СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География» для 6-х классов (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) учителя Шестаковой И.И.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по следующему плану:

1. Докладная записка (учебного заведения)

2. Календарный учебный график

3. Пояснительная записка

4. Общая характеристика курса

5. Место курса физики в учебном плане

6. Содержание курса

7. Содержание программы (таблица с домашним заданием)

8. Учебно-методическое обеспечение

9. Интернет- ресурсы

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География» для 6-х классов (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) учителя Шестаковой И.И.»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа основного общего образования по географии для 6 классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 678 от 30.07.2018 г.), согласно которого школьное географическое образование является составной частью образовательной отрасли «Естествознание». Программа разработана в соответствии с общими требованиями к уровню основного общего образования.

География занимает особое положение в новых образовательных стандартах, так как играет связующую роль между естественными и общественными науками. Школьная географии изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимозависимость между природными и антропогенными объектами, географические последствия человеческой деятельности.

Географическое образование в школе призвано обеспечивать формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В процессе изучения географии учащиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом, тем самым реализуя метапредметную составляющую.

Общая цель школьного географического образования в современной школе – формирование в сознании школьников системы взглядов, принципов, норм поведения в географической среде.

Главные задания школьного курса географии:

- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего родного края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках, в отдельных странах и в своей республике;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

- формирование умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

- формирование умений использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

Предмет «География» предполагает формирование следующих учебных достижений:

- определение объектов и явлений в природной, социальной и экономической среде;

- ориентирование по природным объектам, карте и плану местности;

- работать с географической картой и планом местности;

- оценивание изменений состояния окружающей природной среды под воздействием антропогенного фактора;

- прогнозирование возможные изменения в окружающей природной среде в результате осуществления того или иного действия или поступка;

- определение степени загрязнения окружающей среды, деградации и истощения почв и растительных сообществ;

- распознавание местные экологические проблемы, намечать пути их решения.

В 6 классе курс «Общая география» открывает 6-летний цикл изучения географии в школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» и «Природоведение» начальной и основной ступени обучения. «Общая география» является первым систематическим курсом нового школьного предмета.

В процессе изучения общей географии у школьников формируются представление о Земле как естественном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязи. Кроме того, начальный курс географии включает сведения о географических путешествиях и исследовании Земли, особенностях изображения земного шара на глобусе и карте, о количестве и размещении населения нашей планеты, человеческих расах, положении родного края и отдельных государств на политической карте мира.

Таким образом, в 6-м классе начинается формирование общей географической культуры школьника и постепенное обучение картографическому языку. Учащиеся овладевают основными географическими представлениями и понятиями, приобретают определенные умения и навыки в работе с различными источниками географической информации.

Программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Предлагается 12 практических работ, которые являются обязательными по выполнению, но обязательно оцениваются (выставляется оценка в колонку в журнале) – 4 (по одной в каждой четверти), остальные по выбору учителя.

При изучении курса предусматривается выполнение 2 обязательных контрольных работ (по одной в каждом полугодии).







2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

6 КЛАСС «ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ»

(66 часов, 2 часа в неделю)

п/п

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Учебные достижения учащихся

Введение

1

2

Введение

География как наука о Земле. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования. Особенности организации собственных географических наблюдений. Исследовательский проект (на местности) Наблюдение на местности за изменениями в природе

Учащиеся:

- называют объекты изучения географии, составные географической науки, основные источники географических знаний, способы сбора географической информации;

- подбирают географическую информацию из разных источников, и определять ее роль;

- анализируют данные наблюдений за изменениями в природе;

- объясняют на конкретных примерах значение географии для жизнедеятельности человека;

- оценивают значение проведения собственных наблюдений в природе; - составляют перечень источников географической информации, которыми пользуется дома

РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (7 часов)

2

2

Тема 1 Земля – планета Солнечной системы

Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. Земля – обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли

Учащиеся:

- объясняют понятия и термины: Солнечная система, планета;

