СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Эколята"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделя. Направление внеурочной деятельности: занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, роаскрытии и развитии способностей и талантов. Форма организации учебного курса внеурочной деятельности - кружок. Программа сожержит тематическое планирование, в котором отражены характеристика основных видов деятельности, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Эколята"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новониколаевская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области



Рассмотрено

на заседании ШМО

классных руководителей

Протокол от 31.08.2022 №1

Руководитель:__________/_________________/

Согласовано.

Методист: _______/Гончарова С.М./





Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

«Эколята»

основного общего образования

для 5 класса


Срок реализации: 1 год




Составитель: Соломенцева Светлана Николаевна, учитель биологии

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Эколята» основного общего образования для 5 класса разработана в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Министерства просвещения РФ от 18.07.2022г. № 568), с учетом авторской программы И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко «Чему природа учит человека» (Сборник программ по внеурочной деятельности

начального, основного и среднего общего образования: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. - М.: «Просвещение», 2020г.).

Нормативный срок освоения Рабочей программы – 1 год.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Рабочая программа составлена для учащихся 5 класса.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников/учебных пособий:

  • И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко «Чему природа учит человека?» 5–6 классы. Учебное пособие - М.: «Просвещение», 2019 г

  • Учебное пособие «Азбука природолюбия»


Направление внеурочной деятельности: занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов


Форма организации учебного курса внеурочной деятельности: кружок


Цель данного учебного курса: формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественно – научных представлений


Задачи учебного курса:

  1. Выработать у учащихся систему знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек - природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся.

  2. Помочь понять важность защиты окружающей среды.

  3. Создать условия для воспитания осознанной жизненной позиции учащихся, способных стать активными защитниками окружающей среды.


Освоение рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности сопровождается промежуточной аттестацией в форме творческой работы.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Раздел 1. Понимаем природу

Взаимозависимость человека и природы. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека. Природа как источник вдохновения: духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Как появились знания о природе. Становление научного естествознания. Роль естественно- научных знаний для практической деятельности человека. Чему человек учится у природы. Природа как источник технических решений человека. Бионика. Роль человека в жизни природы. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Ответственность человека за сохранение природы.


Раздел 2. Сохраняем природу

Что изучает наука экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории. Ответственность человека за приручѐнных животных. Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Проблема экономии воды. Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Исследование расхода воды в быту. Учимся у природы экономить воду. Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту.


Раздел 3. Учимся у природы экономии энергии

Как растение получает энергию солнечных лучей. Фотосинтез. Хлорофилл и его значение для улавливания солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Хлорофилл - зелѐный пигмент растений. Многообразие окраски листьев. Как растение использует энергию солнечных лучей. Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Космическая роль зелѐных растений на планете. Учимся у природы экономить энергию. Солнечная энергетика.


Раздел 4. Учимся у природы безотходному производству.

Природа - пример безотходного производства. Круговороты веществ в природе. Проблема загрязнения бытовыми отходами. Состав бытовых отходов. Проблема утилизации бытовых отходов. Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов. Обращение с бытовыми отходами. О чѐм рассказывает упаковка товара. Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды. Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду. Как стать экологически грамотным покупателем.


Раздел 5. Природа - это система

Что называется системой. Признаки систем. Компоненты систем. Многообразие компонентов природы. Аквариум как система. Взаимосвязь между компонентами системы аквариума. Системный подход к изучению природы. Уровни организации природы. Взаимосвязи в природе. Законы природы и преобразующая деятельность человека. Научно обоснованное природопользование. Общая характеристика природы. Природа - это единая развивающаяся система. Человек - часть природы и подчиняется еѐ законам.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты:

— основы экологической культуры и культуры природолюбия;

— основы общей культуры;

— духовно богатый внутренний мир и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

— внутренняя потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

— общий кругозор, развитие их творческих способностей;

— чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

— установка на здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• умение структурировать знания;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение, извлечение информации;

• определение основной и второстепенной информации.


Регулятивные УУД:

• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

• преодоление импульсивности, непроизвольности;

• понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

• умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

• форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;

• степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).


