01-10
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Макаровская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области».
«Рассмотрено» Руководитель ММО /И.Ю. Базарнова / Протокол № 1 от « 29 » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Т.А. Чушкина/ Протокол № 1 от « 30 » августа 2019 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Макаровская СОШ» _______________/Л.А.Иванова / Приказ № 165-о от « 31 » августа 2019 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство»
основного общего образования
(5-7 классы)
Принято на заседании педагогического совета
протокол № 2
от « 31» августа 2019 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями на 29 июня 2017 года).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15).
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 .
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Макаровская СОШ» ((приказ МОУ «Макаровская СОШ» от 03.07.2014 г. №160 «Об утверждении основной образовательной программы МОУ «Макаровская средняя общеобразовательная школа Ртищевксого района Саратовской области», приказ МОУ «Макаровская СОШ» от 20.08.2016 г. №110-о «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования и утверждение их новых редакций»).
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. искусства.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) «Изобразительное искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
диалогический подход к освоению произведений искусства;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии.
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-7 классы
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе
Количество часов:
Всего 34 часов, в неделю 1 час, плановых контрольных 0 часов.
№ п/п | Наименование разделов (блоков, модулей, тем) | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных уроков |
1 | Древние корни народного искусства (7 часов) Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | 1 | |
2 | Убранство русской избы. | 1 | |
3 | Интерьер крестьянского дома | 1 | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | |
5 | Русский народный орнамент. | 1 | |
6,7 | Народная праздничная одежда. | 1 | |
8 | Праздничные народные гулянья. | 1 | |
9 | Связь времен в народном искусстве (7 часов) Древние образы в современных народных игрушках | 1 | |
10, 11 | Единство форм и декора в игрушках | 2 |
12, 13 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Искусство Гжели. Городецкая роспись. | 2 | |
14 | Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. | 1 | |
15 | Промыслы нашего края. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 |
16 | Человек, общество, время (10 часов) Зачем людям украшения | 1 | |
17 | Украшения в жизни древних обществ. | 1 | |
18 | Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции. | 1 | |
19 | Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. | 1 |
20 | Что такое эмблемы, зачем они людям. | 1 | |
21, 22 | Гербы и эмблемы. | 1 |
23 | Декоративное искусство Западной Европы 17 века | 1 | |
24 | Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века | 1 |
25 | Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества | 1 |
26 | Роль декоративного искусства в жизни общества | 1 | |
27, 28 | Декоративное искусство ( 8 часов) Современное повседневное и выставочное декоративное искусство | 2 | |
29, 30 | Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Витраж. | 2 | |
31, 32 | Древние образы в современном декоративном искусстве | 2 | |
33, 34 | Создание коллективной декоративной работы | 2 | |
| ИТОГО | 34 | |
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе
Количество часов:
Всего 34 часов, в неделю 1 час, плановых контрольных 0 часов.
№ п/п | Наименование разделов (блоков, модулей, тем) | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных уроков |
| Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. | 9 | |
1 | Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | |
2 | Рисунок - основа изобразительного искусства. | 1 | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | |
4 | Пятно как средство выражения. | 1 | |
5 | Композиция как ритм пятен | 1 | |
6 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | |
7 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | |
8 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | |
9 | Основы языка изображения | 1 | |
| Мир наших вещей. Натюрморт | 8 | |
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | |
11 | Изображение предметного мира | 1 | |
12 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | |
13 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | |
14 | Освещение. Свет и тень. | 1 | |
15 | Натюрморт в графике. | 1 | |
16 | Цвет в натюрморте | 1 | |
17 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | |
| Вглядываясь в человека. Портрет | 10 | |
18 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | |
19 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 1 | |
21 | Портрет в графике. | 1 | |
22 | Портрет в скульптуре. | 1 | |
23 | Сатирические образы человека. | 1 | |
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | |
25 | Портрет в живописи | 1 | |
26 | Роль цвета в портрете. | 1 | |
27 | Великие портретисты. | 1 | |
| Человек и пространство в изобразительном искусстве | 7 | |
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | |
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | |
30 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | |
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | |
32 | Городской пейзаж. | 1 | |
33 | Городской пейзаж. | 1 | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | |
| ИТОГО | 34 | |
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе
Количество часов:
Всего 34 часов, в неделю 1 час, плановых контрольных 0 часов.
№ п/п | Наименование разделов (блоков, модулей, тем) | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных уроков |
| Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств | 8 | |
1 | Мир, который создаёт человек. | 1 | |
2 | Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | |
3 | Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | |
4 | Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | |
5 | Буква-строка-текст. | 1 | |
6 | Когда текст и изображение вместе. | 1 | |
7 | В бескрайнем море книг и журналов. | 1 | |
8 | Выставка творческих работ. | 1 | |
| В мире вещей и зданий | 9 | |
9 | Художественный язык конструктивных искусств. | 1 | |
10 | Объект и пространство. | 1 | |
11 | Композиционная организация пространства. | 1 | |
12 | Композиционная организация пространства. | 1 | |
13 | Конструкция: часть и целое. | 1 | |
14 | Конструкция: часть и целое. | 1 | |
15 | Красота и целесообразность. | 1 | |
16 | Форма и материал. | 1 | |
17 | Проект. | 1 | |
| Город и человек | 10 | |
18 | Город сквозь времена и страны. | 1 | |
19 | Город сквозь времена и страны. | 1 | |
20 | Город сквозь времена и страны. | 1 | |
21 | Город сегодня и завтра. | 1 | |
22 | Город сегодня и завтра. | 1 | |
23 | Живое пространство города. | 1 | |
24 | Вещь в городе и дома. | 1 | |
25 | Городской дизайн. | 1 | |
26 | Природа и архитектура. | 1 | |
27 | Проект. | 1 | |
| Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 7 | |
28 | Образ человека и индивидуальное проектирование. | 1 | |
29 | Дизайн среды. | 1 | |
30 | Дизайн среды. | 1 | |
31 | Мода, культура и ты. Выставка творческих работ. | 1 | |
32 | Автопортрет на каждый день. | 1 | |
33,34 | Обобщение темы. | 2 | |
| ИТОГО | 34 | |
11