- знают географические следствия движения Земли;

- сопоставляют географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах;

- выявляют взаимосвязи между следствия ними, их изменение в результате деятельности человека

3

1

Тема 2. Представление о Земле в древности

Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Эратосфена, Птолемея

Учащиеся:

- называют участников путешествий, географических открытий, экспедиций разных эпох;

- подбирают дополнительную информацию из разныхисточников об изучении и исследовании Земли;

- анализируют карты маршрутов путешественников и исследователей; - сравнивают результаты путешествий и экспедиций в разные времена;

- оценивают роль туризма на современном этапе для познания Земли;

- составляют короткие сообщения о собственных путешествиях, иллюстрировать рисунками, фотографиями, мини-презентациями собственные путешествия

4

3

Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествияПутешествия викингов. Путешествия Марк Поло. Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом. Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский). Открытие Австралии и Антарктиды. Роль российских экспедиций в исследовании новых земель

5

1

Тема 4. Современные исследования

Исследование Земли в конце ХХ – начале ХХІ ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком.

Исследовательский проект

Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях

РАЗДЕЛ II. Земля на плане и карте (14 часов)

6

2

Тема 1. Ориентирование на местности

Способы ориентирования на местности. Определение направлений на местности. Компас. Понятие об азимуте

Учащиеся:

- называют разные способы ориентирования на местности; линии градусной сетки (параллели, меридианы, экватор, нулевой меридиан); объекты местности по плану и карте, элементы плана и карты, масштаб карты, направления, условные знаки;

- пользуются условными знаками плана, карты, разными видами масштаба;

- читают печатные и электронные карты, планы, их фрагменты;

- измеряют расстояния на плане при помощи масштаба;

- определяют азимут, масштаб плана и карт, абсолютную и относительную высоту местности, географические координаты объектов, населенных пунктов, своего населенного пункта;

- составляют элементарный план с помощью условных знаков;

- решают задачи с разными видами масштабов; задачи нанахождение абсолютной и относительной высоты местности

- сравнивают изображение местности на глобусе, космическом снимке, карте, аэроснимке, плане, рисунке;

- объясняют отличия в масштабе, способы изображения географических объектов на карте и плане;

- оценивают значение плана местности и карты для себя и своей семьи

7

2

Тема 2. Способы изображения Земли

Особенности и отличия изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках, картах, аэроснимках, планах. Масштаб и его виды.

Практические работы: 1. Решение задач с использованием разных видов масштаба.

8

4

Тема 3. План, его основные признаки

План местности. Условные знаки. Определение направлений на плане. Абсолютная и относительнаявысота местности, способы ее определения по картам и планам. Горизонтали та шкала высот. Составление плана с помощью условных топографических знаков. Практические работы:

2. Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек (на местности)

3. Решение задач и определение по картам и планам абсолютной и относительной высоты местности

9

1

Тема 4. Географические карты Карта, элементы карты. Легенда карты. Классификация карт. Географические атласы. Практическое значение карт

10

5

Тема 5. Географические координаты.

Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Географическая широта и долготы. Географические координаты своего населенного пункта.

Практические работы: 4. Определение географических координат по географической карте

РАЗДЕЛ III. Оболочки Земли ( 39час)

11

11

Тема 1. Литосфера

Внутреннее строение Земли. Строение литосферы, ее свойства. Литосферные плиты, следствия их перемещения. Состав земной коры. Внутренние процессы, их влияние на рельеф. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли. Внешние процессы, их влияние на рельеф. Выветривание, работа ветра, текучих и подземных вод, ледников. Основные формы рельефа суши – горы и равнины. Разнообразие и образование равнин на суше. Равнины мира Разнообразие и образование гор на суше.Высочайшие и наиболее длинные горы мира. Рельеф дна океана. Срединно-океанические хребты – высочайшие и наиболее длинные горы Мирового океана. Уникальные формы рельефа земного шара, их охрана. Практические работы: 5.

Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени.

6. Обозначение на контурной карте равнин, гор, вулканов суши и срединно-океанических хребтов.

7. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых

Учащиеся:

- называют внутренние строение Земли, состав материковой и океанической земной коры, признаки понятий "литосфера", "земная кора", "литосферна плита", "рельеф", "горы", "равнины", формы рельефа своей местности;

- приводят примеры и показывают на карте сейсмические пояса, наибольшие вулканы, формы рельефа Земли;

- определяют с помощью карты географическое положение гор и равнин, их абсолютную и относительную высоту по шкале высот; горные породы и минералы;

- обозначают на контурной карте: сейсмические пояса: Тихоокеанский, Средиземноморский, вулканы: Ключевская Сопка,Этна, Кракатау; горы: Карпаты, Крымские, Альпы, Уральские, Кавказ, Кордильеры, Гималаи с вершиной Джомолунгма, Анды; хребты в океане:Срединно-Атлантический; равнины: Восточноевропейская; Западносибирская, Амазонская; плоскогорье: Среднесибирское, Бразильское;

- сравнивают равнины и горы по высоте, происхождению, размещению на суше и в океанах;

- объясняют влияние внутренних и внешних процессов на формирование материков, океанов и их рельефа;

- анализируют причины и следствия движения литосферных плит, работы воды, ветра;

- высказывают суждение о необходимости охраны форм рельефа;

- оценивают значение рельефа в жизни и хозяйственной деятельности человека; влияние человека на рельеф

12

12

Тема 2. Атмосфера

Строение атмосферы, свойства воздуха в тропосфере. Суточный и годовой ход температуры воздуха, причины их колебания. Карта изотерм, тепловые пояса Земли. Практическое значение измерения температуры воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Ветер: причины возникновение, направления, сила, скорость ветра, их определение современными приборами и на глаз (визуально). Местные ветра. Вода в атмосфере: испарение, влажность воздуха, изменения влажности воздуха. Способы регулирования влажности воздуха в домашних условиях. Облака и туман, отличия в их образовании. Формы облаков, облачность. Осадки, которые выпадают из облаков и из воздуха, их виды, измерение. Карта распределения осадков. Погода, ее элементы, изменчивость. Характерная погода по сезонам в своей местности. Служба погоды,практическое значение прогнозов погоды. Климат, основные климатические показатели. Карта климатических поясов. Изменения климата. Влияние человека на атмосферу и климат.

Практические работы: 8. Решение задач на изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, влажности.

9. Составление графиков изменения температуры воздуха, диаграмм облачности и осадков, розы ветров, их анализ.

10. Описание одного из главных типов климата по климатической карте

Исследовательский проект Анализ состояния воздуха в своем населенном пункте, с использованием разных источников информации и собственных наблюдений

Учащиеся:

- называют признаки понятий "погода", "климат", "облака", "облачность", "осадки", "синоптическая карта"; признаки погоды в своей местности, тепловые пояса Земли; мировые центры наблюдения за погодой;

- приводят примеры прогнозов погоды, основных типов климата;

- наблюдают и фиксируют изменения элементов погоды: температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, влажности воздуха, облаков, облачности, осадков;

- определяют средние температуры, давления атмосферы, скорость ветра, превосходящие типы погоды в своей местности, изменения температуры и атмосферного давления с высотой;

- строят графики хода температуры, диаграммы распределения осадков за определенный период, розу ветров;

- подбирают источники географической информации для ознакомления с атмосферными процессами;

- пользуются термометром, барометром, гигрометром;

- сравнивать типы погоды в своей местности в разные поры года;

- анализируют распределение температуры воздуха, атмосферного давления на протяжении поры, сезона, года;

- сравнивают погоду своей местности в разные времена года;

- анализируют распределение температуры воздуха на Земле по карте;

- объясняют причины и следствия изменения погоды и климата;

- решают задачи на изменения температуры воздуха, атмосферного давления, влажности

13

12

Тема 3. Гидросфера

Состав гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек. Воды суши. Река: строение речной системы. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Реки мира. Озера, их разнообразие по площади, происхождению котловин, солености. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты.Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши.