Коммуникативные УУД:

• понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;

• понимание относительности оценок или подходов к выбору;

• учет разных мнений и умение обосновать собственное;

• умение договариваться, находить общее решение.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

п/п /

в теме


Тема занятия

Форма проведения занятия

Содержание раздела

Характеристика основных видов деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Раздел: Понимаем природу Количество часов: 7

1/1

Человек и природа. Россия – территория Эколят – Молодых защитников Природы

Всероссийский экологический урок

Взаимозависимость человека и природы. Осознание необходимости сохранения жизни на Земле

Просмотр презентации, видеоролика


Работа в малых группах


Решение экологических задач


Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей


Изображение осенних пейзажей


Участие в играх, обсуждениях


Обоснование правил поведения в природе


Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу.

Всероссийский урок

«Эколята – молодые

защитники природы» 2022г.

https://urok.fedcdo.ru/



Видео «прогулка по лесу»

https://yandex.ru/video/

preview/586645071844562397


Бионика

https://uchitelya.com/biologiya/125492-prezentaciya-bionika-5-klass.html



Экологический урок «Моря России: угрозы и сохранение»

http://www.xn--h1aakialaja0l.xn--p1ai/


Проведение Всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы»


«4 октября – всемирный День животных»


Проведение экологического урока «Моря России: угрозы и сохранение»


Экологическая акция


Воспитание ценностного отношения к естественно - научным знаниям: роль естественно – научных знаний в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека, профессии, связанные с биологией


Воспитание ценностного отношения к достижениям российских ученых


2/2

Роль природы в жизни человека

Акция «Сделаем свою малую Родину чистой!»

Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи, сырья

3/3

Природа - источник вдохновения

Творческая мастерская

Природа как источник духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека

4/4

Как появились знания о природе

Круглый стол

Становление научного естествознания. Роль естественно - научных знаний для практической деятельности человека

5/5

4 октября – всемирный День животных

Своя игра


6/6

Человек учится у природы

Лекция

Природа как источник технических решений человека. Бионика. Выявление и оценка «подсказок» природы

7/7

Воздействие человека на природу

Экологический урок «Моря России: угрозы и сохранение»

Разнообразие путей воздействия человека на природу. Оценка достижений цивилизации и урона природе Необходимость жизни человека по законам природы. Отрицательное и положительное воздействие человека на природу

Раздел: Сохраняем природу Количество часов: 7

8/1

Что изучает наука экология

Видеоурок с элементами обсуждения

Природа - наш дом. Экология. Экологические проблемы и возможные пути их решения. Экологически правильное поведение человека

Обоснование правил поведения человека в природе


Проведение социологических опросов


Интерпретация данных с целью обоснования выводов


Приводить примеры природоохранных мероприятий, в том числе на территории НСО


Выполнение практических работ

Видеоурок «Экология как наука»

https://videouroki.net/video/8-ehkologiya-kak-nauka.html


Презентация «Защита животных»

https://ppt-online.org/455597


Презентация «Мы в ответе за тех, кого приручили»

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-pri-1.html


Диск по краеведению

Ознакомление с природоохранной деятельностью, в том числе на территории НСО

Воспитание ценностного отношения к экологическим знаниям: роль экологических знаний в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека, профессии, связанные с экологией


Создание ситуации через проблемные вопросы.

9/2

Красная книга

Презентация «Защита животных»

Природоохранная деятельность человека. Красная книга – её назначение, принципы составления

10/3

Как сохранить растительный и животный мир


Просмотр виде «Мануйловский заказник»

Пути предотвращения исчезновения видов растений и животных. Заповедники. Заказники. Национальный парк. Памятник природы. Природоохранные мероприятия

11/4

Ответственность человека за приручённых животных

Конференция

Роль домашних животных в жизни человека. Способы ухода. Ответственность за приручённых животных

12/5

Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе, сельской местности

Социологический опрос

Выявление общественного мнения по проблеме содержания собак в городе. Выявление причин, по которым люди заводят собак

13/6

Проблема экономии воды

Практикум «Исследование расхода воды»

Истощение водных ресурсов как экологическая проблема. Правила грамотного потребителя воды.

Исследование расхода воды

14/7

Учимся у природы экономить воду

Практикум «Приспособление комнатных растений к условиям пустыни»

Как растения сохраняют воду. Экономия воды в быту

Раздел: Учимся у природы экономии энергии Количество часов: 6

15/1

Секреты хлорофилла

Практикум «Изучаем хлорофилл в растении»

Адаптивный характер зелёной окраски растений. Фотосинтез. Хлорофилл. Его роль в процессе фотосинтеза

Значение хлорофилла для улавливания солнечных лучей. Увеличительные приборы. Микроскоп

Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных условиях обитания и приспособленностью к ним


Овладение приёмами работы с экологической информацией и её преобразование


Выполнение практических работ


Объяснение космической роли зеленых растений на планете Земля

Изготовление лепбука

Занятие по внеклассной работе "Секреты хлорофилла"

https://uchitelya.com/biologiya/175266-zanyatie-po-vneklassnoy-rabote-sekrety-hlorofilla.html


Групповые проекты


Работа в малых группах


Создание ситуации через проблемные вопросы.

