1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по географии для 6 классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 678 от 30.07.2018 г.), согласно которого школьное географическое образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного общего образования.
География занимает особое положение в новых образовательных стандартах, так как играет связующую роль между естественными и общественными науками. Школьная географии изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимозависимость между природными и антропогенными объектами, географические последствия человеческой деятельности.
Географическое образование в школе призвано обеспечивать формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В процессе изучения географии учащиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом, тем самым реализуя метапредметную составляющую.
Общая цель школьного географического образования в современной школе – формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в географической среде.
Главные задания школьного курса географии:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, в отдельных странах и в своей республике;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.
Предмет «География» предполагает формирование следующих учебных достижений:
- определение объектов и явлений в природной, социальной и экономической среде;
- ориентирование по природным объектам, карте и плану местности;
- работать с географической картой и планом местности;
- оценивание изменений состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенного фактора;
- прогнозирование возможные изменения в окружающей природной среде в результате осуществления того или иного действия или поступка;
- определение степени загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и растительных сообществ;
- распознавание местные экологические проблемы, намечать пути их решения.
В 6 классе курс «Общая география» открывает 6-летний цикл изучения географии в школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» начальной и основной ступени обучения. «Общая география» является первым систематическим курсом нового школьного предмета.
В процессе изучения общей географии у школьников формируются представление о Земле как естественном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязи. Кроме того, начальный курс географии включает сведения о географических путешествиях и исследовании Земли, особенностях изображения земного шара на глобусе и карте, о количестве и размещении населения нашей планеты, человеческих расах, положении родного края и отдельных государств на политической карте мира.
Таким образом, в 6-м классе начинается формирование общей географической культуры школьника и постепенное обучение картографическому языку. Учащиеся овладевают основными географическими представлениями и понятиями, приобретают определенные умения и навыки в работе с различными источниками географической информации.
Программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Предлагается 12 практических работ, которые являются обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя.
При изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ (по одной в каждом полугодии).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
6 КЛАСС «ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ»
(66 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Учебные достижения учащихся |
Введение |
1 | 2 | Введение География как наука о Земле. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования. Особенности организации собственных географических наблюдений. Исследовательский проект (на местности) Наблюдение на местности за изменениями в природе | Учащиеся: - называют объекты изучения географии, составные географической науки, основные источники географических знаний, способы сбора географической информации; - подбирают географическую информацию из разных источников, и определять ее роль; - анализируют данные наблюдений за изменениями в природе; - объясняют на конкретных примерах значение географии для жизнедеятельности человека; - оценивают значение проведения собственных наблюдений в природе; - составляют перечень источников географической информации, которыми пользуется дома |
РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (7 часов) |
2 | 2 | Тема 1 Земля – планета Солнечной системы Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. Земля – обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли | Учащиеся: - объясняют понятия и термины: Солнечная система, планета; - знают географические следствия движения Земли; - сопоставляют географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах; - выявляют взаимосвязи между следствия ними, их изменение в результате деятельности человека |
3 | 1 | Тема 2. Представление о Земле в древности Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Эратосфена, Птолемея | Учащиеся: - называют участников путешествий, географических открытий, экспедиций разных эпох; - подбирают дополнительную информацию из разныхисточников об изучении и исследовании Земли; - анализируют карты маршрутов путешественников и исследователей; - сравнивают результаты путешествий и экспедиций в разные времена; - оценивают роль туризма на современном этапе для познания Земли; - составляют короткие сообщения о собственных путешествиях, иллюстрировать рисунками, фотографиями, мини-презентациями собственные путешествия |
4 | 3 | Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествияПутешествия викингов. Путешествия Марк Поло. Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом. Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский). Открытие Австралии и Антарктиды. Роль российских экспедиций в исследовании новых земель |