Практические работы: 11.Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов.

12. Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору).

Исследовательский проект Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование

Учащиеся:

- называют признаки понятий "океан", "море", "залив", "пролив", "остров", "океаническое течение", "река", "озеро", "болото", "ледник", "многолетняя мерзлота", "подземные воды";

- приводят примеры морей, заливов, проливов, островов, рек, озер;

- определяют особенности распределения вод между Мировым океаном и водами суши по соответствующим диаграммам; географическое положение водных объектов, глубины океанов и морей по шкале глубин; зависимость направления и характера течения рек от рельефа, видов питания и режима речек от климата;

- различают способы изображения вод суши на плане местности и на карте; озера по происхождению котловин, стоку, типы болот, материковые и горные ледники, искусственные водоемы, типы подземных вод;

- находят и обозначают на контурной карте моря: Черное, Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Востосно-Сибирское, Беренгово, Охотское, Средиземное, Красное; проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка,Берингов; заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский; острова: Сахалин, Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея; полуострова: Аравийский, Крымский, Камчатка, Индостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую; реки: Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур, Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи; озера:Каспийское, Байкал, Большие озера, Виктория;

- объясняют причины и следствия движений воды в Мировом океане; особенности питания и режима вод суши; - сравнивают разные водные объекты;

- оценивают роль воды для жизнедеятельности человека, влияние человека на разные части гидросферы;

- выявляют с членами семьи способы очищения воды в домашних условиях и влияние качества воды на здоровье человека

14

2

Тема 4. Биосфера и почвы

Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре. Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана

Учащиеся:

- называют признаки понятий "биосфера", "почвы", "почвенный покров", "растительность", "животный мир"; преобладающие виды растений и животных своей местности;

- сравнивают виды растений и животных, которые распространены в разных широтах;

- объясняют особенности распространения почв и живых организмов на земном шаре с помощью карт; влияние человека на компоненты биосферы;

- оценивают значение почв, растительного и животного царства для жизнедеятельности человека;

- выявляют сферы использования знаний о почвах, растительности и животного мира своей местности

15

2

Тема 5. Природные комплексы Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли, ееграницы, свойства, закономерности развития. Природные зоны Земли. Особенности природных зон экваториальных, тропических, умеренных и полярных широт. Исследовательский проект Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности)

Учащиеся:

- называют признаки понятий "природный комплекс", "географическая оболочка", "природная зона"; компоненты природного комплекса;

- приводят примеры природных комплексов и комплексов, измененных человеком в своей местности;

- сравнивают особенности основных природных зон Земли;

- объясняют на конкретных примерах следствия взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы;

- оценивают влияние человека на природные комплексы в своей местности; значение знаний о природных комплексах для жизнедеятельности человека

РАЗДЕЛ IV. Планета людей (4 часов)

16

1

Тема 1. Население Земли Численность населения Земли. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. Расы

Учащиеся:

- называют численность населения Земли человеческие расы;

- анализируют карты плотности населения и человеческих рас;

- распознают способы изображения государств и столиц на политической карте мира;

- называют и показывают регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;

- сравнивают человеческие расы по внешним признаками; густоту населения в разных регионах земного шара;

- оценивают влияние человека на природу, уровень загрязнения окружающей среды в результате осуществления разных видов хозяйственной деятельности;

- высказывают суждение о мероприятиях по устранению отрицательных следствий хозяйственной деятельности в своем населенном пункте;

- разрабатывают мини-проект по утилизации бытовых отходов

17

1

Тема 2. Государства мира

Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США.

