Рабочая программа
учебного предмета «История»
для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета « История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ Радужненской СОШ и авторской программы А. Вигасина – Г.И. Годер: «Всеобщая история. История Древнего мира» (М.: «Просвещение», 2014г.).
В соответствии с учебным планом МОУ Радужненской СОШ на изучение истории в 5 классе отводится 68 часов, 2 учебных часа в неделю, 34 учебных недели.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
гуманистических традиций и ценностей современного общества.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
умение работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовности к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
•определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «закон» и др.; б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
•давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
•высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета
История Древнего мира (68ч.)
Введение (1ч) Что изучает история
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Историческая карта.
Раздел 1: Жизнь первобытных людей. Первобытное общество (7 ч)
Предки человека, расселение. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда, родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелие и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Представление об окружающем мире. Первобытны верования. Счёт лет в истории.
Счет лет в истории (1ч)
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.
Раздел 2: Древний Восток ( 20 ч.)
Тема 4: Древний Египет (8ч.)
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники, рабы. Религия древних египтян.
Тема 5: Западная Азия в древности (7ч)
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Тема 6: Индия и Китай в древности (5ч)
Древняя Индия: природные условия, население. Касты. Религиозные верования.
Древний Китай: природные условия, население. Император и его подданные. Религиозно - философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения.
Раздел 3: Древняя Греция (21 ч.)
Тема 7: Древнейшая Греция (5ч)
Древняя Греция: природные условия, население и его занятия. Древнегреческая мифология. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков.
Тема 8: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)
Полис. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Колонии. Греко-персидские войны. Олимпийские игры
Виды деятельности: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу: находить на карте и устно
Тема 9: Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии (5ч).
В городе Афины. Афинская демократия при Перикле. Школа и образование. Литература и театр.
Тема 10: Македонское завоевание в 4 в. до н.э. (4ч)
Македония. Завоевание Александра Македонского. Культурное наследие Древней Греции.
Раздел 4: Древний Рим (17 ч.)
Тема 11: Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч). Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы, трибуны. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Тема 12: Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
Вторая война Рима с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство.
Тема 13: Гражданские войны в Риме (4ч)
Земельный закон братьев Гракхов. Восстание рабов, Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Императорская власть.
Тема 14: Римская империя в первые века нашей эры (5ч)
Римская империя: территория, управление. Римское право. Рим при Нероне.
Возникновение и распространение христианства. Библия, гонения на христиан. Христианские мученики. Расцвет Римской империи во 2 веке н.э. Вечный город и его жители.
Тема 15: Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч)
Римская империя при Константине. Признание христианства государственной религией Римской империи. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Римской империи.
Итоговое повторение (1 ч.)
Культурное наследие Древнего Рима.
Календарно - тематическое планирование
№ | Темы уроков. | Кол-во часов. | Сроки проведения |
по плану | по факту |
| История древнего мира. 1 четверть. | | | |
| Раздел 1: Введение. | 1 | |
1. | Введение. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. | 1 | | |
| Раздел 1: Жизнь первобытных людей. | 7 | |
| Тема 1:Первобытные собиратели и охотники. | 3 | |
2. | Древнейшие люди. §1 | 1 | | |
