СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение " (Образовательная область "Филология") для учащихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации программы выбран курс "Литературное чтение"авторов Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение " (Образовательная область "Филология") для учащихся 4 класса»



«Степнокучукская средняя общеобразовательная школа»

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Степновская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Лосева М.П.

Протокол №-___

от «__» ______________20__г.


«Утверждаю»

Директор

«Степнокучукская СОШ» филиал МБОУ «Степновская СОШ»

Замятин В.С.

Приказ №____от «___»___________20__г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

(образовательная область «Филология»)

для учащихся 4 класса

начального общего образования

на 2019 - 2020 учебный год


Составитель:

Куц Наталья Александровна

учитель начальных классов

2019 г





Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 26.11.2011 №1241;

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 №233)


- Основная образовательная программа начального общего образования «Степнокучукская СОШ» филиал МБОУ «Степновская СОШ»

-Примерной программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» ( М.: «Просвещение», 2019г.). К учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 4 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2014 г.

- Учебный план «Степнокучукская СОШ» филиал МБОУ «Степновская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, утвержденная приказом директора школы №______от___________ г.



- Локальный акт школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, реализующей требования ФГОС второго поколения». (Приказ № ____ от __________. )


Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы

Для реализации рабочей программы выбран курс «Литературное чтение» авторов Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России»), разработанный на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Методический аппарат учебников обеспечивает формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка. Текстовый материал учебников способствует духовно-нравственному и эстетическому развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.). Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Рабочая тетрадь включает задания, которые структурированы в соответствии с разделами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по литературному чтению. Творческие задания могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве домашних заданий, а также во внеклассной работе.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующихцелей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятель­ности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении худо­жественных произведений; формирование эстетического от­ношения к слову и умения понимать художественное произведение;

  • обогащение нрав­ственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных пред­ставлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и ува­жения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи изучения курса:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;

- развивать поэтический слух;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура):

  • Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

  • Работа с разными видами текста;

  • Библиографическая культура;

  • Работа с текстом художественного произведения;

  • Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами;

  • Умение говорить (культура речевого общения);

  • Письмо (культура письменной речи);

  • Круг детского чтения;

  • Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение);

  • Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).


Общая характеристика организации учебного процесса

При организации учебного процесса возможно использование следующих: образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие образовательные технологии;

  • технология проектной деятельности;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • тестовые технологии;

  • технологии проблемно-диалогового общения;

Методы обучения литературному чтению:

Метод творческого чтения:

Методические приёмы:

– выразительное (художественное) чтение учителя;

– чтение мастеров художественного слова;

– обучение выразительному чтению учащихся;

– комментированное чтение;

– беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;

– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной);

– творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности:

– чтение художественных произведений в классе и дома;

– выразительное чтение;

– заучивание наизусть;

– слушание;

– составление плана;

– пересказ, близкий к тексту;

– художественное рассказывание;

– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

– отзывы о прочитанном.

Эвристический или частично-поисковый:

Методические приёмы:

– построение логически четкой системы вопросов для эвристической беседы;



– построение системы заданий по тексту художественных произведений;

– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися.

Виды учебной деятельности:

– подбор материала из художественных произведений, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос;

– пересказ с элементами анализа текста;

– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;

– составление плана как прием анализа;

– анализ образа героя.

Исследовательский:

Методические приёмы:

– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;

– выполнение заданий творческого характера.

Виды учебной деятельности:

– самостоятельный анализ произведения;

– сопоставление двух или нескольких произведений;

– сопоставление произведения с его экранизацией.

Репродуктивный

Методические приёмы:

– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;

– задания по учебнику, учебным пособиям.

Виды учебной деятельности:

– составление плана прочитанных статей учебника;

– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;

– подготовка сообщений.

Формы обучения:

Процесс изучения литературного чтения в 4 классе предусматривает использование  классно-урочной системыфронтальной, парной, групповой, индивидуальных форм учебной деятельности (комбинированный, интегрированный урок, обобщающий урок, урок развития речи, урок творчества, урок-конкурс, урок-игра). 

При организации учебного процесса используются книгопечатная продукция, печатные пособия, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия.



Организация работы с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Под особыми образовательными потребностями понимают – потребности, возникшие в связи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения собственно образовательных (общеобразовательных) программ, формирования и развития навыков жизненной компетенции (социального адаптирования). Это потребности в специальных условиях обучения, включая технические средства, особое содержание и методы обучения.


Организация обучения:

  1. При объяснении нового материала по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.

  2. Оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.

  3. Использование шаблонов, в которых отражен алгоритм действий школьника.

  4. Словарная работа (устно или по карточкам).

  5. Использование индивидуальных заданий, связанных с новой темой.

  6. Устные задания выполняются по алгоритму.

  7. Индивидуальная проверка выполненного задания, подходя к каждому ребенку.