18

1

Тема 3. Влияние человека на природу

Изменения составляющих географической оболочки человеком. Изменения природных комплексов Земли. Загрязнение окружающей среды и ее охрана. Исследовательский проект Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов


1

Резерв времени




ГРАФИК

ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Класс

КР1

КР2

ПР1

ПР2

ПР3

ПР4

ПР5

ПР6

ПР7

ПР8

ПР9

ПР10

ПР11

ПР12

6


















3. Календарно – тематическое планирование

6 КЛАСС «ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ»

урока

урока коррек

Кол-во часов

Дата плана

Дата факт

Тема урока

Примечание



2

Введение

1





География как наука о Земле. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования.


2





Особенности организации собственных географических наблюдений. Исследовательский проект (на местности) Наблюдение на местности за изменениями в природе


РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (7 часов)



2

Тема 1. Земля – планета Солнечной системы

3





Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи.


4





Земля – обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли




1

Тема 2. Представление о Земле в древности

5





Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Эратосфена, Птолемея




3

Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествия

6





Путешествия викингов. Путешествия Марк Поло. Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом.


7





Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский).


8





Открытие Австралии и Антарктиды. Роль российских экспедиций в исследовании новых земель




1

Тема 4. Современные исследования

9





Исследование Земли в конце ХХ – начале ХХІ ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком. Исследовательский проект Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях


РАЗДЕЛ II. Земля на плане и карте (14 часов)



2

Тема 1. Ориентирование на местности

10





Способы ориентирования на местности. Определение направлений на местности.


11





Компас. Понятие об азимуте




2

Тема 2. Способы изображения Земли

12





Особенности и отличия изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках, картах, аэроснимках, планах.


13





Масштаб и его виды. Практические работы: 1. Решение задач с использованием разных видов масштаба.




4

Тема 3. План, его основные признаки

14





План местности. Условные знаки. Определение направлений на плане.


15





Абсолютная и относительная высота местности, способы ее определения по картам и планам.


16





Горизонтали и шкала высот. Составление плана с помощью условных топографических знаков.

Практическая работа 2. Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек (на местности)


17





Практическая работа 3. Решение задач и определение по картам и планам абсолютной и относительной высоты местности




1

Тема 4. Географические карты

18





Карта, элементы карты. Легенда карты. Классификация карт. Географические атласы. Практическое значение карт




5

Тема 5. Географические координаты

19





Градусная сетка на глобусе и географической карте. Понятие о географических координатах. Географическая широта и долготы.


20





Географические координаты своего населенного пункта.


21





Практическая работа 4. Определение географических координат по географической карте


22





Обобщающий урок по теме: «Географические координаты».


23





Контрольная работа 1


РАЗДЕЛ III. Оболочки Земли ( 39час)



11

Тема 1. Литосфера

24





Внутреннее строение Земли. Строение литосферы, ее свойства.


25





Литосферные плиты, следствия их перемещения. Состав земной коры.


26





Внутренние процессы, их влияние на рельеф. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли.


27





Внешние процессы, их влияние на рельеф. Выветривание, работа ветра, текучих и подземных вод, ледников.


28





Основные формы рельефа суши – горы и равнины.


29





Практическая работа 5.

Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени.


30





Разнообразие и образование равнин на суше. Равнины мира Разнообразие и образование гор на суше. Высочайшие и наиболее длинные горы мира.


31





Рельеф дна океана. Срединно-океанические хребты – высочайшие и наиболее длинные горы Мирового океана.


32





Практическая работа 6. Обозначение на контурной карте равнин, гор, вулканов суши и срединно-океанических хребтов.


33





Практическая работа 7. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых


34





Уникальные формы рельефа земного шара, их охрана.




12

Атмосфера

35





Строение атмосферы, свойства воздуха в тропосфере.


36





Суточный и годовой ход температуры воздуха, причины их колебания. Карта изотерм, тепловые пояса Земли. Практическое значение измерения температуры воздуха.


37





Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.


38





Практическая работа 8. Решение задач на изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, влажности.