16/2

Секреты хлорофилла

17/3

Многообразие окраски листьев у комнатных растений

Практикум «Многообразие окраски листьев у комнатных растений»

Хлорофилл - зеленый пигмент растений. Разнообразие окраски листьев: причинно – следственные связи

18/4

Как растение использует энергию солнечных лучей

Практикум «Использование энергии Солнца»

Консервация энергии в процессе фотосинтеза. Сущность фотосинтеза как сложного физико-химического и биологического процесса

19/5

Космическая роль зеленых растении на планете

Проектная деятельность

Зависимость жизни на Земле от энергии Солнца. Роль растений в жизнеобеспечении на Земле

20/6

Учимся у природы экономить энергию

Использование энергии Солнца. Солнечная энергетика. Экологические характеристики

Раздел: Учимся у природы безотходному производству Количество часов: 8

21/1

Природа – пример безотходного производства

Игра

Круговороты веществ в природе. Образуется ли мусор в природе. Отходы производства как результат деятельности человека

Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора).

Выполнение практических работ


Проведение социологических опросов


Интерпретация данных с целью обоснования выводов


Участие в акции


Изготовление поделок из вторсырья

Анкета для проведения социологического опроса населения по проблеме мусора https://www.survio.com/survey/d/G4A6M4Y9E1W4U6R5P



Практикум «Исследование упаковок товаров, приобретенных семьёй за одну неделю»

https://globallab.org/ru/project/form/issledovanie_upakovok_tovarov_kuplennykh_v_seme_za_nedelju.ru.html#.Y1UwyXZBxPY


Экологическая акция


Создание ситуации через проблемные вопросы.


Воспитание ценностного отношения к природе


22/2

Откуда берётся и куда девается мусор?

Акция «Эколята за раздельный сбор мусора»

Бытовые отходы как экологическая проблема. Состав бытовых отходов

23/3

Исследование содержимого

мусорной корзины

Практикум «Исследование содержимого мусорной корзины»

Проблема утилизации бытовых отходов. Пути решения.

24/4

Социологический опрос по проблеме мусора

Социологический опрос

Выявление общественного мнения по проблеме бытовых отходов.

Привлечение внимания населения к её решению

25/5

О чём рассказывает упаковка товара

Практикум «О чём рассказывает упаковка товара»

Типы упаковки товаров. Условные обозначения на упаковке: состав и опасность для окружающей среды

26/6

Исследование упаковок товаров, приобретенных семьёй за одну неделю

Практикум «Исследование упаковок товаров, приобретенных семьёй за одну неделю»

Определение разных типов упаковки товаров и их влияния на окружающую среду

27/7

Экскурсия «Продовольственный магазин: как стать экологически грамотным покупателем»

Экскурсия

Выявление различий разных типов упаковки товаров. Оценка их влияния на окружающую среду

28/8

Эколята за грамотное обращение с бытовыми отходами. Вторая жизнь отходов

Творческая мастерская


Раздел: Природа - это система Количество часов: 6

29/1

Что называется системой

Круглый стол

Система. Признаки систем. Компоненты системы

Выполнение практических работ


Участие в обсуждении


Высказывание собственной точки зрения и ее обоснование


Презентация творческой работы


Дискуссия


Викторина


Воспитание ценностного отношения к природе


30/2

Аквариум как система

Практикум «Аквариум как система»

Взаимосвязь между компонентами

системы аквариума

31/3

Учимся применять системный подход

Творческая мастерская

Системная организация природы. Уровни организации природы. Характеристики систем

32/4

Акция «Эколята за сохранение рек и озер России»

Акция


33/5

Научно обоснованное природопользование

Викторина

Законы природы и преобразовательная деятельность человека. Природопользование. Экологическая культура

34/6

Итоговое занятие.

Выставка творческих работ

Природа - это единая развивающаяся система. Человек — часть природы и подчиняется её законам



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!