Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива».
Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53 .
Курс рассчитан на 375 ч.
В 4 классе на предмет «Литературное чтение» отводится 102 часа, в том числе, вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20 часов.
Цель модуля: углубление процесса восприятия художественного произведения; поддержка и развитие интереса к чтению; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами, знакомство с творчеством Калининградских поэтов и писателей.
Целью курса является овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
- формирование ИКТ технологий.
2.Учебно - тематический план
4 класс (102 часа)
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2. | Книги в мировой культуре | 4 |
3. | Истоки литературного творчества | 12 |
4. | О Родине, о подвигах, о славе | 10 |
5. | Жить по совести, любя друг друга | 10 |
6. | Литературная сказка | 18 |
7. | Великие русские писатели | 27 |
8. | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» | 20 |
| Итого | 102 |
3. Содержание тем учебного курса
Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях.
Чтение про себя
Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения
Говорение
Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.
Письмо (культура письменной речи)
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки; умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти).Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений.
Работа с текстом художественного произведения
В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.
Формирование библиографической культуры
Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Работа с текстами разных видов и жанров литературы
Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности. Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения. Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны). Литературные авторские произведения. Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Содержание внутрипредметного модуля «Литературное краеведение»
Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» представлен в разделах:
1.Поэтическая тетрадь
Выразительное чтение; заучивание наизусть стихотворных текстов Калининградских поэтов: Прибрежной, Л. ,СамусевичА.Г., Сергеевой В.
2.Погружение в историю
Подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений Калининградских авторов: Серкова, И.С.,Шевцовой В. , Тихоновой Т.,Сечко, Л. В.
3.Рассказы о животных
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания. Анализ произведений Калининградских авторов: Мотковой И. В., Шевцовой В. Е. ,Кудрявцевой, З. М.,Сергеевой В.,Гусевой-Рыбниковой Е. А.
Тихоновой Т. Б. ,Стручковой В. Е.
4.Мир сказок и приключений
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях Калининградских авторов: Прибрежной Л., Колембет, Л. В.,Кудрявцевой З.М., Гусевой-Рыбниковой Е. А.
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 90 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
отличать особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
будут знать наизусть 10 - 12 стихотворений;
выражать своё отношение к прочитанному, как к произведению словесного искусства;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст;
различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
осознанно воспринимать и оценивать специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;
работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
В области коммуникативных учебных действий:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Формы и средства контроля знаний:
входной мониторинг навыка чтения.
самоконтроль — при введении нового материала,
взаимоконтроль — в процессе его отработки,
тематический контроль,
промежуточные и итоговые мониторинги образовательных достижений и навыка чтения
5. Учебно - методическое обеспечение
Для учащихся | Для учителя |
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение.Учебник. 4 класс. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс | Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Уроки чтения. 4 класс Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы, 1-4 класс Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности младшего школьника. Книга для учителя |
6. Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»
Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях
График контрольных работ по литературному чтению
№ | Форма контроля | Сроки проведения |
1. | Входной мониторинг образовательных достижений. Проверка техники чтения | |
2. | Административная контрольная работа за 2 четверть. Работа с текстом | |
3. | Промежуточный мониторинг образовательных достижений. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе | |
4. | Итоговый мониторинг образовательных достижений. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе | |
5. | Годовая промежуточная аттестация. Работа с текстом | |