39





Ветер: причины возникновение, направления, сила, скорость ветра, их определение современными приборами и на глаз (визуально). Местные ветра.


40





Вода в атмосфере: испарение, влажность воздуха, изменения влажности воздуха. Способы регулирования влажности воздуха в домашних условиях.


41





Облака и туман, отличия в их образовании. Формы облаков, облачность. Осадки, которые выпадают из облаков и из воздуха, их виды, измерение. Карта распределения осадков.


42





Практическая работа 9. Составление графиков изменения температуры воздуха, диаграмм облачности и осадков, розы ветров, их анализ.


43





Погода, ее элементы, изменчивость. Характерная погода по сезонам в своей местности. Служба погоды, практическое значение прогнозов погоды.


44





Климат, основные климатические показатели. Карта климатических поясов. Изменения климата. Влияние человека на атмосферу и климат.


45





Практическая работа 10. Описание одного из главных типов климата по климатической карте


46





Исследовательский проект Анализ состояния воздуха в своем населенном пункте, с использованием разных источников информации и собственных наблюдений




12

Тема 3. Гидросфера

47





Состав гидросферы.


48





Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Практическая работа 11. Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов.


49





Свойства вод Мирового океана.


50





Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях.


51





Богатства вод Мирового океана. Океан и человек.


52





Воды суши.


53





Река: строение речной системы. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. Реки мира.


54





Озера, их разнообразие по площади, происхождению котловин, солености. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы.


55





Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты.


56





Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды.


57





Практическая работа 12. Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору).


58





Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. Исследовательский проект Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование




2

Тема 4. Биосфера и почвы

59





Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре.


60





Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана




2

Тема 5. Биосфера и почвы

61





Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли, ее границы, свойства, закономерности развития.


62





Природные зоны Земли. Особенности природных зон экваториальных, тропических, умеренных и полярных широт. Исследовательский проект Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности).



РАЗДЕЛ IV. Планета людей (4 часов)



1

Тема 1. Население Земли

63





Численность населения Земли. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. Расы




1

Тема 2. Государства мира

64





Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США.




1

Тема 3. Влияние человека на природу

65





Изменения составляющих географической оболочки человеком. Изменения природных комплексов Земли. Загрязнение окружающей среды и ее охрана.

Исследовательский проект Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов


66





Резерв времени




4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Проверка результатов обучения школьников по географии предусматривает оценивание усвоенных ими знаний и сформированных универсальных учебных действий. Оценка может быть результатом письменной работы ( контрольная работа либо тестовые задания), творческой работы или устного ответа. При использовании любой формы оценивания учитель должен ориентироваться на определенные данной программой и действующим Стандартом государственные требования к подготовке учащихся и соответственно подбирать задачи. Отметки должны выставляться ученикам по пятибалльной системе согласно Критериям оценки знаний учащихся по географии.

Основными формами контроля ЗУН являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

- определить фактический уровень ЗУН по предмету;

- установить соответствие этого уровня требованиям действующего Государственного образовательного стандарта общего среднего образования;

- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программы учебного курса.

В процессе проверки результатов обучения применяются такие формы контроля, как:

-устный и письменный опросы;

- работа с картографическим материалом;

- тестовые задания;

- блиц-опросы, экспресс-опросы;

- игровые методы;

- само-оценивание и взаимное оценивание;

- творческие задания и проектные работы;

- самообразовательная деятельность учащихся.



5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Оценивая учебные достижения учащихся по географии, целесообразно учитывать:

- правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии;

- степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала;

- степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими, и другими дополнительными материалы)


Критерии оценивания устных ответов:

Уровень

Отметка

Критерии оценивания

Высокий

«5»

Учащийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы. Раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами; аргументирует свои утверждения, на высоком уровне анализирует и использует картографическую информацию, объясняет значение географических знаний, дает оценку географическим процессам и явлениям, умеет работать с источниками информации, самостоятельно делает выводы и обобщения.