5 | 1 | Тема 4. Современные исследования Исследование Земли в конце ХХ – начале ХХІ ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком. Исследовательский проект Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях |
РАЗДЕЛ II. Земля на плане и карте (14 часов) |
6 | 2 | Тема 1. Ориентирование на местности Способы ориентирования на местности. Определение направлений на местности. Компас. Понятие об азимуте | Учащиеся: - называют разные способы ориентирования на местности; линии градусной сетки (параллели, меридианы, экватор, нулевой меридиан); объекты местности по плану и карте, элементы плана и карты, масштаб карты, направления, условные знаки; - пользуются условными знаками плана, карты, разными видами масштаба; - читают печатные и электронные карты, планы, их фрагменты; - измеряют расстояния на плане при помощи масштаба; - определяют азимут, масштаб плана и карт, абсолютную и относительную высоту местности, географические координаты объектов, населенных пунктов, своего населенного пункта; - составляют элементарный план с помощью условных знаков; - решают задачи с разными видами масштабов; задачи нанахождение абсолютной и относительной высоты местности - сравнивают изображение местности на глобусе, космическом снимке, карте, аэроснимке, плане, рисунке; - объясняют отличия в масштабе, способы изображения географических объектов на карте и плане; - оценивают значение плана местности и карты для себя и своей семьи |
7 | 2 | Тема 2. Способы изображения Земли Особенности и отличия изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках, картах, аэроснимках, планах. Масштаб и его виды. Практические работы: 1. Решение задач с использованием разных видов масштаба. |
8 | 4 | Тема 3. План, его основные признаки План местности. Условные знаки. Определение направлений на плане. Абсолютная и относительнаявысота местности, способы ее определения по картам и планам. Горизонтали та шкала высот. Составление плана с помощью условных топографических знаков. Практические работы: 2. Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек (на местности) 3. Решение задач и определение по картам и планам абсолютной и относительной высоты местности |
9 | 1 | Тема 4. Географические карты Карта, элементы карты. Легенда карты. Классификация карт. Географические атласы. Практическое значение карт |
10 | 5 | Тема 5. Географические координаты. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Географическая широта и долготы. Географические координаты своего населенного пункта. Практические работы: 4. Определение географических координат по географической карте |
РАЗДЕЛ III. Оболочки Земли ( 39час) |
11 | 11 | Тема 1. Литосфера Внутреннее строение Земли. Строение литосферы, ее свойства. Литосферные плиты, следствия их перемещения. Состав земной коры. Внутренние процессы, их влияние на рельеф. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли. Внешние процессы, их влияние на рельеф. Выветривание, работа ветра, текучих и подземных вод, ледников. Основные формы рельефа суши – горы и равнины. Разнообразие и образование равнин на суше. Равнины мира Разнообразие и образование гор на суше.Высочайшие и наиболее длинные горы мира. Рельеф дна океана. Срединно-океанические хребты – высочайшие и наиболее длинные горы Мирового океана. Уникальные формы рельефа земного шара, их охрана. Практические работы: 5. Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени. 6. Обозначение на контурной карте равнин, гор, вулканов суши и срединно-океанических хребтов. 7. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых | Учащиеся: - называют внутренние строение Земли, состав материковой и океанической земной коры, признаки понятий "литосфера", "земная кора", "литосферна плита", "рельеф", "горы", "равнины", формы рельефа своей местности; - приводят примеры и показывают на карте сейсмические пояса, наибольшие вулканы, формы рельефа Земли; - определяют с помощью карты географическое положение гор и равнин, их абсолютную и относительную высоту по шкале высот; горные породы и минералы; - обозначают на контурной карте: сейсмические пояса: Тихоокеанский, Средиземноморский, вулканы: Ключевская Сопка,Этна, Кракатау; горы: Карпаты, Крымские, Альпы, Уральские, Кавказ, Кордильеры, Гималаи с вершиной Джомолунгма, Анды; хребты в океане:Срединно-Атлантический; равнины: Восточноевропейская; Западносибирская, Амазонская; плоскогорье: Среднесибирское, Бразильское; - сравнивают равнины и горы по высоте, происхождению, размещению на суше и в океанах; - объясняют влияние внутренних и внешних процессов на формирование материков, океанов и их рельефа; - анализируют причины и следствия движения литосферных плит, работы воды, ветра; - высказывают суждение о необходимости охраны форм рельефа; - оценивают значение рельефа в жизни и хозяйственной деятельности человека; влияние человека на рельеф |
