографии и рисунки по темам.

Карта Солнечной системы, звездного неба.

Географические карты.


Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.

Электронное сопровождение к учебникам «Окружающий мир», 1-4 класс.

Компьютерные презентации по темам.

Технические средства.

Персональный компьютер.

Принтер, сканер.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Лупа, глобус.


Натуральные объекты.

Коллекции горных пород и минералов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!