Достаточный

«4»

Учащийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории, использует полученные знания на практике, знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Средний

«3»

Учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности. Воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления по типовому плану с ошибками, частично владеет географической номенклатурой.

Начальный

«2»

Учащийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала, не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Недостаточный

«1»

Учащийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.










Критерии оценивания практических работ:


Уровень

Отметка

Критерии оценивания

Высокий

«5»

Учащийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы, верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно.

Достаточный

«4»

Практическая работа выполняется учащимся в полном объеме и самостоятельно. Учащийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности. Применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; Умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Средний

«3»

Практическая работа выполняется и оформляется учащимся при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами. Учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допускает ошибки в ходе выполнения практической работы.

Начальный

«2»

Учащийся не подготовлен к выполнению практической работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Учащийся имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к выполнению практической работы; при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Недостаточный

«1»

Учащийся не может выполнить практическую работу.










Критерии оценивания работы с географической картой:


Уровень

Отметка

Критерии оценивания

Высокий

«5»

Учащийся свободно владеет картографической информацией, анализирует и использует картографический материал, самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в работе на географической карте; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя, правильно показывает объекты на карте с оптимальным темпом. Имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям.

Достаточный

«4»

Учащийся соблюдает основные правила работы с географической картой, имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; При показе объектов на карте допускает неточности. Имеет достаточные навыки работы с контурной картой, при заполнении контурной карты допускает неточности.

Средний

«3»

Учащийся испытывает затруднения при работе с географической картой, показывает слабое знание географической номенклатуры, теряется при поиске географического объекта, темп показа объектов замедленный. При заполнении контурной карты испытывает трудности в оформлении карты и определении объектов.

Начальный

«2»

Учащийся допускает грубые ошибки в использовании географической карты, с большим затруднением находит и показывает географические объекты на карте, при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты, при обозначении объектов допускает грубые ошибки.

Недостаточный

«1»

Отсутствие практических навыков работы с географической картой



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Физическая география. 6 класс. – М.: «Дрофа», 2011.

2. Климанова О. А., Белова М. Н., Ким Э. В. и др.; под ред. О.А. Климановой. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

3. Атлас. География. 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.

4. Контурные карты. География 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.

5. Дронов В. П., Пятунин В. Б., Таможняя Е. А. и др. География. 6-10 классы. CD-мультимедиа курс. Электронное приложение. – М.: «1С», РМЦ, 2012. 6. Летягин А. А. География. Начальный курс.

6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011.

7. Сиротин И. В. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011.

8. Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.

9. Климанова О. А. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2006.

10. Крылова О. В. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. – М.: Просвещение, 2005.

11. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. – М.: Глобус, 2010.









6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)


Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернет, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде;

- оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты изучения курса «География» приведены в разделах программа «Требования к уровню подготовки учащихся», которые соответствует Государственному образовательному стандарту общего образования. Требования направлены на реализацию деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и метапрдеметного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения курса «Общая география», 6 класс учащийся должен: Знать/понимать:

- значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;

- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;

- основные источники географической информации;

- методы изучения Земли;

- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца;

- различия между планом местности, картой, глобусом;

- современные способы создания карт;

- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;

- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;

- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека;

- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу географические объекты;

- обозначать и надписывать их на контурной карте;

- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений;

- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета;

- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, своей местности;

- адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры, источников;

- загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов;

- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи, описание образа природных объектов, описание природных объектов по типовому плану, описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям;

- определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в Коллекциях);

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

- ориентирования на местности, проведения съемок участков местности;

- чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе, в своей местности;

- проведения простейших наблюдений за географическими объектами;

- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Называть (показывать):

- составные части оболочек Земли;

- географические открытия;

- основные части литосферы, гидросферы и их номенклатуру.

Оценивать:

- роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное значение природы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!