12 | 12 | Тема 2. Атмосфера Строение атмосферы, свойства воздуха в тропосфере. Суточный и годовой ход температуры воздуха, причины их колебания. Карта изотерм, тепловые пояса Земли. Практическое значение измерения температуры воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Ветер: причины возникновение, направления, сила, скорость ветра, их определение современными приборами и на глаз (визуально). Местные ветра. Вода в атмосфере: испарение, влажность воздуха, изменения влажности воздуха. Способы регулирования влажности воздуха в домашних условиях. Облака и туман, отличия в их образовании. Формы облаков, облачность. Осадки, которые выпадают из облаков и из воздуха, их виды, измерение. Карта распределения осадков. Погода, ее элементы, изменчивость. Характерная погода по сезонам в своей местности. Служба погоды,практическое значение прогнозов погоды. Климат, основные климатические показатели. Карта климатических поясов. Изменения климата. Влияние человека на атмосферу и климат. Практические работы: 8. Решение задач на изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, влажности. 9. Составление графиков изменения температуры воздуха, диаграмм облачности и осадков, розы ветров, их анализ. 10. Описание одного из главных типов климата по климатической карте Исследовательский проект Анализ состояния воздуха в своем населенном пункте, с использованием разных источников информации и собственных наблюдений | Учащиеся: - называют признаки понятий "погода", "климат", "облака", "облачность", "осадки", "синоптическая карта"; признаки погоды в своей местности, тепловые пояса Земли; мировые центры наблюдения за погодой; - приводят примеры прогнозов погоды, основных типов климата; - наблюдают и фиксируют изменения элементов погоды: температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, влажности воздуха, облаков, облачности, осадков; - определяют средние температуры, давления атмосферы, скорость ветра, превосходящие типы погоды в своей местности, изменения температуры и атмосферного давления с высотой; - строят графики хода температуры, диаграммы распределения осадков за определенный период, розу ветров; - подбирают источники географической информации для ознакомления с атмосферными процессами; - пользуются термометром, барометром, гигрометром; - сравнивать типы погоды в своей местности в разные поры года; - анализируют распределение температуры воздуха, атмосферного давления на протяжении поры, сезона, года; - сравнивают погоду своей местности в разные времена года; - анализируют распределение температуры воздуха на Земле по карте; - объясняют причины и следствия изменения погоды и климата; - решают задачи на изменения температуры воздуха, атмосферного давления, влажности |
13 | 12 | Тема 3. Гидросфера Состав гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек. Воды суши. Река: строение речной системы. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Реки мира. Озера, их разнообразие по площади, происхождению котловин, солености. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты.Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. Практические работы: 11.Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов. 12. Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору). Исследовательский проект Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование | Учащиеся: - называют признаки понятий "океан", "море", "залив", "пролив", "остров", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник", "многолетняя мерзлота", "подземные воды"; - приводят примеры морей, заливов, проливов, островов, рек, озер; - определяют особенности распределения вод между Мировым океаном и водами суши по соответствующим диаграммам; географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей по шкале глубин; зависимость направления и характера течения рек от рельефа, видов питания и режима речек от климата; - различают способы изображения вод суши на плане местности и на карте; озера по происхождению котловин, стоку, типы болот, материковые и горные ледники, искусственные водоемы, типы подземных вод; - находят и обозначают на контурной карте моря: Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Востосно-Сибирское, Беренгово, Охотское, Средиземное, Красное; проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка,Берингов; заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский; острова: Сахалин, Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея; полуострова: Аравийский, Крымский, Камчатка, Индостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую; реки: Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур, Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи; озера:Каспийское, Байкал, Большие озера, Виктория; - объясняют причины и следствия движений воды в Мировом океане; особенности питания и режима вод суши; - сравнивают разные водные объекты; - оценивают роль воды для жизнедеятельности человека, влияние человека на разные части гидросферы; - выявляют с членами семьи способы очищения воды в домашних условиях и влияние качества воды на здоровье человека |
14 | 2 | Тема 4. Биосфера и почвы Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре. Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана | Учащиеся: - называют признаки понятий "биосфера", "почвы", "почвенный покров", "растительность", "животный мир"; преобладающие виды растений и животных своей местности; - сравнивают виды растений и животных, которые распространены в разных широтах; - объясняют особенности распространения почв и живых организмов на земном шаре с помощью карт; влияние человека на компоненты биосферы; - оценивают значение почв, растительного и животного царства для жизнедеятельности человека; - выявляют сферы использования знаний о почвах, растительности и животного мира своей местности |
