Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по математике Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива».
Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение математики в начальной школе отводится всего 516 часов. В четвертом классе на изучение математики отводится 131 час, из них вариативная часть программы представленавнутрипредметным модулем «Наглядная геометрия» - 25 часов.
Цель внутрипредметного модуля: использовать развивающий и образовательный потенциал геометрии, развивать формы мышления, формировать высокую мотивацию учебного процесса, формирование элементарных геометрических представлений и предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в школьной деятельности.
Цели:
формирование у учащихся основ умения учиться;
развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Задачи:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения с учётом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
2. Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1. | Числа и арифметические действия с ними | 29 ч |
2. | Работа с текстовыми задачами | 34ч |
3. | Геометрические фигуры и величины | 10 ч |
4. | Величины и зависимости между ними | 16 ч |
5. | Алгебраические представления | 5 ч |
6. | Математический язык и элементы логики | 2 ч |
7. | Работа с информацией и анализ данных | 10 ч |
8. | Внутрипредметный модуль «Наглядная геометрия» | 25 ч |
Итого: | 131 |
3. Содержание тем учебного курса
Числа и арифметические действия с ними.
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком(круглых чисел).Компоненты деления с остатком,взаимосвязь между ними.Алгоритм деления с остатком.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).
Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби. Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).
Текстовые задачи.
Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Проверка задачи. Составные задачи в 2-5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположном направлении, вдогонку, с отставанием). Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры и величины
Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность. Измерение углов. Транспортир.Построение углов с помощью транспортира. Единицы площади. Оценка площади. Исследование св-в геометрических фигур с помощью измерений. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.
Величины и зависимости между ними .
Зависимость между компонентами и результатами арифметических действий. Формула площади прямоугольного треугольника. Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Формулы скорости сближения и и скорости удаления. Формула одновременного движения. Координатный угол. График движения. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.
Алгебраические представления.
Равенство и неравенство.Решение неравенства на множестве целых неотрицательных чисел. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ≥,≤. Двойное неравенство.Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых.
Математический язык и элементы логики.Знакомство с символами математического языка, их использование для построения математических высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «... и/или ...», «если
..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдется», «не».
Работа с информацией и анализ данных.
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. Графики движения. Работа с текстом: проверка понимания, выделение главной мысли. Существенных замечаний, конспектирование. Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос по заданной теме». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 4 классе. Портфолио ученика 4 класса.
Содержание внутрипредметного модуля «Наглядная геометрия»:
Систематизация и обобщение геометрического материала, изученного в 3 классе. Построение отрезков, углов, кривых и ломаных замкнутых и незамкнутых линий, ориентировка в пространстве.
Треугольники Равносторонний и равнобедренный. Разница между ними. Измерение и построение углов заданной градусной меры углов. Термины: треугольник, центр транспортира, шкала транспортира, начало ответа. Построение треугольника по трем заданным сторонам.
Площадь и ее измерение. Площадь. Определение площади фигур сложной конфигурации. Соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки. Измерение площади палеткой.
Числовой луч. Понятие «числовой луч», «единичный отрезок», «Координаты точки». Определение координат точки и построение их на числовом луче.
Координатная плоскость. Сетка. Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. Координатный угол, ось ординат и ось абсцисс. Построение координатных углов, чтение, запись названных координатных точек и обозначение точки координатного луча с помощью пары чисел.
Осевая симметрия. Понятия «Симметрия», «Осевая симметрия». Моделирование из бумаги. Симметричные фигуры.
Геометрические фигуры. Прямоугольный параллелепипед. Количество вершин, углов, граней, объем тела и общую площадь поверхности тела. Цилиндр. Развертка цилиндра. Конус, построение его развертки. Пирамида. Вычерчивание разверток пирамид. Понятие «высота пирамиды». Шар. Изготовление шара из кругов. Сходство и различия геометрических фигур. Плоские и пространственные геометрические фигуры. Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела».
Обобщение и систематизация изученного геометрического материала по курсу «Наглядная геометрия».
Формы и средства контроля знаний:
входной мониторинг образовательных достижений
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,
тематический контроль — при проведении самостоятельных и тестовых работ в течение учебного года,
промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверти.
итоговый мониторинг образовательных достижений
4. Планируемые результаты освоения курса
Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
3. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
5. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
6. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
7. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты:
1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
2. Освоение начальных умений проектной деятельности.
3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира..
7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет- ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям),
9. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
10. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания
Предметные результаты
Ученик научится:
Читать, записывать и решать неравенства – строгие, нестрогие, двойные и др.
Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка)
Делать оценку площади. Строить и применять алгоритм вычисления фигуры неправильной формы с помощью палетки
Наглядно изображать доли и дроби с помощью геометрических фигур и на числовом луче
Различать и изображать прямоугольный треугольник, достраивать до прямоугольника, находить его площадь.
Решать задачи на дроби, моделировать их с помощью схем
Решать составные уравнения с комментированием по компонентам действий
Изображать на числовом луче натуральные числа, дроби,сложение и вычитание чисел
Сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями
Складывать и вычитать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями
Уметь решать задачи на дроби трех основных видов
Уметь измерять и строить углы с помощью транспортира
Определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам
Ученик получит возможность научиться:
Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем
Собирать информацию в справочной литературе, интернет – источниках
Учебно-методическое обеспечение программы
Для учащихся | Для учителя |
Петерсон Л.Г. Математика. Учебник. 4 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента» (по вариантам) Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс. | Петерсон Л.Г. Математика. Учебник. 4 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. 4 класс Изд-во «Ювента». Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 4 класс. Изд-во «Ювента». Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Учебник. 4 класс. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 4 класс. |
6.Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.
График проведения
административных контрольных работ
по математике
4 класс
| Ориентировочная дата проведения | Форма |
Входной мониторинг образовательных достижений | | Письменная контрольная работа |
Контрольная работа по теме: «Неравенства» | | Тест |
Административная контрольная работа за I четверть | | Письменная контрольная работа |
Контрольная работа по теме: «Деление на двузначное и трехзначное число» | | Письменная контрольная работа |
Контрольная работа по теме: «Дроби» | | Тест |
Административная контрольная работа за 2 четверть | | Письменная контрольная работа |
Промежуточный мониторинг образовательных достижений | | Комплексная проверочная работа на межпредметной основе |
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» | | Письменная контрольная работа |
Контрольная работа по теме: «Задачи на движение» | | Тест |
Административная контрольная работа за III четверть | | Письменная контрольная работа |
Контрольная работа по теме: «Именованные числа» | | Письменная контрольная работа |
Контрольная работа по теме: «Графики движения» | | Тест |
Итоговый мониторинг образовательных достижений | | Комплексная проверочная работа на межпредметной основе |
Годовая промежуточная аттестация | | Письменная контрольная работа |