СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива») 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива». Включает график контрольных работ по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива») 4 класс»

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, УМК «Перспектива».

Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53 .

Курс рассчитан на 375 ч.

В 4 классе на предмет «Литературное чтение» отводится 102 часа, в том числе, вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20 часов.

Цель модуля: углубление процесса восприятия художественного произведения; поддержка и развитие интереса к чтению; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами, знакомство с творчеством Калининградских поэтов и писателей.

Целью курса является овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

- формирование ИКТ технологий.






2.Учебно - тематический план

4 класс (102 часа)


Тема

Кол-во часов

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2.

Книги в мировой культуре

4

3.

Истоки литературного творчества

12

4.

О Родине, о подвигах, о славе

10

5.

Жить по совести, любя друг друга

10

6.

Литературная сказка

18

7.

Великие русские писатели

27

8.

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение»

20


Итого

102


3. Содержание тем учебного курса


Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях.

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения

Говорение

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки; умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти).Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений.


Работа с текстом художественного произведения

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности. Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения. Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны). Литературные авторские произведения. Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Содержание внутрипредметного модуля «Литературное краеведение»

Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» представлен в разделах:

1.Поэтическая тетрадь

Выразительное чтение; заучивание наизусть стихотворных текстов Калининградских поэтов: Прибрежной, Л. ,СамусевичА.Г., Сергеевой В. 


2.Погружение в историю

Подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений Калининградских авторов: Серкова, И.С.,Шевцовой В. , Тихоновой Т.,Сечко, Л. В.

3.Рассказы о животных

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание изложений с элементами сочинения; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно – тематического содержания. Анализ произведений Калининградских авторов: Мотковой И. В., Шевцовой В. Е. ,Кудрявцевой, З. М.,Сергеевой В.,Гусевой-Рыбниковой Е. А.

Тихоновой Т. Б. ,Стручковой В. Е. 


4.Мир сказок и приключений

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); анализ и интерпретация произведений; составление планов и написание отзывов о произведениях Калининградских авторов: Прибрежной Л., Колембет, Л. В.,Кудрявцевой З.М., Гусевой-Рыбниковой Е. А. 


4. Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  1. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  5. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  6. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Предметные результаты


Обучающиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 90 слов в минуту;

  • читать про себя произведения различных жанров;

  • читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

  • отличать особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;

  • будут знать наизусть 10 - 12 стихотворений;

  • выражать своё отношение к прочитанному, как к произведению словесного искусства;

  • находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

  • находить метафоры и сравнения на примере загадки;

  • различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;

  • пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

  • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

  • составлять план, озаглавливать текст;

  • различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

  • пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

  • находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

  • соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

  • находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

  • пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;

  • определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • осознанно воспринимать и оценивать специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев;

  • работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

  • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

В области коммуникативных учебных действий:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

  • выполнять работу по цепочке;

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться проверять выполненную работу, используя словари, художественную литературу, а также самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Формы и средства контроля знаний:

входной мониторинг навыка чтения.

самоконтроль — при введении нового материала,

взаимоконтроль — в процессе его отработки,

тематический контроль,

промежуточные и итоговые мониторинги образовательных достижений и навыка чтения


5. Учебно - методическое обеспечение


Для учащихся

Для учителя

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение.Учебник. 4 класс. В 2-х частях

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2-х частях

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 4 класс

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Уроки чтения. 4 класс

Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы, 1-4 класс

Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность

Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности младшего школьника. Книга для учителя


6. Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение»

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство «Просвещение»

  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях















График контрольных работ по литературному чтению





Форма контроля


Сроки проведения


1.


Входной мониторинг образовательных достижений. Проверка техники чтения




2.


Административная контрольная работа

за 2 четверть. Работа с текстом



3.


Промежуточный мониторинг образовательных достижений. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе



4.


Итоговый мониторинг образовательных достижений. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе



5.


Годовая промежуточная аттестация.

Работа с текстом





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!