15 | 2 | Тема 5. Природные комплексы Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли, ееграницы, свойства, закономерности развития. Природные зоны Земли. Особенности природных зон экваториальных, тропических, умеренных и полярных широт. Исследовательский проект Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности) | Учащиеся: - называют признаки понятий "природный комплекс", "географическая оболочка", "природная зона"; компоненты природного комплекса; - приводят примеры природных комплексов и комплексов, измененных человеком в своей местности; - сравнивают особенности основных природных зон Земли; - объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы; - оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о природных комплексах для жизнедеятельности человека |
РАЗДЕЛ IV. Планета людей (4 часов) |
16 | 1 | Тема 1. Население Земли Численность населения Земли. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. Расы | Учащиеся: - называют численность населения Земли человеческие расы; - анализируют карты плотности населения и человеческих рас; - распознают способы изображения государств и столиц на политической карте мира; - называют и показывают регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии; - сравнивают человеческие расы по внешним признаками; густоту населения в разных регионах земного шара; - оценивают влияние человека на природу, уровень загрязнения окружающей среды в результате осуществления разных видов хозяйственной деятельности; - высказывают суждение о мероприятиях по устранению отрицательных следствий хозяйственной деятельности в своем населенном пункте; - разрабатывают мини-проект по утилизации бытовых отходов |
17 | 1 | Тема 2. Государства мира Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США. |
18 | 1 | Тема 3. Влияние человека на природу Изменения составляющих географической оболочки человеком. Изменения природных комплексов Земли. Загрязнение окружающей среды и ее охрана. Исследовательский проект Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов |
| 1 | Резерв времени | |
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Класс | КР1 | КР2 | ПР1 | ПР2 | ПР3 | ПР4 | ПР5 | ПР6 | ПР7 | ПР8 | ПР9 | ПР10 | ПР11 | ПР12 |
6 | | | | | | | | | | | | | | |
3. Календарно – тематическое планирование
6 КЛАСС «ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ»
№ урока | № урока коррек | Кол-во часов | Дата плана | Дата факт | Тема урока | Примечание |
| | 2 | Введение |
1 | | | | | География как наука о Земле. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования. | |
2 | | | | | Особенности организации собственных географических наблюдений. Исследовательский проект (на местности) Наблюдение на местности за изменениями в природе | |
РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (7 часов) |
| | 2 | Тема 1. Земля – планета Солнечной системы |
3 | | | | | Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. | |
4 | | | | | Земля – обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли | |
| | 1 | Тема 2. Представление о Земле в древности |
5 | | | | | Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Эратосфена, Птолемея | |
| | 3 | Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествия |
6 | | | | | Путешествия викингов. Путешествия Марк Поло. Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом. | |
7 | | | | | Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский). | |
8 | | | | | Открытие Австралии и Антарктиды. Роль российских экспедиций в исследовании новых земель | |
| | 1 | Тема 4. Современные исследования |
9 | | | | | Исследование Земли в конце ХХ – начале ХХІ ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком. Исследовательский проект Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях | |
РАЗДЕЛ II. Земля на плане и карте (14 часов) |
| | 2 | Тема 1. Ориентирование на местности |
10 | | | | | Способы ориентирования на местности. Определение направлений на местности. | |
11 | | | | | Компас. Понятие об азимуте | |
| | 2 | Тема 2. Способы изображения Земли |
12 | | | | | Особенности и отличия изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках, картах, аэроснимках, планах. | |
13 | | | | | Масштаб и его виды. Практические работы: 1. Решение задач с использованием разных видов масштаба. | |
| | 4 | Тема 3. План, его основные признаки |
14 | | | | | План местности. Условные знаки. Определение направлений на плане. | |
15 | | | | | Абсолютная и относительная высота местности, способы ее определения по картам и планам. | |
16 | | | | | Горизонтали и шкала высот. Составление плана с помощью условных топографических знаков. Практическая работа 2. Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек (на местности) | |
17 | | | | | Практическая работа 3. Решение задач и определение по картам и планам абсолютной и относительной высоты местности | |
| | 1 | Тема 4. Географические карты |
18 | | | | | Карта, элементы карты. Легенда карты. Классификация карт. Географические атласы. Практическое значение карт | |
| | 5 | Тема 5. Географические координаты |
19 | | | | | Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Географическая широта и долготы. | |
20 | | | | | Географические координаты своего населенного пункта. | |
21 | | | | | Практическая работа 4. Определение географических координат по географической карте | |
22 | | | | | Обобщающий урок по теме: «Географические координаты». | |
23 | | | | | Контрольная работа 1 | |
РАЗДЕЛ III. Оболочки Земли ( 39час) |
| | 11 | Тема 1. Литосфера |
24 | | | | | Внутреннее строение Земли. Строение литосферы, ее свойства. | |
25 | | | | | Литосферные плиты, следствия их перемещения. Состав земной коры. | |
26 | | | | | Внутренние процессы, их влияние на рельеф. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли. | |
27 | | | | | Внешние процессы, их влияние на рельеф. Выветривание, работа ветра, текучих и подземных вод, ледников. | |