3. | Родовые общины охотников и собирателей. §2 | 1 | | |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований § 3 | 1 | | |
| Тема 2: Первобытные земледельцы и скотоводы. | 3 | |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства § 4 | 1 | | |
6. | Появление неравенства и знати § 5 | 1 | | |
7. | Обобщающее повторение «Жизнь первобытных людей». | 1 | | |
8. | Тема 3: Счет лет в истории. «Лента - времени». С.29-32 | 1 | | |
| Раздел 2: Древний Восток. | 20 | |
| Тема 4: Древний Египет. | 8 | |
| | |
9 | Государство на берегах Нила. §6 | 1 | | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте §7 | 1 | | |
11 | Жизнь египетского вельможи §8 | 1 | | |
12 | Военные походы фараонов. §9 | 1 | | |
13 | Религия древних египтян. §10 | 1 | | |
14 | Искусство древнего Египта. §11 | 1 | | |
15 | Письменность и знания древних египтян. §12 | 1 | | |
16 | Обобщение «Достижения древних Египтян». | 1 | | |
| Тема 5: Западная Азия в древности. | 7 | | |
|
17 | Древнее Двуречье. §13 | 1 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. §14 | 1 | | |
19 | Финикийские мореплаватели. §15 | 1 | | |
20 | Библейские сказания §16 | 1 | | |
21 | Древнееврейское царство. §17 | 1 | | |
22 | Ассирийская держава. § 18 | 1 | | |
23 | Персидская держава «царя царей». § 19 | 1 | | |
| Тема 6: Индия и Китай в древности. | 5 | | |
24 | Природа и люди древней Индии. §20 | 1 | | |
25 | Индийские касты. §21 | 1 | | |
26 | Чему учил древний мудрец Конфуций? §22 | 1 | | |
27 | Первый властелин единого Китая. §23 | 1 | | |
28 | Обобщающее повторение «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру». | 1 | | |
| РАЗДЕЛ 3: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ | 21 | |
| Тема 7: Древнейшая Греция | 5 | |
29 | Греки и критяне. §24 | 1 | | |
30 | Микены и Троя. §25 | 1 | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». §26 | 1 | | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». §27 | 1 | | |
33 | Религия древних греков. §28 | 1 | | |
| Тема 8: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 | | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. §29 | 1 | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах. §30 | 1 | | |
36 | Древняя Спарта. §31 | 1 | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. §32 | 1 | | |
38 | Олимпийские игры в древности. §33 | 1 | | | | |
39 | Победа греков на Марафонском поле. §34 | 1 | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. §35 | 1 | | |
| | | | |
| Тема 9 :Возвышение Афин в 5 в до н.э. и расцвет демократии. | 5 | | |
41 | В гаванях Афинского порта Пирей. §36 | 1 | | |
42 | В городе богини Афины. §37 | 1 | | |
43 | В Афинских школах и гимнасиях. §38 | 1 | | |
44 | В афинском театре. §39 | 1 | | |
45 | Афинская демократия при Перикле. §40 | 1 | | |
| Тема 10 :Македонское завоевание в 4 в до н.э. | 4 | | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. §41 | 1 | | |
47. | Поход Александра Македонского на Восток. §42 | 1 | | |
48. | В Александрии Египетской. §43 | 1 | | |
49 | Обобщающее повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | 1 | | |
| |
| РАЗДЕЛ 4: ДРЕВНИЙ РИМ. | 17 | |
| Тема 11: Рим от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 | |
50 | Древнейший Рим. §44 | 1 | | |
51 | Завоевание Римом Италии. §45 | 1 | | |
52 | Устройство Римской республики. §46 | 1 | | |
| Тема 12: Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 | | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. §47 | 1 | | |
54 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье. §48 | 1 | | |
55 | Рабство в Древнем Риме. §49 | 1 | | |
| Тема 13: Гражданские войны в Риме. | 4 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов. §50 | 1 | | |
57 | Восстание Спартака. §51 | 1 | | |
58 | Единовластие Цезаря. §52 | 1 | | |
59 | Установление империи. §53 | 1 | | | |
| Тема 14 -15: Римская империя впервые века нашей эры. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | 5+2 | | |
|
60 | Соседи Римской империи. §54 | 1 | | |
61 | В Рим при Нероне. §55 | 1 | | |
62 | Первые христиане и их учение. §56 | 1 | | |
63 | Расцвет Римской империи во 2 в. до н.э.. §57 | 1 | | |
64 | «Вечный город» и его жители. §58 | 1 | | |
65 | Римская империя при Константине. §59 | 1 | | |
66 | Взятие Рима варварами. §60 | 1 | | |
67 | Итоговое повторение «История Древнего мира». | 1 | | |
68 | Итоговое повторение «История Древнего мира». | 1 | | |
|
| | |
|
|
| |
| |