  8. Большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

  9. Игры и упражнения по развитию восприятия, памяти, воображения, мышления, мелкой моторики.

  10. Деятельностный подход при выполнении заданий для практической работы.

  11. Вовлечение в групповую работу на уроке вместе с другими учащимися.

  12. Использование игровых приёмов на уроке.

  13. Задания по составлению кроссвордов, чайнвордов, рисунков с изображением растений, животных, пейзажей.

  14. Устная рефлексия

Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 ч в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 102 часа.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующихличностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

1) чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ;

2) средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) художественно-эстетический вкус, эстетиче­ские потребности, ценности и чувства на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) этические чувства, доброжелательность и эмо­ционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопере­живание чувствам других людей;

5) уважительное отношение к иному мне­нию;

6) начальные навыки адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях;



Обучающийся получит возможность для формирования:

1) гуманистических и де­мократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) уважительного отношения к истории и культуре других народов, умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

3) лич­ностного смысла учения;

4) умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

5) мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

2) осуществлять поиск способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4) понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использовать различные способы поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях

6) использовать навык смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами;

7) осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставлять тексты в устной и письменной формах;

8) владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

9) быть готовым слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

Обучающийся получит возможность для формирования:

1) умения определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

2) умения использовать знаково-символические средства представ­ления информации о книгах;

3) умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

4) умения использовать различные способы интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

5) умения договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

6) готовности конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

1) осознавать значимость чтения для личного развития, фор­мирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности;

2) достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя (темп чтения не менее 90 слов в минуту), элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

3) использовать разные виды чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое);

4) самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

5) использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

6) работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений;

Обучающийся получит возможность научиться:

1) понимать литературу как явление национальной и ми­ровой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознавать значимость чтения для формирования потреб­ности в систематическом чтении;

3) осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) составлять самосто­ятельно краткую аннотацию;

5) на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев);

6) писать отзыв на прочитанное произведение;

7) создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

"Летописи. Былины. Жития" (7ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики" (16 ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермон­тов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь "(8 ч)

Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; НАНекрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки" (12 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".



"Делу время - потехе час" (9 ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна детства" (7 ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь " (5 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".

"Природа и мы" (9 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь " (4 ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (8 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске...".

«Страна "Фантазия"» (6 ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (10ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "В Назарете".















Календарно - тематическое планирование по литературному чтению4класс 102 ч.

№ п\п

Тема

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные


По плану

По факту


Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознание значимости чтения для личного развития;

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.




Летописи, былины, жития (7ч)

2/1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Прогнозировать содержание раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица ее героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказывать об известном историческом

событии на основе опорных слов и других источников информации


Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.



3/2

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения

А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси.

Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге



4/3

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.






Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения





5/4

Прозаический текст былины в пересказе

Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.


6/5

Герой былины-защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному.

Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Создавать календарь исторических событий.



7/6

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

«Житие Сергия Радонежского».

Проект «Создание Календаря исторических событий»



8/7

Оценка достижений




Чудесный мир классики (16 ч)

9/1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.


формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей

Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные УУД:
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Прогнозировать содержание раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.


-



Выразительночитать, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста. Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Характеризовать поступки героев



10/2

П.П.Ершов. «Конек –Горбунок». Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.





11/3

А.С. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», Унылая пора!» Авторское отношение к изображаемому.



12/4

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной.



13/5

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки.

Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять

средства выразительности.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства



14/6

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.



15/7

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ основных эпизодов сказки.

Знать название и

основное содержание

изученного произведения.

Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним.

Анализировать поведение героев



16/8

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.



17/9

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

Делить текстна составные части,составлять его простой план, читатьосознанно вслух тексты художественныхпроизведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли­тературного языка.

Объяснять понятие «литературная сказка»



18/10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.



19/11

Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа.

Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Называть изученные произведенияМ.Ю. Лермонтова.

Различать жанры произведений.

Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение»



20/12

Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Иметь представление о классической литературе



21/13

Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль

Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка



22/14

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.

Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского



23/15

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста.

Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Называть особенности басни



24/16

Оценка достижений

Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова. Отличать рассказ от сказки.

Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев




Поэтическая тетрадь (8 ч)

25/1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.


Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

«Как неожиданно и ярко…».









формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.


Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.


Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы.

Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Читать стихотворные
произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.



26/2

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.



27/3

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...»Передача настроения и чувства в стихотворении.

Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении.

Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения. Называть произведения русских поэтов.

Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию





28/4

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.



Передавать настроение и чувства в стихотворении.

Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы




29/5

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

Определять ритм стихотворения




30/6

Н.А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки…»

Выразительное чтение


Прослеживать изменения картин природы в стихотворении.

Называть произведения

о Родине.

Высказывать оценочные сужденияо прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах



31/7


И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализироватьобразные языковые средства. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть.

Анализировать средства художественной выразительности. Самостоятельно оценивать свое чтение.