28 | | | | | Основные формы рельефа суши – горы и равнины. | |
29 | | | | | Практическая работа 5. Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени. | |
30 | | | | | Разнообразие и образование равнин на суше. Равнины мира Разнообразие и образование гор на суше. Высочайшие и наиболее длинные горы мира. | |
31 | | | | | Рельеф дна океана. Срединно-океанические хребты – высочайшие и наиболее длинные горы Мирового океана. | |
32 | | | | | Практическая работа 6. Обозначение на контурной карте равнин, гор, вулканов суши и срединно-океанических хребтов. | |
33 | | | | | Практическая работа 7. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых | |
34 | | | | | Уникальные формы рельефа земного шара, их охрана. | |
| | 12 | Атмосфера |
35 | | | | | Строение атмосферы, свойства воздуха в тропосфере. | |
36 | | | | | Суточный и годовой ход температуры воздуха, причины их колебания. Карта изотерм, тепловые пояса Земли. Практическое значение измерения температуры воздуха. | |
37 | | | | | Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. | |
38 | | | | | Практическая работа 8. Решение задач на изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, влажности. | |
39 | | | | | Ветер: причины возникновение, направления, сила, скорость ветра, их определение современными приборами и на глаз (визуально). Местные ветра. | |
40 | | | | | Вода в атмосфере: испарение, влажность воздуха, изменения влажности воздуха. Способы регулирования влажности воздуха в домашних условиях. | |
41 | | | | | Облака и туман, отличия в их образовании. Формы облаков, облачность. Осадки, которые выпадают из облаков и из воздуха, их виды, измерение. Карта распределения осадков. | |
42 | | | | | Практическая работа 9. Составление графиков изменения температуры воздуха, диаграмм облачности и осадков, розы ветров, их анализ. | |
43 | | | | | Погода, ее элементы, изменчивость. Характерная погода по сезонам в своей местности. Служба погоды, практическое значение прогнозов погоды. | |
44 | | | | | Климат, основные климатические показатели. Карта климатических поясов. Изменения климата. Влияние человека на атмосферу и климат. | |
45 | | | | | Практическая работа 10. Описание одного из главных типов климата по климатической карте | |
46 | | | | | Исследовательский проект Анализ состояния воздуха в своем населенном пункте, с использованием разных источников информации и собственных наблюдений | |
| | 12 | Тема 3. Гидросфера |
47 | | | | | Состав гидросферы. | |
48 | | | | | Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Практическая работа 11. Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов. | |
49 | | | | | Свойства вод Мирового океана. | |
50 | | | | | Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях. | |
51 | | | | | Богатства вод Мирового океана. Океан и человек. | |
52 | | | | | Воды суши. | |
53 | | | | | Река: строение речной системы. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Реки мира. | |
54 | | | | | Озера, их разнообразие по площади, происхождению котловин, солености. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. | |
55 | | | | | Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. | |
56 | | | | | Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. | |
57 | | | | | Практическая работа 12. Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору). | |
58 | | | | | Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. Исследовательский проект Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование | |
| | 2 | Тема 4. Биосфера и почвы |
59 | | | | | Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре. | |
60 | | | | | Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана | |
| | 2 | Тема 5. Биосфера и почвы |
61 | | | | | Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли, ее границы, свойства, закономерности развития. | |
62 | | | | | Природные зоны Земли. Особенности природных зон экваториальных, тропических, умеренных и полярных широт. Исследовательский проект Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности). | |
РАЗДЕЛ IV. Планета людей (4 часов) |
| | 1 | Тема 1. Население Земли |
63 | | | | | Численность населения Земли. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. Расы | |
| | 1 | Тема 2. Государства мира |
64 | | | | | Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США. | |
| | 1 | Тема 3. Влияние человека на природу |
65 | | | | | Изменения составляющих географической оболочки человеком. Изменения природных комплексов Земли. Загрязнение окружающей среды и ее охрана. Исследовательский проект Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов | |
66 | | | | | Резерв времени | |
4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проверка результатов обучения школьников по географии предусматривает оценивание усвоенных ими знаний и сформированных универсальных учебных действий. Оценка может быть результатом письменной работы ( контрольная работа либо тестовые задания), творческой работы или устного ответа. При использовании любой формы оценивания учитель должен ориентироваться на определенные данной программой и действующим Стандартом государственные требования к подготовке учащихся и соответственно подбирать задачи. Отметки должны выставляться ученикам по пятибалльной системе согласно Критериям оценки знаний учащихся по географии.
Основными формами контроля ЗУН являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень ЗУН по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям действующего Государственного образовательного стандарта общего среднего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программы учебного курса.
