СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (на основе авторской программы Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива») 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по математике  Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива». Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53. На изучение математики в начальной школе отводится всего 516 часов. В четвертом классе на изучение математики  отводится 131 час, из них вариативная часть программы представленавнутрипредметным модулем «Наглядная геометрия» - 25 часов. Включает график проведения административных  контрольных работ по математике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Математика» (на основе авторской программы Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива») 4 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по математике Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива».

Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение математики в начальной школе отводится всего 516 часов. В четвертом классе на изучение математики отводится 131 час, из них вариативная часть программы представленавнутрипредметным модулем «Наглядная геометрия» - 25 часов.

Цель внутрипредметного модуля: использовать развивающий и образовательный потенциал геометрии, развивать формы мышления, формировать высокую мотивацию учебного процесса, формирование элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в школьной деятельности.

Цели:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;

  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

  • создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Задачи:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения с учётом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

2. Учебно - тематический план

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1.

Числа и арифметические действия с ними


29 ч

2.

Работа с текстовыми задачами

34ч

3.

Геометрические фигуры и величины


10 ч

4.

Величины и зависимости между ними

16 ч

5.

Алгебраические представления


5 ч

6.

Математический язык и элементы логики


2 ч

7.

Работа с информацией и анализ данных

10 ч

8.

Внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия»

25 ч

Итого:

131



3. Содержание тем учебного курса

Числа и арифметические действия с ними.

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком(круглых чисел).Компоненты деления с остатком,взаимосвязь между ними.Алгоритм деления с остатком.



Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).


Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.


Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.


Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби. Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.


Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).


Текстовые задачи.

Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Проверка задачи. Составные задачи в 2-5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположном направлении, вдогонку, с отставанием). Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.


Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины

Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность. Измерение углов. Транспортир.Построение углов с помощью транспортира. Единицы площади. Оценка площади. Исследование св-в геометрических фигур с помощью измерений. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.


Величины и зависимости между ними .

Зависимость между компонентами и результатами арифметических действий. Формула площади прямоугольного треугольника. Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Формулы скорости сближения и и скорости удаления. Формула одновременного движения. Координатный угол. График движения. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.


Алгебраические представления.


Равенство и неравенство.Решение неравенства на множестве целых неотрицательных чисел. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ≥,≤. Двойное неравенство.Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых.


Математический язык и элементы логики.Знакомство с символами математического языка, их использование для построения математических высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «... и/или ...», «если

..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдется», «не».


Работа с информацией и анализ данных.

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. Графики движения. Работа с текстом: проверка понимания, выделение главной мысли. Существенных замечаний, конспектирование. Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос по заданной теме». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в 4 классе. Портфолио ученика 4 класса.

Содержание внутрипредметного модуля «Наглядная геометрия»:


Систематизация и обобщение геометрического материала, изученного в 3 классе. Построение отрезков, углов, кривых и ломаных замкнутых и незамкнутых линий, ориентировка в пространстве.

Треугольники Равносторонний и равнобедренный. Разница между ними. Измерение и построение углов заданной градусной меры углов. Термины: треугольник, центр транспортира, шкала транспортира, начало ответа. Построение треугольника по трем заданным сторонам.

Площадь и ее измерение. Площадь. Определение площади фигур сложной конфигурации. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Измерение площади палеткой.

Числовой луч. Понятие «числовой луч», «единичный отрезок», «Координаты точки». Определение координат точки и построение их на числовом луче.

Координатная плоскость. Сетка. Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. Координатный угол, ось ординат и ось абсцисс. Построение координатных углов, чтение, запись названных координатных точек и обозначение точки координатного луча с помощью пары чисел.

Осевая симметрия. Понятия «Симметрия», «Осевая симметрия». Моделирование из бумаги. Симметричные фигуры.

Геометрические фигуры. Прямоугольный параллелепипед. Количество вершин, углов, граней, объем тела и общую площадь поверхности тела. Цилиндр. Развертка цилиндра. Конус, построение его развертки. Пирамида. Вычерчивание разверток пирамид. Понятие «высота пирамиды». Шар. Изготовление шара из кругов. Сходство и различия геометрических фигур. Плоские и пространственные геометрические фигуры. Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».

Обобщение и систематизация изученного геометрического материала по курсу «Наглядная геометрия».

Формы и средства контроля знаний:

входной мониторинг образовательных достижений

самоконтроль — при введении нового материала,

взаимоконтроль — в процессе его отработки,

обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,

тематический контроль — при проведении самостоятельных и тестовых работ в течение учебного года,

промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверти.

итоговый мониторинг образовательных достижений


4. Планируемые результаты освоения курса

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

3. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

5. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

6. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

7. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты:

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира..

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет- ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям),

9. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

10. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания







Предметные результаты

Ученик научится:

  • Читать, записывать и решать неравенства – строгие, нестрогие, двойные и др.

  • Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка)

  • Делать оценку площади. Строить и применять алгоритм вычисления фигуры неправильной формы с помощью палетки

  • Наглядно изображать доли и дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче

  • Различать и изображать прямоугольный треугольник, достраивать до прямоугольника, находить его площадь.

  • Решать задачи на дроби, моделировать их с помощью схем

  • Решать составные уравнения с комментированием по компонентам действий

  • Изображать на числовом луче натуральные числа, дроби,сложение и вычитание чисел

  • Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями

  • Складывать и вычитать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями

  • Уметь решать задачи на дроби трех основных видов

  • Уметь измерять и строить углы с помощью транспортира

  • Определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам


Ученик получит возможность научиться:

  • Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем

  • Собирать информацию в справочной литературе, интернет – источниках


    1. Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся

Для учителя


Петерсон Л.Г. Математика. Учебник. 4 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента» (по вариантам)

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс.


Петерсон Л.Г. Математика. Учебник. 4 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. 4 класс  Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 4 класс. Изд-во «Ювента».

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Учебник. 4 класс.

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс.

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс.




6.Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.





































График проведения

административных контрольных работ

по математике

4 класс



Ориентировочная дата проведения

Форма

Входной мониторинг образовательных достижений


Письменная контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Неравенства»


Тест

Административная контрольная работа

за I четверть


Письменная контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Деление на двузначное и трехзначное число»


Письменная контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Дроби»


Тест

Административная контрольная работа за 2 четверть


Письменная контрольная работа

Промежуточный мониторинг образовательных достижений


Комплексная проверочная работа на межпредметной основе

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел»


Письменная контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Задачи на движение»


Тест

Административная контрольная работа

за III четверть


Письменная контрольная работа

Контрольная работа по теме:

«Именованные числа»


Письменная контрольная работа

Контрольная работа по теме: «Графики движения»


Тест

Итоговый мониторинг образовательных достижений



Комплексная проверочная работа на межпредметной основе

Годовая промежуточная аттестация


Письменная контрольная работа











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!