СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива») 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива». Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53. На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 232 часа, из них в 4-м классе - 64 часа. Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Экология для младших школьников» - 10 часов. Включает график проведения административных контрольных работ по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива») 4 класс»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива»

Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение окружающего мира в начальной школе отводится 232 часа, из них в 4-м классе - 64 часа.

Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Экология для младших школьников» - 10 часов.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Цели:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Задачи:

• формирование уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Целями внутрипредметногомодуля являются:

  • развитие интереса к окружающему миру как к учебному предмету;

  • пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного края,

  • расширение представлений о целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.


Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.


  1. Учебно - тематический план

4 класс (64 часа)


№ п/п

Тема


Количество часов

1.

Мы – граждане единого Отечества

10

2.

По родным просторам

16

3.

Путешествие по Реке времени

23

4.

Мы строим будущее России

5

5.

В том числе внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников»

10


Итого

64


3. Содержание тем учебного курса

Мы – граждане единого Отечества

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

По родным просторам

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Путешествие по реке времени

Особенности устной памяти о далеком времени; традиции счета исторического времени и схематичное представление хронологии; роль археологии в изучении прошлого; «Повесть временных лет» - древнерусская летопись; истоки древней Руси; наследница Киевской Руси; Москва – преемница Владимира; начало московского царства; подвижники Руси и землепроходцы; начало Российской империи; Отечественная война 1812 года; Российская империя в 19 веке; золотой век театра и музыки; рассвет изобразительного искусства и литературы; Великая Отечественная война; после великой войны; достижения 1950-1970гг

Мы строим будущее России

Современная Россия; продовольственная безопасность страны; умная сила России; социальная ответственность граждан – залог благополучия России;современная культурная жизнь России.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Содержание внутрипредметного модуля «Экология для младших школьников»

Что такое экология; растения и животные ближайшего природного окружения; живые существа, которые находятся под угрозой; способы охраны природы; роль неживой природы в жизни живого; жизнь в почве; разнообразие живой природы; экологические связи в живой природе; охраняемые растения и животные; связь между состоянием природы и здоровьем человека; экологические катастрофы; итоги работы.

Экскурсии:

Очно – заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России

Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города, посёлка

Очно – заочные экскурсии по городам Золотого кольца России

Экскурсии на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития

Практические работы:

Основные приемы чтения карты России и карты мира: масштаб, условные знаки, природные объекты, природные зоны России

Изучение образцов полезных ископаемых.

Организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края

Формы представления результатов деятельности:

Оформление «Альбома путешествий»

Составление Календаря памятных дат нашего Отечества

Выставка «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации»

Конкурс видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества»

Конференция на тему «Как решить экологические проблемы края»

Викторины на темы «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом»

Праздник «С книгой – в природу»

Конкурс «Самый внимательный читатель»

Выставка «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны»

Оформление Книги памяти по семейным воспоминаниям к празднованию 70 - летия Дня Победы

Конкурс проектов «Я строю будущее России»


4. Планируемые результаты освоения курса


Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов


Личностные результаты


1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты


Ученик научится:

1. Понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развивать навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Ученик получит возможность научиться:

- высказывать мотивированные суждения по теме,

- находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе,

- характеризовать способы изучения окружающего мира,

- классифицировать объекты окружающего мира,

- соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране,

- ставить вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами,

- участвовать в посильных общественных делах и праздниках,

- наблюдать, выполнять проекты, творческие работы;

- приобрести первоначальные представления о компьютерной грамотности;

- приобрести первоначальные навыки работы на компьютере.

Формы и средства контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала

  • взаимоконтроль — в процессе его отработки

  • обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ

  • тематический контроль — при проведении лабораторных и практических работ

  • итоговый контроль, включающий административные контрольные работы за четверти и за год

  • промежуточный и итоговый мониторинги образовательных достижений

  • проектные работы

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса


Состав учебно-методического комплекта по предмету


Для учащихся

Для учителя

Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях



Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях.
Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель

Плешаков А. А. «Зелёные страницы»

Плешаков А. А.«Великан на поляне»

- Окружающий мир. Методическое

пособие с поурочными разработками. 4 класс /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Ю.В.Саркисян

- Окружающий мир.Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1 – 4 классы


Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологии - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (исторических и политических деятелей, военачальников, учёных, писателей, поэтов, композиторов, художников и др.).
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
 

Технические средства обучения (ТСО)


Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
Интерактивная доска
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


Лаборатории Корнельсона

Термометры для измерения температуры воздуха, воды
Термометр медицинский
Лупа
Компас
Часы с синхронизированными стрелками
Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения:

для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п. 
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
Модель «Торс человека» с внутренними органами.
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.
 

Натуральные объекты


Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
Живые объекты (комнатные растения, животные)
 

Учебное оборудование


технические средства (проектор, компьютер, магнитофон)

учебные (столы, доска)

собственно учебные средства

наглядные пособия (таблицы,учебные картины, схемы, плакаты, таблички с терминами)




    1. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.




























График проведения

административных контрольных работ

по окружающему миру



Форма контроля


Сроки проведения


1.


Административная контрольная работа

за 2 четверть. Тест



2.


Промежуточный мониторинг образовательных достижений. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе



3.


Итоговый мониторинг образовательных достижений. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе



4.


Промежуточная аттестация.

Тест









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!