32/8

Оценка достижений




Литературные сказки (12ч)

33/1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;


Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Прогнозировать содержание раздела

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.










34/2

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки. Деление на части.

Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Делить текст на части, составлять план сказки, подробно пересказывать

35/3

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки». Подробный пересказ.



36/4

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.



37/5

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль текста.

Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ.

Находить текс-описание в содержании художественного произведения



38/6

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие.


Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям



39/7

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

Работать с иллюстрациями, анали­зировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану. Сопоставлять особенности художественных образов, давать эмоционально-эстетическая оценка изображения героев



40/8

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие.

Определять мотивы народных сказок в авторском тексте.

Рассказывать об авторском отношении к героям произведения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Читать выразительно и осознанно текст сказки.



41/9

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста.



42/10

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана.



43/11

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Выборочный пересказ. Словесное иллюстрирование.



44/12

Оценка достижений.




Делу время – потехе час (9 ч)

45/1

Знакомство с названием раздела.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.



46/2

Прогнозирование содержания раздела.

Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки.

Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочи­танном



47/3

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».Нравственный смысл произведения.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оце­нивать события, ге­роев произведения



48/4

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения.

Высказывать оценочные сужденияо прочитанном произведении (герое, событии). Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге



49/5

В.Ю. Драгунский «Главные реки».Особенности юмористического текста.




50/6

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому.


Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко



51/7

Юмористические рассказы В.Ю. Драгунского.

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям

Называть изученные литера­турные п7оизведения и их авторов, рассказывать основ­ное содержание изученных литературных произведений



52/8

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка.Герои произведения.



53/9

Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника





Страна детства (7 ч)

54/1





Знакомство с названием раздела.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Регулятивные УУД:
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Коммуникативные УУД:
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные сужденияо прочитанном про­изведении (герое, событии)

Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему. Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.







55/2

Прогнозирование содержания раздела.





56/3

Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения.

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять тему и главную мысль произведения,составлять вопросы по тексту Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения



57/4


К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.



58/5







К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.



Высказывать оценочные суждения о прочитанном про­изведении (герое, событии), анализиро­вать образные языко­вые средства



59/6

М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ.



60/7

Оценка достижений.

Называть изученные литера­турные произведения и их авторов, рассказывать основ­ное содержание изу­ченных литератур­ных произведений

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника





Поэтическая тетрадь (5 ч)

61/1

Знакомство с названием раздела.

формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.


Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.




Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.



62/2

Прогнозирование содержания раздела.


В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений.



63/3

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию



64/4

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой.

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию



65/5

Оценка достижений

Называть изученные литера­турные произведения и их авторов, рассказывать основ­ное содержание изу­ченных литератур­ных произведений

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника





Природа и мы (9ч)

66/1

Знакомство с названием раздела.


принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определить отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.





67/2

Прогнозирование содержания раздела.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка.

68/3


Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному



69/4

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведений о животных.

Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения



70/5

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Характеристика героя на основе поступка.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему



71/6

Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному



72/7

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному



73/8

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Деление текста на части.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему



74/9

Оценка достижений.




Поэтическая тетрадь (4ч)

75/1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.Б. Л. .Пастернак. «Золотая осень».

Картины осени в лирическом произведении.


развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности

Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.



76/2

С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении.

Д.Б. Кедрин. «Бабье лето».

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Средства художественной выразительности.




77/3

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.







Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения



78/4

Оценка достижений

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения




Родина (8ч)

79/1

Знакомство с названием раздела.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;


Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



80/2

Прогнозирование содержания раздела.

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

Определять тему и главную мысль произведения,участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст



81/3

И.С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения.



82/4

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение



83/5

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста



84/6

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

Поэтический вечер.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения



85/7

Проект «Они защищали Родину»

Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию



86/8

Оценка достижений.


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения




Страна Фантазия 6ч)

87/1

Знакомство с названием раздела.


наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;


Прогнозировать содержание раздела.




Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



88/2

Прогнозирование содержания раздела.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.





89/3

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».Необычные герои фантастического рассказа.



90/4

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку



91/5

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения

Называть изученные литера­турные произведения и их авторов, рассказывать основ­ное содержание изу­ченных литератур­ных произведений




92/6

Оценка достижений.


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения







Зарубежная литература (10ч)

93/1

Знакомство с названием раздела.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;


Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.


Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.



94/2

Прогнозирование содержания раздела.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику



95/3

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.



96/4

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.



97/5

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.



98/6

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения

Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст



99/7

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.



100/8

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.



101/9

С. Лагерлёф. «В Назарете». Святое Писание. Иисус и Ииуда.





102/10

Оценка достижений.


Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения





Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения



Лист внесения изменений в Рабочую программу

Дата

Что изменилось

Причина внесений изменений

Какая страница

Приказ, подпись директора






















































47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!