СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г.Головко»



ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения учителей ______________________________

от «____» ­­­­­­­ _______2022 года № ___


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ ( О.Н.Крымская)

от «______» ­­­­_______ 2022 года





Рабочая программа

учебного курса

внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»



Срок реализации программы: 1 год






Составитель:


Алёха Наталья Владимировна


учитель начальных классов









г. Прохладный, КБР

2022г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности 2Занимательная грамматика» разработана в соответствии с требованиями:

  • пункта 32.1 ФГОС ООО.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

  • Распоряжение от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».

  • Постановление от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром Минпросвещения КБР от 2021 г.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития обучающихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке, воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Учебный курс предназначен для обучающихся 4 х классов; рассчитан на 1 час в неделю 34 часа в год.


2. Содержание учебного КУРСАвнеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»


Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.        

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов – разделы «Предложение» и «Текст».

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.


3. планируемые результаты освоения учебного КУРСА внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»



3.1 Личностные результаты обучающегося

В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:

— первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;

— осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;

понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

— проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;

— проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;

— проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;

— готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.


3.2 Метапредметные результаты обучающегося


В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

— ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в рамках изучаемого курса (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

— осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

— сравнивать группы объектов/предметов/изделий, выделять в них общее и различия;

— делать обобщения по изучаемой тематике;

— использовать схемы, модели, рисунки, таблицы, простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;

— комбинировать и использовать освоенные технологии при планировании и осуществлении своей деятельности в рамках изучаемого курса;

— понимать необходимость поиска новых решений, технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного социального опыта.

Работа с информацией:

— осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебных пособиях, хрестоматиях, картах, атласах и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;

— анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме;

— использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.

Коммуникативные УУД:

— вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;

— создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) в рамках изучаемого курса;

— строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) в рамках изучаемого курса;

— объяснять последовательность совершаемых действий в рамках выполнения проектов и исследования.

Регулятивные УУД:

— рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);

— выполнять правила безопасности при выполнении работы;

— планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

— устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

— выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

— проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

Совместная деятельность:

— организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;

— проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;

— понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной, исследовательской деятельности.


3.3 Результаты учебного курса внеурочной деятельности


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

4. тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

ЭОР/ ЦОР

1.

Что такое орфоэпия?

1

Игра

https://urok.1sept.ru/articles/649646

2.

Что такое фонография или звукозапись?

1

Практическая деятельность

https://thelib.info/naukovedenie/1433655-didakticheskaya-igra-najdi-lishnee-slovo/

3.

Звуки не буквы!

1

Практическая с элементами игры

https://alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/didakticheskie-igry-po-ruskomu-jazyku-v-nachalnoi-shkole.html

4.

Звучащая строка.

1

Практическая с элементами игры

https://lektsii.org/5-32815.html

5.

Банты и шарфы.

1

Самостоятельная работа в группах

https://studexpo.net/1073434/literatura/ritmiko_intonatsionnaya_struktura_stiha_razlichnyh_intonatsionnyh_tipah

6.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

Практическая

https://multiurok.ru/index.php/files/tablitsa-pravil-noi-postanovki-udarieniia-v-slovak.html

7.

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Самостоятельная работа в группах

https://infourok.ru/didakticheskie-igri-doskazhi-slovechko-ugadayka-3234893.html

8.

Имена вещей.

1

Самостоятельная работа в группах

https://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/tvorcheskaja-igra-dlja-mladshih-shkolnikov.html

9.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Практическая, чтение и анализ статей.

https://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/tvorcheskaja-igra-dlja-mladshih-shkolnikov.html

10.

В царстве смыслов много дорог.

1

Практическая работа

https://russkiiyazyk.ru/leksika/otlichie-mnogoznachnyh-slov-ot-omonimov.html

11.

Как и почему появляются новые слова?

1

Дидактическая игра

https://russkiiyazyk.ru/leksika/otlichie-mnogoznachnyh-slov-ot-omonimov.html

12.

Многозначность слова.

1

Самостоятельная работа в группах

https://studylib.ru/doc/4816085/pryamoe-i-perenosnoe-znachenie-slova-urok-igra

13.

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Самостоятельная работа в группах

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/09/slovari-russkogo-yazyka

14.

Об одном и том же - разными словами.

1

Дидактическая игра

https://poisk2.ru/didakticheskaya-igra-ispolzovanie-v-rechi-antonimov-sinonimov-2/

15.

Как возникают названия.

1

Самостоятельная работа в группах

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-etimologicheskij-slovar-4718980.html

16.

Слова – антиподы.

1

Лекция

https://bigslide.ru/russkiy-yazik/17086-slova-antonimi-protivopolozhnosti.html

17.

Фразеологические обороты.

1

Беседа

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/04/03/urok-russkogo-yazyka-po-teme-frazeologizmy-4-klass

18.

Словари «чужих» слов.

1

Самостоятельная работа в группах

.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/12/01/zaimstvovannye-slova

19.

Капитан и капуста.

1

Беседа, практическая работа

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/12/01/zaimstvovannye-slova


20.

«Он весь свободы торжество».

1

Лекция

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/03/31/prezentatsiya-a-s-pushkin

21.

Мы говорим его стихами.

1

Дидактическая игра

https://infourok.ru/didakticheskie-igri-na-urokah-russkogo-yazika-2667132.html

22.

Слова, придуманные писателями.

1

Беседа

https://infourok.ru/viktorina-po-proizvedeniyam-aspushkina-1345416.html

23.

Слова, уходящие и слова – новички.

1

Лекция

https://infourok.ru/prezentaciya-arhaizmi-i-istorizmi-v-russkom-yazike-3198830.html

24.

Словарь языка Пушкина.

1

Практическая

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-slovar-pushkina-2649606.html

25.

Смуглая Чернавка.

1

Беседа

https://infourok.ru/prezentaciya-arhaizmi-i-istorizmi-v-russkom-yazike-3198830.html

26.

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1


https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-paronimi-klass-430844.html

27.

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

Практическая

http://vera-sladkova.ru/russian-training/uprazhneniya-k-teme-upotreblenie-paronimov

28.

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Практическая

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/16/paronimy-5-klass

29.

Словарь - грамотей.

1

Практическая

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2010/08/22/sistema-raboty-s-orfograficheskim-slovarem-na-urokakh

30.

Научная этимология.

1

Практическая

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/08/07/prezentatsiya-etimologiya-nauka-o-proiskhozhdenii-slov

31.

Какие бывают имена?

1

Практическая

https://kakzovut.ru/kakie-byvayut-imena.html

32.

Древнерусские имена.

1

Практическая

https://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/iz-istorii-russkikh-imjon-i-familijj.html

33.

Отчество и фамилия.

1

Лекция

https://infourok.ru/prezentaciya-otchestvo-i-familiya-cheloveka-5051874.html

34.

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Дидактическая игра

https://infourok.ru/igri-po-razvitiyu-rechi-dlya-mladshih-shkolnikov-1046469.html





Информационно-техническое сопровождение программы

  1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте

  2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте

  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  18. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  19. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  20. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М: Просвещение 1984.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!