В процессе проверки результатов обучения применяются такие формы контроля, как:
-устный и письменный опросы;
- работа с картографическим материалом;
- тестовые задания;
- блиц-опросы, экспресс-опросы;
- игровые методы;
- само-оценивание и взаимное оценивание;
- творческие задания и проектные работы;
- самообразовательная деятельность учащихся.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценивая учебные достижения учащихся по географии, целесообразно учитывать:
- правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии;
- степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала;
- степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими, и другими дополнительными материалы)
Критерии оценивания устных ответов:
Уровень | Отметка | Критерии оценивания |
Высокий | «5» | Учащийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы. Раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами; аргументирует свои утверждения, на высоком уровне анализирует и использует картографическую информацию, объясняет значение географических знаний, дает оценку географическим процессам и явлениям, умеет работать с источниками информации, самостоятельно делает выводы и обобщения. |
Достаточный | «4» | Учащийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории, использует полученные знания на практике, знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология. |
Средний | «3» | Учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности. Воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления по типовому плану с ошибками, частично владеет географической номенклатурой. |
Начальный | «2» | Учащийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Недостаточный | «1» | Учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал. |
Критерии оценивания практических работ:
Уровень | Отметка | Критерии оценивания |
Высокий | «5» | Учащийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы, верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно. |
Достаточный | «4» | Практическая работа выполняется учащимся в полном объеме и самостоятельно. Учащийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности. Применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; Умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы. |
Средний | «3» | Практическая работа выполняется и оформляется учащимся при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами. Учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допускает ошибки в ходе выполнения практической работы. |
Начальный | «2» | Учащийся не подготовлен к выполнению практической работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Учащийся имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к выполнению практической работы; при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Недостаточный | «1» | Учащийся не может выполнить практическую работу. |
Критерии оценивания работы с географической картой:
Уровень | Отметка | Критерии оценивания |
Высокий | «5» | Учащийся свободно владеет картографической информацией, анализирует и использует картографический материал, самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в работе на географической карте; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя, правильно показывает объекты на карте с оптимальным темпом. Имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям. |
Достаточный | «4» | Учащийся соблюдает основные правила работы с географической картой, имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; При показе объектов на карте допускает неточности. Имеет достаточные навыки работы с контурной картой, при заполнении контурной карты допускает неточности. |
Средний | «3» | Учащийся испытывает затруднения при работе с географической картой, показывает слабое знание географической номенклатуры, теряется при поиске географического объекта, темп показа объектов замедленный. При заполнении контурной карты испытывает трудности в оформлении карты и определении объектов. |
Начальный | «2» | Учащийся допускает грубые ошибки в использовании географической карты, с большим затруднением находит и показывает географические объекты на карте, при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты, при обозначении объектов допускает грубые ошибки. |
Недостаточный | «1» | Отсутствие практических навыков работы с географической картой |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Физическая география. 6 класс. – М.: «Дрофа», 2011.
2. Климанова О. А., Белова М. Н., Ким Э. В. и др.; под ред. О.А. Климановой. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.
3. Атлас. География. 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
4. Контурные карты. География 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
5. Дронов В. П., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. и др. География. 6-10 классы. CD-мультимедиа курс. Электронное приложение. – М.: «1С», РМЦ, 2012. 6. Летягин А. А. География. Начальный курс.
6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.
7. Сиротин И. В. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.
8. Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.
9. Климанова О. А. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2006.
10. Крылова О. В. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.
11. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде;
- оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты изучения курса «География» приведены в разделах программа «Требования к уровню подготовки учащихся», которые соответствует Государственному образовательному стандарту общего образования. Требования направлены на реализацию деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и метапрдеметного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения курса «Общая география», 6 класс учащийся должен: Знать/понимать:
- значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
- основные источники географической информации;
- методы изучения Земли;
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца;
- различия между планом местности, картой, глобусом;
- современные способы создания карт;
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека;
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу географические объекты;
- обозначать и надписывать их на контурной карте;
- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений;
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета;
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, своей местности;
- адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры, источников;
- загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов;
- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи, описание образа природных объектов, описание природных объектов по типовому плану, описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
- определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в Коллекциях);
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- ориентирования на местности, проведения съемок участков местности;
- чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе, в своей местности;
- проведения простейших наблюдений за географическими объектами;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Называть (показывать):
- составные части оболочек Земли;
- географические открытия;
- основные части литосферы, гидросферы и их номенклатуру.
Оценивать:
- роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное значение природы.